менение при построении интеллектуальной системы поддержки принятия решений по управлению маршрутизацией доставки продукции.
Литература
1. Дли М.И., Жилкин И.А. Интервальные модели поддержки принятия решений по развитию предприятий железобетонных изделий // Интеграл. 2009. № 2. С. 108.
2. Ghiani G., Guerriero F., Laporte G. and Musmanno R. Realtime vehicle routing: solution concepts, algorithms and parallel computing strategies / Research Report, Center of Excellence for High Performance Computing, University of Calabria, Arcavacata di Rende, 2003.
3. Усенко И.В. Обзор проблем принятия решений в неопределенных и расплывчатых условиях при решении транспортных задач // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2008. N° 2 (34). С. 37-44.
УДК 681
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ
В.В. Андреев; Н.В. Герова, к.п.н.
(Рязанский государственный университет им.. С.А. Есенина, [email protected].ги, [email protected].ги)
В статье рассмотрены особенности и преимущества электронного портфолио профессорско-преподавательского состава, сформулированы принципы его использования. Описана структура информационной подсистемы портфо-лио профессорско-преподавательского состава и разработаны требования к ней.
Ключевые слова: аттестация, информация, качество образования, профессорско-преподавательский состав, рейтинг, управление деятельностью, электронный портфолио.
Статья посвящена применению информационных технологий в решении задач повышения качества управления профессорско-преподавательским персоналом вуза в рамках концепции «Электронный университет», основной из которых является разработка структуры информационной подсистемы электронного портфолио профессорско-преподавательского состава (III 1С) и принципов ее использования.
При переходе к системе уровневого образования, к новой системе оплаты труда и внедрению автоматизированных информационных систем (АИС), в том числе подсистемы балльно-рейтинговой оценки ППС вуза, возникает потребность в формировании электронного информационного многоуровневого банка данных компетенций и достижений преподавателей. Все большая коммерциализация сферы высшего профессионального образования, демографическая проблема и рост конкуренции среди коммерческих и государственных вузов делают актуальным повышение качества подготовки выпускников через оперативное управление деятельностью ППС, обеспечивающее возможность контроля за ходом образовательного процесса [1].
Основой системы оценки деятельности ППС является электронный портфолио преподавателя (далее под портфолио будем понимать его электронный вариант). Портфолио - эффективный способ оценивания профессиональных компетенций ППС, а также перспектив делового и творческого взаимодействия администрации с преподавателями вуза. Это современная образовательная технология, в ее основе лежит метод аутентичного
оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, который можно применить к ППС вуза. При этом особенно ценным в аутентичности оценивания профессорско-преподавательского корпуса является комплексность оценки. С одной стороны, компетентность оценивают административные управления вуза, такие как служба качества образования, учебно-методическое управление, управление научных исследований и т.д. С другой - используются формы анализа, оценки и проектирования профессионального роста самим преподавателем.
Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является организация мониторинга профессиональной деятельности научных и научно-педагогических кадров средствами информационных технологий обработки и хранения массивов данных. Примером внедрения информационных технологий в систему менеджмента качества образования является создание АИС «Электронный университет», содержащей подсистему ведения портфолио преподавателей вуза.
При разработке структуры информационной подсистемы портфолио ППС необходимо учитывать:
- конкретные критерии оценки деятельности преподавателя (образовательную, научную, профессиональную и общественную);
- аттестационные критерии для прохождения на должность;
- оценку деятельности преподавателя коллегами и потребителями услуг;
- оценку качества учебно-методического сопровождения занятий;
- оценку достижений студентов и выпускников;
- прозрачность процесса аттестации ППС;
- дифференциацию оценки преподавателей различного профиля;
- возможность внесения изменений в структуру БД.
Аттестация преподавателей проводится на основе портфолио, в котором содержатся количественные и качественные показатели профессиональной деятельности, а также заключения экспертных комиссий. Кроме этого, портфолио позволяет определить различные уровни достижений преподавателей для дальнейшей аттестации и их рейтинг. Для каждой должности экспертными комиссиями устанавливается весовой коэффициент достижений преподавателя в зависимости от особенностей профессиональной области деятельности, например, для преподавателей факультета физической культуры и спорта учитываются спортивные звания и тренерские категории, подготовка победителей соревнований и спортсменов и т.д.
Внедрение электронного портфолио в систему менеджмента качества должно происходить поэтапно и системно. На первом этапе разрабатывается начальная модель структуры портфолио ППС вуза. Затем осуществляется сбор первичной информации из уже имеющихся показателей деятельности. На следующем этапе проводятся апробация и тестирование модели. На основе результатов ее анализа администрацией и ППС вуза выполняется последующая доработка модели, а затем повторяются этапы сбора данных, апробации и тестирования. Определить заранее количество этапов невозможно.
В многоуровневую структуру портфолио ППС входят личные данные (Ф.И.О., номер телефона, адрес персональной ^ей-страницы и т.д.); профессиональные данные (вуз, факультет, кафедра, должность, ученая степень, ученое звание и т.д.); различные показатели деятельности ППС в вузе.
К основным показателям профессиональной деятельности ППС в вузе относятся:
- yчебно-методическая работа (разработанные учебно-методические комплексы по дисциплинам, изданные учебники, учебные и учебно-методические пособия, полученные и написанные рецензии на учебники и учебные пособия с грифом учебно-методического отдела Министерства образования и науки РФ и т.д.);
- организационно-методическая работа (редактирование учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, монографий, сборников и журналов и др.; членство в советах вуза и т.д.);
- научная работа (опубликованные монографии, статьи, полученные патенты, свидетельства на полезную модель, свидетельства о регистрации
программ, руководство магистратурой, аспирантурой, докторантурой и т.д.);
- сведения о повышении квалификации (защита диссертаций, краткосрочные курсы повышения квалификации, стажировки и т.д.);
- воспитательная работа (работа тьютером, руководство студенческим исследовательским, профессионально-ориентированным, творческим объединением, работа экспертом или членом жюри конкурса, соревнования, олимпиады и т.д.).
Ведущая роль в подготовке современного специалиста отводится ППС вуза, так как профессионализм и мастерство преподавателя обеспечивают качество подготовки студентов в системе уровне-вого образования. В связи с этим особую значимость приобретает проблема повышения профессионального уровня ППС. Важными задачами являются повышение эффективности и качества методической работы, самообразование, создание комфортного климата в коллективе, поддержка преподавателя как менеджера образовательного процесса, обеспечивающие совершенствование его профессиональной деятельности. Ведение портфолио ППС вуза позволяет систематизировать личностное и профессиональное развитие преподавателя и показать уровень его профессиональной компетентности на текущий момент.
При разработке информационной подсистемы портфолио ППС вуза необходимо учитывать следующие требования: однократный ввод данных в систему, ограниченный доступ, возможность изменения содержания портфолио с сохранением предыдущих версий. Технология портфолио позволяет создавать и развивать корпоративную информационную среду, что, в свою очередь, способствует эффективному управлению вузом. Портфолио в системе аттестации ППС является информационным базисом для оценки профессиональной деятельности преподавателя и обладает преимуществами как для него самого, так и для администрации вуза. Основными преимуществами использования портфолио ППС в системе аттестации являются:
- централизованное хранение систематизированной информации;
- расширение единого научно-образовательного информационного ресурса вуза;
- возможность оперативного мониторинга индивидуальных достижений;
- возможность проведения аттестации и оценки квалификации;
- отражение роста учебных, профессиональных и индивидуальных достижений;
- рефлексия собственной деятельности (образовательной, научной, профессиональной и общественной);
- формирование и совершенствование профессиональных компетенций.
Таким образом, портфолио представляет собой систематизированный и специально организованный информационный банк данных, который формируется преподавателем самостоятельно и обеспечивает анализ собственной профессиональной деятельности и представление ее результатов в одной или более областях. Для преподавателя вуза портфолио является удобным инструментом накопления, хранения и управления информацией о своих профессиональных достижениях, таких как руководство научной школой, создание и руководство лабораториями и центрами, участие в конференциях (с предъявлением сертификатов и грамот), участие в целевых федеральных и региональных научных программах, выполнение грантов, повышение квалификации, научные и учебно-методические публикации и т.д. Проведение мониторинга показателей профессиональной деятельности и формирование рейтинга преподавателей с помощью технологии портфолио ППС являются основой эффективного управления вузом, включающего управление образовательным процессом, инновационной деятельностью, социальным развитием и т.д.
Сформулируем принципы использования технологии портфолио применительно к ППС вуза.
Принцип непрерывности - обеспечение регулярного сбора данных, фиксированные сроки анализа результатов мониторинга профессиональной деятельности ППС администрацией вуза.
Принцип диагностичности - измерение и оценка профессиональной деятельности конкретного преподавателя в соответствии с имеющейся информационной моделью.
Принцип проблемной ориентированности -мониторинг произвольного набора показателей с учетом особенностей профессиональной области деятельности.
Принцип адаптивности - внесение изменений в структуру модели портфолио и показателей профессиональной деятельности ППС вуза.
Принцип конфиденциальности - соблюдение защиты персональных данных преподавателей вуза с использованием разграничения прав доступа для обеспечения целостности, достоверности и конфиденциальности информации.
Основой технологии формирования портфолио ППС вуза является компетентностный подход к профессиональной деятельности преподавателей, объединяющий личностно-ориентированный, дея-тельностный и технологический подходы и формирующий систему компетенций в соответствии с профессиональным профилем преподавателя.
Технология портфолио реализована как информационная подсистема «Рейтинговая система профессорско-преподавательского состава университета» в АИС «Электронный университет». В 2009 г. она зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ под № 2009614422 (авторы: Андре-
ев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д., Тебенькова Т.В.). Система предназначена для ведения БД, мониторинга показателей профессиональной деятельности преподавателей вуза, кафедр, факультетов и университета в целом.
Данная подсистема позволяет осуществлять просмотр и редактирование рейтинговой карты преподавателя. На главной странице расположено меню, состоящее из следующих пунктов: «Главная страница», «Отчеты» и «Редактирование».
Меню «Редактирование» дает возможность осуществить ввод данных о новом преподавателе и просмотреть список зарегистрированных в системе преподавателей по следующим фильтрам: алфавитный (фамилии на определенную букву), все (отображение всех преподавателей), кафедры (отображение преподавателей выбранной кафедры). Кликом мыши по фамилии преподавателя можно открыть персональную страницу для редактирования основной информации (Ф.И.О., кафедра, логин и пароль для входа в систему). На странице также имеется ссылка, позволяющая просмотреть рейтинговую карту текущего преподавателя, представляющую собой таблицу, разделенную на группы показателей. При щелчке кнопкой мыши на какой-либо группе открывается список записей из показателей по данной категории. В системе существует возможность добавления новых записей и редактирования существующих. Форма редактирования данных - это набор обязательных и необязательных элементов ввода и выбора значений из списка для следующих показателей: подтип, название, дата проведения, результат участия, количество, комментарий. Поля, обязательные для заполнения, отмечены звездочкой. После сохранения записи ее можно отредактировать. В процессе редактирования информации существует возможность присоединить связанные документы, подтверждающие текущий показатель деятельности [2].
В заключение отметим, что использование электронного портфолио применительно к ППС вуза в рамках АИС «Электронный университет» позволит: обеспечить эффективный контроль и взаимодействие подразделений вуза, участвующих в образовательном процессе; совершенствовать контроль за деятельностью ППС; автоматизировать документооборот; создать условия для профессионального роста ППС; построить единое информационное пространство, удобное для администрации и преподавателей вуза, отражающее их профессиональную деятельность.
Литература
1. Герова Н.В., Лихачев В.Е. Информационные технологии в системе качества высшего и среднего образования. Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2009. 200 с.
2. Андреев В.В., Герова Н.В. Информационные системы. Управление вузом: учеб. пособие. Рязань: Изд-во Ряз. гос. унта им. С.А. Есенина, 2009. 160 с.