Научная статья на тему 'Использование экспериментально-фонетических методов для диагностики речевых нарушений у детей'

Использование экспериментально-фонетических методов для диагностики речевых нарушений у детей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
345
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование экспериментально-фонетических методов для диагностики речевых нарушений у детей»

Работа по коррекции речевого недоразвития детей в условиях депривации не ограничивается занятиями с логопедом. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива.

Список литературы

1. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. - СПб.,

2008.

2. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб., 2001.

3. Худенко Е.Д., Алешина А.М, Слободняк Н.П. и др. Внедрение технологий укрепления основ психического здоровья в системе комплексной реабилитации детей и подростков: учебно-методическое пособие. - М., 2009. - С. 42-48.

М.Н. Коршунова

магистрант II курса кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Использование экспериментально-фонетических методов для диагностики речевых нарушений у детей

Применение экспериментально-фонетических методов в логопедической диагностике нарушений речи у детей дает более объективную оценку при исследовании звуков речи.

Эти методы позволяют наблюдать такие тонкости в произношении, которые совершенно недоступны на слух и, что особенно важно, они дают возможность разлагать артикуляцию и акустическую картину звуков на отдельные элементы, тогда как на слух звуки воспринимаются как неразложимые целые. А если отдельные детали и могут быть определены на слух, то все же результаты чисто слухового анализа очень зависят от исследователя. Важнейшее же преимущество эксперимента состоит, как указывал Л.В. Щерба, в том, что только он позволяет получить «отрицательный» материал, т. е. сведения о том, что недопустимо в системе данного языка [2].

Описание звуковых единиц должно учитывать роль этих единиц в образовании языковых значений (функциональный аспект), а также как они производятся (артикуляторный аспект), как звучат (акустический аспект) и как воспринимаются (перцептивный аспект) [1].

Фонетика как раздел языкознания занимается изучением звуковых единиц, в связи с их ролью в образовании значимых единиц языка.

Важное значение фонетика имеет для фонопедии и логопедии. Существование этих дисциплин невозможно без ясного представления о механизме произношения и о языковой функции произносимого. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к устранению того или иного недостатка речи [2].

Как указывал Л.В. Щерба, фонетика вовсе не занимается индивидуальными словами, а исследует общие правила данного языка в области

104

звуков. Не конкретные слова, а те или иные фонетические положения определяют оттенки произношения данной фонемы [2].

В фонетике эксперимент осуществляется двумя методами: с помощью слуха и с помощью специальной аппаратуры. Первый часто называют субъективным, второй - объективным. Необходимость использования объективных методов (спектрального и осциллографического) особенно при исследовании произносительно-слухового аспекта звуковых явлений определяется в первую очередь тем, что, как писал Л. В. Щерба, «даже изощренное ухо слышит не то, что есть, а то, что оно привыкло слышать, применительно к ассоциациям собственного мышления» [2].

Звук речи, как и всякий другой звук, является результатом воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды. При описании звуков речи их рассматривают с двух сторон: во-первых, изучают объективные свойства колебательных движений - их частоту, силу, спектральный состав, а во-вторых, те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, - высоту, громкость, тембр.

Однако в природе и в речи чаще всего мы встречаемся со сложными звуками. Самый простой пример сложного звука - это колеблющаяся струна. Очень часто возникают колебательные движения, которые образуют и основной тон и обертоны. Голосовые связки человека, которые мы можем сравнить с колеблющими струнами, издают такие сложные звуки. Чтобы охарактеризовать какой-либо сложный звук акустически, необходимо получить представление о его основном тоне, о частоте гармоник основного тона и об относительной интенсивности всех его частотных составляющих. Эти данные мы получаем при спектральном анализе звука.

Источником звука при речеобразовании могут являться различные участки речевого аппарата человека. Выталкиваемый из легких человека воздух (чаще всего звуки произносятся при выдохе) приводит в состояние колебаний голосовые связки. Колебания голосовых связок образуют основной тон голоса. Частота основного тона зависит и от собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин связки более длинные и массивные, и основная частота голоса ниже, чем у женщин), и от степени натяжения связок - это дает возможность изменять частоту колебаний связок, т. е. изменять основной тон на протяжении высказывания. Кроме голоса, возможны и другие источники звука, а именно, шумовые источники-турбулентный и импульсный. Турбулентный шум образуется при наличии сужения в каком-либо месте артикуляционного тракта. В результате этого воздушный поток, поступающий из легких по относительно широкому в месте сужения создают вихревые потоки, вызывающие специфический звук, который мы слышим при образовании таких согласных как (S, X) [1].

Импульсный источник вызывает звук при образовании согласных (p, t, k), когда происходит резкое прерывание воздушной струи, создается избыточное воздушное давление за местом смыкания артикуляционных органов, а затем его внезапный спад при раскрытии смыкания. При обра-

105

зовании звуков речи действуют или один из этих трех источников, или два, или даже все три. При производстве гласных источником звука являются колебания голосовых связок; для глухих щелевых согласных источник звука - турбулентный, а для звонких щелевых согласных - и голосовой, и турбулентный; звонкие взрывные согласные образуются и при участии импульсного, и при участии голосового источников [1].

Надгортанные полости - ротовая, носовая, полость глотки - являются резонаторами, собственные частоты которых могут значительно изменяться в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое небо, в зависимости от того, какой звук в данный момент произносится. Источник звука вызывает в системе резонаторов (т. е. в надгортанных полостях) собственные колебания. Звуки, которые мы слышим, -сложные, являющиеся результатом преобразования звука, возникающего в источнике, резонансной системе надгортанных полостей. Собственные частоты резонаторов наиболее усилены в спектральной картине звука. Эти усиленные частоты называют формантами звука, так как они формируют специфическое звучание каждого гласного и согласного. Частоты формант связывают со спецификой артикуляции, те по частотам формант можно судить о положении артикуляторных органов. Установлена зависимость частоты формант от характера артикуляции гласных звуков: считается, что частота FI связана со степенью закрытости звука, а частота FII - со степенью его продвинутости вперед. Огубленность звука понижает частотное значение всех формант. Обычно гласные произносятся в сочетании с согласными, что накладывает определенный отпечаток на спектр гласного. Частота FII сильнее изменяется под влиянием предшествующего мягкого согласного: в этих случаях на границе между согласным и гласным FII имеет более высокую частоту, чем на стационарном участке гласного. Губные твердые согласные понижают частоту FII гласных (а) и (е); переднеязычные твердые значительно повышают частоту FII гласных (о),(и) [1].

Осциллографическая кривая содержит все сведения об акустических свойствах регистрируемого сигнала, но анализ ее требует специального умения и навыков. По этой кривой можно определить частоту, длительность и интенсивность звука; что же касается спектрального анализа, то он практически по осциллограмме неосуществим, хотя теоретически и возможен, так как спектр на ней отражен. Для облегчения анализа на осциллографе одновременно может быть записано несколько сигналов, например: суммарный речевой сигнал через два шлейфа (низкочастотный и высокочастотный), колебания голосовых связок через ларингофон, и всегда отметка времени, которую можно получить от генератора звуковых частот. Хотя на осциллограмме записывается акустический сигнал, мы можем косвенно делать заключения и об особенностях артикуляции соответствующих звуков: о работе голосовых связок, о способе образования согласных, о придыхательности и т. п. Работа голосовых связок при произнесении звонких смычных обнаружится на осциллографической кривой в виде низкочастотных колебаний на участке до взрыва: эти колебания соответствуют основному тону голоса диктора. При произнесении

106

звонких щелевых на такой рисунок наложатся высокочастотные непериодические шумовые колебания. Фаза смычки глухих характеризуется отсутствием колебаний, взрыв - появлением малоинтенсивных непериодических колебаний на относительно коротком участке после смычки. В придыхательных фаза после смычки отличается большей длительностью при том же рисунке кривой [1].

Весьма важную роль при исследовании различных характеристик звуков речи играют приборы, позволяющие выделять любую часть записи любой продолжительности, начиная с нескольких миллисекунд (при этом запись в целом не нарушается). Воспроизводя с любой громкостью только выделенную часть записи (тогда как остальная часть полностью заглушается), исследователь получает возможность услышать и проанализировать на слух или же при помощи анализирующих приборов интересующие его отрезки звучания, вплоть до частей одного звука любой длительности.

Неправильно было бы думать, что при использовании объективных методов роль экспериментаторов сводится к нулю. Во-первых, нет универсальных приборов; каждый прибор приспособлен к регистрации или анализу какого-нибудь одного или же нескольких, но не всех параметров речи. Во-вторых, всякий прибор вносит большие или меньшие искажения. От прибора требуется, чтобы неизбежные погрешности не искажали полностью объективную картину; от исследователя же требуется, чтобы он понимал возможности используемой им аппаратуры, умел учитывать неизбежные искажения и вносить в получаемые данные необходимые поправки. Поэтому исследователь должен сам в той или иной степени участвовать в проведении эксперимента. Учитывая сложность современной аппаратуры, нельзя требовать, чтобы исследователь знал детали устройства соответствующего прибора, но он должен понимать принцип его работы [2].

С целью оптимизации диагностики нарушения речи у детей возникает вопрос о необходимости включения в работу логопеда экспериментально-фонетических методов, дополняющих логопедическое традиционное обследования.

Благодаря использованию сочетания названных методов станет возможным сравнить речь ребенка с нарушением речевого развития и речь нормально говорящего. Кроме того, появится возможность соотнести речь до коррекционного воздействия и после него, а также отсроченного анализа полученных данных.

Экспериментально-фонетические методы, дающие более объективную оценку при диагностике, являются перспективными. Позволяют грамотно наметить пути коррекционного воздействия, по ясному представлению о механизме произношения и о языковой функции произносимого.

Список литературы

1. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей Фонетики. - СПб.,

1991.

2. Зиндер Р.Л. Общая Фонетика. - М., 1979.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.