Е.В. Рожков
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
E.V. Rozhkov
Use of Bim Technologies in the Construction of Municipal and Regional
Property
Сегодня мы можем говорить, что отношение людей к цифровым технологиям неоднозначное, но прогресс в этой сфере невозможно остановить, он будет овладевать массами и люди активно будут этим пользоваться. Современные технологии все быстрее проникают в нашу жизнь и влияют, в том числе на экономику, формируя такое понятие, как «цифровая экономика»1.
Стратегическая направленность на цифровую трансформацию промышленности и активизацию использования ИКТ заложена в Стратегии развития информационного общества России до 2030 г.
Внедрение цифровых технологий на муниципальном уровне - это взаимодействие социальных структур с органами власти на уровне муниципального образования с применением современных IT-технологий. Важная роль при этом уделяется изменению деловой практике, т.к. цифровые технологии трансформируют практику маркетинга2.
Сама цифровая инфраструктура не создает экономические блага, а лишь является необходимым условием в неоиндустриальном укладе для создания реальных экономических благ.
В соответствии с государственной стратегией цифровизации экономики применения технических средств в процессе управления государственным имуществом, становится важным направлением, обеспечивающим качество государственного управления в целом.
Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается:
- во-первых, экономистами не рассматривается вопрос о цифровизации имущества во время проектирования и строительства;
- во-вторых, на муниципальном и региональном уровне не используются современные методы экономии бюджетных средств при строительстве новых объектов.
Цель исследования заключается в необходимости общественного контроля за строительством муниципальных и региональных объектов собственности.
Практическая значимость статьи заключается в выявлении необходимости научного подхода в управлении процессами, связанными с внедрением новых цифровых технологий в экономику, в том числе и строительный сектор.
В нашей стране сейчас приветствуется продвижении концепции нового государственного менеджмента, декларирующей развитие успешных управленческих бизнес-технологий, адаптацию методов предпринимательского менеджмента для публичного управления, важность взаимодействия с институтами гражданского общества3.
Инфраструктура является необходимым условием функционирования территорий, от наличия, доступности, состояние которой зависит уровень регионального развития, возможность достижения социально-экономических показателей, решение стратегических задач.
По мнению А.Н. Габсалиховой, при экономической напряженности в государстве необходимо повышать существующей уровень эффективности применения финансово-материальной ресурсной составляющей, имеющейся в настоящее время в ведении органов государственной власти4.
Одной из проблем, стоящей перед системой государственного управления недвижимостью, является создание единого центра по сбору и анализу информации об объектах недвижимости в федеральном разрезе, так как невозможны динамическое развитие строительного комплекса и эффективная реализация национальных проектов по планированию развития городов без достоверной и актуальной информации об объектах недвижимости, их правовом статусе, их техническом состоянии.
Муниципальная собственность является важнейшей составляющей экономической основы муниципалитета, несет в себе значительный потенциал для решения большого числа задач жизнедеятельности граждан, в том числе повышения качества жизни на основе инновационных решений5.
По мнению Косовой Е.Г. и других авторов, эффективность деятельности муниципалитета обусловливается состоянием его экономики и зависит от уровня использования собственности и тех ресурсов, которым располагает6.
При создании, контроле и управлении муниципальным имуществом достаточно проблем, в том числе отсутствие на федеральном уровне единых правовых актов, утверждающих критерии определения эффективности использования муниципальной собственности.
Мироненко Н.Н. и Павлов Н.В. считают, что муниципальная собственность является основанием для деятельности местного самоуправления и используется местными органами самоуправления для решения своих вопросов7.
Стремительное развитие информационных технологий диктует новые правила для рынка. И в выигрыше будут оставаться только те, кто способен оперативно разобраться и применить на практике новейшие достижения разработчиков технологических компаний.
По мнению Е.Б. Мудрова и Н.Н. Муравьева, на смену индивидуализму эпохи компьютеризации и информатизации пришел коллективизм цифровизации, который объединил отдельные функциональные системы в системы высшего уровня для решения комплексных задач8.
Методологическую базу исследования составили в основном работы российских авторов. Обеспечение индивидуализации и актуализации городской стратегии предполагает использование нескольких теоретико-методологических принципов.
Цифровая трансформация строительной отрасли регламентирована такими проектами, как: «Цифровые технологии» и «Цифровая инфраструктура», в соответствии с которыми внедряется система управления жизненным циклом объектов; создается нормативно-правовая база для внедрения платформы «Цифровое строительство» и т.д.
Для компаний сегодня является актуальным поиск путей повышения экономической эффективности, где одним из востребованных инструментов на сегодняшний день является реализация проектов по внедрению цифровых технологий для выполнения бизнес-процессов.
С каждым годом новое строительство совершенствуется и ускоряется, соответственно, и увеличивается количество вводимых в эксплуатацию объектов капитального строительства. Одной из причин такой тенденции является внедрение и применение в процесс планирования, организации и управления строительством объекта недвижимости информационного моделирования (Building information modeling)9.
В 2021 г. из 332 муниципальных учреждений составляли 136 детских сада, 133 школы, 59 учреждений дополнительного образования, а из 89 немуниципальных образовательных учреждений - 39 детских садов, 6 школ, 6 государственных и 35 негосударственных учреждений и 3 государственных краевых учреждения, и этого недостаточно, чтобы обеспечить всех детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет местами в детских садах и детей школьного возраста - местами в школах, для всех их обучения в одну смену одновременно (то есть в 1-ю смену). В 2021 г., на капитальные вложения бюджетом выделяется 10,449 млрд руб. и в 2022 г. - 9,028 млрд руб. соответственно, что на сегодняшний день не соответствует требованиям, чтобы построить достаточно социальных объектов по прогнозируемому спросу на услуги дошкольного образования к 2023 г. (требуется создать дополнительно 41365 мест в учреждениях дошкольного образования). В Планах городской администрации в ближайшие годы построить 11 зданий для размещения общеобразовательных учреждений и реконструировать 1 здание дошкольного образовательного учреждения и 4 здания общеобразовательных учреждений. Всего на территории Перми под строительство социальных объектов зарезервировано 50 участков земли10.
В 2023 г. на территории города Перми планируется начало строительства 3-го автомобильного моста через реку Кама. Строительство нового автомобильного моста на территории муниципального образования, необходимо проводить с учетом логистических схем доставки крупногабаритных конструкций с местных промышленных предприятий используя как железнодорожный, так и речной транспорт (в летний период). Используя производственные мощности промышленных предприятий,
находящихся на левом и правом берегу реки Кама в границах города Перми позволит существенно сократить стоимость конструкций для нового моста, а также их доставку к месту строительства, в любое время года и в любой день. Экономические требования при строительстве моста заключаются в необходимости выбора при проектировании такого решения, при котором затраты средств и материалов для постройки моста будут минимальными. А именно об этом и говорил автор статьи в своем докладе при презентации программы социально-экономического развития города Перми. Экономический аспект для современного градостроительного проектирования играет ведущую роль, поскольку градостроительно-правовая база в условиях рыночной экономики оставляет за инвестором выбор категории объекта строительства, ограничивая его лишь рамками функционального зонирования городских территорий. Это может предопределять возможность развития наиболее привлекательных с точки зрения инвестирования территорий городской среды, что будет являться -положительным фактором, а с другой - делает развитие городского пространства крайне неравномерным.
В последние годы ученые все чаще стали говорить о необходимости использования искусственного интеллекта (ИИ) в строительстве, запустив тем самым изменения в повседневной работе застройщиков. И в первую очередь это связано с заключением договоров и применением В1М-технологий. Актуальным становится 3D-моделирование объектов, В1М-проектирование. ИИ поможет разработать и смоделировать архитектурные и ландшафтные решения территорий11.
Одной из проблем внедрения В1М-технологий является отсутствие единого стандарта проектирования, что мешает с полной отдачей использовать технологию информационного моделирования.
С помощью В1М-технологий специалисты создают не просто визуализацию в 3D-формате, а некую базу данных, где хранится вся необходимая информация об объекте: сколько необходимо строительных материалов; отдельные составляющие здания; можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их в режиме онлайн.
Использование программного обеспечения и рабочих процессов для информационного моделирования, коренным образом меняет способы проектирования, строительства и эксплуатации зданий. К недостаткам применения В1М-технологий относятся: высокая стоимость внедрения, связанная с покупкой программного обеспечения; нехватка технологически квалифицированного персонала и т.д. К преимуществам внедрения В1М-технологий в строительстве относятся: более скоординированный подход к строительству здания; динамический мониторинг изменений в дизайне; надежный контроль бюджета, так как при увеличении стоимости работ и материалов корректируются изменения в бюджете. Проектные и строительные компании используют несколько уровней внедрения, а именно:
чистое черчение; начальная автоматизация; трехмерное моделирование зданий; моделирование всех этапов жизненного цикла здания. С 2022 г. формирование и ведение информационной модели строительства объекта стало обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика, эксплуатирующей организации если на объект выделены государственные или муниципальные финансы12.
В совокупности, применение новых цифровых технологий в строительстве включает в себя следующие методы: анализ больших массивов данных; машинное обучение; машинное зрение; информационное моделирование объектов капстроительства; виртуальная реальность; дополнительная реальность; мобильные устройства; беспроводные датчики и т.д. Проектирование гибких инженерных систем с проработкой большого количества различных сценариев их работы возможно только с использованием их цифровых аналогов.
Использование BIM-технологий при строительстве государственной и муниципальной собственности не только будет способствовать контролю за расходованием бюджетных средств, но и контролю за выполнением плана строительства по срокам введения объекта в эксплуатацию.
Кроме того, при использовании дополнительного видео оборудования и определенных программ, позволяющих увидеть строительную площадку в режиме он-лайн, позволит не только заказчику с подрядчиком контролировать процесс строительства, но людям, проживающим на территории муниципалитета в котором производится строительство объекта капитального строительства.
Примечания Endnotes
1Архипова М.Ю., Сиротин В.П., Воронкова Т.Н., Нарциссова С.Ю. Процессы цифровизации и трансформация современного мегаполиса: монография. М.: Эдитус. 2022. 196 с.
2Шацкая И.В., Атласова К.Б. Цифровизация маркетинговой деятельности: тренды и перспективы // Экономика России: новые вызовы и перспективы. Сборник научных трудов Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет». Москва. 2022. С. 237-242.
3Ткаченко И.Н., Метелева М.А. Процесс публичного управления инфраструктурой инвестиционной деятельности на мезоуровне // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19. № 2. С. 5-23.
4Габсалихова А.Н. Муниципальные программы как механизм социально-экономического развития муниципальных образований // Наукосфера. 2021. № 10 (1). С. 117-121.
5Георг Г.М. Роль цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью // Инновационная наука. 2022. № 2-2. С. 58-60.
6Косова Е.Г., Акбаев Р.А., Гогушева Т.М. Особенности управления имущественным комплексом городского муниципального образования // Новые технологии. 2014. № 3. С. 53-57.
7Мироненко Н.Н., Павлов Н.В. Особенности осуществления управления муниципальной собственностью // Эпомен. 2022. № 69. С. 212219.
8Мудрова Е.Б., Муравьева Н.Н. Цифровизация в государственном управлении сферой жилищно-коммунального хозяйства и человеческий фактор // Управленец. 2021. Т. 12. № 4. С. 92-105.
9Шалина Д.С., Степанова Н.Р. Трансформация технологий информационного моделирования при эксплуатации недвижимости // Фундаментальные исследования. Экономические науки. 2021. № 10. С. 7782.
10Рожков Е.В. Анализ цифровизации материальной базы (на уровне муниципалитета) // Вопросы региональной экономики. 2022. № 1(50). С. 103108.
11Шалина Д.С., Степанова Н.Р. Теория и практика использования искусственного интеллекта в сфере недвижимости // Вестник Алтайской Академии экономики и права. 2020. № 5. С. 193-200.
Автор, аннотация, ключевые слова
Рожков Евгений Викторович - соискатель кафедры экономики предприятий Уральскго государственного экономического университета (Екатеринбург).
r-yevgeniy@internet.ru
Исследование автора посвящено изучению процессов по внедрению BIM-технологий при проектировании и строительству собственности региона и муниципалитетов. Изучены проблемы, связанные с внедрением BIM-технологий в строительстве и преимущества их использования. Проводится анализ строительства объектов социального значения на примере муниципального образования город Пермь с финансированием из местного бюджета и проект строительства автомобильного моста через реку Кама с финансированием из федерального и регионального бюджетов. Обосновывается необходимость применения искусственного интеллекта при строительстве. Статья представляет научный интерес для экспертов, занимающихся изучением процессов формирования различных стратегий по управлению собственностью.
Муниципальная собственность, региональная собственность, строительство, BIM-технологии.
Reference (Articles from Scientific Journals)
1. Gabsalikhova A.N. Munitsipalnyye programmy kak mekhanizm sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnykh obrazovaniy. Naukosfera, 2021, no. 10 (1), pp. 117-121.
2. Georg G.M. Rol tsifrovykh tekhnologiy v upravlenii munitsipalnoy sobstvennostyu. Innovatsionnaya nauka, 2022, no. 2-2, pp. 58-60.
3. Kosova E.G., Akbayev R.A., Gogusheva T.M. Osobennosti upravleniya imushchestvennym kompleksom gorodskogo munitsipalnogo obrazovaniya. Novyye tekhnologii, 2014, no. 3, pp. 53-57.
4. Mironenko N.N., Pavlov N.V. Osobennosti osushchestvleniya upravleniya munitsipalnoy sobstvennostyu. Epomen, 2022, no. 69, pp. 212-219.
5. Mudrova E.B., Muravyeva N.N. Tsifrovizatsiya v gosudarstvennom upravlenii sferoy zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva i chelovecheskiy factor. Upravlenets, 2021, vol. 12, no. 4, pp. 92-105.
6. Rozhkov E.V. Analiz tsifrovizatsii materialnoy bazy (na urovne munitsipaliteta). Voprosy regionalnoy ekonomiki, 2022, no. 1(50), pp. 103-108.
7. Shalina D.S., Stepanova N.R. Teoriya i praktika ispolzovaniya iskusstvennogo intellekta v sfere nedvizhimosti. Vestnik Altayskoy Akademii ekonomiki i prava, 2020, no. 5, pp. 193-200.
8. Shalina D.S., Stepanova N.R. Transformatsiya tekhnologiy informatsionnogo modelirovaniya pri ekspluatatsii nedvizhimosti. Fundamentalnyye issledovaniya. Ekonomicheskiye nauki, 2021, vol. 10, pp. 77-82.
9. Tkachenko I.N., Meteleva M.A. Protsess publichnogo upravleniya infrastrukturoy investitsionnoy deyatelnosti na mezourovne. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2018, vol. 19, no. 2, pp. 5-23.
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
10. Shatskaya I.V., Atlasova K.B. Tsifrovizatsiya marketingovoy deyatelnosti: trendy i perspektivy. Ekonomika Rossii: novyye vyzovy i perspektivy. Sbornik nauchnykh trudov Instituta tekhnologiy upravleniya FGBOU VO «MIR-EA-Rossiyskiy tekhnologicheskiy universitet», Moscow, 2022, pp. 237242.
(Monograph)
11. Arkhipova M.Yu., Sirotin V.P., Voronkova T.N., Nartsissova S.Yu. Protsessy tsifrovizatsii i transformatsiya sovremennogo megapolisa. Moscow, Editus, 2022, 196 p.