Научная статья на тему 'Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе'

Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2894
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЫ ДАННЫХ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / БАЗЫ ЗНАНИЙ / DATABASES / EDUCATIONAL PROCESS / KNOWLEDGE BASE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соболев В.В., Быканова А.С.

Рассмотрены возможности использования баз данных, информация, хранящаяся в базе данных, основные проблемы при использовании базы данных в учебном процессе, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DATABASES AND KNOWLEDGE BASES IN EDUCATIONAL PROCESS

The research indicates possibilities of using databases, stored information in the database, the main problems when using the database in the learning process.

Текст научной работы на тему «Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе»

Решетневские чтения. 2017

УДК 004.582

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ И БАЗ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В. В. Соболев*, А. С. Быканова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sobolev_vadya@mail.ru

Рассмотрены возможности использования баз данных, информация, хранящаяся в базе данных, основные проблемы при использовании базы данных в учебном процессе, тестирование.

Ключевые слова: базы данных, учебный процесс, базы знаний.

USING DATABASES AND KNOWLEDGE BASES IN EDUCATIONAL PROCESS

V. V. Sobolev*, A. S. Bykanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*E-mail: sobolev_vadya@mail.ru

The research indicates possibilities of using databases, stored information in the database, the main problems when using the database in the learning process.

Keywords: databases, educational process, knowledge base.

В век информационных технологий объемы информации достигают невероятных размеров. Одним из наиболее удобных способов хранения и использования информации является использования баз данных. Однако не всегда удобно обеспечить доступ к данным, как учителю, так и ученику.

Возросший интерес к использованию баз данных в учебных заведениях объясняется следующими причинами: базы данных являются хранилищем специально организованных и логически связанных информационных элементов; состоят из самих данных и их описания; представляют собой сконструированную совокупность фактов, относящихся к определенному предмету.

Например, база данных является отличным местом для хранения тестовых наборов данных, которые обучающиеся решают практически ежедневно. Однако отсутствие единого формата всех тестов усложняет процесс при их создании и дальнейшего изменения. Также использование различных СУБД в пределах одной школы затрудняет процесс взаимодействия между различными базами данных.

С другой стороны, использование баз данных позволяет упростить процесс доступа к тестам, из-за грамотной логики хранения тестов. А при использовании единой СУБД для всего учебного заведения проблема «столкновения» разных СУБД исключается.

Существует огромное количество программ, которые позволяют организовать информацию и поместить ее в таблицу. Однако это не означает, что любая из программ предоставляет широкие возможности по эффективному управлению базой данных. Например, программы подготовки текстов имеют очень ограниченные возможности при их использовании в качестве систем управления базами данных [1].

Если имеются список обучаемых, учителей, родителей, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемости занятий, результаты учебной деятельности обучаемых по различным дисциплинам, информация об имеющейся методической документации, можно провести анализ данной информации.

Анализ данных является одним из важных этапов при комплексном тестировании. Анализ может быть встроен в приложение, так и быть отдельным приложением куда загружаются данные. Такой подход исключает ошибку преподавателя при проверке результатов, а также отображение результатов происходит более наглядно. Немаловажным является сравнение результатов с предыдущими попытками обучаемого при прохождении теста.

В качестве примера рассмотрим базу данных учащихся школы. Здесь должны быть зарегистрированы все ученики, их оценки и даже время, которое ушло на выполнение того или иного задания, а также должна быть предусмотрена возможность просмотра письменных ответов учеников или прослушивания устных ответов. Результаты могут быть представлены в виде диаграмм или графиков, перенесены в другие документы для редактирования.

Дальнейший поиск в области создания и использования баз данных в системе образования привел к появлению так называемых баз знаний. База знаний является более сложной системой, которая представляет собой организованную совокупность знаний, хранящихся в памяти компьютера. Эти знания представлены в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование данных знаний на основе реализации возможностей средств информационных технологий.

Программные средства и информационные технологии

База знаний учебного назначения представляет собой информационную систему, содержащую систематизированные сведения из определенной предметной области, модель конкретной предметной области, а также данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений.

Учебная информация в базах знаний может быть представлена в виде текста, графиков, иллюстраций, анимационных роликов, видеофрагментов. Данные о формируемых умениях обучаемого обрабатываются в системе управления базами знаний с помощью специальных языков, что позволяет контролировать процесс обучения и управлять им. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее часть [2].

Использование базы данных в совокупности с базами знаний упрощает учебный процесс и взаимодействие между учителями, и родителями. Приложение с базой данных позволяет решать и просматривать

результаты в режиме реального времени и анализировать их.

Библиографические ссылки

1. Бурняшов Б. А. Базы данных в методическом обеспечении изучаемых в вузе учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2016, № 5.

2. Мамчур И. Н., Ду А. Базы данных в учебном процессе // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016.

References

1. Bumyashov B. A. Databases in the methodological support of the academic disciplines studied at the university // Modern problems of science and education. 2016. No. 5.

2. Mamchur I. N., Du A. Datadases in the learning process // Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. 2016.

© Соболев В. В., Быканова А. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.