Научная статья на тему 'Использование экспертного метода при оценке влияния туристского кластера в регионе'

Использование экспертного метода при оценке влияния туристского кластера в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ВЛИЯНИЕ / КЛАСТЕРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / TOURIST CLUSTER / CLUSTERING / ASSESSMENT / IMPACT / SYNERGY EFFECT / CLUSTER INTERACTIONS / EXPERT METHOD / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов А.А.

В настоящее время формирование туристских кластеров широко применяется как инструмент экономического развития регионов. В статье затрагиваются вопросы функционирования туристского кластера для целей оценки его влияния на деятельность субъектов хозяйственной деятельности. В большинстве исследований, посвященных экономическому влиянию туристских кластеров, не акцентируется внимание на процессах, происходящих между его участниками. В то же время, эти процессы являются основным фактором возникновения синергетического эффекта. Существующие подходы к оценке влияния туристского кластера не в полной мере отвечают характеристикам объекта исследования. В статье предлагается применение экспертного метода для анализа процессов взаимодействия участников туристского кластера с целью последующего исследования их экономического влияния на субъектов хозяйственной деятельности. В качестве экспертного метода рассматривается проведение опроса участников кластера для идентификации взаимодействий, направленных на формирование конкурентоспособного туристского предложения региона. Выступая в качестве экспертов, представители туристских компаний более объективно определяют взаимодействия, отвечающие характеристикам туристского кластера. Использование экспертного метода для анализа влияния кластеризации соответствует комплексности объекта исследования, характеризующегося множеством участников и синергетическим эффектом от их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of expert method in assessing the impact of regional tourism cluster

Nowadays, tourist clusters are widely used as a tool of regional economic development. The paper addresses the tourist cluster functioning issues to assess the impact of clustering on regional economic activity. The majority of tourist cluster impact researches does not consider inner processes of cluster interactions between cluster’s participants. Simultaneously, the clustering processes are a key factor of synergy effect in tourist cluster. Existing approaches to assess the impact of tourist cluster do not fully meet the characteristics of the research object. The paper proposes an application of an expert method to analyze the processes of cluster participants ’ interactions for further assessment of tourist cluster’s economic impact. As an expert method the article considers a survey of tourist cluster participants to identify the cluster interactions focusing on creating of competitive regional tourist offer. Representatives of cluster companies as experts objectively define interactions that meet characteristics of tourist cluster. Application the expert method to analyze the effect of clustering satisfies the complexity of the research object including numerous participants, interaction comprehensiveness and synergy effect.

Текст научной работы на тему «Использование экспертного метода при оценке влияния туристского кластера в регионе»

А.А. Сафонов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, AlejandroSafonov@ya.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА ПРИ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ

В настоящее время формирование туристских кластеров широко применяется как инструмент экономического развития регионов. В статье затрагиваются вопросы функционирования туристского кластера для целей оценки его влияния на деятельность субъектов хозяйственной деятельности. В большинстве исследований, посвященных экономическому влиянию туристских кластеров, не акцентируется внимание на процессах, происходящих между его участниками. В то же время, эти процессы являются основным фактором возникновения синергетического эффекта. Существующие подходы к оценке влияния туристского кластера не в полной мере отвечают характеристикам объекта исследования. В статье предлагается применение экспертного метода для анализа процессов взаимодействия участников туристского кластера с целью последующего исследования их экономического влияния на субъектов хозяйственной деятельности. В качестве экспертного метода рассматривается проведение опроса участников кластера для идентификации взаимодействий, направленных на формирование конкурентоспособного туристского предложения региона. Выступая в качестве экспертов, представители туристских компаний более объективно определяют взаимодействия, отвечающие характеристикам туристского кластера. Использование экспертного метода для анализа влияния кластеризации соответствует комплексности объекта исследования, характеризующегося множеством участников и синергетическим эффектом от их взаимодействия.

Ключевые слова: туристский кластер, кластеризация, оценка, синергетический эффект, влияние, кластерные взаимодействия, экспертный метод, региональная экономика.

На сегодняшний день оценка влияния формирования туристских кластеров не находит должного отражения при планировании экономического развития регионов в России. Несмотря на широкое применение кластерной концепции развития туризма фактически отсутствуют актуальные данные об их позитивном влиянии как на субъектов хозяйственной деятельности, так и на социально-экономическое развитие регионов. Дело в том, что даже положительная динамика развития туристской деятельности в регионе на сегодняшний день не может быть связана с формированием туристских

кластеров, так как отсутствуют адекватные инструменты исследования их влияния.

Более того, проблематика оценки влияния связана с неопределенностью правил формирования подобного вида квазиинтегри-рованных структур. Недостаток профессиональных экспертов в этой области и понимания соответствующих процессов в совокупности с отсутствием моделей формирования не позволяет прогнозировать развитие кластеров и эффективно ими управлять. 1

Важно подчеркнуть, что кластер представляет собой динамичный механизм сотрудничества, формирующийся в целях пре-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Основные экономические преимущества туристского кластера формируются благодаря агломерационным эффектам концентрации хозяйствующих субъектов.

одоления существующих экономических хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, трудностей.2 В процессе развития на каж- географическая концентрация не является дом из его этапов могут возникать кризис- единственным источником конкурентных ные ситуации, которые сведут на нет все преимуществ и экономического эффекта

их формирования. Более тщательный анализ зарубежных исследований показывает важность взаимодействий, возникающих между участ-

_ никами.4 Более того,

именно взаимодействия между компаниями являются основополагающим элементом, без которого группа компаний не будет являться кластером.5

Кластерные взаимодействия представляют собой объединение процессов независимых компаний для формирования совместного туристского предложения региона в месте локализации производителей туристских услуг. Такой тип взаимодействий определяет отношения, возникающие между конкурирующими компаниями на каждом этапе цепочки создания ценности и не являющиеся иерархичными. Таким образом, взаимодействия в туристском кластере происходят не только в рамках вертикальной интеграции участников цепочек создания ценности туристского продукта, но и в горизонтальной плоскости (рисунок).

В поддержку такого подхода говорит тот факт, что туристский кластер не рас-

усилия по его созданию, поэтому сложно гарантировать конкретные результаты в этой сфере без адекватных методов исследования, учитывая средний период развития кластеров в 15-20 лет.3

При существующих сложностях оценки влияния процессов, происходящих между участниками, изучение вопросов данного типа влияния становится еще более актуальным. Применяемые подходы к оценке влияния туристского кластера можно разделить на три группы: сравнительный подход (сравнение экономических показателей группы компаний «до» и «после»), проектный (рассмотрение кластера как инвестиционного проекта) и экономико-статистический (анализ статистических показателей развития туристской деятельности в регионе).

Применение таких подходов не учитывает процессы кластеризации, происходящие между компаниями, что обусловлено сложностью объекта исследования. Основные экономические преимущества туристского кластера формируются благодаря агломерационным эффектам концентрации

Кластерные взаимодействия в цепочке создания ценности туристского предложения региона

сматривается как жесткая организационная тод опроса, который предполагает открытые

структура, а наоборот, представляет дина- вопросы, направленные на выявление клас-

мичную квазиинтегрированную модель, терных взаимодействий по пяти направлени-которая изменяется со временем благодаря ям: в области совместного обучения персона-появлению или угасанию кластерных взаимо-

действий.

Более того, логика подсказывает, что существует взаимосвязь кластерных взаимодействий с возникновением си-нергетического эффекта. Синергетический эффект туристского кластера возникает благодаря множеству факторов осуществления хозяйственной деятельности в местах локализации производителей туристских услуг, в том числе и благодаря агломерационным эффектам. Вместе с тем, в большинстве своем эти факторы сложно идентифицировать, так как не всегда такие отношения будут формализованы и закреплены договорами. Например, перетекание знаний, уровень информированности о конкурентах в кластере выше, чем в группе компаний, и это не подкреплено двусторонними договорами.

Таким образом, основным элементом, формирующим синергетический эффект, являются кластерные взаимодействия между производителями туристских услуг, локализованных в месте пребывания туриста. Следовательно, для оценки влияния кластеризации компаний, выраженного в синергетическом эффекте, необходимо выявить такие специфические взаимодействия. При этом использование только стандартных методов расчета экономической эффективности не является целесообразным, так как в данном случае не учитываются процессы, осуществляющиеся между компаниями.

Синергетический эффект туристского кластера, учитывая субъек-

Взаимодействия в туристском кластере происходят не только в рамках вертикальной интеграции участников цепочек создания ценности туристского продукта, но и в горизонтальной плоскости.

Основным элементом, формирующим синергетический эффект, являются кластерные взаимодействия между производителями туристских услуг, локализованных в месте пребывания туриста.

ла, маркетинга, закупочной деятельности, оказания совместных услуг (формирование общего предложения) и взаимовыручки (удовлетворение потребностей общего клиента).

Участникам опроса предлагается указать компании, с которыми они сотрудничают по данным направлениям. При этом вопросы должны быть парными для выявления участников как с положительными взаимосвязями, так и с отрицательными. Отрицательные взаимосвязи подразумевают нежелание одной компании по каким-либо причинам (например, деловая репутация, личный конфликт и др.) взаимодействовать с другой компанией. Определяющим элементом в экспертном методе является выбор экспертов и построение адекватного опроса, отвечающего характеристикам кластерных взаимодействий.

По каждой паре вопросов составляется таблица, где по вертикали указываются наименования компаний, а по горизонтали их порядковые номера. Таблица заполняется в соответствии с полученными анкетами: при положительном выборе ставится знак «+», а при отрицательном - «-». При появлении взаимных положительных или отрицательных связей в таблице они выделяются знаком «О». Для целей оценки функционирования и влияния туристского кластера на основе сформированных таблиц строится общая сводная таблица, отражающая все взаимные связи по пяти направлениям сотрудничества. Дальнейший анализ проводится на основе количественных данных о положительных

тивность процессов, необходимо рассчиты- и отрицательных взаимных связях, которые

вать, используя экспертный метод исследо- являются базой для определения влияния ре-

вания взаимодействий. В качестве основного гионального туристского кластера на субъек-

экспертного метода предлагается взять ме- тов хозяйственной деятельности.

№ 5(79) МАЙ 2017

т

Предположение о влиянии кластерных взаимодействий на экономические результаты деятельности компаний основывается на том факте, что такой вид взаимодействий в совокупности формирует синергетический эффект. Более того, именно проявление си-нергетического эффекта позволяет предполагать прямую взаимосвязь процессов кластеризации и ее влияния на выручку компаний. При этом процедура исследования взаимодействий предполагает, что экспертный опрос проводится с целью выявления определенных взаимодействий по направлениям, формирующих конкурентоспособность совокупного туристского предложения региона.

Таким образом, широкое применение кластерной концепции к региональному экономическому развитию делает актуальными вопросы эффективности функционирования туристских кластеров. При этом подходы, применяемые к оценке их влияния, на сегодняшний день не отвечают характеристикам объекта исследования и учитывают общую экономическую эффективность без привязки к внутренним процессам взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности. Применение экспертного метода для определения кластерных взаимодействий производителей туристских услуг позволяет количественно идентифицировать элементы возникнове-

ния синергетического эффекта и создает основу для экономического анализа влияния кластеризации на субъектов хозяйственной деятельности. (jfe

Литература

1. Кострюкова О.Н., Сафонов А.А. Актуальные проблемы оценки влияния туристского кластера на развитие сферы услуг и экономику региона // Вестник индустрии гостеприимства: междунар. науч. сб. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С.114-117.

2. Suire R., Vicente J. Why do some places succeed when others decline? A social interaction model of cluster viability // Journal of Economic Geography. 2009. Т. 9, № 3. С. 381-404.

3. Menzel M.P., Fornahl D. Cluster life cycles - dimensions and rationales of cluster evolution // Industrial and corporate change. 2009. Р. 36.

4. Rosenfeld S.A. The social imperatives of clusters // Europe - Reflections on Social Capital, Innovation and Regional Development: The Ostuni Consensus. 2007. Vol. 3 (1). Р. 176-182.

5. Кострюкова О.Н., Баканова А.А., Сафонов А.А. Взаимодействия в кластере как основа для оценки его влияния на экономику региона // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 4 (40). С. 38-40.

6. Enright M.J. Regional clusters: what we know and what we should know // Innovation clusters and interregional competition. Springer Berlin Heidelberg, 2003. С. 99-129.

THE USE OF EXPERT METHOD IN ASSESSING THE IMPACT OF REGIONAL TOURISM CLUSTER

A.A. Safonov, postgraduate.

St. Petersburg State University of Economics.

St. Petersburg, Russia, AlejandroSafonov@ya.ru

Nowadays, tourist clusters are widely used as a tool of regional economic development. The paper addresses the tourist cluster functioning issues to assess the impact of clustering on regional economic activity. The majority of tourist cluster impact researches does not consider inner processes of cluster interactions between cluster's participants. Simultaneously, the clustering processes are a key factor of synergy effect in tourist cluster. Existing approaches to assess the impact of tourist cluster do not fully meet the characteristics of the research object. The paper proposes an application of an expert method to analyze the processes of cluster participants' interactions for further assessment of tourist cluster's economic impact. As an expert method the article considers a survey of tourist cluster participants to identify the cluster interactions focusing on creating of competitive regional tourist offer. Representatives of cluster companies as experts objectively define interactions that meet characteristics of tourist cluster. Application the expert method to analyze the effect of clustering satisfies the complexity

of the research object including numerous participants, interaction comprehensiveness and synergy effect.

Key words: tourist cluster, clustering, assessment, impact, synergy effect, cluster interactions, expert method, regional economy.

References

1. Kostryukova O.N., Safonov A.A. Aktual'nye prob-lemy ocenki vliyaniya turistskogo klastera na razvitie sfery uslug i ehkonomiku regiona [Actual problems of assessment of the impact of tourism cluster on the development of the service sector and the economy of the region] //Vestnik industrii gostepriimstva: mezhdunarodnyj nauchnyj sbornik. Vypusk № 2. SPb.: Izd-vo SPbGEHU, 2016. S.114-117.

2. Suire R., Vicente J. Why do some places succeed when others decline? A social interaction model of cluster viability // Journal of Economic Geography. - 2009. T. 9. №. 3. S. 381-404.

3. Menzel M.P., Fornahl D. Cluster life cycles - dimensions and rationales of cluster evolution // Industrial and corporate change. 2009. S. 36.

4. Rosenfeld S.A. The social imperatives of clusters // Europe - Reflections on Social Capital, Innovation and Regional Development: The Ostuni Consensus, 2007, Vol. 3(1), pp. 176-182.

5. Kostryukova O.N., Bakanova A.A., Safonov A.A. Vzaimodejstviya v klastere kak osnova dlya ocenki ego vliyaniya na ehkonomiku regiona [Interaction in the cluster as the basis for the evaluation of its impact on the region's economy] // Vestnik Nacional'noj Akademii Turizma. 2016. №4(40), s. 38-40.

6. Enright M.J. Regional clusters: what we know and what we should know // Innovation clusters and interregional competition. - Springer Berlin Heidelberg, 2003. S. 99-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.