Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ / DISTANCE LEARNING / COURSE DESIGN / VIDEO CONFERENCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алешичева Лариса Ивановна, Дехтяр Дмитрий Александрович, Евланова Ольга Александровна, Троицкий Александр Николаевич

Проведен сравнительный анализ некоторых популярных продуктов (Zoom и Skype) для проведения видеоконференций для использования в курсовом проектировании дистанционной формы обучения. Описан процесс подключения к сервисам. Указаны основные преимущества и недостатки рассмотренных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алешичева Лариса Ивановна, Дехтяр Дмитрий Александрович, Евланова Ольга Александровна, Троицкий Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF REMOTE TOOLS IN COURSE DESIGN FOR TECHNICAL SPECIALTIES

A comparative analysis of some popular products (Zoom and Skype) for video conferencing for use in course design of distance learning is carried out. The process of connecting to services is described. The main advantages and disadvantages of the considered tools are indicated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ»

Евланова Ольга Александровна, канд. техн. наук, доцент, OlgEvlanova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Козлов Александр Сергеевич, инженер, OlgEvlanova@yandex. ru, Россия, Тула, АО «КБП»

SEMI-NATURAL PHYSICAL EXPERIMENT IN THE DISCIPLINE «THEORY AND PRACTICE OF PHYSICAL MODELING»

S.I. Strelyaev, O.A. Evlanova, A.S. Kozlov

The practical part of an integrated approach to the implementation of laboratory work is shown on the example of an engineering discipline.

Key words: mathematical modeling, computational experiment, semi-natural physical modeling of heat and mass transfer, thermometry.

Strelyaev Sergey Ivanovich, doctor of engineering sciences, professor at the Department of Missile weapons, sergeystrelarambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Evlanova Olga Aleksandrovna, candidate of technical science, docent, OlgEvlanovaayandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kozlov Aleksandr Sergeevich, ingeneer, OlgEvlanovaayandex.ru, Russia, Tula, JSC

«КВР»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Л.И. Алешичева, Д. А. Дехтяр, О.А. Евланова, А.Н. Троицкий

Проведен сравнительный анализ некоторых популярных продуктов (Zoom и Skype) для проведения видеоконференций для использования в курсовом проектировании дистанционной формы обучения. Описан процесс подключения к сервисам. Указаны основные преимущества и недостатки рассмотренных инструментов.

Ключевые слова: Дистанционное обучение, курсовое проектирование, видеоконференции.

В настоящее время наблюдается значительный рост значимости дистанционных форм обучения. При проведении занятий по техническим дисциплинам в дистанционной форме возникает ряд проблем, связанных с интерактивным взаимодействием преподавателя с группой студентов, а также при проведении индивидуальных консультаций. Особенно остро данный вопрос стоит при проведении консультаций по курсовому проектированию, требующих для их эффективного проведения взаимодействия субъектов образовательной деятельности (преподавателей и студентов) с объектом (графической реализацией проекта).

В настоящее время в Тульском государственном университете взаимодействие учащихся с преподавателями происходит при помощи портала «Личный кабинет». Взаимодействие при помощи данного портала происходит исключительно в режиме обме-

485

на файлами и сообщениями между участниками образовательного процесса. Область применения указанного вида взаимодействия существенно ограничена его функциональными возможностями, которые реализованы к настоящему времени. При проведении консультаций по курсовому проектированию использование данного портала, без применения сторонних инструментов, затруднительно, так как требует существенных трудозатрат со стороны преподавателя, например, для объяснения ошибки или неточности в чертеже преподавателю необходимо написать исчерпывающий комментарий, который может по-разному интерпретироваться студентом. Также затрудняет работу преподавателя тот факт, что при работе с данным порталом нет возможности наглядно отобразить историю взаимодействий преподавателя с определенным студентом. Поэтому более целесообразно при дистанционном консультировании студентов использовать сторонние программные продукты, а ключевые этапы разработки проекта фиксировать в личном кабинете для официального подтверждения и контроля проведенных работ. При этом необходимо, чтобы используемые программные продукты отвечали ряду требований:

обеспечение общения преподавателя с группой студентов в онлайн режиме;

представление графических материалов без загрузки и выгрузки файлов;

сохранение истории взаимодействия;

отсутствие оплаты за использование продукта, как для преподавателя, так и для студента.

В соответствии с указанными требованиями можно выделить два программных продукта, применение которых широко распространенно в преподавательской среде: Skype, Zoom.

Skype - наиболее известная программа для общения группы людей через сеть Интернет. Программа Skype абсолютно бесплатна, для регистрации необходимо создать учетную запись по ссылке https://signup.live.com/. Отсутствуют временные ограничения по продолжительности звонка, обладает простым и понятным интерфейсом, позволяет обмениваться сообщениями и файлами. Еще одним несомненным достоинством данного продукта является функция демонстрации экрана с высоким разрешением (до 1080 p). Для демонстрации экрана пользователю необходимо нажать на кнопку «Демонстрация экрана». На рис. 1 представлен пример работы преподавателя со студентом при помощи программы Skype.

Рис. 1. Демонстрация экрана в программе Skype

Программа является кроссплатформенной. Иными словами, она может быть установлена как на компьютеры под управлением операционных систем (ОС) семейства Windows, так и под управлением Linux, Android, iOS.

К недостаткам программы Skype можно отнести отсутствие функции дистанционного управления экраном собеседника. В связи с этим недостатком преподавателю при проведении консультаций необходимо объяснять студенту место ошибки словесно, вместо того чтобы указать его графически. Кроме того, приложение требует достаточно много ресурсов, что может вызвать проблемы при использовании на старых ноутбуках и ПК.

Другим популярным программным продуктом, используемым при дистанционном обучении, является Zoom. Zoom — это сервис беспроводного взаимодействия для организации видеоконференций, вебинаров, групповых чатов. Платформа позволяет общаться посредством видео и/или аудиосвязи. Для начала конференции необходимо перейти на вкладку «Главная» и нажать «Новая конференция» (рис. 2).

Подключение к видеоконференции может происходить при помощи ссылки или идентификатора и пароля. При подключении при помощи ссылки организатор должен предоставить всем участникам ссылку на конференцию. Место размещения данной ссылки представлено на рис. 3. При подключении к конференции при помощи идентификатора и пароля организатор должен предоставить данные участникам. Участнику необходимо перейти по ссылке https://zoom.us/ioin и ввести идентификатор и пароль. Имеется возможность скопировать приглашение полностью, а также изменить пароль и идентификатор конференции.

Рис. 2. Панель запуска и настройки конфереций

О ® ® Q псск

Чат Конференции Контакты -*-

Предстоящие Записано (+)

Мой личный идентификатор конференции (PMI)

904 617 0198

Мой личный идентификатор конференции (PMI)

Копировать приглашение У Изменить

Скрыть приглашение на конференцию

Ivan Shkirya приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom. Тема: Зал персональной конференции Ivan Shkirya Подключиться к конференции Zoom

https://us04web.zoom.us/j/9046170198?pwd=bSsvZTZGalFUUDRLSXByWFo0QrM5QT09

Идентификатор конференции: 904 617 0198 Код доступа: 2UWkfy

Рис. 3. Данные для подключения к конференции

К основным преимуществам данного приложения можно отнести то, что все инструменты по ведению конференции находятся в руках руководителя. Пользователь, который организовывает видеоконференцию, может включать и выключать микрофоны участников, отправлять участников в комнату ожидания, а также запрашивать включение видео или выключать его у всех участников. Данные функции представлены на рис. 4.

Тема конференции: Зал персональной конференции Ivan Shkiiya

Организатор: |Van Shkiiya

Пароль: 2UWIdy

Числовой пароль: 107360

[системы телефонии / конференц-систе

Ссылка приглашения: https://us04web.zoom.us/j/9046170198?pwd-bSsvZTZGalF..

Рис. 4. Доступные функции организатора конференции

Все функции делятся на несколько разделов. Раздел «Безопасность» позволяет настроить доступы пользователей к общим инструментам конференции, таким, как чат, демонстрация экрана, переименование. В разделе «Участники» представлены функции для работы с пользователем, в частности, через этот раздел пользователя можно переместить в зал ожидания, сделать организатором, переименовать. В разделе «Демонстрация экрана» можно начать демонстрацию, а также настроить возможность демонстрации экранов других пользователей. Через раздел «Еще» можно начинать запись конференции.

Также к преимуществам приложения можно отнести возможность ведения записи конференции. Запись можно ставить на паузы в необходимых местах, а после завершения конференции ее можно разослать всем участникам. Присутствующая функция «Демонстрация экрана» позволяет не только демонстрировать весь экран, но и выбрать определенные приложения. Нельзя не отметить такую важнейшую функцию, как «Дистанционное управление», которая очень полезна при проведении консультаций по курсовому проектированию. Для включения данной функции необходимо нажать на кнопку «Настройка просмотра» - «Запрос дистанционного управления». Для пользователя, который не является организатором, расположение данной функции представлено на рис. 5, и «Дистанционное управление» для передачи управления любому пользователю конференции. Для завершения управления необходимо нажать на кнопку «Настройки просмотра»-«Передать дистанционное управление» для пользователя, который не демонстрирует свой экран, и «Дистанционное управление»-«Прервать управление» в случае, если экран пользователя демонстрируется.

Рис. 5. Запрос дистанционного управления

К основным недостаткам данного приложения можно отнести ограничение по времени в бесплатном режиме. Видеоконференции в бесплатном режиме не могут длиться дольше 40 минут. Однако данный недостаток достаточно просто решается -переподключением. Вторым существенным недостатком Zoom является достаточно сложный интерфейс. Для работы в этой программе потребуется уделить некоторое время на изучение функций интерфейса приложения.

Общий список сравнения Skype и Zoom по свойствам представлен в табл.

Сравнение Skype и Zoom

Показатель Skype Zoom

Демонстрация экрана + +

Общение группы лиц + +

Дистанционное управление экраном собеседники - +

Безопасность Высокая Средняя

Возможность ведения записи общения + +

Порог вхождения Низкий Высокий

Стоимость Бесплатно Две версии: бесплатная и профессиональная (от 15$ до 20$)

Таким образом, оба программных продукта могут использоваться при дистанционном проведении консультаций по курсовому и дипломному проектированию по техническим специальностям. Zoom эффективнее использовать для общих консультаций, в то время как Skype более эффективен при индивидуальных консультациях по курсовому проектированию.

Список литературы

1. Официальный сайт программного обеспечения skype [Электронный ресурс] URL: https://www.skype. com/ru/ (дата обращения: 10.02.2020).

2. Официальный сайт программного обеспечения zoom [Электронный ресурс] URL: https://zoom.us/ (дата обращения: 10.02.2020).

Алешичева Лариса Ивановна, канд. техн. наук, доцент, aleshicheva68@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Дехтяр Дмитрий Александрович, канд. техн. наук, доцент, javelin a bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Евланова Ольга Александровна, канд. техн. наук, доцент, OlgEvlanova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Троицкий Александр Николаевич, канд. техн. наук, доцент, antroitskyayandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

USE OF REMOTE TOOLS IN COURSE DESIGN FOR TECHNICAL SPECIALTIES L. I. Aleshicheva, D. A. Dekhtyar, O.A. Evlanova, A.N. Troitsky

A comparative analysis of some popular products (Zoom and Skype) for video conferencing for use in course design of distance learning is carried out. The process of connecting to services is described. The main advantages and disadvantages of the considered tools are indicated.

Key words: distance learning, course design, video conferences.

489

Aleshicheva Larisa Ivanovna, candidate of technical sciences, docent, aleshicheva68@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Dekhtyar Dmitriy Aleksandrovich, candidate of technical sciences, docent, javelin@,bk.ru, Russia, Tula, Tula State University,

YevlanovaOl'gaAleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, OlgEvlanova@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Troitskiy Aleksandr Nikolayevich, candidate of technical sciences, docent, antroitsky@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 623.1.7

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРЕНАЖЁРЕ ПО УКЛАДКЕ КУПОЛА ПАРАШЮТНОЙ

СИСТЕМЫ

Б.Ю. Мордакин

Проведен анализ деятельности специалистов воздушно-десантной подготовке по укладке купола парашютной системы. Представлено описание информационная основа деятельности специалиста и её структура. Создана модель информационной деятельности по укладке с возможностью применения в создании тренажера укладки купола парашютных систем.

Ключевые слова: десантирование грузов, информационная основа деятельности, модель деятельности гиперсети.

Десантирование различных грузов из военно-транспортных самолетов с помощью парашютных систем находит сегодня широкое применение. Для этих систем разработчик решает задачи: во-первых, извлечение объекта из самолета и, во-вторых, приземление его с заданной вертикальной скоростью.

Парашютные системы состоят из нескольких куполов и применяются для того, чтобы реализовать определенное движение объекта в пространстве, обеспечить требуемую траекторию снижения и необходимые кинематические параметры объекта в характерные моменты времени [1,2].

Вместе с тем, для обеспечения правильной работы парашютной системы требуется её безошибочная укладка.

Действие «уложить» означает, что нечто сложено в каком-нибудь порядке; складывая, уместить, наполнить вещами, упаковать [3].

В нашем случае под укладкой купола парашютной системы подразумевается комплекс мероприятий подготовки, последовательного уложения полотнищ и строп купола, и их проверки для обеспечения раскрытия и безопасной скорости снижения объекта до приземления.

Особенностью купола парашютной системы является то, что он представляет собой незамкнутую, мягкую (тканевую), растяжимую, воздухопроницаемую конструкцию, усиленную каркасом и снабженную стропами и соединительными звеньями для связи с объектом. Стропы, соединительные звенья и усилительный каркас выполняются из текстильных лент и шнуров.

Проведенный анализ работ и изучение деятельности специалистов в основном посвящены изучению операторской деятельности. Работа же по укладке является профессией не операторского типа, требующей особого подхода.

490

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.