сле осмотра вся группа возвращается к самому сердцу Академгородка — памятнику Владимиру Ев-сеевичу Зуеву. Подводится итог экскурсии, обобщаются полученные сведения и задаются вопросы.
На наш взгляд, очень важно, что обзорная экскурсия по Академгородку разработана именно сейчас, когда стремительно развиваются наука и техника, заметно увеличивается сюда поток людей с деловыми и научными целями, к услугам которых и должна быть предложена разработанная нами обзорная экскурсия, знакомящая их с регионом пребывания. Данная экскурсия так же будет полезна жителям Академгородка, краеведам и школьникам. Экскурсия «Ученый городок» в дальнейшем может быть использована как база, или составная часть, при разработке программ пребывания в Академгородке и городе Томске гостей с туристскими целями, а так же для сотрудников Институтов СО РАН и ОЭЗ, отвечающих за организацию досуговой части своих гостей. Все выше сказанное позволяет считать, что разработка обзорной экскурсии «Ученый городок» является необходимой и очень важной частью индустрии гостеприимства г. Томска, способствующей дальнейшему ее развитию.
Библиографический список
1. Академгородок. Летопись событий, 1975-1979 гг.: сборник публикаций периодической печати / Муниципальная информационная библиотечная система; сост.: Р. Р. Мезенцева, Е. К. Калайда, Л. М. Афонасова. — Томск, 2006. — 79 с.
2. Институт оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН. [Электронный ресурс]. URL: www.iao.ru (Дата обращения: 5.05.16).
3. Конгресс — центр «Рубин». [Электронный ресурс]. URL: www.rubin.tomsk.ru (Дата обращения: 9.05.16).
УДК: 908
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛОТ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ
А. А. Филатова, Л. П. Льготина
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Аннотация. Болота играют важную роль в природе и жизни человека. С одной стороны — это истоки рек, хранители пресной воды и чистого воздуха, а с другой — они уменьшают интенсивность эрозионных процессов и поддерживают экологический баланс. Болотные массивы — это ценные открытые природные системы, которые развиваются во взаимодействии с окружающей природной средой: рельефом, геологическим строением, климатическими и гидрологическими факторами. Ключевые слова: болото, туристские ресурсы, рекреационное использование, природоведческие экскурсии, экологический туризм.
USE OF THE TOMSK OBLAST WETS IN TOURISM-RECREATIONAL ACTS
A. A. Filatova, L. P. L'gotina
National Research Tomsk State University, Tomsk
Abstract. Marshes play an important role in nature and human life. On the one hand — these are the sources of rivers, keepers of fresh water and clean air, and on the other — they
58
Наука и туризм: стратегии взаимодействия
reduce the intensity of erosion processes and maintain the ecological balance. Marshlands are valuable open natural systems that develop in interaction with the surrounding natural environment: relief, geological structure, climatic and hydrological factors. Keywords: bog, tourist resources, recreational use, nature excursions, ecological tourism.
Болото — участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, сточными или проточными водами, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для него характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Болота — уникальный природный ландшафт, участвующий в поддержании газового состава атмосферы, водного баланса биосферы, запасов торфа, биологического разнообразия на Земле. Они представляют собой систему — «вода-растительность-торф», при этом каждый член системы одинаково необходим.
В зависимости от количества растворенных в воде минеральных солей, т. е. типа водно-минерального питания растений, болота делятся на низинные, переходные и верховые. Низинные болота располагаются в пониженных формах рельефа, имеют плоскую или вогнутую форму. В поймах р. Оби и ее притоков низинные болота разнообразны — осоковые, ивово-березовые и пр. Питаются они богатыми грунтовыми или подземными водами из-за этого на таких болотах произрастают осока, тростник, сабельник и др. Древесный ярус смешанный (сосна, ель, береза), микрорельеф болота кочковатый, создаётся он мхами, осоками и разнотравьем.
Верховые болота находятся на междуречьях и высоких террасах. Профиль более выпуклый, так как торф в их центральных частях накапливается интенсивнее, чем на периферии. Питание в основном дождевое в связи с этим на таких болотах развиваются малотребовательные к минеральной пище растения. Переходные болота совмещают черты и верховых, и низинных болот, т. к. в их питании участвуют и грунтовые воды, и атмосферные осадки. Вследствие этого на переходных болотах произрастают растения и тех и других видов болот. Важную роль в образовании болот играет гидросеть, которая способствует интенсивному стоку. Болота уникальны биоразнообразием и приспособляемостью к условиям окружающей среды растительных сообществ. Растения на болоте — это кладовая полезных и целебных свойств. Нетронутые залежи торфа являются летописью по изменению природы за время существования болотного массива.
Согласно районированию болот центральной части Западно — Сибирской равнины (О. Л. Лисс и Н. А. Березиной) Томская область находится в двух зонах. Большая часть территории расположена в зоне выпуклых олиготрофных сфагновых болот (верховой тип болот). На юге области располагается зона плоских евтрофных осоково-гипновых болот (переходный тип болот) [2]. Болота Западной Сибири продолжают активно разрастаться. Ежегодно они захватывают 92 км 2 ее площади. Здесь находится самое большое в мире — Васюганское болото.
На территории Западно-Сибирской равнины, где заболоченность достигает в некоторых местах половины территории, можно сделать вывод о том, какую роль оказывают болота в формировании климата региона. Аккумулируя большое количество влаги болота делают климат более мягким, в том числе придавая ему черты океанического типа климата, несмотря на то, что территория области находится почти в центре континента. Так же, болота накапливают из атмосферы, в торфяных отложениях, немалое количество углерода, тем самым снижая парниковый эффект. Болота — это довольно устойчивые экологические системы. Их устойчивость обеспечивается сложностью и значительным количеством входящих в них компонентов и взаимосвязей.
Таким образом, болота являются важным звеном в цепи взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов окружающей нас среды, и в результате того или иного воздействия находят отражение в процессе преобразования этой среды. Благодаря болотам в единое целое связывается растительный и животный мир.
Туристские ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Основой туристского продукта выступают природные, историко-культурные и иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. Таким образом, в туристской отрасли органично объединяются природные и социально-экономические факторы.
Туристские ресурсы не безграничны. Они имеют определенный объем, время использования, условия эксплуатации и стоимость. Следовательно, необходимо выявить, оценить условия эксплуатации и охраны туристских ресурсов. Наиболее часто туристами используются природные туристские ресурсы, в основном в качестве прогулки, созерцания и отдыха. Но некоторые природные объекты расположены в труднодоступных местах, и вдалеке от населенных пунктов.
К природным туристским ресурсам относятся климат, рельеф, моря, озера, в том числе и болота, которые так же могут служить объектом туристского интереса. В Томской области болота выполняют важную роль в поддержании экологического равновесия на планете, но ввиду своей труднодо-ступности они практически не используются в хозяйственной деятельности.
«Болотный» туризм можно отнести к труднодоступным объектам экологического туризма. Важный принцип, которого — это созерцание природы изнутри, но без воздействия на нее. Это может быть действенным методом, который способен прививать людям любовь к природе, желание приобщиться к ее тайнам, стремление сохранить ее красоту. Уже предпринимаются первые попытки развития болотного туризма.
Для лучшего восприятия информации необходима практическая деятельность на настоящем болоте. В Томской области изучением болот на протяжении многих лет занимаются сотрудники НИИ торфа. Ими в районе болота Газопроводного, находящегося в 30 км от г. Томска, организован полигон для изучения болотных процессов. На нем наглядно туристы могут увидеть, как специалисты берут образцы торфа, измеряют уровень грунтовых вод и делают замеры по количеству кислорода в торфяных слоях. Возможно использование полигона также с целью проведения экскурсий для школьников и студентов, так как важно наблюдать красоту живой природы, а не засушенного мертвого объекта. Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. В ходе экскурсии посетители узнают о геологическом прошлом территории, понаблюдают за процессами наступления болот на лесную растительность, получат представление о типах болот и разных видах торфа, знакомятся с растениями — торфообразователями, учатся определять их с помощью справочника-определителя. Также планируется проводить экологические опыты на определение кислотно-щелочного баланса, цветности, органолептических свойств воды [4].
Обучающиеся во время экскурсии научатся соблюдать технику безопасности на болоте, познакомятся с народными присказками о болотных «жителях», узнают, как задобрить их и не рассердить, что бы они не «заблудили непрошенных» гостей на болоте. Таким образом, болота представляют собой потенциально ценный туристско-рекреационный ресурс и вполне могут использоваться в ту-ристско-рекреационных целях.
Библиографический список
1. Бляхарчук, Т. А. Удивительный мир болота / Т. А. Бляхарчук. — Томск: Изд-во Красное знамя, 1999. — 55 с.
2. Евсеева, Н. С. География Томской области / Н. С. Евсеева. — Томск: Изд-во Томского университета, 2001. — 222 с.
3. Сергеева, М. А., Смирнов, О. Н. Программа экскурсии по болотам Томской области / М. А. Сергеева, О. Н. Смирнов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. — 36 с.
4. Лукашевич, О. Д. Эколого-краеведческие экскурсии: учебно-методическое пособие для организации интерактивного обучения / О. Д. Лукашевич. Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2012. — 122 с.