уменьшение показателя индекса костистости отмечено в группе кобыл и жеребцов с трехпород-ным скрещиванием. Кобылы и жеребцы с прилитием тракененской крови уступают по этому признаку кобылам с прилитием чистокровной верховой породы, что объясняется невысоким ростом тракененских лошадей.
Нами было изучено влияние кровности по чистокровной верховой и тракененской пород на уровень работоспособности кобыл и жеребцов ганноверской породы.
Исследования показали, что наибольшая работоспособность наблюдается у кроссов со степенью прилития чистокровной верховой в количестве 50%. Несколько меньшим уровнем работоспособности характеризуются кроссы с тракененской породой в степени 50%. Это объясняется более крупным форматом и меньшим ростом (163,6 см) этих лошадей в отличие от чистокровных кроссов (165,5 см).
Невысокая работоспособность у трехпород-ных кроссов может быть объяснена недосточным тренингом, так как в выборке присутствуют в основном кобылы 4-3 лет. Вполне вероятно, что уже на следующий год эти лошади будут показывать более высокие результаты.
В целом у кроссов с различной степенью прилития тракененской и чистокровной верховой крови наблюдается явная динамика увеличения работоспособности, в отличие от ганноверских лошадей, разводимых «в чистоте». У жеребцов ганноверской породы увеличение работоспособности в наибольшей степени проявляется у трехпородных кроссов. Распределение уровня работоспособности в зависимости от степени кровности у кроссов с чистокровной верховой породой практически одинаково, что тоже является очень хорошим показателем и говорит об устойчивом наследовании спортивных качеств через поколение от чистокровного предка потомками с 25% степенью прилития.
В проведенных исследованиях было изучено влияние степени кровности по чистокровной верховой и тракененской породам на цену реализации спортивного молодняка ганноверской породы. Исследования показали, что реализационная стоимость находится в прямой зависимости от степени кровности по чистокровной верховой и тракененской породам. Нами установлено, что экономически выгоднее для спортивных целей воспроизводство молодняка разводимого в «чистоте» и имеющего 25 и 50%% кровности по чистокровной верховой породе.
ВЫВОДЫ. Таким образом, нами установлено, что наибольшее снижение индексов массивности и костистости выявлено у трехпородных кроссов и кроссов с чистокровной верховой породой у кобыл и у жеребцов, так как прилитие данных «кровей» несет в себе элементы сухости.
Наибольшие баллы по общей работоспособности получали лошади с наибольшей степенью кровности (50%) по чистокровной верховой породе. Спортивная работоспособность ганноверских лошадей с прилитием тракененской крови несколько уступает кроссам с чистокровной верховой породой, но эти лошади имеют достаточно выраженную тенденцию улучшения работоспособности в сравнении с лошадьми, разводимыми в «чистоте».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Политова, М О ганноверской породе лошадей / М.О. Политова // Коневодство и конный спорт. - 1998. -№3. - С. 6-8.
2. Тимченко, А. Коневодство России сегодня и завтра /А. Тимченко // Коневодство и конный спорт.-2012. -№6.-С. 2-4.
3. Шингалов, В.А. Спортивное коневодство/ В.А. Шингалов, М.Р. Абдеряев, Я.А. Головочева, М.С. Козлов. - М.: ООО «Аквариум-принт», 2005.-С. 115-118.
УДК 631.794. 621.791
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕФЕКТНЫХ ЛИСТОВ РЕССОР ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛУЖНЫХ ЛЕМЕХОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Дьяченко A.B., к.т.н. Новиков A.A., аспирант
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Михальченкова М.А., соискатель Брянский институт управления и бизнеса
Аннотация. Показана возможность применения выбракованных листов рессор в качестве тер-моупрочняющих компенсирующих элементов при восстановлении лемехов, как соответствующим по своим размерным показателям геометрическим параметрам лучевидного износа и остаточной толщине. Твердость исходного материала обеспечивает увеличение стойкости восстановленного изделия к абразивному изнашиванию.
Annotation. Possibility of application of faulty sheets of springs is shown in article as ther-mostrengthening compensating elements at restoration of ploughshares, as to geometrical parameters of beam shaped wear corresponding on the dimensional indicators and residual thickness. Hardness of an initial material provides increase in firmness of the restored product to abrasive wear.
Ключевые слова: листовые рессоры, компенсирующие элементы, восстановление, лучевидный износ, остаточная толщина, твердость, абразивная износостойкость, абразивное изнашивание.
Работоспособное состояние отечественных цельнометаллических плужных лемехов при пахоте на супесчаных и суглинистых почвах регламентируется образованием лучевидного износа долотообразной области и затуплением заглубляющей части. Из общего числа снятых с эксплуатации деталей 84% имеют первый дефект и более 30% - второй. Приобретение этих пороков происходит при незначительной наработке до отказа (3-7 га), что связано, прежде всего, с высокой изнашивающей способностью почвы и невысокими свойствами по износостойкости материалов лемехов [1].
Скругленная форма заглубляющей части обуславливается специфическим распределением сил реакции почвы, а образование «луча» связано с веерным перемещением грунта подрезаемого пласта [2]. Наличие лучевидного износа и затупления заглубляющей части приводит к нарушению агротехники, отрицательно влияют на устойчивость хода плуга, снижают его заглубляющую способность и ведут к увеличению расхода топлива.
Огромное количество лемехов с такими дефектами (сотни тысяч штук), но сохранивших допустимую ширину остова и следовательно пригодных для восстановления, поставило вопрос об увеличении их долговечности.
Важность вопроса привела к разработке ряда упрочняющих технологий [3]. Однако это не позволяет достичь достаточно существенного повышения суммарного ресурса данной детали. Решение задачи лежит, по мнению ряда исследователей, в разработке технологий устранения отмеченных износов и обеспечения неоднократного использования лемехов периодически возобновляя их работоспособность. Практика позволяет утверждать, что восстанавливать лемех можно не менее двух раз.
Одним из методов увеличения долговечности является замена предельно износившегося долота на новое путем его приваривания с применением метода термоупрочняющих компенсирующих элементов (ТКЭ) [4, 5]. При этом нельзя исключать из внимания и возможность восстановления другими способами, адаптированными к специфике формы изношенной поверхности [3].
Такая технология позволяет использовать листы рессор утративших свою жесткость в процессе эксплуатации, но сохранивших достаточно высокую твердость. Применение метода ТКЭ
Keywords: laminated springs, compensating elements, restoration, beam shaped wear, residual thickness, hardness, abrasive wear resistance, abrasive wear.
известно [5], однако изготовление из них долот осуществляется без учета размеров лучевидного износа, остаточной толщины лемеха и не согласовывается с нормативными габаритами рессорных пластин. Между тем диапазон размеров листов по ширине и толщине заставляет обращать внимание на данный фактор.
Поэтому для реализации технологии необходимо определить рациональные параметры геометрии привариваемых элементов, вырезанных из рессорных пластин с учетом размеров лучевидного износа и толщины I (таблица 1) реставрируемого лемеха. Износ заглубляющей части в этом случае в расчет не берется, так как главенствующую роль играет максимальная ширина «луча» и остаточная толщина изношенной детали.
Таким образом решение задачи сводится к оптимизации подбора листов рессор различных автомобилей и прицепов исходя из их ширины и толщины в соответствии с максимальной длиной лучевидного износа. Для решения поставленной задачи осуществлялся его микрометраж и проводился анализ размеров листов.
Наряду с этим рассматривались: форма профиля, марка стали, режим термообработки и твердость. Хотя, эти параметры, как факторы восстановления, требуют отдельного более детального рассмотрения.
Контроль размеров проводился на 200 лемехах, эксплуатировавшихся во всех районах Брянской области, в результате чего были получены достоверные данные по износам обобщающего характера. В качестве основного критерия принято расстояние от полевого обреза до линии верхней границы дефекта, измеряемое в плоскости спинки лемеха (1) (рисунок 1), так как на этом участке 1 достигает максимальных значений.
Измерения показали, что около 30% дефектных лемехов имеют лучевидный износ, но сохранили допустимые размеры установленные техническими условиями и с этой точки зрения остаются пригодными к эксплуатации. Его устранение осуществляется двухслойной наплавкой с формированием поверхностного слоя большой твердости (60 НЯС) [3]. Нужно сказать, что лемеха входящие в эту группу не могут быть восстановлены методом компенсирующих элементов из-за чрезмерно высокого расстояния от полевого обреза до края луча. Максимальное значение этого расстояния определяется в 118,6 мм и захватывает крепежное отверстие (рисунок 2).
Нельзя обойти вниманием тот факт, что достаточно часто при сохранении размеров носка лучевидный износ сопровождается сквозным протиранием, развитие которого можно объяснить не только объективными причинами, но и грубым нарушением правил использования. Восстановление в этом случае сопряжено с дополнительными трудностями технологического плана.
Рис. 1. Схема измерения лучевидного износа: I - максимальная ширина лучевидного износа
Микрометрах лемехов по размеру 1 (рисунок 1) для деталей с нарушением геометрии носка, а это 70% от общего числа дефектных, показал, что максимальный размер от кромки луча до полевого обреза составляет 76 мм. тогда как минимальный - 21 мм. Разность между максимальным и минимальным размерами составляет 55 мм.
Проведение статистического анализа позволило установить, что наиболее вероятно появление 1 в диапазоне 50-60 мм (рисунок 2). Длины со средними значениями 1 = 25 мм и 1 =75 мм образуются с вероятностями 0,07 и 0,08 соответственно (рисунок 2).
рессорных листов для применення при восстановлении лемехов. В эту размерную группу не укладываются рессоры автомобилей КамАЗ и МАЗ.
Толщина рессор, как следует из таблицы 1. находится в пределах 6-18 мм. Учитывая, что толщина лемеха в состоянии поставки составляет 8-10 мм, а минимально допустимая 5 мм. толщина I используемых рессорных листов должно находиться примерно в таких же пределах. В этом случае по данному размеру пригодны (с некоторым допуском) рессоры автомобилей УАЗ. частично ГАЗ. ЗИЛ. КамАЗ. УРАЛ. МАЗ-500 и прицепа 2ПТС-4.
Пригодность листов для восстановления определяется не только их размерами, но и механическими свойствами, поэтому следует рассмотреть и этот фактор.
Согласно требованиям к листовым рессорам транспортных средств различного назначения [6| они изготавливаются из горячекатаной рессорно-пружинной стали и делятся два класса: 1-й - из полосы проката повышенной точности высококачественной пружннно-рсссорной стали для рессор легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов; 2-й - из полосы проката обычной или повышенной точности качественной стали.
Листы термически обрабатываются на твердость 363 ... 444 НВ (39 -47 НЯС). При этом допускаемая разность значений твердости всех листов рессоры, не должна превышать 65 НВ (8 НЯС) (таблица 2) [6]. Наличие такой твердости положительно сказывается на величине ресурса, что подтверждается рядом полевых испытаний [4].
В некоторых случаях, например, работающие на растяжение поверхности листов рессор, подвергают поверхностному упрочнению (наклепу).
Рис. 2. Гистограмма распределения размера 1
Итак, при разработке и проведении восстановления лемеха с использованием вторичного сырья листов рессор следует учитывать ширину лучевидного износа равную 21 - 76 мм. что влияет на подбор листов для изготовления компенсирующих элементов.
Данные таблицы 1 показывают, что диапазон размеров листов по ширине соответству ет 55 - 100 мм. Это говорит о пригодности большинства
Таблица 1 - Геометрические характеристики листов рессор различных технических средств
Автомобили, прицепы Марка Профиль Сечение
стали Толщина 1, мм Ширит h, мм
УАЭ-469,-31512 50XIA полосовой 7 55
50ХГА 6 55
УАЗ-452,-3%2, -2206 50ХГА трапециевидный 6,5 55
ГА3-53, -3307 50ХГ полосовой 7 65
60С2 10 65
ГАЗ-2705, -3221,-3302 «ГАЗель» 50ХГ' полосовой 8 75
50ХГ 11 75
60С2 8 75
60С2 11 75
Прицеп 2ПТС-4 60С2 полосовой 10 65
ЗИЛ-5301 «Бычек» 60С2 полосовой 10 75
60С2 Т-образный 11 75
60С2 Т-образный 12 75
ЗИЛ-431410, -ММ3-555, -441510 60С2 60С2 трапециевидный 10 8 65 75
60С2 10 75
60С2 11 63
3-х осиые автомобили КАМАЗ 60С2 полосовой 10 75
60С2 Т-образный 10 75
60С2ХГ полосовой 14 90
60С2ХГ 12 90
60С2ХГ Т-образный 18 90
Урал-43206, -5557 60С2А 60С2А Т-образный 10 12 90 90
МАЗ-500 60С2 60С2 Т-образный 10 12 90 90
MA3-5336 60С 2 Т-образный 12 90
МА3-6303 60С2 60С2 Т-образный 12 14 90 100
Серым цветом выделены рессорные листы непригодные для восстановления лемехов
Таблица 2 - Термообработка и твердость листов
Марка стали Термообработка (режим) Твердость HRC
Температура нагрева при закалке и нормализации в °С Охлаждающая среда Температура отт ека в °С
50ХГА 840-870 Масло 450-480 41-43
50ХГ 840-870 Масло 450-480 41-43
60С2 840-870 Вода, масло 400-510 43-50
60С2ХГ 850-880 Масло 550 39-43
60С2А 840-870 Вода, масло 400-425 40-49
Определенный интерес представляет вид лучевидного износа и его расположение на носке, так как они оказывают определенное влияние на подбор.
В связи с этим, была построена графическая модель лучевидного износа с помощью программы «AutoCAD 2004» [2| (рисунок 3).
. вертпп ipowu r/wSvgweс износа
Рис. 3. Форма лучевидного износа (по Михальченкову A.M., Козарез И В. и Тюревой A.A.)
Картина расположения «луча» получена по характерным значениям износа для лемехов, где имеет место выход дефекта на полевой обрез со сквозным протиранием, т.е. предельный случай.
ВЫВОДЫ:
- показана возможность применения выбракованных листов рессор в качестве материала долот при восстановлении лемехов;
- установлены диапазоны размеров пригодности листов в соответствии с размерами лучевидного износа;
- определены конкретные марки технических средств, рессоры которых могут быть использованы в технологическом процессе реставрации;
- значения HRC материала положительно влияют на ресурс восстановленного лемеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Михальченков A.M., Попов А.П. Изменение геометрических параметров лемехов после эксплуатации на супесчаных почвах // Достижения науки и техники АПК. - 2003. - №8. - С.26-28.
2. Михальченков A.M., Ковалев А.П., Коза-рез И.В. Геометрические параметры лучевидного износа лемехов // Тракторы и сельхозмашины, -2011. -№1. -С.44-47.
3. Михальченков A.M., Козарез И.В., Будко С.И. Технологии повышения ресурса плужных лемехов // Сельский механизатор. - 2008. - № 2. С.40-41.
4. Михальченков A.M., Паршикова A.A. Увеличение срока службы лемеха // Сельский механизатор. - 2010. - № 1. - С.28-29.
5. Патент РФ, № 101, 10.02.11.
6. ГОСТ 51585-2000 Рессоры листовые автомобильных транспортных средств. Общие технические условия.
УДК 666.97:539
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИИ
Аксенов Я.А., аспирант
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Эта статья посвящена рассмотрению условий работы проектов железобетона в условиях радиации, а также обзору главных устройств для определения длительности бетона неразрушающими методами.
Железобетонные конструкции получили широкое распространение в гидротехнике благодаря ценным качествам - это способность воспринимать различные виды статических и динамических нагрузок, долговечность, возможность выполнять конструкции различной сложной геометрической формы. Из железобетона возводят плотины, здания гидроэлектростанций, набережные, причальные и специальные морские сооружения, камеры шлюзов, камеры сухих доков и многие другие здания и сооружения.
Но в процессе эксплуатации промышленные железобетонные конструкции испытывают колоссальные нагрузки, которые нередко оказывают на них критическое воздействие. Влияние ветра, солнечной радиации, растворённых веществ, находящихся в воде, постоянно изменяющейся температуры, нагрузки от проходящих мимо судов, влияние паводковых явлений, действие волновых, сейсмических явлений - всё это
This article is devoted to consideration of operating conditions of ferroconcrete designs in the conditions of radiation, and also to the review of the main devices for determination of durability of concrete by nondestructive methods.
факторы уменьшения срока службы гидротехнических сооружений, от технического состояния которых зависит безопасность населённых пунктов, расположенных в низовьях рек.
Но не стоит забывать ещё одну проблему, которая в последнее время становится всё более актуальной - это воздействие ионизирующего излучения - невидимой смерти, убивающей всё живое.
После печально известных событий на атомной станции Фукусима, когда над всем миром завис призрак страшных событий на Чернобыльской АЭС, когда вновь появилась угроза радиоактивного заражения стран, континентов, все экологи мира в один голос заговорили, что все АЭС на планете должны быть немедленно закрыты, и стало ясно, что это практически нереально! Так, к примеру, во Франции 78% вырабатываемой электроэнергии приходится на атомные электростанции. Прекращение работы АЭС в