Научная статья на тему 'Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников'

Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2263
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

И. В. Варганова

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло существенное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается как магистральный путь формирования адекватной современному обществу системы образования.

Необходимым условием развития системы образования является дополнительное педагогическое образование, реализуемое в системе повышения квалификации. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые изменения в системе образования практически не осуществимы до тех пор, пока не происходит опережающая подготовка педагогических работников к данным изменениям. Любое нововведение в образовании затрагивает систему повышения квалификации педагогических кадров и требует профессионального осмысления базовых ценностей в содержании, формах, методах повышения квалификации. Поэтому в условиях модернизации российского образования наиболее остро встает проблема повышения квалификации педагогических работников.

Если до сих пор повышение квалификации педагогических кадров происходило один раз в пять лет, то в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение уровня профессиональной компетентности. При учете скорости осуществления реформ в системе образования становится очевидным, что существующая сегодня система дополнительного педагогического образования не в состоянии удовлетворить как требования государства к системе повышения квалификации работников образования, так и актуальные информационные потребности педагогов. Переход традиционной системы повышения квалификации педагогических кадров на личностноориентированное основание, создание педагогических условий активизации профессионального развития и саморазвития педагога, повышение эффективного управления процессом повышения квалификации на основе новых информационных технологий является одним из путей преодоления кризиса в системе повышения квалификации [2]. С одной стороны, педагог должен быть готов к постоянному

288

совершенствованию и повышению своей квалификации, а с другой стороны - обществом должны быть созданы условия, при которых педагог может реализовать свою потребность в постоянном обучении и развитии. По оценкам самих учителей, для того чтобы в течение всего периода профессиональной деятельности соответствовать постоянно растущим квалификационным требованиям, им необходимо обучаться на курсах повышения квалификации при региональных институтах повышения квалификации [4]. Особенно остро эта проблема стоит в регионах с малой плотностью населения и слаборазвитой транспортной инфраструктурой.

Сегодня крайне актуальной становится проблема повышения квалификации педагогических кадров через новые альтернативные формы обучения. Одна из таких форм - дистанционное обучение, которое в определенной мере обеспечивает решение актуальных проблем дополнительного педагогического образования, а именно: (а) доступ неограниченного количества педагогов к повышению профессиональной квалификации; (б) быструю и качественную подготовку педагогов к управлению инновационными процессами, вызванными модернизацией российского образования; (в) обучению без отрыва от основного места работы и возможности непосредственного использования полученных знаний в профессиональной деятельности; (г) реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения; (д) снижению затрат на обучение за счет сокращения расходов, связанных с командированием и замещением педагогических работников.

Дистанционное обучение не может в полной мере заменить традиционную очную форму обучения, поскольку отсутствует непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, но оно хорошо подходит тем, кто уже обладает некоторым багажом знаний и хочет повысить уровень своей квалификации. В ходе обучения идет опора на базисные знания, имеющиеся у повышающего свою квалификацию работника образования. При андрагогическом подходе обучение встроено в контекст социально-профессиональной деятельности: в ходе выполнения работы происходит обучение, а в процессе обучения решаются актуальные задачи, связанные с профессиональной деятельностью [1]. Поэтому необходимо создавать условия для использования дистанционного обучения именно в учреждениях дополнительного педагогического образования.

В то же время важно отметить ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:

289

(а) дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;

(б) в отличие от традиционных форм повышения квалификации, дистанционное обучение требует особой подготовки от специалистов учреждений дополнительного педагогического образования. Преподаватель дистанционного обучения должен быть не только специалистом в своей предметной области, не только иметь навыки работы с новыми информационно-коммуникационными технологиями, но и владеть методикой разработки дистанционных курсов, технологиями дистанционного обучения;

(в) внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения требует тщательной, предварительной подготовки программ дистанционных курсов, выбора технологий обучения, контрольноизмерительных материалов и т. д. Поскольку процесс создания дистанционного курса достаточно трудоемкий, предусматривает совместную деятельность по его созданию методистов, преподавателей и специалистов по программному обеспечению, работа по подготовке дистанционных курсов должна быть четко спланирована заранее;

(г) использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике;

(д) при организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо учитывать специфику самого учебного предмета. Так, по мнению Е.С. Полат, «специфика предмета, цели обучения обусловливают не только содержание, структуру, но и выбираемую модель обучения» [3]. Поэтому важно разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.

290

Список литературы

1. Егорова Т. М. Педагогические условия эффективного функционирования дистанционного обучения в системе повышения квалификации учителей иностранных языков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. М. Егорова. - Чебоксары, 2006. - 210 с.

2. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, 2003. - 54 с.

3. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 146 с.

4. Хачиров С. В. Дистанционное повышение квалификации педагогов на базе сети районных ресурсных центров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Хачиров. - СПб., 2005. - 168 с.

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.