ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательской деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, ученик осознает собственную субъективную позицию.
По мнению ряда исследователей, портфолио ученика становятся одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляют которую сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой ученика.
Изменяя процедуру оценки учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. Это означает, что происходит не только более адекватное отражение действительных достижений, но и изменяется качество процессов обучения.
Конечно, целью оценки качества работы ученика является то, что появляется возможность оказания помощи выявить не только истоки затруднений, но и сильные стороны, нераскрытые «возможности роста» или, как принято сегодня говорить, ресурсы развития.
В настоящее время человеку необходимо для успеха, в том числе и готовность к самообразованию, т. е. способность выявлять проблемы в своей деятельно-
сти, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях. Что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Переход к новым принципам оценивания невозможен без большой подготовительной работы как в области обучения педагогических кадров новым способам и приемам, так и в сфере психологической подготовки, формирования готовности учителей, учеников и их родителей к инновациям в оценивании. Нужно работать над решением этих проблем не только непосредственно в школе, но и в обществе целом.
Литература
1. Агронович М. Л., Дымарская О. Я. и др. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университ.книга. 2006.
2. Формирование оценочной компетентности школьников. -М.: Эврика. 2004.
3. Ковылева Ю. Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 2.
В статье автор раскрывает личный опыт использования образовательного потенциала сети Интернет для формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся.
Курушкина Светлана Александровна
учитель физики,
МОУ «СОШ №97 с полным днём пребывания детей»,
Удмуртская Республика, г. Ижевск.
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Как использовать образовательный потенциал сети Интернет для формирования учебно-исследовательской компетентности?
^__________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: учебно-исследовательская компетентность, актуальность, интерактивность, дистанционные олимпиады, компетентностный анализ.
В условиях модернизации российского образования одной из задач, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Современная школа должна создать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности учиться на протяжении всей жизни,
приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения, самореализации. Для формирования этих компетенций можно выделить следующие направления:
а) использование УМК, ориентированных на развитие исследовательской сферы и отвечающих следующим требованиям: обеспечивать соответствие со-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
25
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
держания программы и УМК стандарту, способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся (интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений);
б) управление формированием рациональных приемов самостоятельной работы с информацией, учёт индивидуальных и возрастных особенностей восприятия учащихся;
в) внедрение в общеобразовательный процесс проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность: применение системы в работе по интеллектуальному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности.
Актуальность темы подтверждается тем, что существует ряд противоречий в обучении:
• постоянно увеличивающийся объем информации, и невозможностью памяти его усвоить в тот отрезок времени, на который рассчитано обучение;
• усвоение учащимися разрозненных по предметам знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике учебной, трудовой деятельности и жизни человека;
• единообразие обучения и потребностями и способностями отдельной личности;
Потребность в развитии учебно-исследовательской компетентности учащихся отмечается большим количеством учителей и учащихся, что подтверждается проведенным нами среди учителей школы № 97, г. Ижевска социологическим опросом. В опросе участвовало 75 учителей начальной, средней и старшей школы и 250 учащихся.
1. среди опрошенных педагогов школы положительное отношение к исследовательской деятельности учащихся выразили 93%, противоречивое - 7%, отрицательное - 0%.
2. среди опрошенных учащихся положительное отношение к учебным исследованиям выразили 90% учащихся, противоречивое - 8%, безразличное ил отрицательное - 2%.
Следует отметить, что наибольшие затруднения в организации учебных исследований, по данным анкетирования, педагоги испытывают в выборе и обосновании исследовательских тем - 55,4% опрошенных, прогнозировании средств и методов исследования -40%, подборе соответствующих методик исследования - 53%, обобщении и оформлении полученных результатов - 38,9%, рефлексии по итогам проведенных исследований - 56%. У учащихся же наибольшие затруднения в проведении учебно-исследовательской работы проявляются в формулировании гипотез - 80% опрошенных, оформлении структурированной работы по итогам проведённого исследования - 65%, составлении плана и проведении главных этапов исследования, формулировании выводов из экспериментальных исследований - 59,9%, рефлексии по итогам исследовательской работы - 43,9%.
На основании анализа собственного опыта организации и проведения учебно-исследовательской деятельности учащихся и результатов проведённого исследования, можно сформулировать следующие выводы: педагогами, и учащимися признаётся значимость учебных исследований в образовательной подготовке
ученика; проявляется высокая потребность в организации учебных исследований; наблюдаются затруднения в организации и проведении учебных исследований
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. При формировании исследовательской компетентности происходит усвоение материала на осознанном уровне, объём знаний расширяется, формируются различные умения и навыки, обеспечивается преемственность с другими учебными дисциплинами.
Формирование исследовательской компетентности возможно при проведении исследовательской работы в два этапа: а) теоретический, б) практический. Основная деятельность принадлежит на первом этапе учителю, он является соратником в поисках истины и овладения мастерством, приобщает учеников к предмету. На втором этапе учащиеся самостоятельно должны проводить исследования, формировать и закреплять данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. Поэтому при проведении первых работ исследовательского характера учителю необходимо обратить на это внимание. Задача учителя организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательских работ.
В настоящее время учащиеся активно участвуют в научно-исследовательских проектах, мастерских, олимпиадах, научно-практических конференциях, различных сетевых проектах, которые являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. Чем быстрее эти умения будут сформированы, тем эффективнее будут проходить уроки, факультативы, спецкурсы, поэтому исследовательские умения необходимо начинать формировать как можно раньше на простых по содержанию и выполнению опытов.
Одним из способов организации и подготовки к данным видам работ является индивидуальная и совместная работа в сети Интернет. Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебнопознавательной среды, т. е. среды, используемой для решения различных дидактических задач (познавательных, информационных, культорологических). Развитие креативных способностей, включение учащихся в научно-исследовательскую работу на основе интернет-технологий осуществляется через участие в совместной деятельности в рамках микрогрупп по выполнению заданий, проектов в дистанционном режиме. Примером могут служить дистанционные олимпиады.
Ежегодно в школе № 97 проводится Международная олимпиада по основам наук. Задания носят компетентностно-ориентированный характер и лежат в зоне ближайшего развития ученика. Предоставляется анализ выполнения учебных элементов.
Участие в экологической олимпиаде «Экомарафон» предполагает как индивидуальную, так и групповую работу с учащимися. Учащиеся на протяжении
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
двух месяцев выполняют различные исследовательские задачи и итогом является 48 часовой марафон, когда ученики должны в режиме мозгового штурма ответить на 25 вопросов по экологии. Если результатом первого года участия были индивидуальные работы учеников, то на втором году участия была оформлена вики страница в сети Интернет. И логическим продолжением в этом 2010-2011 учебном году стал сайт команды «Капельки росы».
Целью Международного дистанционного проекта «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ) является в увлекательной форме соревнования, произвести мониторинг уровня развития у детей ключевых компетентностей, выявить предметные способности учащихся. Школа и каждый ученик имеет свой личный кабинет. По результатам участия учитель получает диагностический материал, который может использовать в своей дальнейшей работе, сообщить родителям.
Для того чтобы привлечь учеников к участию в различных образовательных проектах, учитель сам должен быть активным участником различного рода конкурсов и олимпиад.
Пример: сайт fizika.ru - сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. Это электронный учебник, позволяющий организовать дистанционное обучение по физике для учащихся 7,8,9 классов. 115 учащихся 7,8 и 6 (в качестве пропедевтики) занимаются дистанционно на этом сайте.
Для родителей и учащихся есть: учебник, медиалекции, тесты, задачи, Прверялкин, Решалкин, Факультатив, электронный дневник и рейтинг активности. Ученики заходят на сайт под своим логином и паролем, который генерируется учителем.
Для учителя, кроме основных методических разделов, есть журнал и конечно рейтинги активности.
Для того, чтобы мои ученики могли на безвозмездной основе обучаться по электронному учебнику, мне необходимо «уплачивать так называемые членские взносы» - публикации и участие в методических форумах.
Для того чтобы занятия проходили организованно, есть функция рассылки, где можно обратиться сразу ко всем ученикам, или конкретно к одному классу. В электронном журнале можно видеть, когда ученик входил, что выполнял, можно просмотреть конкретное задание, и увидеть допущенные ошибки, провести коррекцию
Интерактивность, как свойство компьютерных телекоммуникаций, при работе с любым электронным средством обучения, любой информацией открывает возможность решения таких дидактических задач, как:
• дифференциация обучения;
• активизация деятельности обучаемого на уровне взаимодействия с программой, сетевым курсом, электронным учебником и т. д.;
• использование в познавательной деятельности разнообразных ресурсов сети Интернет;
• самостоятельная работа с информацией (сбор, обработка, представление, передача);
• самостоятельная деятельность по ликвидации пробелов в знаниях, углубление ранее приобре-
тенных знаний, формирование и совершенствование необходимых умений и навыков;
• иллюстрирование базовых теоретических знаний с помощью мультимедийных средств;
• формирование культуры умственного труда на основе осуществления доступа к необходимым справочным материалам, словарям, тезаурусам, энциклопедиям.
Взаимодействие с участниками образовательного процесса посредством Интернет осуществляется на основе:
• организации совместной деятельности в процессе общения в малых группах сотрудничества;
• обмена мнениями, дискуссии в режиме on-line или of-line (чаты, телеконференции);
• осуществления контроля и управления учебной деятельности обучающихся со стороны преподавателя;
• консультаций преподавателя в процессе учебной деятельности;
• контактов с внешними партнерами, не являющимися непосредственными участниками учебного процесса;
• совместной деятельности с партнерами по проектной и исследовательской деятельности в других регионах, странах.
Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.
Все это способствует развитию исследовательских компетенций учащихся, что позволит им осознанно и грамотно определить индивидуальную образовательную траекторию развития.
Литература
1. Губогло З. И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3.
2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. - М.: Изд. ИНТ, 2005.
4. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии, 2006. - № 2. - С. 19-31.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // 1"|1:1р://топ.доуш/Официальный сайт министерства образования и науки РФ.
6. Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1 октября 2008 г.) Отв. ред. В. И. Солдаткин. -М.: Рособразование, 2008. - 267 с.
7. Патаракин Е. Д. Пространство, коллекции и сервисы региональных сетевых сообществ, «Интернет в профессиональной деятельности»: Научно-методический сборник / Под ред. Д. Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С.11-
16.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ
школьных технологий, 2005.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
27