Научная статья на тему 'Использование электронного тестирования для диагностики знаний и компетенций обучаемых'

Использование электронного тестирования для диагностики знаний и компетенций обучаемых Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
789
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ / САМООЦЕНКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Межуев А. М., Дмитриев С. А., Роговенко О. Н.

В работе рассматриваются вопросы создания и использования автоматизированной системы диагностики знаний и компетенций обучаемых по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов». Разработанная программа может быть эффективно использована для проведения различных форм контроля знаний и самооценки обучаемых на основе многоуровневого тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронного тестирования для диагностики знаний и компетенций обучаемых»

ровать их в любое удобное для него время. Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов, один тест - один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат. С помощью программ MyTest можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Все права на программу MyTest принадлежат ее автору. Автор программы: А.С. Башлаков, г. Унеча Брянской области. Программа MyTest распространяется бесплатно (Freeware). К программе довольно грамотно составлена справка, в которой можно найти все информацию о возможностях создания, редактирования и использования данной программы.

Также хочу отметить, что в последней версии программы появилось много нового.

Текст вопросов и вариантов поддерживает форматирование. Вы можете изменять шрифт, его размеры, цвет, начертание, использовать надстрочные и подстрочные индексы, менять выравнивание и создавать списки. Для этого в редакторе тестов имеется встроенный редактор текста, похожий на WordPad. Также вы можете редактировать и

форматировать текст в текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.

Если произведены соответствующие настройки, то результаты теста будут также отправлены на сервер преподавателю по компьютерной сети. Результаты содержат подробные данные о проведенном тесте. По каждому студенту можно посмотреть время, затраченное на выполнение заданий, количество ошибок, оценку в баллах и процентах. Также при включенной настройке «Сохранять результаты в файл», подробные результаты сохраняются в файл результатов. По умолчанию файл находится в каталоге с программой, но вы можете указать другое место в настройках программы.

Система оценки задается при создании теста без необходимости менять какие-либо настройки программы. Шкала оценок может быть не только пятибалльная, но и любая другая (десятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная, зачет/незачет - любая!). Если для ответа на задание требуется калькулятор, то его можно быстро вызвать, нажав на клавиатуре клавишу «=» (равно).

В заключение могу отметить, что такая система контроля и оценки знаний студентов очень удобна для проведения не только на разных этапах аудиторных занятий, но и на внеклассных мероприятиях.

Литература

1. Информационно-образовательный портал Клякс@.ш1 URL: http://mytest.klyaksa.net

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ

А.М. Межуев, С.А. Дмитриев, О.Н. Роговенко

В работе рассматриваются вопросы создания и использования автоматизированной системы диагностики знаний и компетенций обучаемых по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов». Разработанная программа может быть эффективно использована для проведения различных форм контроля знаний и самооценки обучаемых на основе многоуровневого тестирования.

Ключевые слова: электронное тестирование, диагностика знаний, самооценка знаний.

Диагностика обучения - обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика образовательной деятельности курсантов включает в

себя: контроль, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений обучаемых, предопределение целей, уточнение об-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

разовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование [1].

Среди тенденций развития образования в России на современном этапе перехода к ФГОС третьего поколения выделяется поиск инновационных методов контроля знаний и самооценки обучаемыми своих компетенций, отвечающих требованиям объективности, надежности, технологичности при небольших затратах. В этом плане важная роль отводится тестированию, которое сегодня успешно используется в учебных заведениях различного уровня, от школ до университетов.

Контроль обучения и самооценка знаний осуществляется путем определения соответствия между моделью знаний и личностной моделью знаний обучаемого. Одним из средств для определения этого соответствия являются тесты, с помощью которых можно измерить уровень знаний и умений обучаемых. Развитие новых компьютерных технологий дает предпосылки к разработке и про-

ектированию электронных контрольно-измерительных материалов [2].

В данной работе предлагается современная автоматизированная система диагностики знаний обучаемых по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов».

Компьютерная выдача педагогических тестов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Особенная роль здесь принадлежит компьютерноадаптивному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий с учетом многоуровневого характера представления методических материалов (согласно требованиям ГОС третьего поколения). Причем выбор уровня тестирования определяет самостоятельно обучаемый в процессе работы с преподавателем. Авторами на кафедре разработана программа «Тест-123», которая позволяет решить задачу автоматизации создания тестов и процедуры тестирования на основе закрытых тестов с множественным выбором варианта ответа (рис. 1).

Рис. 1. Окно программы тестирования «Тест-123»

Для разработки программы использовалась среда программирования Borland Delphi под управлением Windows Vista. Данная среда программирования позволяет создавать программы, состоящие из неограниченного количества модулей, поддерживает все

современные технологии в области программирования, отвечает принципам объектноориентированного программирования. Создание программ в среде операционной системы Windows Vista обеспечивает удобный пользовательский интерфейс, совместимость

практически со всеми видами периферийных устройств, обмен данными между различными приложениями операционной системы.

Программа «Тест-123» состоит из двух модулей (модуль конструктора тестов и модуль тестирования). Для создания нового теста необходимо в главном меню программы выбрать пункт «Создание нового теста» или нажать на иконку, на которой изображен белый бланк. После этого будет доступно окно для ввода названия дисциплины, по которой будет формироваться тест, или название отдельной темы выбранной дисциплины. В программе имеется система установки обратной связи. Данная система предназначена для того чтобы установить критерий оценки тестируемого. Таким образом, используя возможность модуля конструктора тестов, можно создать тест знаний по различным темам дисциплины «Устройства приема и обработки сигналов» или для всей дисциплины в целом.

Модуль тестирования программы «Тест-123» предназначен непосредственно для организации процедуры тестирования. Выполнение тестового задания заключается в выборе правильных ответов на вопросы. Число вариантов ответа по каждому вопросу может варьироваться. При каждом тестировании вопросы располагаются случайным образом, что помогает избежать списывания. По ходу

выполнения теста на экран выводится информация о том, сколько вопросов содержит тест и какое по счету задание выполняется. Во время ответа программа выдает комментарий, был ли правильным выбор ответа или нет, однако отменить свои действия испытуемый не может. По окончании выполнения теста для испытуемого выводится результат тестирования в соответствии с установленным критерием.

Таким образом, разработанная программа «Тест-123» позволяет подготавливать тесты и проводить тестирование на современном уровне с соблюдением конфиденциальности и в привлекательной форме. При этом значительно облегчается процесс обработки результатов и выставления оценок. Интуитивно-понятный интерфейс и развитая система помощи делает программу доступной широкому кругу пользователей. Данная разработка может найти широкое применение в учебных заведениях различного профиля.

Литература

1. Гагкуев Р.Г. ОСОКО - вот кто измерит температуру вузам России // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 54-55.

2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.

УДК 378.16

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Л.А. Пронина, И.В. Федорова

Авторами раскрывается состав внешних и внутренних ресурсов информационно-образовательной среды вуза, раскрывается роль научной библиотеки в структуре среды на примере научной библиотеки ТГУ имени Г.Р. Державина.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, внешние и внутренние информационные ресурсы вуза, научная библиотека вуза.

Информационно-образовательная среда является одним из важнейших компонентов структуры современного университета, поэтому проблема ее модернизации и оптимизации на сегодняшний день является настоятельным требованием времени.

В настоящее время информационнообразовательная среда вуза представляет собой совокупность баз и банков данных, спра-

вочно-информационных фондов, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, программных и технических средств, средств управления образовательным процессом и средств организационного и методического обеспечения. Современная среда богата различными видами информационных ресурсов, гармонично дополняющих друг друга: традиционными, электронными, муль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.