Научная статья на тему 'Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ / DISTANCE LEARNING / EDUCATION OF PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES / E-LEARNING MANAGEMENT SYSTEM MOODLE / PEDAGOGICAL DESIGN / TRAINING MODEL FOR PEOPLE WITH LIMITED OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегасова Наталья Арнольдовна, Иванова Елена Николаевна, Лесников Иван Николаевич, Родионов Алексей Владимирович, Лебедева Светлана Юрьевна

В статье описан опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для разработки курсов при построении учебного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере Иркутской области: выделены требования к нормативно-правовой базе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществлен анализ мероприятий реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Иркутской области. Рассматриваются модель дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, возможности системы дистанционного обучения Moodle, идеология педагогического проектирования материалов для построения дистанционного обучения. Процесс создания и освоения среды дистанционного обучения представлен посредством педагогического проектирования: приведены принципы педагогического проектирования, представлена схема педагогического проектирования в отношении дистанционных образовательных технологий. На основании вышеприведенного описания процесса педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья представлена структура апробированного дистанционного курса, разработанного на основе линии учебно-методического комплекса Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика»; элементы системы дистанционного обучения Moodle для его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пегасова Наталья Арнольдовна, Иванова Елена Николаевна, Лесников Иван Николаевич, Родионов Алексей Владимирович, Лебедева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use distance learning technologies for teaching people with limited opportunitie

The article describes the experience of using the e-learning management system Moodle for developing courses in constructing the educational process for people with limited opportunities the example of the Irkutsk region: The requirements to the legal framework for the education of persons with disabilities were identified; the analysis of the implementation of the priority national project "Education" in the Irkutsk region was carried out. The article considers the model of distance learning for people with limited opportunities, the possibilities of the e-learning management system Moodle, and the ideology of pedagogical design of materials for building distance learning. The process of creating and mastering the distance learning environment is presented by means of pedagogical design: the principles of pedagogical design are presented, the scheme of pedagogical design in relation to distance learning technologies is presented. On the basis of the above description of the process of pedagogical design of electronic educational resources for persons with limited opportunities, the structure of the approved distance learning course, developed on the basis of the line of educational-methodical complex of G.K. Muravin, O.V. Muravina "Mathematics", elements of the e-learning management system Moodle for its implementation, is presented.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пегасова Наталья Арнольдовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Иванова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Лесников Иван Николаевич

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Родионов Алексей Владимирович

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике, ФГБОУ вО «Иркутский государственный университет»

Лебедева Светлана Юрьевна

старший преподаватель, кафедры информатики и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

В статье описан опыт использования системы дистанционного обучения Moodle для разработки курсов при построении учебного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере Иркутской области: выделены требования к нормативно-правовой базе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществлен анализ мероприятий реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Иркутской области. Рассматриваются модель дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, возможности системы дистанционного обучения Moodle, идеология педагогического проектирования материалов для построения дистанционного обучения. Процесс создания и освоения среды дистанционного обучения представлен посредством педагогического проектирования: приведены принципы педагогического проектирования, представлена схема педагогического проектирования в отношении дистанционных образовательных технологий. На основании вышеприведенного описания процесса педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья представлена структура апробированного дистанционного курса, разработанного на основе линии учебно-методического комплекса Г.К. Муравина, О.В. Муравиной «Математика»; элементы системы дистанционного обучения Moodle для его реализации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, система дистанционного обучения Moodle, педагогическое проектирование, модель обучения лиц с ОВЗ.

о

Е

СП

о

В программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» включено одним из направлений - развитие дистанционного обучения (ДО) лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающее поэтапное создание и поддержку в каждом субъекте Российской Федерации условий для их обучения. Целью проекта являлось создание условий для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому [2].

В Иркутской области подготовлены и утверждены следующие нормативные документы:

- ведомственная целевая программа развития дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области;

- формы договоров безвозмездного пользования аппаратно-программным комплексом для рабочего места лица с ОВЗ и педагогического работника;

- максимальный объём учебной нагрузки на обучающегося, с предоставлением рекомендаций по организации образовательного процесса указанной категории детей, правовой основой организации образовательного процесса, структурой индивидуального учебного плана, примерным индивидуальным планом лица с ОВЗ.

В рамках реализации мероприятий за последние годы (начиная с 2010 г.):

- были оснащены рабочие места 536 лиц с ОВЗ, 413 педагогических работников и центра дистанционного образования (далее ЦДО) ОГАОУ ДпО ИРО компьютерной техникой, цифровым учебным оборудованием, оргтехникой и программным обеспечением, адаптированными с учётом специфики нарушений развития детей-инвалидов;

- подключены рабочие места (мест проживания) лиц с ОВЗ, педагогических работников к сети Интернет;

- проведено повышение квалификации педагогических работников (особое внимание уделено обучению родителей (законных представителей) лиц с ОВЗ в рамках программы «Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям»);

- в результате проведенной деятельности была создана региональная информационно-образовательная среда «Школа без границ».

Проект имеет очень важное социальное значение, поэтому программа «Развитие ДО лиц с ОВЗ» действует и развивается по настоящее время.

В Иркутской области обучение лиц с ОВЗ происходит на базе ЦДО ОГАОУ ДПО ИРО г. Иркутска.

Центр дистанционного образования осуществляет руководство реализации проекта, в том числе, обеспечивает методическое сопровождение, проводит повышение квалификации педагогического состава и мониторинг реализации проекта.

Региональный центр дистанционного обучения осуществляет сопровождение региональной информационно-образовательной среды «Школа без границ», которая содержит образовательные ресурсы для организации учебного процесса по предметам регионального базисного учебного плана, элективные курсы, методические ресурсы и учебные курсы для педагогов, материалы для проведения психолого-педагогических и логопедических консультаций, а также учебные материалы сетевых педагогов [3]. Доступ к ресурсам «Школы без границ» осуществляется на основании заявок муниципальных органов управления образования [3]. Модель ДО лиц с ОВЗ в Иркутской области [3] представлена на рисунке. 1.

Рис. 1. Модель ДО лиц с ОВЗ в Иркутской области

Проект «Образование» дал толчок для развития ДО в целом. Сейчас с помощью интернета педагоги, например, проводят занятия в малокомплектных, отдаленных школах.

Для наполнения контента ДО и представления его в соответствие с современными требованиями ежегодно на кафедру «Информатики и методики обучения информатике» Педагогического института Иркутского государственного университета поступают заявки для разработки курсов в рамках выпускных квалификационных работ. Разработка курсов ведется в системе дистанционного обучения Моо^е (СДО Моо^е).

Выбор системы СДО Моо^е обоснован тем, что данное программное обеспечение относится к распространяемому бесплатно. К достоинствам системы можно отнести интуитивно понятный пользовательский интерфейс, удобство в использовании, что позволяет удовлетворить большинство требований, которые предъявляются к системам дистанционного образования [6]. Необходимо отметить, что при разработке дистанционных курсов возможна реализация различных способов представления учебного материала, осуществление контроля знаний и учёта успеваемости.

В настоящее время СДО Моо^е активно используют в образовательных организациях [5]. При создании курса система позволяет включать широкий набор «элементов курса», таких как ресурсы! форумы, тесты, задания! глоссарии, опросы, анкеты! чаты, лекции, семинары! ш1к1, базы данных! что в свою очередь позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование [1].

Существуют разные подходы к созданию дистанционных курсов, одним из которых является использование идеологии педагогического проектирования [4].

Под педагогическим проектированием понимается процесс создания таких материалов, которые позволяют организовать обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), способных создать комфортную среду всех участников образовательного процесса.

Существует 6 принципов педагогического проектирования [8]:

- принцип человеческих приоритетов: разработанные материалы должны обеспечивать комфортную и результативную работу всех участников образовательного процесса;

- принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций: в случае необходимости материалы должны легко перестаиваться под образовательный процесс;

- принцип динамизма: предусматривает осуществление разработки курса в целом: теоретический, практический материал, контрольные мероприятия...;

- принцип полноты: дидактический принцип, предъявляемый к электронным образовательным ресурсам;

- принцип диагностируемости; наличие системы диагностики и обратной связи;

- принцип конструктивной целостности: предполагает рассмотрение взаимосвязи всех материалов в точки зрения системного подхода.

Учитывая перечисленные выше принципы, реализацию педагогического проектирования в отношении ДОТ обычно представляют в виде схемы (см. рисунок 2).

Продумькается общая идея использования ДОТ, формулируются общие н частные цели

Выбираются формы обучения, в которых будут реализованы ДОТ

Определяется спектр материалов, которые должны быть разработаны для результативной реализации ДОТ

Рисунок 2. Схема педагогического проектирования в отношении ДОТ

Этапы создания дистанционного курса предусматривают разработку следующих материалов: информационный блок (основная информация, дополнительная информация в виде глоссария, справки.), диагностический блок (контрольные работы, тесты, практические задания, задания для самопроверки...), коммуникативный блок (форумы, чаты), рефлексивный блок (анкета).

В рамках выполнения выпускной квалификационной работы по заказу администраций образова-

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

тельных организаций в качестве приложения разрабатываются дистанционные курсы обучающимися Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ» по направлениям 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.04 Профессиональное обучения (по отраслям). На рисунке 3 приведена структура дистанционного курса, а на рисунке 4 показан пример структуры раздела «Доли», разработанных в рамках выпускной квалификационной работы.

ж Курс по математики для детей с ОВЗ

► 5 класс: Натуральные числа и нуль

► 5 класс: числовые и буквенные выражения

► 5 класс: Доли и дроби. Действия с дробями

► 6 класс: пропорциональность

► 6 класс: Формулы и уравнения Рисунок 3. Структура дистанционного курса

5 класс: Доли и дроби. Действия с дробями

Доги идроби

. доли и дроби

Дробь как результат действия деления натуральных чисел

^ дробькак рмульгат действия деления

Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби

^ деление дроби на натуральное число, основное свойство дроби

Сравнение дробей р.

сравнение дробей Сложение и вычитание дробей Сложение и вычитание дробей Умножение на дробь ча*. Умножение на дробь

Ей

Деление на дробь Деление на дробь

Доли и дроби Действия с дробями Задание по ра^епу

о

£ V Итоговый тест по разделу Доли и дроби Действия с дробями.

£

в> Рисунок 4 Структура раздела: «Доли и дроби Действие с

0 дробями»

N

ч-^

01 г

Курс разработан наН основе линии УМКИ Г.К. Муравина, О.В.^И Муравиной - Математика [7]. I

При создании курса учитывалась идеология, описанная выше. При этом в качестве основных элемент курса выбраны «лекция», «задание», «опрос», «тест», «форум». В курсе используются такие ресурсы как «страница», «гиперссылка», «файл».

В курсе представлены задания различного типа: реферат, решение практических задач, письмен-ныеН ответы на поставленныеИ вопросы. Представленные задания дифференцированы по уровню сложности.

Целью курса является создание условий, обеспечивающих становление и развитие личности ученика средней общеобразовательной школы; оказание поддержки детей 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья при изучении учебного предмета «Математика».

На рисунке 5. Представлены УУД, формируемые в рамках данного курса:

Например, раздел «Доли и дроби. Действия с дробями», рассчитан на прохождение в течение 8 часов. Для каждого занятия разработаны контрольно-измерительные материалы, с помощью которых учитель может отследить динамику изучения и прохождения занятий. Контрольно-измерительные материалы рассчитаны на 17 часов. Всего раздел рассчитан на 25 часов (таблица 1).

Таблица 1

Тематическое планирование раздела «Доли и дроби. Действие с дробями»

№ Тема занятия Кол-во часов

1 Доли и дроби 2

2 Задание по теме: Доли и дроби 2

3 Дробь как результат действия деления натуральных чисел 1

4 Задание по теме: Дробь как результат действия деления натуральных чисел 2

5 Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Задание по теме: Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби 2

7 Сравнение дробей 1

8 Задание по теме: Сравнение дробей 2

9 Сложение и вычитание дробей 1

10 Задание по теме: Сложение и вычитание дробей 2

11 Умножение на дробь 1

12 Задание по теме: Умножение на дробь 2

13 Деление на дробь 1

14 Задание по теме: Деление на дробь 2

15 Доли и дроби. Действия с дробями. Задание по разделу 2

16 Итоговый тест по разделу: Доли и дроби. Действия с дробями. 1

Итого: 25

Рисунок 5. УУД, формируемые в рамках курса

В настоящее время курс проходит апробацию на базе МБОУ «СОШ №17» г. Усолье-Сибирское.

Литература

1. Гаевская Е. Г. Система дистанционного обучении MOODLE. Методические указания для практических занятий [Электронный ресурс]. /Учебное пособие.- СПб.: 2007./ - URL: http://window.edu.ru/resource/384/57384 (дата обращения 13.09.2017).

2. Гершпигель, С. В. Итоги и перспективы развития дистанционного образования детей-инвалидов в Иркутской области // -2012. №2. - С. 24-25.

3. Дистанционное обучение в «Школе без границ» [Электронный ресурс] -URL:http://fml17.ck.ua/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole-bez-granits/ (дата обращения: 15.06.2018).

4. Кузнецов, А. А. Образовательные и электронные издания и ресурсы. Методическое пособие / А. А. Кузнецов, В. В. Гришкун, С. Г. Григорьев. - М.: ДРОФА, 2010. - 156 с.

5. Официальный сайт LMS Moodle. [Электронный ресурс]: // Перевод статьи «Улучшения в версии Moodle 1.9» // - URL: http://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1

6. Создание сетевого курса в Moodle2^. [Электронный ресурс]: - URL: http://moodlefree.ru/groups/moodle-2-osobennosti-2-i-versii (дата обращения 08.02.2018).

7. УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Математика (5-6) [Электронный ресурс] - URL: https://drofa-ventana.ru/ kompleks/umk-liniya-umk-g-k-muravina-o-v-muravinoy-matematika-5-6/.

8. Учебное пособие. Дистанционные образовательные технологии проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева [и др.]; под общ.ред. М. Б. Лебедевой. - СПб. : БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

Use distance learning technologies for teaching people with

limited opportunitie Pegasova N.A., Ivanova E.N., Lesnikov I.N., Rodionov A.V.,

Lebedeva S.Yu.

Irkutsk State University

The article describes the experience of using the e-learning management system Moodle for developing courses in constructing the educational process for people with limited opportunities the example of the Irkutsk region: The requirements to the legal framework for the education of persons with disabilities were identified; the analysis of the implementation of the priority national project "Education" in the Irkutsk region was carried out. The article considers the model of distance learning for people with limited opportunities, the possibilities of the e-learning management system Moodle, and the ideology of pedagogical design of materials for building distance learning. The process of creating and mastering the distance learning environment is presented by means of pedagogical design: the principles of pedagogical design are presented, the scheme of pedagogical design in relation to distance learning technologies is presented. On the basis of the above description of the process of pedagogical design of electronic educational resources for persons with limited opportunities, the structure of the approved distance learning course, developed on the basis of the line of educational-methodical complex of G.K. Muravin, O.V. Muravina "Mathematics", elements of the e-learning management system Moodle for its implementation, is presented.

Keywords: Distance learning, education of persons with limited opportunities, e-learning management system Moodle, pedagogical design, training model for people with limited opportunities.

References

1. Gaevskaya E. G. Distance Learning System MOODLE. Guidelines

for practical exercises [Electronic resource]. / Textbook.- SPb .: 2007./ - URL: http://window.edu.ru/resource/384/57384 (accessed September 13, 2017).

2. Gershpigel, S. V. Results and prospects for the development of

distance education of children with disabilities in the Irkutsk region / S. V. Gershpigel // -2012. No. 2. - S. 24-25.

3. Distance learning in the "School without Borders" [Electronic resource] - URL: http: //fml17.ck.ua/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole-bez-granits/ (accessed: 06/15/2018).

4. Kuznetsov, A. A. Educational and electronic publications and

resources. Methodical manual / A. A. Kuznetsov, V.V. Grishkun, S. G. Grigoriev. - M .: DROFA, 2010 .-- 156 p.

5. Official site of LMS Moodle. [Electronic resource]: // Translation of

the article "Improvements in the version of Moodle 1.9" // - URL: http://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1 (accessed February 8, 2018).

6. Creating a network course in Moodle2.x. [Electronic resource]: -

URL: http://moodlefree.ru/groups/moodle-2-osobennosti-2-i-versii (accessed 08.02.2018).

7. UMK G.K. Muravina, O.V. Muravina. Mathematics (5-6) [Electronic

resource] - URL: https://drofa-ventana.ru/compleks / umk-liniya-umk-gk-muravina-ov-muravinoy-matematika-5-6 .

8. The manual. Remote educational technologies design and implementation of training courses / M. B. Lebedeva [et al.]; under the general ed. M. B. Lebedeva. - SPb. : BHV-Petersburg, 2010 .-- 336 p.

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

О Dl n А ы о ш А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.