- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения [2].
Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся [3].
Список литературы:
1. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании»: в 3 частях. Часть 1 / Отв. ред.: проф. Н.В. Софронова; Чебоксары, 25 апреля - 1 мая 2011 г. - Чебоксары, 2011. - 223 с.
2. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm.
3. Что такое урок с использованием ИКТ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shkola3-chp.ucoz.ru/uroksispol-zovaniemikt.pdf.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 270800 «СТРОИТЕЛЬСТВО»
© Голдобина Л.А.*
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
Статья содержит обоснование необходимости повышения качества подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 «Строительство» за счет внедрения BIM-технологий в образовательный процесс на примере изучения дисциплин «Инженерная графика» и «Компьютерная графика в проектировании».
Ключевые слова образование, информационные технологии, системы автоматизированного проектирования, BIM-технологии.
* Профессор кафедры «Начертательная геометрия и графика», доктор технических наук, профессор.
Известно, что конкурентоспособность вуза во многом определяется тем, насколько образовательный и профессиональный уровень его выпускников отвечает требованиям рынка труда. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой в настоящее время, является необходимость разработки и внедрения механизмов, методов и средств обеспечения качества учебного процесса [1-4].
В последнее время в связи со стремительным развитием высоких технологий в различных отраслях экономики и необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, традиционная парадигма образования нуждается в преобразовании. Сегодня возрастают требования со стороны общества к подготовке личности, способной к обновлению своих знаний, адаптации применения полученных знаний в новой области.
Одним из возможных вариантов подготовки специалистов в современных условиях может являться формирование циклов в инженерном образовании, которые должны определяться образовательными стандартами [5].
В качестве примера можно рассмотреть цикл проектно-конструкторской подготовки, в частности, проектно-конструкторской подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 «Строительство». Первым этапом конструкторской подготовки в Горном университете является геометрическая подготовка будущих специалистов, продолжающаяся в течение трех семестров. Геометрическая подготовка обеспечивается двумя дисциплинами: «Инженерная графика» и «Компьютерная графика в проектировании».
Теоретические основы геометрического моделирования закладываются при изучении дисциплины «Инженерная графика», в которую входят: основные вопросы начертательной геометрии как геометрического базиса технического образования; изучение стандартов ЕСКД, содержащих требования к оформлению конструкторской документации, в том числе архитектурно-строительных чертежей и чертежей строительных конструкций; компьютерной графики, позволяющей создавать электронные образы объектов на основании, как конструкторских документов, так и эскизов.
На отечественном рынке уже более 2-х последних десятилетий для создания проектно-конструкторской документации различных объектов промышленности, и прежде всего, объектов строительства используется САПР AutoCAD, функциональные возможности которой стремительно совершенствуются разработчиками. Базовыми навыками работы в этом программном продукте, необходимыми в большей мере при выполнении двумерных чертежей, студенты, обучающиеся по направлениям 270800 «Строительство» и 270100 «Архитектура» овладевают при выполнении таких работ как «Архитектурно-строительный чертеж здания», «Узлы металлических конструкций», «Железобетонные изделия» [4].
Однако в настоящее время уже стал известным и внедряемым в ряде про-ектно-конструкторских организаций России программный продукт Autodesk
Revit, основанный на технологии информационного моделирования сооружений (BIM: Building - Здание; Information - Информация; Modeling - Моделирование). Autodesk Revit предназначен для проектирования и управления данными о зданиях и сооружениях на всех этапах их жизненного цикла.
Autodesk Revit - полно функциональное решение, объединяющее в себе возможности архитектурного проектирования, проектирования инженерных систем, строительных конструкций, а также моделирования строительства. Autodesk Revit позволяет создать хорошо скоординированную, согласованную и взаимосвязанную единую графическую информационную модель строительного объекта, с целью ее использования для: разработки концептуальной, технической и рабочей стадии строительного проекта; комплексного расчета и анализа строительных конструкций; выпуска чертежей на всех стадиях проектирования; составления ведомостей и спецификаций материалов и конструкций; оценки сметной стоимости строительства; заказа и изготовления материалов и оборудования; календарного планирования строительных работ; разработки проекта организации строительных работ; выбора оптимального конструктивного и технологического варианта строительства; визуального управления процессом возведения здания; управления и эксплуатацией самого здания и средств технического оснащения в течение всего жизненного цикла; управления зданием как объектом коммерческой деятельности; проектирования и управления реконструкцией или ремонтом здания, сносом и утилизацией здания (рис. 1) [6].
Рис. 1. Философия AutoCADRevit
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приступило к реализации плана внедрения технологий информационного моделирования зданий в области промышленного и гражданского строительства. План поэтапного внедрения технологий BIM в области промышленного и гражданского строительства, утвержденный приказом Минстроя России № 926/пр от 29 декабря 2014 года, разработан совместно с Росстандартом, Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и иными институтами по модернизации экономики и инновационному развитию. Реализация мероприятий плана поэтапного внедрения технологий BIM позволит повысить конкурентоспособность российского строительного комплекса на мировом рынке, улучшить качество изысканий, проектирования и строительства объектов, снизить себестоимость на этапе проектирования и проведения экспертизы проектной документации, а также обеспечит снижгние рисков возникновения чрезвычайных ситуаций [7].
Наиболее инновационные российские предприятия активно переходят на BIM и уже почувствовали преимущества от использования технологии. Большая часть из тех, кто пока не перешел на BIM, осознали необратимость изменений, происходящих в архитектурно-строительной отрасли, и сегодня выбирают оптимальный метод внедрения информационного моделирования.
В Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» в рамках изучения дисциплины «Компьютерная графика в проектировании» студенты, обучающиеся по направлению 270800 «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»), получают базовые знания и навыки работы в Autodesk Revit.
На основании полученного эскизного проекта, прежде всего, выполняется объемно-планировочное решение жилого дома. Для окончательного выбора планировки и площадей помещений дома, а также положения координационных осей, в Revit используется операция зонирования, что значительно упрощает работу архитектора. Сопровождающие операцию зонирования графические изображения могут быть дополнены спецификациями и экспликациями помещений. Любое изменение в зонировании вносит пересчет площадей помещений, которое транслируется в экспликацию (рис. 2). По окончании операции зонирования можно приступить к нанесению координационных осей, а далее приступить к созданию 3D-модели здания: выбор несущих конструкций, в том числе и ограждающих (стен наружных и внутренних, фундаментов, перекрытий, лестничных маршей, оконных и дверных блоков). Система автоматизированного проектирования по технологии BIM позволяет визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания, рассчитывать различные варианты их компоновки, а также приводить их в соответствие с действующими нормами и стандартами, производить анализ эксплуатационных характеристик будущих зданий, упрощая выбор оптимального решения (рис. 3-4).
На основании созданной модели здания в Autodesk Revit создается рабочая документация, в частности, архитектурно-строительные чертежи, сопровождающиеся спецификациями конструкций (рис. 5) и экспликациями помещений.
Поскольку Autodesk Revit позволяет работать с объектом на всех этапах его жизненного цикла, то есть все основания в дальнейшем при изучении таких профессиональных дисциплин, как «Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений», «Санитарно-техническое оборудование зданий», «Основы архитектуры и строительных конструкций» и других, рекомендовать выпускающим кафедрам продолжить использовать новейшие BIM технологии. В настоящее время все чаще применяется практика, когда в процессе архитектурно-строительного проектирования создается компьютерная модель нового здания, несущая в себе все сведения о будущем объекте.
I I ГГГ I
Рис. 2. Операция зонирования при выполнении планировочных решений
Рис. 3. Создание модели здания
Рис. 4. Визуализация объекта
Рис. 5. Создание рабочей документации
Список литературы:
1. Голдобина Л.А., Засидкевич И.Н. Опыт применения компьютерных технологий в преподавании инженерных дисциплин [Текст] / Л.А. Голдобина, И.Н. Засидкевич // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: сборник материалов научно-практической конференции. Ч. 2 / Отв. ред. А. А. Богуславский. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. - С. 132-136.
2. Голдобина Л.А., Бочков А.Л. Опыт использования САПР в учебном процессе и дополнительном образовании в вузе [Текст] / Л.А. Голдобина, А.Л. Бочков // Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы 18-й Международной научно-методической конференции. Т. 1. -СПб.: ЛЭТИ, 2012. - С. 98-100.
3. Голдобина Л.А. Совершенствование подготовки инженерных кадров путем внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Современное образование: содержание, технологии, качество [Текст] / Л.А. Голдобина // Материалы 20-й Международной научно-методической конференции, 23 апреля 2014 г. «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 1. - СПб.: ЛЭТИ, 2014. - С. 210-212.
4. Голдобина Л.А. Совершенствование графической подготовки инженерных кадров путем внедрения новых систем автоматизированного проектирования в учебный процесс [Текст] / Л.А. Голдобина // УШ Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке», 24-25 октября 2014 г. Сб. труд. - СПб.: 2014. - С. 46-50.
5. Рукавишников В.А. Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженера [Текст] / В.А. Рукавшников. - Казань: Изд-во Казан. Гос. Ун-та, 2003. - 184 с.
6. Попов В. BIM - информационная модель здания: пора или не пора [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://scadsoft.com/down-load/BIM2011.pdf.
7. Минстрой РФ [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://minstroyrf.ru/press/3d-proektirovanie-budet-ispolzovatsya-v-oblasti-promyshlennogo-i-grazhdanskogo-stroitelstva/.
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. СЕВАСТОПОЛЯ
© Дымченко И.В.*, Волкова А.В.Ф, Столярук А.В.*
Институт информационных технологий и управления в технических системах Севастопольского государственного университета,
г. Севастополь
Проанализировано состояние уровня информатизации отрасли дошкольного образования в г. Севастополе. Предложена концепция организации единого информационного пространства дошкольных образовательных учреждений с применением геоинформационных технологий.
Ключевые слова информатизация, единое информационное пространство, геоинформационные технологии, геопортал, web-ресурс.
После вступления в состав Российской Федерации, в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [1] перед городом федерального значения Севастополь встает ряд задач, связанных с проблемами информатизации отраслей экономики и сфер общественной жизни.
Анализ уровня информатизации новых регионов Российской Федерации: АР Крым и г. Севастополя [2] показал, что отсутствовавшая государст-
* Старший преподаватель кафедры «Информационные системы».
* Преподаватель кафедры «Информационные системы».
" Специалист по учебно-методической работе кафедры «Информационные системы».