Научная статья на тему 'Использование дидактических игр на начальном этапе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку'

Использование дидактических игр на начальном этапе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ENGLISH / PRESCHOOL AGE / DIDACTIC GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Ф.С., Попова А.С.

В данной статье говорится об актуальности обучения детей дошкольного возраста английскому языку и о способах, которые могут облегчить и сделать эффективным данное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Ф.С., Попова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the relevance of teaching preschool children English and the ways that can facilitate and make effective this training.

Текст научной работы на тему «Использование дидактических игр на начальном этапе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку»

УДК 1174

Педагогические науки

Газизова Ф. С., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования», Елабужский институт КФУ, Россия, г. Елабуга

Попова А. С., студентка 5 курс, факультет психологии и педагогики Елабужский институт КФУ, Россия, г. Елабуга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: в данной статье говорится об актуальности обучения детей дошкольного возраста английскому языку и о способах, которые могут облегчить и сделать эффективным данное обучение.

Ключевые слова: английский язык, дошкольный возраст, дидактические

игры.

Abstract: this article discusses the relevance of teaching preschool children English and the ways that can facilitate and make effective this training.

Keywords: English, preschool age, didactic games.

На раннем этапе обучения детей английскому языку одна из ключевых задач педагога - сделать данный предмет увлекательным и интересным. В дошкольном возрасте дети весьма эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. В процессе обучение детей данного возраста немаловажно принимать во внимание их психологическое особенности. К началу изучения иностранного языка ребенок должен быть достаточно развит, данный возраст обуславливается не возрастом дошкольника, а его психическими и физическими отличительными чертами. Наиболее

благоприятным периодом для начала изучения языка считается период 6-7 лет. Этот возраст считается наиболее сенситивным, когда дети наиболее чувствительны к языковым явлениям, и могут неосознанно осваивать большие объемы информации [8]. Однако, что может вызвать интерес у ребёнка 5 - 7 лет для того, чтобы начать изучать иностранный язык? Ответ на этот вопрос давно найден. Только игра и игровые действия могут заинтересовать ребёнка в таком возрасте, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - такой вид учебной деятельности, когда ребёнок одновременно играет и обучается чему - то новому. Дидактическая игра является одним из основных методов в педагогической практике и теории, используемым для расширения, углубления и закрепления знаний. При организации и проведение таких игр происходит слияние интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального развития [9]. Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимые для реализации замысла игры.

Дидактические игры - различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя [12].

При обучении иностранному языку дети сталкиваются с дополнительной трудностью: понижение мотивации и познавательной активности может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на родном языке [2].

Для педагога английского языка в ДОУ считается значимым грамотно построить обучение иностранного языка на начальном этапе. Характерные черты дошкольного возраста оказывают благоприятное воздействие на успешное освоение ребенком иностранного языка [1]. Дети дошкольного возраста имеют способность быстрее запоминать материал иностранного языка,

у них преобладает отсутствие языкового барьера в общении на иностранном языке [5].

На занятиях иностранного языка в ДОУ дети вовлекаются в иноязычную среду со временем, через игровую деятельность. Применение игровых приемов и методов считается основным в организации учебного процесса дошкольников [6].

Игровые приемы и методы характеризуются универсальностью: их можно использовать на различных стадиях обучения, адаптировать к разным целям и задачам. Игра осуществляет множество функций в процессе развития ребенка, облегчает учебный процесс, может помочь овладеть материалом, развивает необходимые компетенции. Через игру педагог создает и формирует у дошкольников навыки и умения находить нужные данные и информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в типичных и необычных моментах [10].

Поэтому игра, представляя основной вид деятельности ребенка, дает возможность преодолеть большинство трудностей, связанных с относительным характером иноязычного общения и повысить положительное влияние иностранного языка на становление личности. Множество игровых ситуаций, мифических сюжетов создает на занятиях атмосферу веселья, творчества, благоприятной эмоциональной атмосферы [1 1].

Для того, чтобы выявить исходный уровень владения иностранным языком детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено исследование. Данное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 "Сказка" общеразвивающего вида Менделеевского муниципального района. В исследовании приняло участие 28 детей, посещающих подготовительную группу детского сада, возраст которых составлял 6-7 лет. В составе данной исследовательской группы находились 16 девочка и 12 мальчиков.

Выявить уровень знания английского языка у детей старшего дошкольного возраста позволила методика: «Изучение уровня знания английского языка детей дошкольного возраста» А.В. Поповой.

При диагностике детей дошкольного возраста мы не применяли прямой контроль, то есть дети даже не знали, что их деятельность оценивается. Для того, чтобы объективно оценить уровень знаний детей, мы погрузили их в языковую игровую ситуацию, в которой игровым заданием являлось произнесения звуков, словесных предложений, лексических единиц.

Выявление уровня знаний английского языка проводилось по следующим критериям:

- фонематический слух;

- овладение лексическим материалом;

- умение слушать и понимать устную речь (аудирование).

Всего предлагалось 9 игровых заданий. На каждый из критериев приходится по 3 упражнения. За правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов - 58.

Таблица 1.Содержание игровых заданий

Фонетика Говорение Аудирование

Эхо Отгадай Детектив What is Магазин Интервью Команды Show Переведи

звук missing Me слово

e t, s, о, k, shirt -short dog dog what's g° blue Hockey

h l, d, v, warm-worm frog cat your jump white box

э m, p pot - port cat bear name? run yellow football

w full- fool hair apple What can swim black basket-

ч sick- thick bear lemon you do? fly pink ball

tick- thick pig pink stomp orange

В ходе данной методики были выявлены дети, которые имели: Высокий уровень знаний английского языка (8 детей - 28,6%) - это дети которые набрали от 41 до 58 баллов за ответы во время проведения игр.

Средний уровень знаний английского языка (10 детей - 35,7%) - это дети которые набрали за свои ответы от 21 до 40 баллов.

Низкий уровень знаний английского языка (10 детей - 35,7%) - это дети которые смогли набрать до 20 баллов.

Анализируя полученные результаты по данной методике, можно сделать вывод о том, что меньшее количество детей (8 детей - 28,6%) справились со всеми задания. Это дети, которые во всех играх правильно отвечали на вопросы, имели небольшие или незначительные ошибки. В ходе наблюдения, было видно, что этим детям изучение английского языка дается легко и с интересом.

У других детей, которые имели средний уровень знания английского языка, были проблемы с овладением неродного языка. Некоторые дети, понимали, что от них требуется, но не могли сказать. Они, например, знали, как переводится слово, но не могли его сказать на английском языке. У других детей, были хорошие способности к обучению иностранного языка, но не было интереса. Они отвлекались на посторонние вещи и даже если знали правильный ответ, могли не ответить.

Дети, которые набрали наименьшее количество баллов, имели проблемы с овладением иностранного языка. У большинства таких детей отсутствовал интерес, они не были заинтересованы в том, чтобы узнать что-то новое или выучить какие-то новые слова на английском языке. Многие из них не понимали, что он них требуется и как играть в ту или иную игру.

Полученные нами результаты свидетельствуют о недостаточно высоком уровне знаний английского языка у детей старшего дошкольного возраста.

Практическое исследование поставило перед нами задачу разработать и реализовать систему работы по повышению уровня английского языка у детей старшего дошкольного возраста.

Мы разработали план дидактических игр для повышения уровня знаний английского языка у детей старшего дошкольного возраста [7].

Таблица 2. План дидактических игр, направленных на повышение уровня знаний английского языка у детей старшего дошкольного возраста

Название игры Цель Ход игры

«Who is in your family?» Цель: закрепление лексики на тему «Семья». Педагог показывает одного человека из семьи и задает вопрос «Who is in your family?», дети называют их на английском языке, например, «mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather».

«Execute the commands» Цель: закрепить лексику на тему «Движения». Дети по одному выходят и показывают какое-нибудь движение, без слов, только жестами, остальные участники отгадывают что это и называют на английском языке, например: run, jump, swim, fly.

«Grocery store» Цель: выучить названия овощей и фруктов. Педагог раскладывает на столе игрушечные фрукты и овощи. Дети по очереди подходят, берут тот предмет, который они хотят и произносят его название на английском языке.

«Guess the fruit» Цель: повторение лексики по теме «Овощи и фрукты». Педагог раскладывает на столе овощи и фрукты. Далее он просит одного ребенка дать ему что-либо, произнося при этом: «Give me, please, a pear». Ребенку необходимо правильно перевести про себя название предмета и дать его педагогу. Если он правильно понял педагога, то он занимает место педагога и произносит ту же конструкцию только с названием другого предмета.

« Hike in the forest» Цель: закрепить названия На середину ковра

ягод и грибов, тренировать счёт. «полянки» ставится корзина. Вокруг разложены картинки или макеты грибов я ягод. Каждый ребёнок берёт по одной игрушке или картинки, несет в корзину, говорит, например: I pick a blueberry и др. В конце все вместе подчитывают на английском языке, сколько всего ягод и грибов собрали дети.

«I love cooking» Цель: запомнить слова «bread, porridge, soup, salad». Педагог раздает детям небольшие посуды в виде тарелок или кастрюль. Внутри разложены разрезанные частички листка. Дети собирают эти части в одну целую картину и называют что на ней изображено.

«Find the right picture» Цель: закрепить лексику по теме «Растительный мир». Педагог показывает картинки различных растений (цветок, дерево, трава). Дети внимательно слушают педагога и пытаются понять вопрос на английском языке: What is this? (что это?) - и ответить, например: It's a flower/ a tree и т.д.

«Animals» Цель: закрепить названия домашних животных. Педагог предлагает детям сыграть в ферму. Вывешивается плакат фермы. Детям раздаются картинки или игрушки домашних животных. Ребята крепят домашних животных на ферму, называют животное по-английски.

«Listen carefully» Цель: закрепить названия домашних животных и птиц. Педагог предлагает прослушать аудиозапись голосов домашних

животных и птиц. После того, как дети прослушают, они поднимают руки и называют знакомого животного или птицу на английском языке.

«In the forest» Цель: закрепить названия диких животных Педагог разделяет территории фермы и леса, предлагает поделить игрушки (картинки) животных по месту обитания. Затем ребята должны назвать диких животных с указанием «It's a bear/ fox» и т.д.

Дидактические игры имеют ряд положительных сторон: в ходе игровой деятельности повышается активность и работоспособность учащихся, формируются лингвистические навыки и умения, формируются интеллектуальные способности [4]. Дидактические игры содействуют формированию и уточнению восприятия отдельных качеств предметов, формированию наблюдательности, развитию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Благодаря играм удаётся сосредоточить внимание и заинтересовать даже самых неорганизованных детей. В начале их привлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Со временем у детей просыпается заинтересованность и к самому предмету обучения [3].

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой обучаемые основательнее и красочнее познают явления окружающей действительности и познают мир.

Библиографический список:

1. Вронская И.В. Особенности учебно-методических комплексов по обучению дошкольников английскому языку / И.В. Вронская, А.В. Стихиляс. -Липецк: Аргумент, 2018. - С.61-64.

2. Красилова И.Е. Особенности обучения английскому языку на современном этапе развития дошкольного образования / И.Е. Красилова. -Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. - С. 22-27.

3. Левина А.О. Использование метода проектов на уроках английского и немецкого языков для увеличения заинтересованности детей в рамках ФГОС / А.О. Левина. - Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2017. - С. 94-98.

4. Литвиненко С.В. Английский язык: 6-7 лет / С. В. Литвиненко. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 462 с.

5. Маякова Е.В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка) / Е.В. Маякова. -М.:Айрис-пресс, 2016. - С. 15-23.

6. Молчанова Н.А. Иностранный язык в ДОУ в условиях реализации проекта ФГОС / Н.А. Молчанова, Т.В. Медведева. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. - С. 107-109.

7. Николенко, Т.Г. Английский для детей: Сборник упражнений / Т.Г. Николенко, И.И. Кошманова. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 288 с.

8. Павловская Е.В. Влияние возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников на обучение английскому языку в ДОУ / Е.В. Павловская, В.Г. Ефимова, Е.В. Маслова. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2016. - С. 72-73.

9. Петрова М.Н. Об использовании игровых моментов в НОД по английскому языку в ДОУ / М.Н. Петрова. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. - С. 110-111.

10. Танцырева Л. А. Программа дополнительного образования по английскому языку старшего дошкольного возраста / Л.А. Танцырева. -Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. - С. 180-192.

11. Хожайнова Е.И. Процесс изучения иностранного языка в ДОУ: развивая творчество, говорим по-английски / Е.И. Хожайнова, И.Н. Домарева, А.В. Петровская, А.Н. Паршуткина. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2017. - С.42-45.

12. Хусаинова А.Д. Игра как ведущий прием в обучении английскому языку дошкольников / А.Д. Хусаинова. - Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2017. - С. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.