Научная статья на тему 'Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников'

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4089
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко А. А., Шабля И. Н.

В статье представлен литературный обзор источников, отражающий взгляды педагогов-теоретиков и педагогов-практиков по вопросам игровой деятельности младших школьников. Показана актуальность и значимость применения дидактических игр на уроках в начальной школе в свете ФГОС НОО 2 поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников»

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. -288 с.

4. Технология. Содержание и образование: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304 с.

5. Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах / Ф.П. Филенко. - М.: Просвещение, 2005. - 228 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Герасименко А.А.*, Шабля И.Н.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье представлен литературный обзор источников, отражающий взгляды педагогов-теоретиков и педагогов-практиков по вопросам игровой деятельности младших школьников. Показана актуальность и значимость применения дидактических игр на уроках в начальной школе в свете ФГОС НОО 2 поколения.

Изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения [13] задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучение таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учетом его возрастных особенностей.

О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста имеется большое количество исследований. В частности, И.А. Зимняя в учебнике «Педагогическая психология» отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируется основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления [3, с. 174]. Однако, не-

* Кафедра Педагогики. Научный руководитель: Шабля И.Н., старший преподаватель кафедры Педагогики.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики.

смотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода - игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности, указывает С.Л. Рубинштейн [10], заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра, по его мнению, имеет историческую, а не биологическую природу. В ней отображается история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Поэтому игру можно рассматривать как элемент передачи из поколения в поколение накопленного историко-культурного опыта и традиций и по этой причине, активно использовать в процессе обучения. Вместе с тем при ее использовании в начальной школе необходимо помнить, что «у детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но она (игра) реже встречаются у детей 3-4 классов, так как в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и составляет новый этап в развитии ребенка», пишет в своей работе А.Г. Рузская [11, с. 150].

Именно игровая деятельность способна плавно приучить ребенка к новой социальной роли школьника. Поэтому педагогу необходимо применять в педагогическом процессе игровые формы, методы, технологии, особенно на начальных этапах обучения. Игровые формы обучения, как указывается в пособии «Современный урок» [5], отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Ведь в ходе игры учащиеся, взяв на себя определенную роль, должны принимать практические решения. А поскольку игровые методы являются «интерактивными и интегративными» [12, с. 69], то их использование в процессе обучения в начальной школе соответствует нормам нового Стандарта, делающего акцент на использование именно активных и интерактивных методов обучения.

Обращение к методической литературе позволяет обнаружить довольно большое количество работ по использованию игры в начальной школе, например [1, 2, 4]. В этих работах авторы рассматривают различные аспекты применения игры в учебно-воспитательном процессе, делая акцент на различные его составляющие. В частности, Е.А. Богаченко размышляя о возможностях игры в воспитании школьников, отмечает, что игра выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, пишет автор, она предоставляет ребенку сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, а с другой - игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций [1, с. 17].

Такое толкование игры можно встретить не только у современных исследователей и практиков образования. Например, В.С. Пылаева [9], анализируя влияние дидактических идей выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского на развитие современной начальной школы, вслед за классиком приходит к выводу о том, что игра для ребенка - это метод познания действительности. Игра, пишет автор, направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Это требует от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры, от богатства и характера которого зависит развитие замысла и средств задуманного.

Вместе с тем, игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Как указывают в своей статье Е.А. Котельни-кова и Л.А. Фролова, «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к взрослым занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [4, с. 30]. Задача учителя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра» - это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [7, с. 71]. Словарь указывает, что их использование началось в отечественной образовательной практике в 1940-50-е гг., когда они рассматривались лишь как форма работы в дошкольных учреждениях. Но уже в 60-70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников [7]. С этого периода накоплен большой опыт по применению дидактических игр, который, на наш взгляд, может быть полезен в рамках сегодняшнего образовательного процесса, особенно в рамках организации обучения в начальной школе по новому Стандарту.

Учебник И.П. Подласого «Педагогика начальной школы» указывает на то, что для начальной школы дидактические игры - это преимущественно игры по правилам. Дети воспринимают правила как условия, поддерживающие игровой замысел, поэтому их необходимо тщательно продумывать и сообщать детям заранее. Общий принцип организации такого рода игр, пишет автор, это включение в их содержание практических жизненных ситуаций [8, с. 228].

Дидактические игры принято различать по различным основаниям, например: по обучающему содержанию; по степени познавательной активно-

сти детей в игре; по способам организации и взаимодействию учащихся; по роли преподавателя в игровой деятельности. Приводить подробную характеристику каждого основания с входящими в него видами дидактической игры не является задачей нашего исследования, поскольку их количество очень велико и разнообразно. Однако педагогу при организации игры каждого вида необходимо помнить об общей схеме развития педагогического процесса (наличие обязательных смысловых компонентов: мотивационного, целевого, контрольно-коррекционного, диагностического и др.). Кроме того, нужно помнить, что результативность дидактических игр, как отмечает Т.П. Сальникова [6, с. 85], зависит от: 1) систематического использования и целенаправленного построения игровых программ; 2) сочетания их с обычными упражнениями. Поэтому применение дидактических игр на уроках должно быть подчинено определенной логике и выстроено в систему.

Также в независимости от вида используемой дидактической игры ее применение на уроке в начальной школе позволяет делать следующее:

1. формировать мотивацию на обучение;

2. оценивать изначальный уровень подготовленности учащихся;

3. оценить степень владения материалом и умение переводить его из пассивного состояния (знания) в активное - выполнение практических действий;

4. получить учащимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать имеющиеся и них умения;

5. развить умение анализировать, прогнозировать, делать выводы.

Однако все это возможно лишь при соблюдении следующих условий,

которым советует следовать И.П. Подласый:

1. игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;

2. иметь запоминающееся название;

3. содержать действительно игровые элементы;

4. иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;

5. содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются в хоровом исполнении (считалки, рифмы, стихи) [8, с. 229].

Выполнение этих правил позволит сделать процесс обучения интересным и привлекательным для детей.

Помимо всего этого при организации и проведении дидактических игр необходимо помнить и о сложностях, которые могут возникать у педагога. К сложностям процесса организации дидактической игры педагоги-исследователи, также как и педагоги-практики, в большинстве своем относят:

1. кажущуюся простоту и доступность игры;

2. потребность в больших временных затратах при ее подготовке;

3. ухудшение поведения учащихся во время проведения игры за счет эмоционального подъема;

4. ограниченность численности участников игры.

Знание этих сложностей позволит начинающим педагогам лучше подготовиться к профессиональной деятельности посредством продумывания возможных способов предотвращения затруднений.

Проведенный теоретический анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что дидактическая игра - необходимый элемент в процессе обучения младших школьников. Дидактическая игра помогает учителю сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для учеников. Ведь игра способна разрешить некоторые проблемы школьного преподавания, такие как: однообразие процесса обучения и не заинтересованность обучения для ребенка. Ее применение позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников и вести преподавательскую деятельность в русле Стандарта.

Проведенный анализ позволил наметить дальнейшие направления собственной исследовательской работы, которая, на наш взгляд, будет заключаться в анкетировании учителей начальных классов. Планируя провести анкетирование по поводу использования практикующими педагогами дидактической игры в процессе обучения в начальной школе, мы хотим выяснить «реальную» картину ее применения. Полученные данные будут сопоставлены с результатом теоретического анализа. Все это позволит нам разработать собственную систему уроков с использованием в их структуре различных видов дидактических игр с последующей реализацией ее на практике. Результаты исследования планируем представить в последующих публикациях.

Список литературы:

1. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Бога-ченко // Начальная школа. - 2010 - № 6. - С. 16-19.

2. Братанов Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанов // Начальная школа. - 2008 - № 5. - С. 41-43.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

4. Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии / Е.А. Котельникова, Л.А. Фролова // Начальная школа. - 2009 -№ 10. - С. 30-32.

5. Кульневич С.В. Современный урок: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -Ч. 2. - 288 с.

6. Педагогические технологии: учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 463 с.

9. Пылаева В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. - 2008 - № 7. - С. 4-8.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

11. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровская, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 147-150.

12. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

13. ФГОС НОО 2 поколения: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф.

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕПНЫХ ДРОБЕЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МАТЕМАТИКИ

© Гриднева М.В.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

В статье рассматриваются особенности изучения цепных дробей и их приложений в процессе математической подготовки бакалавров математики. Говорится о перспективах применения этого материала в будущей профессиональной деятельности, как математика-ученого, так и математика-учителя.

В контексте последнего варианта ФГОС бакалавр математики должен быть подготовлен к выполнению деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии, созданию и использованию математических моделей процессов и объектов, разработке эффективных математических методов решения задач естествознания, техники, экономики и управления; программно-управленческому обеспечению научно-исследовательской, проектно-конструкторской и эксплуатационно-управленческой деятельности.

Дисциплина «Теория чисел» является одной из общепрофессиональных дисциплин федерального компонента и изучается на физико-математических факультетах в течение одного четвертого семестра.

После изучения курса «Теория чисел» студенты должны овладеть основными методами современной теории чисел, приобрести опыт использования

* Кафедра Алгебры и геометрии. Научный руководитель: Белых О.Н., доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.