Использование эко-технологий в гостиничном бизнесе
Шишко А. Г.
Шишко Анастасия Геннадиевна / Shishko Anastasiia Gennadievna - магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Институт магистратуры, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в связи с разрушительным влиянием деятельности человека на окружающую среду повышается спрос на экологические товары и услуги, в том числе в гостиничном бизнесе. В статье рассмотрены примеры использования «зелёного» маркетинга в гостиничном бизнесе для повышения конкурентоспособности своих услуг и привлечения клиентов.
Ключевые слова: экологический маркетинг, роль экологического маркетинга, «зелёный» отель, продвижение гостиничных услуг.
В условиях современной повышенной конкуренции в гостиничном бизнесе владельцы отелей непрерывно пытаются найти инновационные маркетинговые решения, чтобы создать дополнительные преимущества своего отеля и выделиться среди конкурентов.
В связи с чрезмерной антропогенной нагрузкой на экосистему и возможностью экологической катастрофы люди начали бережнее относиться к используемым ресурсам, что повысило спрос на экологически безопасные продукты. Мировой рынок экологических товаров и услуг на 2013 год составил 230 млрд. $, а на 2016 год должен составить 885 млрд. $. Доля экотуризма составляет 17 % и ежегодно спрос повышается на 5 % [5]. Согласно опросу Trip Advisor 2013 Travel Trends Survey (Северная Америка и Европа) 12 % опрошенных выбирают исключительно отели, предлагающие разумное использование ресурсов, 70 % предпочли бы поселиться в таком отеле и 90 % готовы есть в ресторанах с экологически чистыми продуктами. Интерес к безопасному для окружающей среды туризму подтолкнул отельеров к внедрению экологического маркетинга, суть которого заключается в совместной деятельности потребителя, производителя и государства посредством формирования экологической культуры и удовлетворения нужд потребителя за счет обеспечения производителями более высокой потребительской, экологической и этической ценности товара, приводящей к максимизации общественной выгоды [3, с. 149].
Применяя экологический маркетинг в управлении, отель не только выполняет современные требования рынка к их товарам и услугам [1, с. 153], но и убеждает людей сделать выбор в пользу экологическо чистых гостиниц. «Зелёные» услуги отеля, заставляя ощущать вклад в сохранения окружающего мира, рассматриваются потребителями как наиболее полезные для себя и для общества в целом.
Переход на «зелёные» рельсы довольно затратный и хлопотный процесс. Несмотря на это политика многих гостиниц направлена на экологизацию своей деятельности, постоянное и неуклонное внедрение систем управленческих, технологических и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных трудовых ресурсов при улучшении или неизменности качества природной среды [2, с. 23]. Причина столько высокого интереса к элементам «зелёного» бизнеса обусловлена рядом причин.
Грамотная экологическая политика гостиницы приводит к экономии издержек производства за счет:
а) водо- и энергосбережения;
б) раздельной утилизации отходов;
в) экономномного/повторного использование некоторых предметов;
г) применения экологических/переработанных материалов;
д) использования гипоаллергенного постельного белья;
е) использования средств без хлора;
ё) альтернативных источников энергии;
ж) озеленения территории;
з) информирования и поощрение гостей отеля;
и) взаимодействия с местными жителями.
Исследования природоохранной организации «Grean Seal» показало, что отель с номерным фондом 150 номеров потребляет за неделю столько электроэнергии, сколько необходимо 100 частным домам. Это связано с отоплением пустующих номеров, огромных коридоров, круглосуточным освещением, нерациональным использованием электроэнергии постояльцами. Для этого специалистами ЮНВТО и её партнерами была разработана специальная онлайн - программа «Hotel Energy Solutions», позволяющая отелям следить за уровнем потребления энергии и сделать его более рациональным. Благодаря данной программе отели смогут уменьшить влияние на изменения климатических условий. Онлайн - программа «Hotel Energy Solutions» предлагает не только оценку использования энергетических ресурсов, но и индивидуальный подбор источников энергии, в том числе и альтернативных, и способы ее экономичного использования, позволяющие сократить расходы.
Гостиничная индустрия, как и любой бизнес, для повышения конкурентоспособности ищет новые маркетинговые ходы. Мода на здоровый образ жизни, возможность остановиться в необычном месте заставляет клиентов по-новому относиться к выбору средств размещения. В качестве примера рассмотрим гостиницу «Montana Magica» в Патагонии (Чили). На территории заповедника из природных материалов сотворили «Montana Magica» («Магическая гора») - гостиницу, которая была признана как самый успешный экологический проект в области создания эко гостиниц в Чили. Отель «Montana Magica» представляет собой удивительное зрелище: гору с расположенным на вершине водопадом. Для отделки номеров отеля были использованы исключительно природные материалы.
Еще одной популярной тенденцией дизайна эко - отелей стала полная адаптация к окружающей среде. Например, отель «Bella Vista» в Трафои (Италия). В отеле размещается 11 номеров, как бы полностью встроенные в склон холма, с крышами, покрытыми зеленой травой.
Экологическо чистые материалы при строительстве и функционировании отеля, органическая еда повышают лояльность клиента.
Кроме того важно приобщить самих постояльцев к вкладу в сохранение окружающей среды. Так, например, крупная французская группа Accor в 2012 году заявила о запуске программы экологического развития «PLANET 21», главная цель которой - информирование клиентов о мерах, предпринимаемых группой по защите окружающей среды и приглашение гостей принять непосредственное участие в этой деятельности. В программу входят лекции для сотрудников и гостей по профилактике заболеваний (95 % отелей сети), водо и энергосбережения (25 % отелей сети), инновациях на рынке экологически продуктов и услуг (85 % отелей сети), программы правильного питания [4, с. 12]. Руководство английского столичного отеля «Cavendish» предоставляет бесплатную парковку для гостей, приехавших в отель на велосипедах, а посетители, пользующиеся не загрязняющими окружающую среду видами транспорта, получат 50 % скидку на все услуги гостиницы.
Важным инструментом успешного экологического маркетинга является сотрудничество с различными предприятиями, придерживающиеся принципов экологического развития - строительные компаниями, рестораны, транспортные компании. Интересным примером является сотрудничество Hilton Worldwide с компанией Global Soap Project, некоммерческой организацией, перерабатывающей полученное от отелей мыло и распространяющее его среди бедных слоев населения, тем самым снижая риск различных заболеваний.
Все мировое сообщество становится на защиту окружающей среды и гостиничная сфера не является исключением. Отели активно пропагандируют заботу о природе и здоровье своих гостей. Это не только помогает защите окружающей среды, но и привлекает состоятельных клиентов. Важным элементом является открытость гостиничного предприятия, что даёт построить доверительные отношения с потребителем. Честность, ориентация на здоровье общества, причастность к улучшению экологии, партнерство как с государственными и частными организациями, так и с потребителем обеспечивают позиционирование гостиницы как социально ответственного предприятия, улучшают качество услуги, повышают конкурентоспособные преимущества.
Литература
1. Власова Е. Я., Оганесян Н. Р., Яндыганов Я. Я.Экологический маркетинг -основной элемент экологической политики предприятия // Экономика региона, 2009. № 4. С. 145-155.
2. Гусева Т. В. Экологический маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом, 2008. № 4. С. 19-24.
3. Козлова О. А. Экологический маркетинг: новый концептуальный подход и стратегический потенциал производителей // Вестник Омского университета, 2011. № 1. C. 146-155.
4. Punitha S. Consumers' Perceptions of Green Marketing in the Hotel Industry // Asian Social Science, 2016. vol. 12. P. 1-16.
5. Портал про гостиничный бизнес. [Электронный ресурс]: URL: http://prohotel.ru/publication/news/?tagid=166&tag=. (дата обращения: 01.04.2016).
Методика оценки рисков Value-at-Risk Буваев Б. Л.
Буваев Борлык Лиджиевич /Buvaev Borlyk Lidzhievich - магистрант, кафедра мировых финансов, факультет международных экономических отношений, Финансовый Университет, г. Москва
Аннотация: данная работа представляет собой описание основных предположений модели Value-at-Risk (VaR), включая её критику (ограничения), а также применение модели на практике для оценки рыночного риска торговых позиций банка. В качестве примера расчета VaR был взят портфель активов, состоящий из акций компании Магнит. Ключевые слова: Value-at-Risk, VaR, риск-менеджмент.
История модели
Модель VaR была разработана в 80-х годах XX века, но широкое распространение получила благодаря применению во внутренней практике американского инвестиционного банка JP Morgan. В 1994 году банк выпустил методологию расчета показателя VaR и дал его интерпретацию [1]. Позже показатель стал широко использоваться в департаментах риск-менеджмента других финансовых институтов, включая банки, страховые компании, брокерские, управляющие компании и хедж фонды. Несмотря на то, что на тот момент показатель VaR не был регламентируем требованиями регулятора, он служил хорошей аппроксимацией риска при проведении финансовых операций.