Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / VOCATIONAL TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский П.Г., Петренко Е.В., Страдина М.С.

Цель исследования - определение уровня надёжности обучения, которая отражается в количестве остаточных знаний студентов 3-го курса, прошедших обучение по дисциплине «Анатомия человека» и изучающих смежную дисциплину «Спортивная морфология». Методика и организация исследования. Было проведено тестирование на выживаемость знаний 50 студентов 3-го курса, прошедших обучение по анатомии человека с применением дистанционных образовательных технологий. Для аттестации студентов разработано 3 варианта тестовых заданий, по 40 вопросов в каждом. Вопросы тестовых заданий отражают требования общепрофессиональных компетенций, которыми должен владеть студент, освоивший программу дисциплины. Вопросы сформулированы с учетом прикладного характера профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. Исследование позволило выявить учебные разделы и темы дисциплины, по которым студенты показывают наиболее низкие знания. Показано, что недостаточную выживаемость знаний студенты демонстрируют по разделу «Анатомия систем регуляции жизнедеятельности организма»; в работе рассматриваются причины недостаточного качества знаний студентами этого учебного раздела дисциплины. Для повышения преемственности знаний дисциплин медико-биологического профиля предлагается использовать модель курса дистанционного обучения дисциплины «Анатомия человека» для повторения студентами старших курсов наиболее сложных учебных тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовский П.Г., Петренко Е.В., Страдина М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching biomedical disciplines based on distance education technologies at physical education and sport university

Objective of the study was to determine the degree of reliability of the training process, reflected in the amount of residual knowledge of third-year students who have completed training in the discipline "Human Anatomy" and are studying the crossdiscipline "Sports Morphology". Methods and structure of the study. The study involved the third-year students (n=50) trained in human anatomy with the use of distance education technologies. We tested the survival of knowledge among the students. For the purpose of certification of the students we developed 3 versions of test, 40 questions each. The test questions reflected the requirements of general professional competencies, a student who has mastered the discipline program should possess. The questions were formulated taking into account the applied nature of professional activities in the field of physical culture and sport. Results of the study and conclusions. The study revealed the study units and topics of the discipline, in which the students demonstrate the lowest level of knowledge. It is shown that the students demonstrated insufficient level of survival of knowledge in the section "Anatomy of the systems of regulation of the vital functions of the body"; the paper considers the reasons for the insufficient quality of students’ knowledge of this study unit of the discipline. To increase the continuity of knowledge in the biomedical disciplines, it is proposed to use the model of distance learning in the discipline "Human Anatomy" for senior students to repeat the most complex academic topics.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ для ПОВЫШЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЗНАНИИ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 12.09.2019 г.

Информация для связи с автором: pbord@bk.ru

Кандидат педагогических наук, доцент П.Г. Бордовский1

Кандидат медицинских наук, доцент Е.В. Петренко1

Кандидат медицинских наук, доцент М.С. Страдина1

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

TEACHING BIOMEDICAL DISCIPLINES BASED ON DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORT UNIVERSITY

PhD, Associate Professor P.G. Bordovskiy1

PhD, Associate Professor E.V. Petrenko1

PhD, Associate Professor M.S. Stradina1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - определение уровня надёжности обучения, которая отражается в количестве остаточных знаний студентов 3-го курса, прошедших обучение по дисциплине «Анатомия человека» и изучающих смежную дисциплину «Спортивная морфология».

Методика и организация исследования. Было проведено тестирование на выживаемость знаний 50 студентов 3-го курса, прошедших обучение по анатомии человека с применением дистанционных образовательных технологий.

Для аттестации студентов разработано 3 варианта тестовых заданий, по 40 вопросов в каждом. Вопросы тестовых заданий отражают требования общепрофессиональных компетенций, которыми должен владеть студент, освоивший программу дисциплины. Вопросы сформулированы с учетом прикладного характера профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и выводы. Исследование позволило выявить учебные разделы и темы дисциплины, по которым студенты показывают наиболее низкие знания. Показано, что недостаточную выживаемость знаний студенты демонстрируют по разделу «Анатомия систем регуляции жизнедеятельности организма»; в работе рассматриваются причины недостаточного качества знаний студентами этого учебного раздела дисциплины. Для повышения преемственности знаний дисциплин медико-биологического профиля предлагается использовать модель курса дистанционного обучения дисциплины «Анатомия человека» для повторения студентами старших курсов наиболее сложных учебных тем.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональная подготовленность.

Annotation

Objective of the study was to determine the degree of reliability of the training process, reflected in the amount of residual knowledge of third-year students who have completed training in the discipline "Human Anatomy" and are studying the crossdiscipline "Sports Morphology".

Methods and structure of the study. The study involved the third-year students (n=50) trained in human anatomy with the use of distance education technologies. We tested the survival of knowledge among the students. For the purpose of certification of the students we developed 3 versions of test, 40 questions each. The test questions reflected the requirements of general professional competencies, a student who has mastered the discipline program should possess. The questions were formulated taking into account the applied nature of professional activities in the field of physical culture and sport. Results of the study and conclusions. The study revealed the study units and topics of the discipline, in which the students demonstrate the lowest level of knowledge. It is shown that the students demonstrated insufficient level of survival of knowledge in the section "Anatomy of the systems of regulation of the vital functions of the body"; the paper considers the reasons for the insufficient quality of students' knowledge of this study unit of the discipline. To increase the continuity of knowledge in the biomedical disciplines, it is proposed to use the model of distance learning in the discipline "Human Anatomy" for senior students to repeat the most complex academic topics.

Keywords: distance learning, vocational training.

CL

' "О С

га

^

О (U .с I—

Введение. Совершенствование системы вузовского профессионального образования предполагает анализ качества профессиональной подготовленности студентов, про-

шедших обучение по программам высшего образования [1]. Дисциплину «Анатомия человека» студенты изучают на 1-м курсе. Программа дисциплины составлена в соответствии

36

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2020 Апрель | April

с общепрофессиональными компетенциями, требующими знаний анатомо-физиологических особенностей строения тела человека, знания механических характеристик и биомеханики положений и движений человека. Студенты, прошедшие обучение по дисциплине, должны овладеть знаниями и умениями, предусмотренными компетенциями Федерального образовательного стандарта для дальнейшего освоения смежных дисциплин. Анализ выживаемости знаний позволит выявить учебные разделы и темы, недостаточно усвоенные студентами при изучении дисциплины, определить и устранить причины слабого знания этих тем.

Цель исследования - определение уровня надёжности обучения, которая отражается в количестве остаточных знаний студентов 3-го курса, прошедших обучение по дисциплине «Анатомия человека» и изучающих смежную дисциплину «Спортивная морфология».

Методика и организация исследования. В исследовании приняла участие группа студентов (50 человек). Было проведено тестирование на выживаемость знаний студентов 3-го курса, прошедших обучение по анатомии человека с применением дистанционных образовательных технологий.

Для аттестации студентов разработано 3 варианта тестовых заданий, по 40 вопросов в каждом. Вопросы тестовых заданий отражают требования общепрофессиональных компетенций, которыми должен владеть студент, освоивший программу дисциплины. Тестовые задания содержат 40 % вопросов на выбор правильного ответа (одного или нескольких), 20 % вопросов - на соответствие, 20 % - тесты в виде незавершенного предложения и 20 % - тесты в форме эссе. Уровень сложности вопросов ступенчато возрастал от тех, что предполагают единичный выбор верного ответа, к вопросам, требующим развернутого обоснованного ответа-эссе. В каждом варианте вопросы распределены по основным разделам дисциплины. Учитывая специфику вуза, 47,5 % составлено по анатомии опорно-двигательного аппарата и динамической анатомии. Остальные вопросы распределены в тестовых заданиях следующим образом: 9 вопросов (22,5 %) -по разделу «Системы, обеспечивающие жизнедеятельность организма», 12 вопросов (30 %) - по разделу «Системы, регулирующие процессы жизнедеятельности». В каждом разделе дисциплины вопросы распределены по учебным темам в соответствии с их объёмом и значением. Вопросы сформулированы с учетом прикладного характера профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что средний балл по тестированию составил 61,82. При анализе ответов по основным разделам дисциплины выявлено, что все студенты показывают хорошие знания раздела «Анатомия опорно-двигательного аппарата» - 75 % правильных ответов. Удовлетворительные результаты показаны по разделу «Анатомия систем обеспечения жизнедеятельности» - 57,5 % правильных ответов и слабые - по разделу «Анатомия систем регуляции жизнедеятельности» - 44,2 % правильных ответов.

Таким образом, анализ проведенного исследования выявил удовлетворительные знания по дисциплине «Анатомия человека» у всех опрошенных. При этом результативность ответов по разделу «Опорно-двигательный аппарат» заметно выше, чем по другим разделам дисциплины. Самые низкие результаты показаны по разделу «Анатомия систем, регу-

лирующих жизнедеятельность», а также по теме «иммунная система». Причиной может быть краткосрочность изучения этого учебного раздела, небольшое количество аудиторных часов, значительная сложность и меньшая наглядность учебного материала.

На изучение тем «Анатомия систем, регулирующих жизнедеятельность», и «Иммунная система» отводится довольно мало времени. Но роль регуляторных систем и иммунных органов очень велика в обеспечении процессов роста и развития организма, его работоспособности и адаптации к физическим нагрузкам [3]. Знание систем, регулирующих адаптивные реакции организма на физические нагрузки, необходимо для будущего специалиста в области физической культуры и спорта [2]. Включение расширенных вариантов этих тем в модель дистанционного курса по «Анатомии» позволило существенно сгладить этот недостаток и дало студентам возможность изучать этот раздел в полной мере.

Вывод. Результаты исследования показали, что предоставление студентам старших курсов доступа к дистанционному курсу обучения по анатомии человека для повторения базового учебного материала, необходимого при изучении смежных дисциплин бакалавриата («Спортивная морфология»), позволяет существенно повысить выживаемость знаний по этому предмету для смежных дисциплин. Для таких студентов можно сформировать отдельную группу, поскольку текущие контроли и рубежный контроль знаний по анатомии человека эти студенты сдавать не будут. Вместе с тем доступ к тестовым заданиям этой группе студентов также может быть открыт, поскольку в целях самоконтроля студенты-старшекурсники могут решить ряд тестов по учебным темам анатомии человека, размещенных на сайте.

Литература

1. Бордовский П.Г. Создание дистанционного обучения в образовательном учреждении сферы физической культуры и спорта / П.Г. Бордовский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 61-63.

2. Олейник Е.А. Современные аспекты преподавания спортивной морфологии / Е.А. Олейник, А.А. Дюсенова, Е.А. Кокорина // Журнал анатомии и гистопатологии. -2015.-Т. 4. -№ 3. - С. 94-95.

3. Ткачук М.Г. Восстановление тимуса после физических нагрузок в условиях иммунокоррекции / М.Г. Ткачук, Е.В. Петренко, М.С. Страдина // Олимпийский спорт и спорт для всех. ХХ Между-нар. научный конгресс. Министерство спорта РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 156159.

References

1. Bordovskiy P.G. Sozdanie distantsionnogo obucheniya v obrazovatel-nom uchrezhdenii sferyi fizicheskoy kulturyi i sporta [Distance learning design in educational institution in physical education and sports]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2018. # 1. pp. 61-63.

2. Oleynik E.A., A.A. Dyusenova, E.A. Kokorina Sovremennyie aspek-tyi prepodavaniya sportivnoy morfologii [Modern aspects of teaching sports morphology]. Zhurnal anatomii i gistopatologii.2015. v. 4. # 3. pp. 94-95.

3. Tkachuk M.G., E.V. Petrenko, Stradina M.S. Vosstanovlenie timusa posle fizicheskih nagruzok v usloviyah immunokorrektsii [Thymus recovery after physical exercide under conditions of immunocorrection]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vseh [Olympic sports and sports for all]. XX International scientific congress. Ministry of Sports of the Russian Federation, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health. Saint-Peterburg, 2016. pp. 156-159.

№ 4 • 2020 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.