Научная статья на тему 'Использование двигателей универсального питания в следящих электроприводах релейного действия'

Использование двигателей универсального питания в следящих электроприводах релейного действия Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование двигателей универсального питания в следящих электроприводах релейного действия»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧГСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 161 1967

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СЛЕДЯЩИХ ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ РЕЛЕЙНОГО ДЕЙСТВИЯ

В. А. БЕЙНАРОВИЧ

(Рекомендовано научным семинарам электромеханического факультета)

Значительное упрощение и удешевление следящих электроприводов релейного действия при одновременном повышении их быстродействия можно обеспечить путем использования двигателей последовательного возбуждения вместо шунтовых и асинхронных двигателей. В уаких системах отпадает необходимость наличия устройств питания обмотки возбуждения, а значительно большая перегрузочная способность сериесных двигателей (5—6 раз) по сравнению с шунтЬзыми и асинхронными (2—3 раза) позволяет получить большее ускорение и сократить время отработки.

В качестве релейных бесконтактных элементов в релейных следящих электроприводах с питанием от сети переменного тока м^жно применять тиристоры или тиратроны, которые в таком случае выполняют роль выпрямителя и регулятора.

Для реверсирования двигателя последовательного возбуждения необходимо четыре комплекта релейных элементов, включаемых по мо:тоиой схеме. В следящих приводах небольшой мощности следует применять двигатели универсального питания с расщепленной обмоткой возбуждения Это позволяет сократить число комплектов релейных элементов до двух. Кроме того, универсальный коллекторный двигатель рассчитан*на питание переменным током и магнитная система его выполняется обычно ненасыщенной [I1. Первое обстоятельство позволяет не принимать мер к снижению пульсаций тока, второе — получить квадратичную зависимость момента от тока, т. е. наибольший максимальный момент.

Несмотря на отмеченные положительные свойства универсальных двигателей, последние еще недостаточно широко используются в следящих электроприводах. Одной из причин такого положения является малая изученность вентильных систем электропривода с двигателями последовательного возбуждения. '

При создании следящих приводов релейного действия небольшой мощности с питанием от сети переменного тока следует рекомендовать схему однофазного рыпрямления (рис. 1), имеющую минимальное число управляемых вентилей. Ток двигателя в этой системе имеет

^импульсный характер. Релейное управляющее устройство РУУ обеспечивает работу вентилей Т{ и Т2 в режиме ключа «открыт—чакрыт». В результате дпигатель работает в режиме переключений на основных механических характеристиках «вперед» или «назад» (при отсутствии зоны нечувствительности РУУ), либо питание двигателя отключается в положении согласования следящего привода (при наличии зоны не-; чувствительности РУУ).

В настоящей статье рассматриваются токовые режимы и предлагается методика выбора универсальных двигателей для релейных следящих электроприводов, работающих по схеме рис. 1. Основными величинами для выбора двигателя являются среднее и действующее значения импульсного тока.

Для приближенного определения этих величин представим цепь двигателя схемой замещения (рис. 2) и введем допущения: индуктнв-

N £ UM sin coi

Рис. 1.

ность Ь и омическое сопротивление — постоянны, противоэдс Е пропорциональна произведению тока I и скорости п, процесс коммутации вентилей происходит мгновенно, падение напряжения ив на открытом вентиле постоянно.

Введем обозначения безразмерных величин:

в „ ь и

Д и ; £ - и \ Т — R \ IM — R

(1)

где UM — амплитуда питающего напряжения.

Уравнение электрического равновесия в системе относительных единиц при питании синусоидальным напряжением запишется

sin (j>í i- q>) = Д -L б -м + Г —¡lr; (2)

Ф = arc sin (3)

где о)—угловая частота питающего напряжения; ф — угол открытия вентиля;

t sss J---мгновенное значение тока в относительных единицах.

м

Поскольку Е = £хт или с учетом (I)

г —

уравнение (2) запишется:

бшИ + -:) = А -И (кгп 4- 1 ) + Решение уравнения (5) для области ь > 0 имеет вид

(4)

a Sin (

) - Щ Т cos {f*t -ь '-) ,

а 4- 72 "Г

где

а — k2n + 1,

А = ~ -

(7 Sin

г cbs »

(6) (7)

+ ш2 Т1 • (8)

Ферму импульсов тока его среднее и действующее значения можно рассчитать на основании (6, 7, 8). Однако эти выражения можно упростить, если принять во внимание, что падение напряжения на открытом вентиле ничтожно мало по сравнению с амплитудным значением питающего напряжения, то есть Д~0. Это вполне справедливо при использовании тиристоров и вносит определенную погрешность в расчет тиратронной системы. Ток при Д = 0 из (3), (6), (7), (8) определится

а '

~Т *

—. О)

п sin <01 — о) Т cos «4 -4- ыТе

Для нахождения среднего и действующего значений тока определим продолжительность импульса тока , приравняв нулю выражение (9):

Sin а/и — COS ffi/ц

0)1

Уравнение (10) трансцендент-но и разрешимо численными или графическими методами,

На рис. 3 представлены диаграммы, характеризуюдие зависим зсть относительной прэдол-жительности импульса = и>/:[ от параметра нагрузки и скорости э го коэффициента ' для сериес-ного двигателя, рассчитанные по <10).

Среднее значение тока двигателя за время периода питающего напряжения с учетом (9) определится:

т

0.

(10)

об

- у

\ \ шТ / = 4

\ \

ш7-/ \ / --0 \j

№ 200 220 2Ц0 260 280° Л

-ср = 2°Г í ldí ^ 'о

["а (1 — cos/.) — шТ sin X

Рис. 3

м2 Т2

С1-4" ~т)]

2 : (а2 + ü)2Г2)

(П)

На рис. 4 представлены диаграммы зависимости среднего тока се-риееного двигателя от скоростного коэффициента а и параметра соТ, построенные по (11) и (10). По среднему току может быть определена механическая характеристика привода при включенном релейном элементе для конкретной системы, которая в дальнейшем используется в расчетах динамических характеристик следящей системы Г2].

Для оценки нагреёа двигателя необходимо знать среднеквадратичный ток при включенном релейном элементе, зависящий от скорости и параметров привода и временную циклограмму работы привода, определяемую в расчетах динамики следящей системы. Среднеквадратич-

ный ток при включенном релейном элементе может быть определен с учетом (9]

'ск— ~2

1_ с I ^

+

~2Л __2а

шзТ^ 1-е шГ Л ) 4ха (* + ь>*Т*)

аХ

шТ

а2 -+- 0)272'

51п 2\ 2о*ТЧ ~'_31ПХ ] +

2* (а* + ^Т2)

(12)

0.3 I ср

0/ 0.2 0.3 О.Ь 05 0.6 1с»

Рис. 5.

На рис. 5 приведены диаграммы среднеквадратичного тока двигателя последовательного возбуждения, в зависимости от скоростного коэффициента а и параметра со7\ построенные по (12) и (10).

Имея возможность расчета среднего и действующего значений импульсного тока, можно предложить следующую инженерную методику выбора универсальных двигателей для электроприводов релейного регулирования с применением управляемых вентилей:

1) производится предварительный выбор двигателя (по максимальной мощности, скорости, нагрузке или другим соображениям);

2) определяются параметры цепи двигателя, выбирается частота и величина питающего напряжения;

3) с помощью диаграмм рис. 4 определяется зависимость среднего значения тока от скорости и строится механическая характеристика привода;

4) с использованием механической характеристики и характеристик релейной системы Г21 строится временная циклограмма работы двигателя (ток и скорость в функции времени);

5) по циклограмме и диаграммам рис. 5 строится график среднеквадратичного тока во времени, рассчитывается эквивалентный по нагреву ток по которому и проверяется выбранный двигатель [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Электрические машины малой мощности, под редакцией Д. А. Зава-лишина, ГЭИ, 1963.

2. Я. 3. Цыпки н. «Теория релейных систем автоматического регулирования, ГИТТЛ. 1955. • "

3. В. П. А н д р е е в, Ю. А. Сабинин. Основы электропривода, ГЭИ, 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.