2. Изменения уровня ФСГ в сыворотке крови подопытных тёлок (среднее по группам)
Группа
контрольная опытная
количество животных, n уровень ФСГ, мМЕ/мл (X±Sx) количество животных, n уровень ФСГ, мМЕ/мл (X±Sx)
Перед первым введением препаратов (1-е сутки опыта)
n = 10 1,68±0,55 n = 10 1,65±0,65
Перед вторым введением препаратов (11-е сутки опыта)
n = 10 1,39±0,62 n = 10 0,86±0,33
Перед осеменением (14-е сутки опыта)
n = 10 3,14±1,19 n = 10 2,69±1,55
в контроле. Динамика уровня ФСГ в сыворотке крови тёлок представлены в виде графика на рисунке 1.
Рис. 1 - Уровень ФСГ в сыворотке крови подопытных тёлок, мМЕ/мл
При проведении синхронизации по указанной схеме двукратное введение эстрофана выводит животных на одну стадию полового цикла. Вторая инъекция эстрофана выполняется в период максимальной активности жёлтых тел в яичниках животных, при этом уровень ФСГ в сыворотке крови минимален. Через 72 часа после инъекции жёлтые тела в яичниках лизируются, уровень ФСГ повышается, и животных осеменяют без выявления охоты. В нашем опыте подобная динамика ФСГ наблюдалась в крови тёлок обеих групп. Животным опытной группы одновременно с инъекциями эстрофана вводили диоксид кремния в ультрадисперсной форме. При этом изменения уровня ФСГ в крови у них были более заметными, чем у тёлок контрольной группы. Возможно, в
этом и проявляется механизм воздействия УДЧ диоксида кремния на оплодотворяемость тёлок при фронтальном осеменении.
Вывод. Экспериментально установлено, что оплодотворяемость при фронтальном осеменении тёлок опытной группы достоверно превысила результаты в контрольной группе на 20,0 %. Предположительно, фактором повышения оплодотворяемости послужило применение подопытным животным диоксида кремния в ультрадисперсной форме. Возможно, УДЧ диоксида кремния способствуют более быстрой и полной доставке простагландинов к яичникам, а также активизируют рецепторы яичников для восприятия гормонов, регулирующих овуляцию и оплодотворение.
Литература
1. Мамаев А.В., Самусенко Л.Д. Коррекция половой функции коров // Животноводство России. 2009. № 1. С. 39 - 40.
2. Кинзеев В.Н. Регулирование воспроизводительной функции мясного скота // Молочное и мясное скотоводство. 2002. № 1. С. 24 - 27.
3. Кроткевич Д.Г., Буйлук А.О., Мустахиева Д.А. Кремний в микро- и наноструктурах // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 67.
4. К вопросу о поведении кремния в природе и его биологической роли / В.В. Вапиров, В.М. Феоктистов, А.А. Венскович [и др.] // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 2 (163). С. 95 - 102.
5. Nanoparticles: Pharmacologicalandtoxicologicalsignifican ce / C. Medina, M.J. Santos-Martinez, A. Radomskiet al. // Br. J. Pharmacol. 2009. № 150 (552). P. 558.
6. Toxicity of nanoparticles / M.A. Zoroddu, S. Medici, A. Leddaet al. // Curr.Med. Chem. 2014. № 21 (3837). P. 3853.
7. Toxicity of nanoparticles on the reproductive system in animal models: a review / R.D. Brohi, L. Wang, H.S. Talpuret al. // Front. Pharmacol. 2017. № 8. P. 606.
Использование экдистероидсодержащих препаратов в схеме лечения мастита у коров
Н.А. Татарникова,д.в.н., профессор, ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ; И.Н. Жданова, к.в.н, Пермский НИИСХ - филиал ПФИЦ УрО РАН
Мастит среди заболеваний молочной железы продолжает оставаться наиболее актуальной проблемой в молочном животноводстве [1]. Около
30 % коров ежегодно выбраковываются из-за болезней органов размножения, в том числе маститов.
Наличие в молоке определённого количества антимикробных веществ представляет опасность для людей, так как возникают случаи массовых пищевых отравлений, связанные с потреблени-
ем молока и молочных продуктов. Возбудители субклинической формы обладают способностью выделять бактериальные токсины, которые вызывают у человека различные формы желудочно-кишечных расстройств [14, 15]. Из молока и экссудата молочной железы коров с различными формами воспаления чаще выделяются бактерии рода Staphylococcus (34 %), которые в основном обладают патогенными свойствами и в 50 % случаев не чувствительны к антибиотикам [1 - 3, 16, 17].
Основным путём решения проблемы предотвращения возникновения и распространения устойчивых к АМП (антимикробным препаратам) штаммов является разработка единой стратегии рационального применения АМП в животноводстве, основанная на унифицированном постоянном мониторинге чувствительности возбудителей бактериальных болезней у крупного рогатого скота. В последнее время для повышения резистентности организма сельскохозяйственных животных сохранения молочной продуктивности и улучшения работы обмена веществ в схемы терапии вводят экологически чистые российские иммуномодулирующие препараты. Биоинфузин и гистоген характеризуются высокими адапто-генными свойствами и безопасностью в применении, даже при увеличении дозировки, их можно применять как в отдельности, так и в совмещённых схемах профилактики и терапии. Испытуемые иммуномодуляторы имеют высокий уровень безопасности при использовании, исключают нежелательные эффекты антибио-тико- и химиотерапии и улучшают показатели качества молока [1, 2, 4 - 6].
Целью исследования являлась разработка нового способа лечения клинической формы мастита у коров в послеродовой период, обеспечивающий увеличение лечебной эффективности на 10 %.
Материал и методы исследования. Научно-производственное исследование проведено в условиях ОАО «Липовая гора» Пермского района.
На первом этапе эксперимента были проанализированы показатели акушерской патологии у животных, предоставленные департаментом ветеринарии Пермского края, и проведены клинические исследования молочной железы у коров. На втором этапе были изучены микробный фон и морфобиохимические параметры крови у коров. На третьем этапе с целью дальнейшей разработки системы ветеринарно-технологических мероприятий по терапии заболеваний молочной железы у коров был проведён научно-производственный опыт [7 - 10].
Для проведения эксперимента и определения терапевтической эффективности био-инфузина и гистогена методом парных аналогов по А.И. Овсянникову [11] в научно-
производственном испытании сформировали две группы больных маститом коров, по 12 гол. в каждой. Во время опыта животные всех групп находились в одинаково равных условиях кормления и содержания.
Коровам опытной группы внутримышечно применяли препарат биоинфузин в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы животного, ежедневно, в течение 7 сут., гистоген подкожно, в дозе 0,02 мл/1 кг, с 1-го дня лечения, ежедневно, в течение 7 суток, и цефтонит подкожно в дозе 1 мг цефтиофура на 1 кг массы животного с интервалом в 24 часов, в течение 5 сут. Выбор антибиотика Цефтонита обоснован высокой чувствительностью микрофлоры к нему.
В контрольной группе применялась блокада нервов вымени у коров по Д.Д. Логвинову: в каждую поражённую четверть вымени в дозе 150 мл вводили антибиотик Нитокс 200 глубоко внутримышечно, в дозе 20 мл, однократно, согласно утверждённой инструкции и наставлению.
Статистическую обработку экспериментальных данных проводили по методическим указаниям Н.А. Плохинского на ПВМ с использованием программы Microsoft Excel 2007.
Результаты исследования. Анализ причин выбраковки сельскохозяйственных животных из основного стада в Пермском крае показал, что ежегодно наблюдается динамика к увеличению выбытия молодых и наиболее высокопродуктивных коров по причине воспаления молочной железы: на долю таких животных приходится 16 %. В 2016 г. из общего количества болезней органов размножения у коров (49099) заболели маститом 41,6 % гол. В 2017 г. было отмечено незначительное снижение мастита - 40,4 %. В 2018 г. из 53254 гол. заболеваемость маститами составила 41,7 %.
В опытном хозяйстве обследовали на мастит 70 коров в период после отёла. Обследование позволило выявить заболевание у 57 % животных. В результате анализа заболеваемости коров воспалением молочной железы в послеотёльный период клинический мастит был выявлен у 50 % гол., скрытый - у 7 % гол. В ходе эксперимента получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Клиническая и субклиническая формы мастита были зарегистрированы у 57 % коров.
В 1-й день после отёла от 6 подопытных гол. взяли пробы секрета молока с чётко выраженными различиями по органолептическим признакам и провели их бактериологическое исследование. При этом в секрете долей вымени, поражённых клиническим маститом, выделили кокки и палочковидные бактерии: Staph. aureus и E. coli.
По данным бактериологического исследования содержимого секрета молока получено, что наибольшая чувствительность к выделенным
микроорганизмам отмечалась у препаратов ци-профлоксацин и цефалексин; средняя активность была у препаратов амоксициллин и нитилмицин. Слабой активностью при исследовании обладали левомицитин, канамицин и оксациллин.
При первичном исследовании крови у животных контрольной и опытной групп до применения терапии установили выраженную тенденцию к снижению ряда показателей: эритроцитов - на 10,3 и 9,5 %, гемоглобина - на 10,1 и 20,2 % соответственно по группам. После применения испытываемой схемы лечения уровень общего белка в сыворотке крови увеличился у животных опытной группы на 6,4 %, контрольной - на 1,8 %. Уровень альфа-глобулинов в сыворотке крови коров опытной группы после комплексного лечения повысился на 10 % по сравнению с уровнем в начале исследования, что свидетельствует о благоприятном исходе лечения заболевания.
Концентрация глюкозы в крови животных опытной группы в конце эксперимента повыси-
лась с 1,6±0,2 до 1,9±0,3 ммоль/л, или на 15,8 %.
В результате проведённого испытания установлено, что небольшое снижение количества витамина Е в крови к концу опыта произошло у коров контрольной группы. У коров, которым вводили иммуномодуляторы, значение данного показателя было на 15,8 % больше, чем у животных, которым применяли традиционную схему терапии (табл. 2).
В сыворотке крови коров обеих групп первоначальное содержание Р-глобулинов было в пределах физиологической нормы. После лечения значение показателя практически оставалось на прежнем уровне.
Лейкограмма, количество гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов и иммунобиохимические показатели сыворотки крови коров опытной группы после лечения испытуемыми препаратами соответствовали физиологической норме.
В таблице 3 представлены результаты изучения состояния молочной железы у коров опытной и контрольной групп. Они свидетельствуют о по-
1. Результаты диагностического обсследования коров на мастит, % (АО Учхоз «Липовая гора»)
Технология содержания Технология доения Количество животных, гол. Форма мастита
клиническая субклиническая всего
Привязное Линейная 70 50,0 7,0 57,0
Показатель Группа
контрольная опытная
До лечения
Эритроциты, 1012/л 6,1+0,2 5,7+0,2*
Гемоглобин, г/100 мл 8,0+0,4 8,7+0,4*
Лейкоциты, 109/л 10,2+0,3 9,9+0,3
Общий белок, г/л 72,4+1,1 75,7+0,6
а- глобулины, % 8,1+1,2 14,1±2,4
Р-глобулины, % 12,4+2,1 10,3±1,6*
у -глобулины, % 35,6+2,4 29,4±1,6*
Альбумины, % 32,3+1,6 36,9±1,5
Глюкоза, ммоль/л 1,5±0,1 1,6±0,2
Витамин Е, ммоль/л 28,9+0,1 25,8+0,1
После лечения
Эритроциты, 1012/л 6,8+0,2 6,3+0,1*
Гемоглобин, г/100 мл 8,9+0,8 10,9+0,8*
Лейкоциты, 109/л 5,8+0,5 6,1+0,5
Общий белок, г/л 73,7+0,7 80,9+0,5
а- глобулины, % 9,0+1,3 14,8±1,1
Р-глобулины, % 10,9+0,7 11,9±1,1
у -глобулины, % 28,8+1,8 32,3±1,6*
Альбумины, % 39,4+1,4 45,0±1,9*
Глюкоза, ммоль/л 1,6±0,2 1,9±0,3
Витамин Е, ммоль/л 26,7+0,9 31,7+0,6; ***
Примечание * Р>0,95; *** Р>0,999 по сравнению с контрольной
2. Показатели состава крови до и после лечения (п = 6; Х+Бх)
ложительном влиянии препаратов биоинфузин и гистоген на функцию молочной железы коров опытной группы. Наилучший эффект получен в опытной группе при применении биоинфузина и гистогена в комплексе с препаратом цефтонит.
3. Сравнительные результаты производственного испытания биоинфузина и гистогена для лечения клинической формы мастита у коров
Применение препаратов биоинфузин и ги-стоген снижает заболеваемость коров маститом в послеродовой период на 58,3 %. Результаты послужат основанием для разработки эффективного способа лечения мастита у коров в послеродовой период.
Выводы. В ходе исследования было установлено, что мастит коров составляет в среднем 41,7 % от общего числа заболевших животных внутренними незаразными болезнями в Пермском крае. Разработан новый способ лечения клинической формы мастита в послеродовой период, обеспечивающий увеличение терапевтической эффективности на 58,3 %. Он заключается в использовании иммуномодулятора биоинфузина в дозе 2,5 мл/100 кг живой массы животного, ежедневно, в течение 7 суток, гистогена подкожно, в дозе 0,02 мл/1 кг, с 1-го дня лечения,
ежедневно, в течение 7 суток, и цефтонит в дозе 1,0 мл на 50 кг массы тела животного, с интервалом в 24 часа, в течение 5 суток.
Литература
1. Зеккони А., Кальвинхо Л., Фокс Л. Инфицирование молочной железы коров стафилококком // Молочная промышленность. 2007. № 2. С. 27 -28.
2. Экдистероиды: учебно-методическое пособие / А.А. Ивановский, Н.П. Тимофеев, С.Н. Копылов [и др.]. Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2012. 45 с.
3. Овсянников А.И. Основы опытного дела. М.: Колос, 1976. 304 с.
4. Ивановский А.А., Андреева С.Д. Исследование фармакологических свойств фитокомплекса на основе левзеи, серпухи и лабазника // Иппология и ветеринария. 2018. № 2 (28). С. 71 - 74.
5. Мастит у коров. Часть I. Распространение, этиология, классификация, патогенез: учеб. пособие / И.Г Конопельцев, В.Н. Шулятьев, Е.В. Видякина [и др.]. Киров: ГСХА, 2006. 72 С.
6. Леонтьев Л.Б., Кульмакова Н.И. Физиологический статус дойных коров // Российский ветеринарный журнал. Сельскохозяйственные животные. 2012. № 4. С. 25 - 26.
7. Никулин Д. М. Стафилококковый мастит коров // Нивы Зауралья. 2015. № 6. С. 74 -77.
8. Ветеринарная гематология / Г.А. Симонян [и др.]. М.: Колос, 1995. 256 с.
9. Слободяник В.И. Опыт применения иммунокорректоров // Ветеринария. 2013. №1. С. 42 - 44.
10. Пособие по биохимическим исследованиям крови, мочи, молока для диспансеризации с.-х. животных и оборудованию биохимических отделов ветеринарных лабораторий. М., 1970. 45 с.
11. Жук Ю.В., Любецкий В.И. Комплексное лечение коров, больных маститом // Инновационные технологии в ветеринарии, биологии и экологии: матер. междунар. науч.-практич. конф. Ч. 2: сб. науч. тр. Троицк: УГАВМ, 2013. 181 с.
12. Клиническая лабораторная диагностика в ветеринарии / И.П. Кондрахин [и др.]. М., 1983. 63 с.
13. Плохинский Н.А. Биометрия. М.: Изд-во МГУ, 1970. 367 с.
14. Abdussalam M., Kaferstein F.K. Food safety and primary health care // World Health Forum. 1994. Р. 393 - 399.
15. Kaplan M.M. Болезни, передаваемые через молоко // Гигиена молока. Женева, 1983. С. 86.
16. Eberhart R.O. Mastitis and the dry period/R.O.Eberhart//Proceedings of the Fifteenth annual convention: American association of bovine practitioners. 1983. P. 62 - 64.
17. Mastitis of dairy cows / F.H.S. Newbould, R.S. Butler // Holstein J. 1982.Vol. 45. №1. P. 49 - 50.
Показатель Группа
контрольная опытная
Количество животных, гол. 12 12
Мастит в период после отёла, гол/% 9/75 2/16,7
Лечебная эффективность, % 25 83,3
Эмбриональное развитие кожи и её производных у кошек на стадии развития с 38-го по 44-й день
А.Э. Захарова, аспирантка, Н.А. Татарникова, д.в.н., профессор, ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ
Эмбриогенез - это начальная стадия онтогенеза живых существ. Эмбриогенез (от греческого слова «эмбрион» - зародыш, генезис - происхождение) - это физиологический процесс, в ходе которого происходит образование и развитие эмбриона [1 - 3].
Началом развития эмбриона кошки можно считать половой акт, спаривание. В процессе спаривания миллионы сперматозоидов попадают во влагалище кошки, но только несколько сотен из них достигают фаллопиевых труб. Сперма кота, соединяясь с яйцеклеткой, образует зиготы -оплодотворённые яйцеклетки. Развитие зародыша
происходит стадийно, с постепенными качественными и количественными изменениями [4, 5].
Из курса эмбриологии известно, что развитие органов, в том числе и центральной нервной системы, происходит в основном во второй половине формирования эмбриона [6]. Развитие же кожи начинается на первых неделях эмбрионального периода и продолжается вплоть до его окончания. Кожа является не только самым большим органом, но и самым сложноорганизованным и многокомпонентным [3, 7].
Цель исследования - изучение эмбриогенеза кожи и её производных у кошек на различных стадиях развития.
Материалы и методы исследования. Исследование проводили на базе кафедры инфек-