РАЗНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРОСПИРЕНОН-СОДЕРЖАЩЕГО КОНТРАЦЕПТИВА В ЛЕЧЕНИИ ПРЕДМЕНСТРУАЛЬНОГО СИНДРОМА
О.К. Федорович, Л.Ю. Карахалис, Н.Б. Ковтун
Кафедра акушерства и гинекологии ФПК и ППС Кубанский государственный медицинский университет ул. Седина, 4, Краснодар, Россия, 350063
В статье приведены результаты наблюдения 76 женщин фертильного возраста с ПМС различной формы, степени тяжести и стадии компенсации. Проведена оценка влияния дроспиренон-содержащего орального контрацептива на проявления предменструального синдрома. Лечение проводилось в течение 6 менструальных циклов. Самочувствие и основные лабораторные показатели оценивались до начала терапии и через 6 менструальных циклов. На фоне лечения у наблюдаемых пациентов отмечена положительная динамика в течении ПМС. Через 6 мес. применения препарата установлено уменьшение или купирование симптомов заболевания в зависимости от формы и тяжести патологии.
По данным ВОЗ, в настоящее время гормональная контрацепция (ГК) является наиболее популярным методом планирования семьи во всем мире. Ежегодно около 100 млн женщин используют комбинированные оральные контрацептивы (КОК). В последние годы и в России ГК находит широкое применение. Кроме непосредственного предохранения от беременности, оральные контрацептивы (ОК) обладают рядом терапевтических эффектов, что является их большим достоинством, позволяя использовать и в лечебных целях. КОК способствуют сохранению репродуктивного здоровья женщины, повышению качества жизни.
Одной из актуальных проблем здоровья современных женщин является предменструальный синдром (ПМС). По данным литературы, ПМС в различной форме и степени встречается у 70—90% женщин, у 20—40% имеются клинически выраженные симптомы, у 3,2% имеет место тяжелое течение, что не может не отразиться как на личной жизни женщины, так и на процессах адаптации в среде, ее общественной деятельности [5]. Необходимо отметить положительное влияние КОК на вегетативно-сосудистые и психоэмоциональные реакции, благоприятное их действие на проявления ПМС [1].
Если учесть, что в основе патогенеза предменструального синдрома лежат нарушения функции гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы, то одним из патогенетически обоснованных методов является применение гормонотерапии, в частности — монофазных КОК, содержащих дроспиренон [3].
Целью исследования явилось определение эффективности применения дроспиренон-содержащего КОК при различных формах ПМС.
Материалы и методы исследования. В исследовании участвовали женщины, желающие использовать КОК и выразившие свое согласие. Исследование проводилось в полном соответствии с Хельсинской декларацией (принятой в 1964 г. в г. Хельсинки и пересмотренной в г. Токио в 1975 г.). В исследование не вошли пациентки с сопутствующими гинекологическими заболеваниями (эндометриоз, миомы матки и др.).
В группу наблюдения были включены 76 женщин фертильного возраста, от 17 до 35 лет. В первой группе средний возраст составил 25,32 ± 0,43 года, во второй — 23,67 ± 0,84 и в третьей — 28,74 ± 0,72 года.
Пациентки были разделены на три группы в зависимости от формы ПМС, которая выявлялась по результатам первичного анкетирования и сбора анамнестических данных. Первую группу составили 27 пациенток с нейропсихической формой заболевания, вторую — 25 пациенток с отечной формой, в третью группу вошли 24 пациентки с проявлениями цефалгической формы заболевания.
Обследование женщин проводилось до начала приема препарата и ежемесячно на фоне проводимой терапии. Регистрировались объективные и субъективные показатели самочувствия.
При динамической оценке изменений в состоянии женщин на фоне проводимого лечения использовались следующие методы: сбор акушерско-гинеколо-гического анамнеза, гинекологический осмотр, анкетирование женщин с использованием карты динамического наблюдения, лабораторные исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови (общий билирубин, холестерин, B-липопротеиды, АСТ, АЛТ), гормоны крови. По рекомендации В.И. Кулакова, В.Н. Серова, 2005 г., гормональный статус оценивался по показателям фоллику-лостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), пролак-тина, прогестерона, кортизола, 17-оксипрогестерона (17-ОП) до начала лечения и на фоне 6 мес. терапии. Исследования проводились радиоиммунологическим методом на аппаратах «Cobas Core II» и «Immulite». Пациенток консультировали смежные специалисты: терапевт, эндокринолог, невролог.
Для оценки выраженности клинических симптомов мы использовали 4-баль-ную шкалу, где 1 балл соответствовал слабо выраженному проявлению симптома, 2 балла — умерено выраженному, 3 балла — хорошо выраженному и 4 балла соответствовали максимально возможным проявлениям симптома. При оценке интенсивности болевого синдрома использовалась 10-бальная визуальная аналоговая шкала (ВАШ). При анализе исходных клинических проявлений ПМС оценивались нейропсихические, вегето-сосудистые, обменно-эндокринные нарушения, а также наличие болевого синдрома.
Симптоматические проявления ПМС в группах обследования представлены на рис. 1 и 2.
I группа II группа III группа
Рис. 1. Частота выявления симптомов ПМС в различных группах
Рис. 2. Частота выявления болевого синдрома при различных формах ПМС до начала лечения
При анализе степени тяжести данной патологии к легкой степени заболевания относили 2—4 симптома ПМС, возникающие за 2—7 дней до менструации, а к тяжелой — 8—12 симптомов, возникающих за 3—14 дней до менструации. Пациентки с легкой степенью тяжести ПМС в I группе составили 44,5%, во II — 36%, в III — 33,3%. Тяжелое течение патологии отмечалось у 55,5% пациенток I группы, 64% и 66,7% — у пациенток II и III групп соответственно. Распределение обследованных пациенток в группах по степени компенсации ПМС представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение обследованных пациенток в группах по степени компенсации ПМС
Степень Группы обследованных пациенток Всего
компенсации I групп II группа III группа
нейропсихическая форма отечная форма цефалгическая форма
Компесация 8 (29,6%) 7 (28%) 5 (20,8%) 20 (26,3%)
Субкомпенсация 10 (37,1%) 8 (32%) 12(50%) 30 (39,5%)
Декомпенсация 9 (33,3%) 10 (40%) 7 (29,2%) 26 (34,2%)
Итого 27 (100%) 25 (100%) 24 (100%) 76 (100%)
Пациентки всех групп принимали монофазный КОК, содержащий 0,030 мг этинилэстрадиола, и 3 мг дроспиренона по контрацептивной схеме, с 5-го по 25 дни ежедневного приема с последующим 7-дневным перерывом. Длительность приема препарата составила 6 мес.
Результаты исследования. На фоне проводимой терапии, у наблюдаемых пациентов отмечена положительная динамика в течении ПМС. Через 6 мес. применения дроспиренон-содержащего КОК установлено уменьшение болевых проявлений заболевания, а также уменьшение или исчезновение других субъективных симптомов, нейропсихических, обменно-эндокринных и вегетативных нарушений у пациенток всех групп. (табл. 2) Через 6 месяцев терапии частота альгоменореи в исследуемых группах женщин снизилась на 59,3%, т.е. по сравнению с исходными показателями уменьшилась в 4 раза, а цефалгии — на 56,6%, это в 3 раза меньше, чем до лечения. У наблюдавшихся пациенток интенсивность головных болей уменьшалась с первого месяца приема препарата в Ьй группе, и со 2—3 месяцев — во II и III группах. Снижение частоты головных болей пациентки всех трех групп отмечали с 3 месяца лечения. Уменьшение проявлений альгоменореи раньше других отметили пациентки I и III групп, а во второй группе улучшение отмечали после 3—4 мес. терапии.
Таблица 2
Изменение болевого синдрома на фоне приема КОК
Динамика Количество женщин Всего Всего
цефалгии I группа II группа III группа до ле- после
и альго- ^ = 27) 25) ^ = 24) чения лечения
менореи исход- через исход- через исход- через
ные по- 6 меся- ные по- 6 меся- ные по- 6 меся-
казатели цев каза- цев каза- цев
лечения тели лечения тели лечения
Альгоменорея
абс. 25 6 23 5 13 5 61 16
(%) (93%) (22%) (92%) (20%) (54%) (21%) (80,3%) (21%)
Цефалгия
абс. 22 8 19 6 23 7 64 21
(%) (81%) (29,6%) (76%) (24%) (96%) (29,2%) (84,2%) (27,6%)
Через 6 мес. применения препарата купировались основные проявления заболевания, имевшие место при первичном осмотре у всех пациенток с легким течением ПМС в стадиях компенсации и субкомпенсации независимо от групп исследования. При исходном, тяжелом, течении ПМС в стадии декомпенсации, на фоне терапии у 7 чел. (9,21%), отмечалось сохранение симптомов нервно-психических и вегетативно-сосудистых нарушений (повышенная утомляемость, цефал-гия), у 5 чел. (6,6%) имели место симптомы обменно-эндокринных нарушений (нагрубание молочных желез без их болезненности), но в динамике с меньшими клиническими проявлениями, чем до лечения. Остальные симптомы — общая слабость, раздражительность, неустойчивость настроения, плаксивость, депрессивные состояния, головокружения, нестабильность артериального давления, периодические боли за грудиной, болезненность молочных желез, выраженная отечность лица, верхних и нижних конечностей в лютеиновую фазу ОМЦ были купированы полностью. В динамике регресс клинических симптомов происходил в следующей очередности: купирование вегетативно-сосудистых расстройств ^ снижение отечности ^ уменьшение интенсивности набухания молочных желез ^ уменьшение болевого синдрома ^ уменьшение болезненности молочных желез.
Изменения массы тела были незначительными и при сравнении массо-росто-вых показателей до и после лечения достоверных различий также не выявлено. Отмечено положительное влияние КОК на нормализацию менструальной функции пациенток: уменьшение длительности менструации (с 7 дней до 3—4 дней) отметили 40,7% пациенток I группы, 60% пациенток II группы и 50% пациенток III группы.
При лабораторных исследованиях биохимических показателей крови до лечения и на фоне терапии параметры оставались в пределах физиологической нормы, достоверных различий нами не выявлено. Анализ исходного гормонального фона показал, что достоверных различий между группами пациенток по тем или иным видам гормонов нет.
После 6 мес. терапии (табл. 3) выявлено: ФСГ — повышение показателя во всех трех группах, но различия не были достоверны, ЛГ — во всех группах отмечалось снижение показателя, в III группе различия были достоверны ^ < 0,05).
Таблица 3
Изменение гормонального фона пациенток исследуемых групп на фоне терапии
Гормоны I группа II группа III группа Р
(М = 27) (М = 25) (Ы = 24)
исходные через исходные через исходные через
показатели 6 месяцев лечения показатели 6 месяцев лечения показатели 6 месяцев лечения
1 2 3 4 5 6 7 8
ФСГ 4,43 ± 5,39 ± 5,1 ± 6,28 ± 4,2 ± 5,41 ± —
(МЕ/л) ± 0,4 ± 0,14 ± 0,62 ± 1,23 ± 1,2 ± 2,12
ЛГ 11,17 ± 10,7 ± 13,4 ± 11,7 ± 10,2 ± 9,96 ± Р6 7 < 0,05
(МЕ/л) ± 1,27 ± 0,87 ± 1,06 ± 2,41 ± 1,4 ± 0,62
Пролактин 404,96 ± 340,16 ± 417,83 ± 386,21 ± 397,54 ± 322,45 ± Р2 3 < 0,05
(мМЕ/л) ± 24,61 ± 15,22 ± 21,53 ± 11,4 ± 17,31 ± 12,4 Р6 7 < 0,05
Прогестерон 3,15 ± 7,9 ± 2,1 ± 3,2 ± 1,82 ± 3,47 ± Р2 3 < 0,05
(нмоль/л) ± 0,4 ± 2,13 ± 0,18 ± 0,14 ± 0,7 ± 5,2 Р, 3 < 0,05
Кортизол 230,09 ± 162,41 ± 233,71 ± 169,1 ± 234,07 ± 164,35 ± Р2 5 < 0,05
(нмоль/л) ± 16,8 ± 7,23 ± 15,4 ± 8,3 ± 14,9 ± 5,7 Р4 Р6 5 < 0,05 7 < 0,05
17-ОП 1,75 ± 1,34 ± 1,84 ± 1,28 ± 1,98 ± 1,31 ± Р2 -3 < 0,05
(нмоль/л) ± 0,14 ± 0,12 ± 0,18 ± 0,09 ± 0,7 ± 0,08 Р4 5< 0,05
Показатели пролактина во всех наблюдаемых группах на фоне лечения снизились, но лишь в I и III группе (нейропсихическая и цефалгическая форма ПМС) — с достоверной разницей ^ < 0,05). В показателях прогестерона отмечался прирост на фоне приема препарата, с достоверной разницей в I и II группе (Б < 0,05). Показатели кортизола достоверно снижались на фоне лечения во всех трех группах. Также отмечалось снижение 17-ОП, но достоверны различия только в I и II группах. Из нежелательных эффектов в первые один—два месяца приема некоторых женщин беспокоило периодическое подташнивание без рвоты, наблюдаемые в I группе у 5,4%, во II — у 24% и в III — у 29,2%. В последующие месяцы приема препарата тошнота купировалась самостоятельно, не повлияв на положительные отзывы пациенток о препарате.
Обсуждение. Динамическое наблюдение за пациентками на фоне приема дро-спиренон-содержащего КОК показало благоприятное влияние препарата на тече-