Научная статья на тему 'Использование автоматизированной библиотечно-информационной системы в научной библиотеке вуза'

Использование автоматизированной библиотечно-информационной системы в научной библиотеке вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1103
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Летуновская О. В.

В статье представлен краткий анализ деятельности научной библиотеки, изложены преимущества внедрения автоматизированной библиотечно-информационной системы в работу библиотеки современного вуза, показан опыт использования в научной библиотеке АБИС «ИРБИС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование автоматизированной библиотечно-информационной системы в научной библиотеке вуза»

доставления изучаемому материалу личностного смысла, через внедрение технологий коллективного и проблемного обучения, групповых технологий. Результатом спецкурса будет готовность будущих учителей начальных классов к использованию информационно-компьютерных технологий в их профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Макаренко Л.Л. Компьютерная грамотность как составляющая профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / Л. Л. Макаренко. - Киев, 2007. - 23 с.

2. Фоминых Н.Ю. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к использованию информационно-коммуникационных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / Н.Ю. Фоминых. - Ялта, 2010. - 20 с.

3. Яресько К.В. Концептуальные основы формирования культуры учебной деятельности студентов вузов / К.В. Яресько // Наука и современность: сб. научн. трудов НПУ им. М. П. Драгоманова. - К.: Логос, 2002. -Т. XXX. - 290 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ВУЗА

© Летуновская О.В.*

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил

В статье представлен краткий анализ деятельности научной библиотеки, изложены преимущества внедрения автоматизированной библиотеч-но-информационной системы в работу библиотеки современного вуза, показан опыт использования в научной библиотеке АБИС «ИРБИС».

Основной целью и предназначением библиотеки является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей пользователей. Понятие «пользователь» в данном случае объединяет категории: «читатель», «абонент МБА», «посетитель», «информатор» - всех тех, кто пользуется ресурсами библиотек и информационных центров непосредственно на месте или в удаленном режиме работы.

Всё возрастающие информационные потоки, выраженные в сложности и трудоёмкости их ручной обработки, способствовали появлению вычисли-

* Заведующая кабинетом Информатики и вычислительной техники, аспирант.

тельной техники в библиотеках. Персональные компьютеры из-за своей дешевизны (относительно стоимости больших и средних электронно-вычислительных машин), небольших габаритов и простоты в эксплуатации сразу начали интенсивно осваиваться специалистами библиотечно-информацион-ной деятельности, и сегодня в нашей стране уже трудно себе представить не только научную, но и малую публичную библиотеку без компьютера.

Современная библиотека - информационное, культурно-просветительское и научно-исследовательское учреждение, социальный институт информации, культуры, науки, досуга, деятельность которого направлена на реализацию названной цели. Она представляет сложную структуру, совокупность различных взаимодействующих процессов с разветвленными внутренними и внешними связями. При этом пользователь - главный объект деятельности любой библиотеки. Он есть субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею [1].

Функционирование библиотеки связано как с внутренней микросредой (помещение, материально-техническая база, работники, фонд и др.), так и с внешней макросредой (читатели, другие библиотеки и информационные центры, вышестоящая администрация, организации и отдельные лица, осуществляющие различные формы взаимодействия и др.). Следовательно, библиотека - сложный механизм, с внутренними и внешними связями, имеющий в своём составе различные элементы, составляющие в совокупности комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественного обеспечения пользователей необходимой им информацией, то есть система [2].

Сегодня уже неудивительно, когда читатель (пользователь), приходя в библиотеку и проведя в ней определенное количество времени, не только не пользуется ее фондом, но даже и не делает попытки заказать литературу. Многие свои потребности пользователи удовлетворяют на информационном уровне, т.е. вполне довольствуются библиографической, реферативной, справочной и иной электронной информацией, полученной через Интернет, с помощью CD-ROM или иным способом. Более того, развитие электронного ресурса приводит к тому, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование фондов зарубежными изданиями, находят возможность организовать доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам, и эти тенденции набирают силу. Кроме того, получает все большее распространение электронная доставка документов, которая позволяет пользователям, не приходя в саму библиотеку, заказать со своего рабочего места (или из дома) электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги и в считанные мгновения получить ее.

В настоящее время читатель далеко не всегда приходит в библиотеку за документом, он приходит за информацией и / или электронным ресурсом.

Библиотека постепенно превращается в центр информационных электронных ресурсов, сохраняя, тем не менее, за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию печатными документами. Эта новая функция наглядно иллюстрирует одну из главных тенденций современной библиотечной деятельности, и она также должна учитываться как в планировании развития автоматизированных библиотечно-информационных технологий, так и в целом для пересмотра уже устаревшей концепции традиционной библиотеки. Все это придает актуальность проблеме автоматизации.

Внедрение автоматизации в библиотеку (в данном случае - компьютерных и телекоммуникационных технологий) - не просто веяние времени. Это единственная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных носителях информации. Автоматизация может быть вызвана двумя обстоятельствами: наличием реальной необходимости и возможностью практической реализации.

Использование средств вычислительной техники в библиотеках позволяет существенно сократить время обслуживания пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет отдельные технологические процессы. Автоматизация, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы библиотечных работников, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования новых информационных технологий [1]. Будучи одним из основных проявлений процесса информатизации общества, автоматизации несет еще и ряд важнейших элементов развития современного научно-технического и социального прогресса: обеспечивается не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации и первоисточникам, но и создаются условия для реализации одного из главных принципов современного общества - всеобщая доступность информации и публикаций.

Под «автоматизацией» можно понимать облегчение, ускорение, а порой и удешевление выполнения определенных видов работ (модернизацию) [3]. Такое понятие может быть использовано в практике создания автоматизированных библиотечных систем и подсистем. В среде специалистов и специальной литературе используется термин «автоматизация библиотек».

Представим краткие характеристики некоторых АБИС и более подробно система ИРБИС, внедренная в работу научной библиотеки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. АБИС ИРБИС, разработанная Государственной публичной научно-технической библиотекой, была приобретена в мае 2003 года. В программе ИРБИС реализованы все типовые библиотечные процессы: систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача и администрирование на осно-

ве пяти взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест: Администратор, Каталогизатор, Комплектатор, Читатель, Книговыдача и позднее приобретенного АРМа Книгообеспеченность.

АРМ Администратор - управление базами данных, проверка на наличие ошибок, настройка параметров системы.

АРМ Каталогизатор - создание библиографического описания на книги, журналы и т.п., создание базы данных читателей и картотеки книго-обеспеченности, алфавитно-предметного указателя и справочников, пополнение и редакция каталогов.

АРМ Комплектатор - функция комплектования и учета фондов, оформление заказов на издания, оформление подписки, списание документов. АРМ Книговыдача - выдача и возврат литературы на основе технологии штрихкодирования (слайд штрихкодов).

АРМ Читатель - создан для пользователей библиотеки для доступа к электронному каталогу, просмотра и заказа литературы.

АРМ Кгигобеспеченность - дополнительно приобретаемый АРМ для ведения данных книгообеспеченности и получения коэффициента.

Возможности ИРБИС как системы широки. Система ориентирована на работу в локальных вычислительных сетях без ограничения количества пользователей. ИРБИС позволяет создавать и поддерживать любое количество баз данных («Книги», «Статьи», «Авторефераты» и т.д.). В каждую базу можно ввести до 16 миллионов записей. Программа автоматически создает словари. ИРБИС поддерживает и традиционные бумажные технологии»: от печати листа заказа до всех видов каталожных карточек [4]. По этой причине библиотека НТГСПА не отказалась от ведения традиционного каталога и продолжает его пополнять карточками наряду с ведением электронного каталога.

Освоение системы проходило постепенно, в несколько этапов. Первым шагом на пути внедрения АБИС ИРБИС стала работа по созданию электронного каталога. Сегодня количество записей электронного каталога составляет цифру 160025. Электронный каталог отражает информацию о монографиях, учебниках, компакт-дисках, видеодокументах с 2000 года, изданиях периодической печати за все годы хранения в библиотеке.

Электронный каталог кардинально изменил систему поиска документов.

Пользователю предлагается обширный перечень поисковых признаков: поиск по автору, по заглавию, по ключевому слову, по шифру и т.д. Читатель может увидеть результаты поиска на экране в краткой или полной форме. Кроме этого, ИРБИС предусматривает в электронном каталоге полнотекстовые версии имеющейся в библиотеке литературы, в первую очередь, внутривузовские издания.

Параллельно с созданием электронного каталога ведется штрихкоди-рование занесенной в каталог литературы, что позволяет автоматизировать

процесс приема и выдачи литературы. На сегодняшний день в библиотеке запущена автоматизация обслуживания на учебном абонементе, на абонементе для студентов заочного отделения и в читальном зале периодических изданий.

В 2009 году начата работа с АПМ «Книгообеспеченность», что позволяет рассчитывать обеспеченность студентов литературой. А также из АПМ «Читатель» теперь можно увидеть литературу, которая предназначена для конкретной специальности, конкретной дисциплины и конкретного семестра.

На каждом факультете вуза в компьютерных классах и методических кабинетах установлен АПМ «Читатель». Студенты и преподаватели могут воспользоваться каталогом, не покидая факультет.

Хочется отметить, что автоматизация библиотечно-библиографических процессов при правильной организации мероприятий способна создать комфортные условия для работы библиотекарей и облегчить выполнение ряда рутинных операций, обеспечить конвейерную обработку документов, выдачу информации пользователям в минимально короткие сроки, создать комфортные условия работникам библиотеки.

Автоматизация библиотечно-информационных процессов обусловлена непрерывно увеличивающимся объемом различной информации во всех отраслях человеческой деятельности и соответствующими потребностями пользователей оперативно, полно и качественно получать документные и электронные первоисточники. Обеспечивается не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации, но и создаются условия для реализации одного из главных принципов открытого общества - принципа всеобщей доступности информации и публикаций.

Список литературы:

1. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 1. - 25 с.

2. Бродовский А.И. Интегрированная библиотечно-справочная система ИРБИС - современное средство для автоматизации библиотек / А.И. Бордов-ский // Научные и технические библиотеки. - 1999. - № 1. - С. 87-94.

3. Дунаевская С.М. Система автоматизации библиотек ИРБИС: развитие информационно-технического обеспечения в последних версиях системы / С.М. Дунаевская, Л.В. Сорокина // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 2. - С. 112-116.

4. Бизин К. Расширение возможности системы ИРБИС внешними средствами для выполнения множественных запросов по оценке книгообеспе-ченности учебного процесса / К. Бизин // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 3. - С. 126-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.