УДК 343.1
О. А. Славгородская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Рассматриваются особенности использования достижений научно-технического прогресса при расследовании преступлений в целях выявления свидетелей. Отмечается возможность расширения использования современных способов получения и обработки информации в целях розыска не только лица, совершившего преступление, но и возможных свидетелей. Анализируются перспективы применения современных информационных технологий для выявления очевидцев преступления в ситуации сокрытия лицом своей осведомленности. Обосновывается необходимость совершенствования правовой и методической базы при внедрении новейших технологий в практику расследования преступлений.
К л ю ч е в ы е с л о в а: информация, информационные технологии, научно-технический прогресс, показания, расследование, свидетель.
THE USE OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS IN ORDER TO IDENTIFY THE WITNESSES TO THE CRIME
The features of the use of scientific and technological progress in the investigation of crimes in order to identify witnesses. It noted the possibility of expanding the use of modern methods for the preparation and processing of information not only for the purpose of tracing the person who committed the crime, but also to possible witnesses. The prospects of applying modern information technology to identify the witnesses to the crime situation, hiding his face raising. The necessity of improving the legal and methodological base for the introduction of new technologies in practice of investigation of crimes.
K e y w o r d s: information, information technology, scientific and technological progress, indications, investigations, witness.
Поступила в редакцию 3 декабря 2015 г.
Расследование преступлений происходит в ситуации проникновения достижений научно-технического прогресса в деятельность правоохранительных органов и одновременно при необходимости оказания противодействия использованию достижений науки и техники при совершении преступлений. Традиционный подход к рассмотрению криминалистики с позиции выделения в качестве ее объектов криминальной деятельности и деятельности криминалистической неразрывно связан с их противоборством в условиях действительности, меняющейся под воздействием научных достижений. Соответственно достойное противостояние совершенствующейся преступности возможно только при полноценном внедрении научных достижений в практику расследования преступлений.
Вопросы применения научно-технических средств в расследовании преступлений традиционно привлекали внимание ученых. В различные периоды им были посвящены работы Р. С. Белкина, А. И. Винберга, А. Ф. Волынского, Е. П. Ищенко, Л. Д. Кокорева, Ю. Г. Корухова, В. А. Панюшкина, Н. А. Селиванова, В. И. Шиканова, А. А. Эйсмана, А. А. Эксархопуло и др.
© Славгородская О. А., 2016
Профессор Р. С. Белкин, отмечая специфику происходящих изменений под влиянием прогресса, отмечал, что «совершенствование существующих и появление новых технических средств и тактических приемов борьбы с преступностью суть продукт диалектического единства теории и практики этой борьбы. Новые технические средства и тактические приемы раскрытия и расследования преступлений могут быть как результатом совершенствования практики борьбы с преступностью, впоследствии научно разработанным, усовершенствованным и обоснованным, так и результатом развития науки, апробированным и принятым практикой»1.
В настоящее время при характеристике использования достижений научно-технического прогресса применяется термин «наукоемкие технологии», под которым принято понимать «технические средства, разработанные либо преобразованные на основе последних достижений науки и техники в целях расследования и раскрытия преступлений»2.
Обоснованность использования подобной терминологии связана с необходимостью определения степени интегрированности достижений науки в структуру средств, повышающих эффективность процесса расследования в качестве единого целого. Возможность рассматривать происходящие изменения в практике расследования как фактор влияния изменений, происходящих в науке, содержится в работах еще прошлого века. «Научные достижения позволяют по-новому, на более высоком уровне решать вопросы научной организации и деятельности следственного и судебного аппарата, вооружать следователей новыми средствами обнаружения и фиксации доказательств, внедрять в судопроизводство моделирование и кибернетику, математические методы, а также различные технические средства, применяемые для совершенствования самого процесса судопроизводства»3.
Тенденция расширения использования возможностей достижений науки в практике расследования преступлений требует своевременного решения и вопросов правовой регламентации, и разработки соответствующего методического обеспечения. Только в тесном взаимодействии криминалистики и уголовного процесса прикладные возможности науки становятся наиболее реализуемыми и востребованными.
В свое время в работе В. А. Панюшкина акцентировалось внимание на том, что «проблема правовых исследований в связи с научно-технической революцией приобретает в последнее время в юридической науке характер фундаментальной, в силу чего становится предметом изучения всех ее отраслей»4. Разработка криминалистических рекомендаций, позволяющих использовать новейшие достижения науки, ставит перед уголовным процессом задачу своевременного решения вопросов правовой регламентации, позволяющей обеспечить полную имплемента-цию существующих достижений в практическую деятельность. Все возможности современных методов познания действительности традиционно направляются на формирование качественно иного поиска получения, обработки и использования информации.
Получение оперативного доступа к информации является одним из ключевых способов, повышающих эффективность раскрытия, расследования и предотвра-
1 Белкин Р. С. Курс криминалистики : в 3 т. М., 1997. Т. 1. С. 312.
2 Применение наукоемких технологий в расследовании преступлений. Саратов, 2009. С. 4.
3 Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 95.
4 Панюшкин В. А. Научно-технический прогресс и уголовное судопроизводство. Воронеж, 1985. С. 11.
щения преступлений. Информационное обеспечение процесса расследования преступлений гарантирует его качество, полноту и объективность. В связи с этим одной из задач криминалистики является не только совершенствование существующих методов информационного обеспечения, но и разработка и внедрение в практику расследования современных методов работы с информацией, которая имеет ориентирующий, поисковый, а при определенных условиях и доказательственный характер.
Исследуя сущность информации, криминалисты связывали ее с понятием информационного сигнала. Информация тесно связана с информационным сигналом и содержанием доказательств. «Содержание доказательства - это заключающаяся в нем как в информационном сигнале доказательственная информация»5.
Информационный сигнал находит выражение посредством различных кодов, одним из которых выступает человеческая речь. Описывая определенные события, лица, непосредственно их воспринимавшие, передают содержательную сторону. В результате возможность получения сведений о совершенном преступлении от непосредственных его наблюдателей или очевидцев происходит посредством сбора данных, выраженных в виде показаний. Информационные технологии, используемые в процессе расследования преступлений, представляют собой совокупность научно-практических рекомендаций и технических устройств, позволяющих осуществлять на основе современных достижений науки и техники выявление, хранение, обработку и использование криминалистически значимой информации.
Р. С. Белкин и А. И. Винберг подчеркивали, что свидетельские показания «есть еще не сам информационный сигнал, а зашифрованная словесным кодом форма его выражения»6. Понятие информационного сигнала тесно связано с получением доказательств. Доказательством является отражение события в сознании свидетеля в виде соответствующего информационного сигнала. В связи с этим специфичным является необходимость обеспечения процессов, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Это связано в первую очередь с определенными ограничениями, заключающимися в возможности сохранения полученной информации в сознании участников преступления. «Многочисленными исследованиями в области психологии памяти установлено, что процесс запоминания и воспроизведения информации в силу действия различных факторов объективного и субъективного характера связан с неизбежной потерей части информации»7. Происходящая потеря информации требует решения вопросов не только для использования достижений науки и техники в целях ее сохранения, но и для наиболее эффективного и своевременного выявления лиц, располагающих подобной информацией. Источники информации о событии преступления расширяются за счет внедрения в практику расследования достижений научного прогресса. Отдельно необходимо выделять ситуации, при которых в силу ряда сформировавшихся факторов свидетели-очевидцы намеренно не заинтересованы в придании публичности своей информационной осведомленности. Лица, оказавшиеся на месте совершения преступления, часто стараются игнорировать возможность получения ими процессуального
5 Белкин Р. С. Избранные труды. М., 2008. С. 291.
6 Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М., 1969. С. 177-178.
7 Панюшкин В. А. Указ. соч. С. 44.
статуса свидетеля и соответственно возложения в связи с этим целого круга обязанностей.
Совокупностью именно данных обстоятельств и определяется необходимость при расследовании преступлений не только использовать имеющуюся на первоначальном этапе информацию, но и расширять круг возможных источников получения данных об идеальных следах преступления за счет поиска и выявления очевидцев совершенного преступления.
Среди традиционных методов обнаружения доказательственной и ориентирующей информации в настоящее время появляются и новые, основанные на использовании достижений научно-технического прогресса и современных возможностей криминалистики.
О. А. Соколова в качестве одного из эффективных способов решения проблемы установления личности человека при расследовании преступлений предлагает внести поправку в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», согласно которому следует заменить добровольное дактилоскопирование на обязательное для всех граждан Российской Федерации и ввести обязательное фотографирование граждан, проходящих дактилоскопическую регистрацию8.
Результатом реализации данной инициативы будет создание банка фотоизображений граждан. Построение системы доступа к фотоизображениям позволит расширить возможности использования систем идентификации личности по фотоизображениям, уже имеющим существенный положительный опыт9. Примером подобного информационного обеспечения, позволяющего не только осуществлять розыск лиц, совершивших преступление, но и способствовать предупреждению их совершения, а также установлению круга лиц, располагающих криминалистически значимой информацией, является система «Безопасный город».
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» уже внедрен и развивается в ряде регионов Российской Федерации. Программа «Безопасный город» позволяет осуществлять оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени, вести видео- и аудиоархивы, получать визуальную информацию с мест установки телекамер и восстанавливать ход событий на основе записанных видеоматериалов. Примером масштабного и комплексного внедрения может служить создание комплекса в городах Екатеринбург, Челябинск, Ханты-Мансийск, Выбор, Ростов-на-Дону, Ижевск, Саратов. Приказ о создании Центра оперативного управления нарядами (ЦОУН) на базе УВД по г. Саратову был подписан в марте 2009 г., а уже в декабре ЦОУН начал работу. Открытие Центра ознаменовало завершение первого этапа по внедрению в г. Саратове аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Саратов стал одним из первых городов, где в состав ЦОУН была включена дежурная часть, в задачу которой, помимо регистрации сообщений о происшествиях, входит организация раскрытия преступлений по «горячим следам».
Операторы ЦОУН отслеживают работу камер видеонаблюдения, установленных в наиболее многолюдных местах (парки, спортивные сооружения и учреж-
8 См.: Соколова О. А. Актуальные направления комплексного подхода к изучению личности человека в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений // Эксперт-криминалист. 2013. № 3. С. 10.
9 См.: Малыхина Н. И. Лицо, совершившее преступление, как объект изучения в криминалистике. Саратов, 2012.
дения культуры, улицы и площади, оживленные перекрестки, административные здания и здания жилого фонда).
Кроме того, за оперативной обстановкой в городе наблюдают дежурные по линии ППС, ГИБДД и вневедомственной охраны. Они имеют возможность оперативного управления патрульно-постовыми нарядами, задействованными в системе единой дислокации. В их число входят автопатрули ППС и ДПС, оборудованные системой мониторинга с отображением местоположения автомашин на электронной карте города. Обеспечивает эту возможность система позиционирования на базе спутниковых терминалов «Глонасс/СРБ»10.
В совокупности с данным комплексом успешно применяется для решения задач поискового характера АИПС «Сова» - поисковая система, способная идентифицировать человека, находящегося в розыске, когда таковой попадает в поле видимости видеокамеры.
Существующая автоматизированная информационно-поисковая система идентификации человека по изображению лица «Образ» и программно-технический комплекс «Сова» успешно используются для идентификации личности по изображениям. Одним из направлений использования данных систем является обработка информации, предоставляемой потерпевшими и свидетелями для получения данных, позволяющих установить лицо, совершившее преступление11.
Поскольку одним из направлений названных комплексов является работа с материалами оперативной и любительской съемки, то вполне возможно применять данный метод и для выявления скрывающих свою осведомленность очевидцев преступления в тех ситуациях, когда они попадают в поле зрения записывающей техники как профессионального, так и любительского уровня. Это могут быть записи с камер видеонаблюдения, видеорегистраторов, а также случайные кадры любительской съемки и др.
При наличии базы фотоизображений появится реальная возможность не только иметь представление о том, кто находился на месте при совершении преступления, но и устанавливать данных лиц.
Помимо этого в настоящее время при получении изображения неустановленного очевидца преступления возможно применение системы «Сова-Видеопоток».
Система обрабатывает видеопоток поступающих изображений (24 изображения в секунду) и в режиме реального времени автоматически выбирает из видеопотока изображение лица, наиболее пригодное для верификации. Выделенные изображения лиц передаются на серверы распознавания (которые могут быть как локальными, так и удаленными), на которых осуществляется мгновенная, за доли секунды, проверка изображений лиц с фотоизображениями разыскиваемых лиц. В случае сходства фотоизображения человека, снятого видеокамерой в толпе людей, с разыскиваемым лицом система «Видеопоток» оповещает в установленном порядке уполномоченный правоохранительный орган, который и принимает решение о дальнейших оперативных мероприятиях. Расчетное время реакции составляет не более 10 секунд. Таким образом, система решает следующие задачи - распознавание лиц в потоке людей, поиск лиц в видеоархиве, поиск лиц по базе данных, содержащей фотографии и персональные данные12.
10 URL: https://22.mvd.ru/citizens/faq/133 (дата обращения: 13.10.2015).
11 Сова. URL: http://www.asia-soft.com/documents/ru_project_obraz.pdf (дата обращения: 16.09.2015).
12 Сова-Видеопоток. URL: http://www.ladacom.ru/site/node/18 (дата обращения: 17.09.2015).
Вся совокупность современных методов идентификации и розыска лиц может успешно использоваться при выявлении очевидцев преступлений.
Одним из способов выявления возможных очевидцев может быть и осуществление персонального биллинга, который позволяет определять место нахождения абонента в момент осуществления вызова или его приема. Соответственно получение данных от операторов сотовой связи об интересующих временных интервалах в определенной зоне покрытия может использоваться для расширения круга источников, позволяющих получать сведения о лицах, находившихся на месте совершения преступления и располагающих криминалистически значимой информацией.
Однако внедрение современных технологий сталкивается с реалиями человеческого фактора. При установке системы «Безопасный город» в Ростове-на-Дону имели место серьезные нарушения. Начальник ГУВД по Ростовской области А. Лапин считает, «что порядка 30 миллионов рублей просто разворовано, поэтому систему постоянно «сбоит»: часть видеокамер просто не работает, часть дает нераспознаваемые показания. Специалисты провели проверку системы и выяснилось, что из 650 видеокамер работали 433, а 172 не работали. Это примерно чуть меньше одной трети. Тогда как должны работать порядка 99 процентов»13.
Следовательно, не потерял своей актуальности подход к использованию достижений научно-технического прогресса в уголовном судопроизводстве, сформулированный В. А. Панюшкиным в виде комплексной проблемы, включающей «вопросы процессуального, криминалистического, этического, психологического и организационного характера»14.
Информационные технологии не только стали неотъемлемой частью современного общества, но и успешно применяются в процессе раскрытия и расследования преступлений. В связи с этим необходимо создать все условия для доступа правоохранительных органов к возможностям информационных и инновационных технологий, а также обеспечить соответствующий контроль. Поиск и выявление осведомленных лиц, которые способны предоставить информацию, используемую впоследствии как для установления всех обстоятельств совершенного преступления, так и в целях розыска преступника, является актуальной проблемой в тех ситуациях, когда осведомленные лица предпринимают все возможные действия по ее сокрытию.
13 URL: http://www.rg.ru/2011/01/19/nabludenie.html (дата обращения: 12.10.15).
14 Панюшкин В. А. Использование достижений научно-технического прогресса в уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1981. № 2. С. 90.
Саратовская государственная юридическая академия Славгородская О. А., кандидат юридических наук, доцент
кафедры криминалистики E-mail: [email protected]
Saratov State Academy of Law Slavgorodskaya O. А., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminаlistics Dapartment E-mail: [email protected]