Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
362
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / образование / чат-боты / нейросеть / artificial intelligence / education / chatbots / neural network

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Долженкова М.А.

В работе исследуется вопрос эффективности использования чат-ботов в образовательной деятельности. Представлены также общие сведения чат-ботов как инновационного прогресса. В статье анализируются преимущества и недостатки применения виртуального ассистента в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Долженкова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CHATBOTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The paper examines the issue of the effectiveness of using chatbots in educational activities. The general information of chatbots as an innovative progress is also presented. The article analyzes the advantages and disadvantages of using a virtual assistant in the learning process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.01

Долженкова М.А.

студентка кафедры

«Международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии» Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в работе исследуется вопрос эффективности использования чат-ботов в образовательной деятельности. Представлены также общие сведения чат-ботов как инновационного прогресса. В статье анализируются преимущества и недостатки применения виртуального ассистента в процессе обучения.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, чат-боты, нейросеть.

В настоящее время человечество пришло к тому, что результаты технологического прогресса активно внедряются и используются во всех сферах жизни общества. Технологии дошли до того, что в некоторых аспектах могут заменить разумного человека. Уместно встал вопрос о замене искусственным интеллектом человеческого труда в принципе, однако не все сферы могут быть полностью заменены технологическим «разумом». Сферы применения чат-ботов [3, с. 6]: Выполнение функций личного секретаря, Поиск нужных мест и заведений, Оказание развлекательных услуг, Непринужденное общение в качестве собеседника, Образование, Заказы в Интернете,

Помощь в управлении личными финансами,

Биржевая торговля.

Консультирование потенциальных и реальных клиентов в коммерческой

сфере.

Одной из новейших и наиболее перспективных форм использования чат-ботов является сфера образования. Сфера образования активно внедряет инновационные технологии для оптимизации процессов обучения и повышения обучаемости. Данные виртуальные ассистенты предоставляют широкий спектр возможностей для обогащения образовательного процесса и повышения его эффективности.

Образовательные чат-боты - это программы, способные взаимодействовать с пользователями на естественном языке, обеспечивая ответы на вопросы, предоставляя информацию, помогая в выполнении заданий, а также ведя диалоги для улучшения обучающего процесса. Их популярность обусловлена способностью предоставлять персонализированные образовательные материалы, эффективно адаптируясь к потребностям каждого ученика.

Чат-боты имеют множество преимуществ перед использованием иных ресурсов и, в частности, программных приложений: боты легко установить, не используя память устройства, например, смартфона, ссылки на бот легче распространить, его проще создать и использовать и др. [1, с. 17].

Один из ключевых аспектов использования чат-ботов в образовательной деятельности - персонализация обучения. Чат-боты способны анализировать данные обучающегося, его успеваемости, особенностей обучения, индивидуальных запросов и на их основе предоставлять персонализированные рекомендации и материалы. Такой подход максимально соответствует потребностям каждого учащегося, обеспечивая эффективное усвоение учебного материала.

Кроме того, чат-боты могут использоваться для организации интерактивных занятий, заданий и тестирования. Они могут создавать игровые

сценарии, интересные обучающие сессии и квесты, что существенно повышает мотивацию учащихся и обогащает образовательный опыт, а также способствует эффективному закреплению пройденного материала.

Нельзя не отметить их важную роль в формировании навыков самостоятельной работы и самообучения. Чат-боты способствуют развитию умения формулировать вопросы, искать информацию, а также анализировать и оценивать полученные ответы.

Тем не менее, внедрение чат-ботов в образование также ставит перед преподавателями и учебными заведениями ряд вызовов, включая обеспечение безопасности данных учащихся, интеграцию чат-ботов в учебные планы, обучение педагогов использованию этой технологии и обеспечение ее доступности для всех учащихся.

Например, некоторые образовательные предметы, такие как искусство, музыка, спорт или профессиональные навыки, требуют физической практики и руководства со стороны опытных преподавателей. Чат-боты могут предоставлять информацию и теоретические материалы, но они ограничены в возможности обучения физическим навыкам.

Кроме того, в зависимости от алгоритмов, базы данных и искусственного интеллекта, чат-боты могут быть ограничены в своей способности обеспечивать глубокое и широкое понимание сложных тем. Для обсуждения и анализа сложных вопросов может потребоваться присутствие опытного преподавателя.

Самый главный недостаток использования подобных виртуальных ассистентов заключается в том, что искусственный интеллект не в силах создать что-то новое, провести научное исследование или доказать какую-либо выдвинутую теорию. Информационный поток чат-ботов ограничен уже имеющимися знаниями и выводами, которые представлены в сети Интернет, поэтому изобрести что-то новое он не может. Чего нельзя сказать о человеке.

Нужно отметить, что соблюдение конфиденциальности и безопасности данных учащихся, особенно в контексте использования чат-ботов, требует

особого внимания. Сбор, хранение и обработка личной информации учащихся должны соответствовать высоким стандартам безопасности данных.

Таким образом, можно выделить перспективы развития данной нейросети. Во-первых, это улучшение качества обучения за счет применения алгоритмов машинного обучения и обработки больших данных. Во-вторых, создание более реалистичных виртуальных сред для обучения. А также -разработка чат-ботов с возможностью голосового общения и распознавания речи.

В заключение хочется еще раз отметить, что использование чат-ботов является перспективным направлением в образовательной сфере, позволяющим повысить эффективность обучения, обеспечить гибкость и доступность образования, а также сэкономить ресурсы. Однако для успешного внедрения чат-ботов необходимо учитывать их особенности, возможности и направления развития, чтобы достичь максимального эффекта от их применения. Основной задачей также является не замещение трудовой деятельности человека инновационными технологиями, а совмещение человеческих возможностей и технологического прогресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов В.В. Перспективы развития и использования чат-ботов в образовании / В.В. Кузнецов // Успехи современной науки, 2016. - Т.8. - № 12. -С. 16-19;

2. Окулов С.А. Формирование системы управления образовательным процессом средствами информационных технологий / С.А. Окулов // Успехи современной науки, 2017. - № 5. - С. 170-174;

3. Потапов Д.А. Обзор современных технологий создания чат-ботов / Д.А. Потапов // Бизнес и информационные технологии, 2017. - №4. - С. 5-8;

4. Провотар А.И. Особенности и проблемы виртуального общения с помощью чат-ботов / А.И. Провотар, К.А. Клочко // Прикладная и компьютерная лингвистика, 2018. - №3. - С. 2-7.

Dolzhenkova M.A.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

USE OF CHATBOTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract: the paper examines the issue of the effectiveness of using chatbots in educational activities. The general information of chatbots as an innovative progress is also presented. The article analyzes the advantages and disadvantages of using a virtual assistant in the learning process.

Keywords: artificial intelligence, education, chatbots, neural network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.