Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУДЕБНАЯ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиганшин М.Н.

Рассматриваются некоторые виды экспертных исследований и раскрывается важность их использования при расследовании дорожно-транспортного преступлений. Излагаются аспекты предоставления вещественных доказательств для проведения и оценки результатов исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING EXPERT RESEARCHIN THE INVESTIGATION OF ROAD - TRANSPORT CRIMES

Some types of expert research are considered and the importance of their use in the investigation of traffic crimes is revealed. The aspects of providing physical evidence for conducting and evaluating the results of research are outlined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-055 MOSURED: 77/27-026-2022-1-254

© Зиганшин М.Н., 2022

УДК 343.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Марсель Нурсилевич Зиганшин

Уфимский юридический институт МВД России marsel_ziganshin@internet.ru

Аннотация. Рассматриваются некоторые виды экспертных исследований и раскрывается важность их использования при расследовании дорожно-транспортного преступлений. Излагаются аспекты предоставления вещественных доказательств для проведения и оценки результатов исследований.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, судебная автотехническая экспертиза, судебная транспортно-трасологическая экспертиза

Для цитирования: Зиганшин М.Н. Использование экспертных исследований при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 11-13.

USING EXPERT RESEARCH IN THE INVESTIGATION OF ROAD - TRANSPORT CRIMES

Marsel N. Ziganshin

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia marsel_ziganshin@internet.ru

Abstract. Some types of expert research are considered and the importance of their use in the investigation of traffic crimes is revealed. The aspects of providing physical evidence for conducting and evaluating the results of research are outlined. Keywords: road traffic crimes, forensic autotechnical expertise, forensic transport and trace analysis

For citation: Ziganshin M.N. Using expert research in the investigation of road-transport crimes // Road safety. 2022. № 2. P. 11-13.

В Российской Федерации в условиях постоянного роста количества автомобильного транспорта обеспечить безопасность дорожного движения возможно только объединив усилия государства и общества. Широкий общественный резонанс дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с тяжкими последствиями приводит к тому, что законодательная власть ужесточает наказание за нарушение правил дорожного движения, однако это, как правило, не дает положительного результата. Только в совокупности с неизбежностью заслуженного наказания за содеянное возможно достичь эффективного результата. В обеспечении справедливого наказания за ДТП, повлекшего смерть либо тяжкий вред здоровью его участников, немаловажная роль отводится органам предварительного следствия системы МВД России. От сотрудников следственных подразделений требуется объективность и беспристрастность при выяснении всех обстоятельств ДТП.

В современных условиях постоянно увеличивающихся требований к полноте и качеству проводимого расследования получение достаточной доказательственной базы по делам о дорожно-транспортных преступлениях невозможно без производства судебных экспертиз, поскольку для решения многих вопросов, возникающих в ходе расследования уголовного дела, необходимы специальные познания в области науки и техники.

Основной процессуальной формой использования специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортного преступления является проведение автотехнической экспертизы, наиболее распространенные задачи которой - исследование обстоятельств происшествия и технического состояния транспортных средств, а также установление наличия или отсутствия у водителя технической возможности предотвратить происшествие. Одним из вариантов та-

№ 2/2022 -

кого исследования выступает решение вопроса о том, располагал ли водитель технической возможностью остановить автомобиль до линии движения пешехода. В результате принимается решение о возбуждении уголовного дела в ходе проверки материала о ДТП с тяжкими последствиями в ситуации, когда автомобиль совершил наезд на пешехода, внезапно вышедшего на проезжую часть дороги, по которой двигалось транспортное средство. Следует отметить, что подобные исследования могут проводиться только на основании достоверных исходных данных о дорожных условиях и параметрах движения пешехода и транспортного средства. Кроме того, необходимо обязательно учитывать погодные условия и технические характеристики транспортного средства [1].

Экспертная оценка действий участников дорожно-транспортного преступления при проведении автотехнической экспертизы заключается в установлении соответствия действий водителей требованиям правил дорожного движения (далее также ПДД). Экспертное исследование может лишь установить несоответствие действий водителя требованиям правил дорожного движения. Вывод о нарушении водителем ПДД делает следователь, принимающий решение на основании результатов психологического анализа поступка водителя, причин и мотивов его поведения, поскольку данные обстоятельства непосредственно связаны с установлением вины водителя. Грамотное использование возможностей указанного вида экспертной деятельности позволяет проверять и опровергать надуманные версии водителей об обстоятельствах дорожно-транспортного преступления [1].

Путем проведения транспортно-трасологиче-ской экспертизы решаются вопросы о состоятельности версий, указанных участниками ДТП в ходе допросов. Поскольку механизм столкновения транспортных

_ 11

Безопасность до]

средств формируется из процесса зарождения аварийной ситуации, вызванной в большинстве случаев изменением направления движения одного из транспортных средств, последующего их сближения вплоть до непосредственного контакта, сопровождающегося, как правило, деформацией деталей и резким изменением направления их движения или совместным перемещением с возможным последующим разделением и движением к месту конечной остановки. До столкновения каждое транспортное средство двигается независимо в своем направлении, а после - под воздействием различных факторов транспортные средства могут поворачиваться и перемещаться в положения, в которых они оказались после полной остановки, причем положения транспортных средств до и после столкновения могут иметь существенные отличия. Кроме того, механизм столкновения характеризуется траекторией и скоростью движения транспортных средств до и после столкновения, а также расположением места столкновения относительно границ проезжей части и углом взаимоположения транспортных средств на дороге в момент первоначального контакта.

При расследовании дорожно-транспортных преступлений следователю особенно важно установить, на какой стороне дороги произошло столкновение, так как обломки (осколки) и фрагменты деталей транспортных средств могут находиться на сравнительно большой площади. В этом случае от следователя требуется изучить и зафиксировать следы шин, образовавшихся на поверхности проезжей части дороги в момент и после столкновения в процессе отброса транспортных средств.

Процедуру осмотра места дорожно-транспортного преступления следователю необходимо начинать с зоны непосредственного столкновения и продолжать до так называемой исходной зоны, где происходило зарождение аварийной ситуации, поскольку следы повреждений на придорожных объектах (насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д.) могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения транспортных средств после полной остановки. При таком порядке осмотра следователю легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортными средствами, не участвовавшими в дорожно-транспортном преступлении [2].

В силу своей специфики осмотр места дорожно-транспортного преступления представляет собой одно из самых ответственных и трудоемких видов следственных действий и зачастую имеет решающее значение для расследования данного вида преступлений, поэтому проведение тщательного и полного осмотра места ДТП является непременным условием правильной квалификации действий участников дорожно-транспортного преступления.

От следователя, производящего осмотр места дорожно-транспортного преступления, требуются умение пространственно мыслить и графически изображать объекты, расположенные на месте ДТП, в масштабном соотношении на бумажную схему, а также хорошие навыки проведения натурных измерений, так как в ходе осмотра места дорожно-транспортного преступления зачастую возникает необходимость выполнения указанных задач в максимально сжатые сроки, поскольку имеющиеся материальные следы в значительной степени подвержены изменениям и утрате под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Автомобили, проезжающие в непосредственной близости от места происшествия, могут повредить важные для расследования следы. В реальной обстановке существует необходимость как можно скорее освободить проезжую часть и убрать (переместить) поврежденные

>жного движения -

транспортные средства, создающие препятствие для других участников дорожного движения [3].

Пренебрежительное отношение к проведению осмотра места дорожно-транспортного преступления и несвоевременная фиксации обстановки, явившейся результатом преступления, приводит к невосполнимой утрате следовой информации. Процедура фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного преступления заключается в последовательном и полном описании объектов в протоколе и составлении масштабной схемы, которая служит для отображения фактического расположения всех объектов на месте преступления относительно границ проезжей части и места столкновения с указанием их продольных и поперечных размеров. К протоколу и схеме осмотра места происшествия следует обязательно приложить материалы фото- и (или) видеосъемки. В ряде случаев необходимость скорейшей фиксации с помощью технических средств может быть обусловлена осадками, наступлением темноты или иными факторами.

Применение технических средств фиксации должно осуществляется согласно правилам криминалистической фотосъемки. Точку съемки необходимо выбирать так, чтобы снимок отражал все детали обстановки на месте дорожно-транспортного преступления, фотографии должны демонстрировать, подчеркивать и конкретизировать содержание протокола осмотра места ДТП. Важно сделать фотографии транспортных средств с четырех сторон, при этом необходимо запечатлеть все кузовные детали, в том числе не имеющие повреждений, так как зачастую возникает необходимость отразить в протоколе те части, которые не пострадали [4].

При необходимости экспертным путем определить расположение транспортных средств относительно элементов дороги в момент столкновения назначается транспортно-трасологическая экспертиза. Для формирования объективного вывода эксперту следует-предоставить материалы уголовного дела, содержащие следовую информацию (протокол осмотра места происшествия, схему, фотоснимки и видеозаписи), а также транспортные средства, на которых имеются механические повреждения и следы. С помощью комплексной транспортно-трасологической и физико-химической экспертизы определяется наличие следов касания (столкновения) на транспортных средствах путем исследования механических повреждений и следов лакокрасочных материалов на их внешних проворностях.

В свою очередь, достоверность и достаточность предоставленных для исследования исходных данных напрямую зависит от лица, производящего осмотр места ДТП, а эксперту зачастую приходится разграничивать обнаруженные следы и механические повреждения на транспортных средствах, которые могли образоваться как в процессе их столкновения в рассматриваемом ДТП, так и при других обстоятельствах.

В процессе фиксации следовой информации в протоколе необходимо указать расположение, размеры и форму всех следов, поскольку именно место начала образования следов скольжения колес, заблокированных в результате деформации кузова при столкновении транспортных средств, позволяет точно определить место столкновения. По следам скольжения в ходе проведения транспортно-трасологической экспертизы устанавливаются такие криминалистически значимые обстоятельства рассматриваемого события, как направление и траектория движения транспортных средств в отдельные моменты ДТП, а также место первоначального столкновения и угол взаимного расположения ТС в момент первоначального контакта.

12

№ 2/2022

Физико-химическая экспертиза при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях проводится нечасто. Вместе с тем именно ее заключения позволяют эффективно устанавливать истину по делам в тех случаях, когда участниками выдвигаются различные версии произошедшего события. Большинство исследований преимущественно проводится с целью установления соответствия следов лакокрасочного материала, имеющегося в местах механических повреждений на ТС, и лакокрасочного покрытия другого транспортного средства. Кроме того, в ходе физико-химической экспертизы существует возможность установить, были ли включены световые приборы на ТС в момент ДТП.

Зачастую в рамках расследования уголовного дела по дорожно-транспортному преступлению, связанному со столкновением транспортных средств, целесообразно производить реконструкцию момента столкновения, в ходе которого по зафиксированному расположению обнаруженных на поверхности дороги следов шин транспортных средств следователь имеет возможность экспериментальным путем установить их фактическое расположение относительно друг друга и границ проезжей части в момент первоначального контакта.

Отличительной особенностью производства подобных следственных действий по данной категории уголовных дел является необходимость использования транспортных средств на проезжей части дорог с интенсивным движением. Кроме того, возникает очевидная необходимость проведения следственного действия с использованием ТС, участвовавших в дорожно-транспортном преступлении. Данные обстоятельства провоцируют возникновение дополнительных технических трудностей (транспортировка аварийных транспортных средств с места хранения до места проведения следственного эксперимента), а также временное прерывание движения на участке проведения следственного действия для обеспечения безопасности его участников.

Очевидно, что наиболее целесообразно проводить подобные следственные действия непосредственно после завершения осмотра места преступления, поскольку в данном случае исключается необходимость в дополнительной транспортировке аварийных транспортных средств. Кроме того, все требующиеся для исследования материальные следы расположены на месте преступления, что, в свою очередь, минимизирует финансовые затраты и человеческие ресурсы, а также повышает эффективность самого следственного действия и значительно ускоряет процесс расследования.

По всем уголовным делам данной категории должны проводиться судебно-медицинские экспертизы для установления причин смерти и определения тяжести вреда здоровью. Помимо выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию в части объек-

тивной стороны состава преступления, сведения, полученные в ходе производства судебно-медицинской экспертизы, могут способствовать опровержению ряда ложных, так называемых защитных версий, выдвигаемых подозреваемыми лицами в ходе предварительного следствия. Например, в процессе допроса подозреваемый может выдвинуть версию о резком изменении артериального давления в процессе управления ТС, что, в свою очередь, могло привести к временному помутнению сознания и невозможности контролировать свои действия.

Таким образом, практика расследования ДТП показывает, что залогом полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела является умение следователя грамотно и в полном объеме использовать возможности судебной экспертизы при тесном взаимодействии с экспертами.

Применение современных достижений судебной экспертизы позволяет восстановить как сам механизм дорожно-транспортного преступления, так и предшествовавшие ему обстоятельства. Часто именно заключения судебных экспертиз позволяют следователям успешно опровергать надуманные защитные версии подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам данной категории и устанавливать истину по делу для принятия законного обоснованного процессуального решения.

Список источников:

1. Вашкевич А.В. К вопросу о специфических экспертизах, проводимых при расследовании дорожно-транспортного происшествия // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 9.С. 73-78.

2. Гайнельзянова В.Р. Использование специальных знаний при производстве осмотра места происшествия в процессе расследования преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. Т. 8. № 4. С. 94-100.

3. Хамматуллин А.К. Порядок осмотра следов на месте дорожно-транспортного происшествия // Вестник НЦ БЖД. 2015. № 4(26). С. 51-59.

4. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. М.: Экзамен. 2001. 288 с.

References:

1. Vashkevich A.V. To the question of specific examinations conducted during the investigation of road traffic accidents // Legal science: history and modernity. 2012. № 9. P. 73-78.

2. Gainelzyanova V.R. The use of special knowledge in the production of inspection of the scene in the process of investigating crimes related to violation of the Rules of the road and the operation of vehicles // Actual problems of law and state in the XXI century. 2016. V. 8. № 4. P. 94-100.

3. Hammatullin A.K. The procedure for examining traces at the site of a road traffic accident // Bulletin of the Scientific Center for Life Safety. 2015. № 4(26). P. 51-59.

4. Korshunov V.M. Traces at the scene. Detection, fixation, seizure. M.: Examen. 2001. 288 p.

Информация об авторе

М.Н. Зиганшин - старший преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России Контакты: ул. Муксинова, д. 2, Уфа, Россия, 450103

Information about the author

M.N. Ziganshin - Senior lecturer at the department of criminalistics of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia Contacts:ul. Muksinova, d. 2, Ufa, Russia, 450103

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 04.07.2022. № 2/2022 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.