Научная статья на тему 'Использование черного цвета в рекламе и его подсознательное воздействие на потребителя'

Использование черного цвета в рекламе и его подсознательное воздействие на потребителя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1170
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR / РЕКЛАМА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медведев Филипп Владимирович

В статье анализируется специфика влияния черного цвета на потребителя. Выявляется уместность использования черного цвета в рекламе. Также показывается алгоритм выбора цвета для бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование черного цвета в рекламе и его подсознательное воздействие на потребителя»

• Лексический повтор (учиться, учиться и еще раз учиться - ^Ц^Ц Щ^Ц; хорошо учиться -ШШ^Ц); используя повторы Мао Цзэдун фиксирует внимание читателя или слушателя, тем самым усиливается их роль в цитатах.

• Имена собственные (^Ц^ЦЙ^Ц, —^^^Ц В цитате он упомянул о своем соратнике и одновременно враге в годы Культурной революции Лю Шаоци. Так как Лю Шаоци был его «вечным» соперником, поэтому именно его упомянул; географические названия

—- Между «штатским» и военным есть некоторая дистанция, но между ними нет никакой Великой стены).

• Пословицы - в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди;

ША^® - учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали). Мао Цзэдун вставлял в своих высказываниях пословицы, так как в них отразились народный ум и опыт. Тем самым оказывал большее влияние на аудиторию.

• Мао Цзэдун часто использует в своих цитатах слово что означает уничтожить, истребить. Часто использует по отношению к старым «некоммунистическим» устоям.

• Предложения с однородными членами ^^^ - участие в революции, участие в войне).

• Сравнения

- когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно). Сравнения придают цитате особую выразительность, ярче создается художественный образ.

• Антонимы лицемерие и зазнайство/честность и скромность). При помощи антонимов Мао Цзэдун словам можно придает оттенок особой значимости. Именно антонимы придают афористичность и остроту крылатым выражениям. Посредством антонимов раскрывается противоречивая сущность предметов.

Таким образом, на основе анализа цитат об образовании, мы можем говорить о том, что Мао Цзэдун использовал в своих высказываниях пословицы, названия известных мест Китая, сравнения, некоторые «сильные» слова несколько раз в одной цитате и т.д. Это делалось для эмотивной окраски для целевой направленности на аудиторию. Это является одной из причин того, что цитаты Мао Цзэдуна используются до сих пор. Несмотря на то, что идеология Мао Цзэдуна утратила былое значение. Эти цитаты часто говорят родители своим детям, учителя ученикам и начальники подчиненным. Например, стенд с высказыванием Мао Цзэдуна ' часто вешают в

школьных кабинетах.

Список литературы

1. 100 человек, которые изменили ход истории. Мао Цзэдун, 2009. № 80. С. 8.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕРНОГО ЦВЕТА В РЕКЛАМЕ И ЕГО ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Медведев Ф.В.

Медведев Филипп Владимирович — студент, кафедра массовых коммуникаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется специфика влияния черного цвета на потребителя. Выявляется уместность использования черного цвета в рекламе. Также показывается алгоритм выбора цвета для бренда.

Ключевые слова: РЯ, Реклама, потребитель, черный цвет.

С того момента, как появилась реклама, тема влияния цвета на психологию человека стала активно изучаться, и теперь она является основой многочисленных трудов и научно исследовательских работ. Что касается рекламного бизнеса, то здесь существуют интересные закономерности с точки зрения нашей темы. В первую очередь во внимание берется психология

45

потребителя, на которого рассчитано то или иное рекламное сообщение. Ведь всем известно, что цвет может влиять на решение человека, а правильно подобранные цвета могут сформировать положительное отношение к продукту или даже сподвигнуть на импульсивную покупку, т.е. когда покупка товара совершается под воздействием внешних побуждающих факторов, решение о котором покупатель принимает непосредственно уже в самом магазине. Поэтому, в работу маркетолога входит обязанность отслеживать зависимость продаж от цвета продукции и дальнейшее внесение необходимых поправок в цветовое решение торговой марки. Также восприятие цвета зависит от смыслового контекста и эффективно способствует пониманию сути рекламируемого товара или услуг. Например, жвачка со вкусом зеленого яблока продается в зеленой упаковке, клубничная в красной, а не наоборот. У человека существует цветовая память [3], благодаря чему, скорость распознавания рекламируемых предметов и брендов увеличивается, тем более, если компания придерживается фирменного стиля в одной цветовой гамме во всей своей деятельности, например, в форменной одежде персонала, стиле витрин, канцелярских принадлежностях и т.п.

Для рекламных целей, крайне важно, чтобы дизайн привлекал целевую аудиторию, а согласно исследованиям психологов, 60% впечатления от рекламы товара или услуги приходится именно на цвет. Ведь товары обладают различными свойствами и ценами, а цвет помогает сориентироваться среди них. Такой подход цветового подчеркивания определенных свойств заметно облегчает процесс покупки, т.к. определенные цвета привлекают определенных покупателей. Удивительно, насколько мощным инструментом в рекламе может быть цвет. Поэтому для компаний он играет важную роль при выборе фирменного стиля. Цветовая гамма может создавать благоприятное впечатление, но она также может и вызвать негативные ассоциации у целевой аудитории. И поэтому, безусловно, чтобы действительно создать неординарный и запоминающийся логотип, необходимо придерживаться научного подхода, а не полагаться на собственные предпочтения. В современном рекламном мире логотип является неотъемлемой частью любой торговой марки, ведь он обеспечивает узнаваемость продукции и деятельности фирм. Также как у каждого государства есть свой герб, у каждой организации должен быть свой фирменный логотип. Ведь он присутствует на всей рекламной продукции компании: визитке, каталоге, буклете, листовке, сувенирной продукции, а также на сайте и фасадной вывеске организации. Вот почему создание логотипа -важный и ответственный процесс для компаний. И конечно, одним из основных этапов создания логотипа является выбор цвета.

В данном случае нас интересует чёрный цвет. Мнения о чёрном цвете, сразу заметим, у психологов весьма противоречивы. Одни говорят, что он ассоциируется с элегантностью и изысканностью. И действительно, в наши дни этот цвет стал символом изящества, размышления и мудрости, превосходства и власти, а человек, полностью уверенный в себе, обязательно остановит выбор на чёрном, подчёркивая, тем самым, свое превосходство [1]. Другие же специалисты говорят, что чёрный - символ кризиса и поражения. Ведь он символизирует печаль и тесно связан с самыми негативными явлениями. Взять хотя бы всем известные выражения: черный день, черная кошка, черная магия. Заметим, что ни одно из перечисленных словосочетаний не несет в себе позитивного значения. Наоборот, «черным» в народе нарекают безрадостные события и отрицательные явления. Этот факт можно попытаться объяснить с позиции психофизиологического восприятия черного цвета человеком. Дело в том, что он не является цветом с привычной точки зрения, а представляет собой полное отсутствие цвета как такового: любое черное тело не отражает лучи видимого спектра, а поглощает их на 100%. Возможно, именно поэтому черный цвет приписывают всему таинственному и необъяснимому, скрытому от понимания обычным человеком. Но, применяя этот цвет в рекламе, можно увидеть, что специфика черного цвета все же заключается в том, что он подчеркивает в основном высокое качество товаров, а черные вещи часто воспринимаются как вещи элитарные, дорогие и полные изящества.

Black

Рис. 1. Примеры логотипов черного цвета

Анализируя различные логотипы, нельзя не отметить, что черный цвет, в основном символизирует власть и популярен в качестве индикатора мощи компании. А простота, с которой использован черный цвет в логотипе указывает на уверенную позицию на рынке. Если рассматривать применение цвета в качестве отдельных элементов стиля, то он скорее предназначен для демонстрации непоколебимости и опыта. Все же, в целом, он подходит для авторитетных корпораций, марок с мировой популярностью, формальных организаций, консервативных компаний, серьезных брендов. Хотя конечно, он также может использоваться в логотипах с мистической направленностью и традиционном классическом простом стиле. Ведь черный цвет - это классика и если компании хотят подчеркнуть свою классическую изысканность, они обязательно используют именно этот цвет.

Исходя из вышесказанного, черный цвет подразумевает существование уверенных позиций компании на рынке и поэтому в большей мере используется там, где уже не требуется привлечение внимание со стороны клиентов. Так, черный цвет идеально подойдет для рекламы дорогих, брендовых, статусных товаров и услуг, так как вызовет у потребителя такие ассоциации:

• Престиж;

• Качество;

• Изысканность;

• Ценность;

• Вечность.

К примеру, идеальным использование черного цвета будет для рекламы брендовой одежды, престижных автомобилей, современных гаджетов, элитной недвижимости. Вполне допустимым будет применение черного цвета и при рекламе 1Т-товаров и услуг. Негативное впечатление черный цвет может создать при его использовании в маркетинге перевозок, продуктов питания, в медицинской сфере. Поэтому, перед тем как применить визуально черный цвет, компании нужно четко проанализировать свою отрасль и понять, какие ассоциации может вызвать этот цвет у людей и сделать для себя вывод, стоит ли вообще применять его в фирменных цветах, а те более в логотипе.

Конечно же, черный цвет — это главный цвет среди всех цветов в полиграфии для шрифтов [3]. Кроме того, он хорош в качестве обрамления и фона для других цветов, так как в силу «последовательного контраста», все цвета «загораются» на черном. С другой стороны, черный совершенно не подходит в качестве фона для текста большой длины и небольших букв, потому что чтение такого текста будет очень утомительным.

В итоге, определенно, реклама помогает компаниям пробудить внимание к себе, вызвать интерес у публики, разбудить желания. Реклама по своей сути - это целенаправленная попытка повлиять на человеческое поведение. Она уже давно принадлежит к нашей повседневной жизни, являясь неотъемлемой частью окружающего нас мира, и постепенно она глубоко проникает в наше подсознание. Любое рекламное сообщение, главные цели которого вызвать благоприятные ассоциации и быть запоминающимся, должно быть представлено просто, в оригинальной форме, в ограниченном использовании цветов и в удачном соединении текста и изображения. К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цветов в рекламе. Конечно, цветная реклама воздействует сильнее на людей, чем черно - белая, потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Однако, грамотное использование черного цвета в соответствующих для него условий, безусловно окажет благоприятные ассоциации. При определении цвета в рекламе важно учитывать тот факт, что цвет синонимичен душевным состояниям человека и родственен его психическим процессам [2]. Конечно, невозможно дать приемлемого для всех случаев рецепта применения цвета, ведь восприятие цвета зависит от разных факторов, например, такие как пол, возраст и др. Также свою роль здесь играют и национальные и культурные традиции. У всех стран и народов есть свои предпочтительные цвета, так и наоборот. Кроме того, нужно учитывать и то, что в разных культурах один и тот же цвет может иметь различное значение. Все страны и люди сформировали свое отношение к цветам в ходе эволюционного развития. К примеру, если у нас белый цвет означает чистоту, радость, к примеру, на свадьбе принято белое платье невесты, то в Японии белый - цвет траура. Поэтому для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Таким образом, цвет в рекламе исполняет функции предложения. Для создателей рекламы правильный выбор цвета очень важный момент в работе, так как люди и большинстве способны очень хорошо воспринимать язык цвета. Отдельно взятые цвета и в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, которые основываются на полученном опыте и ведут к различным ассоциациям. Возьмите и изучите к примеру любой журнал или рекламное обращение и вы найдете достаточное количество доказательств, подтверждающих эти положения.

Список литературы

1. Пастуро Мишель. Черный. История цвета, Издательство: Новое литературное обозрение, 2017. 168 с.

2. Андрэ Надежда, Некрасова Светлана. Практическая психология цвета Издательство: Профит Стайл, 2013. 224 с.

3. [Электронный ресурс]: интернет-издание, специализирующееся на бухгалтерской, юридической и налоговой тематике. Режим доступа: http://www.klerk.ru/ (дата обращения: 07.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.