Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирякова О.А.

В статье обусловлена значимость коммуникативно-ориентированного обучения в вузе, направленного на повышение способности студентов общаться на иностранном языке. Подчеркивается роль интерактивных методов обучения в процессе иноязычной подготовки специалистов в сфере таможенного дела в контексте применения деловой игры как средства формирования профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции. Описаны этапы проведения деловой игры как одной из интерактивных форм в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирякова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE ROLE-PLAY AS A MEANS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING STUDENTS SPECIALIZING IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

The article defines the importance of communicative-oriented teaching at higher-education institutions, aimed at increasing the ability of students to communicate using a foreign language. The role of interactive teaching methods in the process of students’ foreign language training majoring in Customs Studies in the context of the use of a role-play as a means of forming their professional and foreign language communicative competence is emphasized. There is a description of the stages in the role play process as one of the interactive forms while training students of non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Кирякова, преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-1-114-117

Аннотация. В статье обусловлена значимость коммуникативно-ориентированного обучения в вузе, направленного на повышение способности студентов общаться на иностранном языке. Подчеркивается роль интерактивных методов обучения в процессе иноязычной подготовки специалистов в сфере таможенного дела в контексте применения деловой игры как средства формирования профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции. Описаны этапы проведения деловой игры как одной из интерактивных форм в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативный подход, профильно-ориентированное обучение, деловая игра.

Современная система подготовки кадров таможенного дела предъявляет новые требования к знаниям и профессиональным умениям специалистов внешнеэкономической сферы, что обусловлено федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО).

Одним из ключевых направлений деятельности студентов по специальности «Таможенное дело» является формирование профессиональной компетенции, которой следует уделять особое внимание в практике преподавания. Так, профессиональная компетенция будущих специалистов в данной области включает в себя не только владение системой знаний и навыков специфики экономических процессов и процедур в целом, но и знание основ таможенного законодательства [1].

Компетентностная парадигма современной системы образования наряду со ФГОС ВО требуют внесения изменений в систему обучения и не исключают поиска новых методов для реализации учебной деятельности студентов внешнеэкономического направления подготовки с целью повышения уровня сформированности, в том числе, иноязычной коммуникативной компетенции. Специалистам в области внешнеэкономических отношений необходимо уметь устанавливать контакты с за-

рубежными партнерами, вести деловые переговоры, поэтому владение иностранным языком становится определяющим фактором формирования их профессиональной компетенции [2].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования практико-ориентированный подход становится значимым аспектом в получении и последующем закреплении не только теоретических знаний, полученных в ходе изучения преподаваемых дисциплин, но и в развитии первичных профессиональных компетенций, одной из которых, на наш взгляд, является формирование собственно иноязычной коммуникативной компетенции студентов-таможенников. Так, учебная практика, реализуемая в вузах с целью подготовки кадров, нацелена на повышение уровня профессионального мастерства специалистов таможенного дела и призвана обеспечить необходимые условия для введения и погружения в естественную среду. Следует отметить, что студенты неязыковых вузов должны уметь использовать язык в практической деятельности, другими словами, приобретая и повышая уровень иноязычной коммуникативной компетенции. Будучи по своей структуре многокомпонентным явлением, данная компетенция означает

«умение использовать лингвистическую систему сообразно и эффективно» [3].

Реализация «коммуникативно-ориентированного обучения» на практике преподавания способствует формированию всех видов речевой деятельности. При подготовке специалистов в сфере таможенного дела, как подчеркивает О.Г. Поляков, важен курс профильно-ориентированного обучения, под которым понимается «обучение, учитывающее потребности изучения иностранного языка, с одной стороны, и особенности будущей специальности, с другой стороны». Рассматривая проблематику, охватывающую внешнеэкономическую сферу подготовки специалистов, следует подчеркнуть особую роль профильного обучения иностранному языку (далее - ИЯ), то есть, практической деятельности, организованной с целью освоения необходимой программы действий и приобретения навыков и умений будущих экономистов (к числу которых можно отнести ведение международного сотрудничества, переговоров на иностранном языке, оформление сделок, приобретение навыков делового общения и ведения документации и мн.др.) [3].

Цель обучения экономистов данного профиля заключается в формировании соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции, то есть в повышении способности обучаемых общаться на иностранном языке и использовать его в повседневных ситуациях взаимодействия, наряду с умениями международного общения в целом, развитием познавательного и творческого потенциала [4].

Использование интерактивных методов обучения при подготовке специалистов таможенного дела - определяющий фактор по формированию собственно иноязычной коммуникативной компетенции. Интерактивная составляющая процесса обучения предполагает как использование игровых форм, с одной стороны, так и решение задач, применимых к конкретной ситуации, моделирование и последующее принятие решений, с другой стороны. К ним относят: дискуссионные, игровые и тренинго-вые формы в структуре учебных занятий [5].

Остановимся более подробно на такой форме организации занятия, как деловая игра, которая предполагает знание таких смежных дисциплин в данной области, как «Таможенное право», «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность» и т.п. Деловая игра, используемая в качестве одного из методов, в данном случае призвана повысить познавательную активность студентов сферы внешнеэкономической деятельности, а также создать необходимые условия для принятия правильно подобранных решений согласно поставленным целям и задачам. Деловая игра способствует «стимулированию студентов к построению высказываний на изучаемом языке, тем самым, повышая уровень их профессионального общения согласно заданным ситуациям» [5]. Тематика деловой игры определяется исходя из познавательных потребностей студентов с целью получения и расширения новых знаний и погружения в среду профессиональной деятельности. Как отмечает Т.И. Белоусова, в ходе деловой игры происходит не только применение теоретических основ знаний, но и отработка практических навыков работы и действий будущих таможенных органов [2]. По мнению А.А. Вербицкого, «деловая игра позволяет создать целостную систему знаний, умений и навыков, а значит, является эффективным методом формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов по завершении изучаемой дисциплины» [6]. Структура деловой игры включает в себя распределение ролей и взаимодействие всех сторон таможенных отношений, а также систему контроля при исполнении ими соответствующих должностных функций. В процессе обучения студентов внешнеэкономического профиля посредством деловых игр происходит систематизация знаний, умений и навыков ведения переговоров на иностранном языке, написания и оформления деловой документации и др. [7].

Первый этап деловой игры предполагает выбор ситуации по заданной тематике, принятие решение и формирование команд. Второй этап состоит в умении применять навыки письменной речи для даль-

нейшего назначения встречи. Третий этап ции, то есть способности использовать - подготовка к проведению переговоров, язык в дальнейшей деятельности, что яв-для успешного осуществления которых ляется приоритетной целью процесса обу-необходимы выражение системы аргумен- чения иностранному языку. Кроме того, тов/контраргументов, соблюдение после- реализация практико-ориентированного довательности этапов и формулирование подхода способствует интеграции знаний на их основе соглашений. Заключитель- и освоению системы будущей деятельно-ный этап игры ставит своей целью состав- сти специалистов таможенных органов, ление контракта по результатам принятого моделированию полученных умений в но-решения [5]. вых профессиональных условиях [2]. Так,

Таким образом, соответствующая орга- специалист, освоивший профессиональ-низация обучения студентов неязыковых ную подготовку, должен обладать соответ-вузов, обучающихся в сфере внешнеэко- ствующим уровнем иноязычной коммуни-номической деятельности, создает все не- кативной компетенции, а значит, свободно обходимые условия для формирования общаться и взаимодействовать с зарубеж-иноязычной коммуникативной компетен- ными партнерами на иностранном языке.

Библиографический список

1. Zubkov, A.D. Professional Foreign Language Competence of Technical Students: content, structure and formation / Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - T. 131. - C. 503510.

2. Белоусова, Т.И. Значение интерактивных образовательных технологий в подготовке специалистов таможенного вуза / Т.И. Белоусова, Е.И. Антонова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2014. - № 2. - С. 79-87.

3. Клименкова, М.Ю., Спинова, Е.А. Профессиональное образование: изучение теории и практики ведения переговоров на английском языке / Клименкова М.Ю., Спинова Е.А. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - №1. - С. 31-35.

4. Кирякова, О.А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. - 2022. - № 1 (140). - С. 17-25.

5. Эмерель, Н.И. Деловая игра как метод формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Обучение и воспитание: Методики и практика. - 2014. - №14. - С. 170174.

6. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.

7. Кирякова, О.А. Языковое портфолио как средство оценки достижений студентов технического вуза в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 11-1 (74). -С. 159-161.

THE USAGE OF THE ROLE-PLAY AS A MEANS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING STUDENTS SPECIALIZING IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES

O.A. Kiryakova, Lecturer Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article defines the importance of communicative-oriented teaching at higher-education institutions, aimed at increasing the ability of students to communicate using a foreign language. The role of interactive teaching methods in the process of students ' foreign language training majoring in Customs Studies in the context of the use of a role-play as a means of forming their professional and foreign language communicative competence is emphasized. There is a description of the stages in the role play process as one of the interactive forms while training students of non-linguistic universities.

Keywords: professional competence, foreign communicative competence, communicative approach, profile-oriented training, role-play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.