Научная статья на тему 'Использование аутсорсинга в системе обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи'

Использование аутсорсинга в системе обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ПРЕИМУЩЕСТВА / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / OUTSOURCING / BENEFITS / CELLULAR COMMUNICATION / SERVICES / COMPETITIVENESS / ENTERPRISES / PROVIDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Елена Алексеевна

В статье рассмотрен аутсорсинг как инструмент обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Описаны конкурентные преимущества, которые возникают при применении аутсорсинга. Представлено деление аутсорсинга по признаку полноты передачи аутсорсеру бизнес-процессов на управление и контроль, а также выделены типы аутсорсинга по временному признаку. Выявлены преимущества и недостатки аутсорсинга для предприятия предоставляющего услуги сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF OUTSOURCING IN THE SYSTEM OF ENSURING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES CELLULAR

In the article the outsourcing as a tool for increasing the competitiveness of companies of cellular communication. Describes the competitive advantages arising in the application of outsourcing. Is divided into outsourcing on the basis of complete transmission outsourced business process management and control, as well as the types of outsourcing on a temporary basis. Identified the advantages and disadvantages of outsourcing for the enterprises rendering services of cellular communication.

Текст научной работы на тему «Использование аутсорсинга в системе обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи»

УДК 658

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ

© 2013

Е.А. Васильева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрен аутсорсинг как инструмент обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Описаны конкурентные преимущества, которые возникают при применении аутсорсинга. Представлено деление аутсорсинга по признаку полноты передачи аутсорсеру бизнес-процессов на управление и контроль, а также выделены типы аутсорсинга по временному признаку. Выявлены преимущества и недостатки аутсорсинга для предприятия предоставляющего услуги сотовой связи.

Ключевые слова: аутсорсинг, преимущества, сотовая связь, услуги, конкурентоспособность, предприятия, обеспечение.

Последнее десятилетие на рынке услуг сотовой связи продолжается непрерывное развитие. К основным причинам роста спроса на услуги мобильной связи относятся постоянный поток новых коммуникационных и сервисных услуг, предоставляемых со стороны операторов мобильной связи, активное внедрение стандартов передачи данных 3G и LTE (Long Term Evolution, англ., долгосрочная эволюция, проект разработки консорциумом 3GPP стандарта усовершенствования технологий мобильной передачи данных CDMA, UMTS.), регулярное совершенствование и обновление абонентских устройств, позволяющих в полной мере использовать новые телекоммуникационные решения.

Рынок услуг сотовой связи подвержен значительным колебаниям из-за острой конкуренции среди производителей услуг на рынке сбыта.

Условия ужесточения конкуренции, насыщенность рынка и быстрая смена приоритетов пользователей услуг сотовой связи, возрастающие требования к их качеству при необходимости сохранения уровня цен требуют постоянного обеспечения конкурентоспособности операторов сотовой связи.

В связи с этим для предприятий сотовой связи целесообразным является привлечение сторонних компаний для выполнения необходимых, но вспомогательных функций с целью сосредоточиться на развитии своих основных преимуществ в конкурентной борьбе за лояльность абонента и прибыль(ЛЙРи). В настоящее время в отрасли связи на долю аутсорсинга приходиться все большая часть сотового бизнеса операторов.

Понятие «аутсорсинг» появилось в научной литературе относительно недавно. Аутсорсинг (от англ. outsourcing) - вне источника, за пределами. Так, термин «аутсорсинг» является примером гибрида, полученного из терминов «внешняя сторона» - (от англ. outside), «ресурс» - (от англ. resource) и «использование» - (от англ. using).

Аутсорсинг как метод эффективного управления появился не так давно. Научной базой этого направления служит положение классической экономической школы. Деятельность всех предприятий на рынке основана на принципах, сформулированных в 1776 г. А. Смитом. Он предложил разделить производственный процесс на отдельные простые стадии, каждая из которых выполнялась бы отдельным рабочим, при этом не требовалось бы его высокой квалификации. Со временем принципы А. Смита не утратили своей актуальности, они до сих пор применяются и оказывают влияние на принятие управленческих решений в бизнесе.

Аутсорсинг - это не только один из способов повышения эффективности управления деятельностью предприятия, но и инструмент, способствующий оптимизации модели менеджмента, получению наибольшего эффекта за счет сосредоточения на основной корпоративной деятельности и передачи инфраструктурных функций внешним специалистам [1, с. 41].

Применение аутсорсинга позволяет предприятиям использовать следующие конкурентные преимущества:

- концентрироваться на основном виде деятельности;

- повышать организационную гибкость предприятия;

- повышать качество выполнения непрофильных бизнес-задач;

- оперативно принимать решения;

- применять инновационные методы работы;

- увеличивать инвестиционную привлекательность;

- разделять риски между заказчиком и компанией-аутсорсером;

- снижать или исключать расходы на содержание, обучение специалистов;

- использовать дистанционное сотрудничество.

Необходимо различать аутсорсинг по признаку полноты передачи контроля за частью бизнеса и по формам организации.

Аутсорсинг по признаку полноты передачи аутсорсе-ру бизнес-процессов на управление и контроль делится на внутренний, внешний, глобальный и совместный [2].

Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении внутренних функций в целях более качественного исполнения собственными структурными подразделениями или корпоративными филиалами.

Внешний аутсорсинг нацелен на передачу сторонней организации исполнения большинства вспомогательных корпоративных функций. В результате сокращается доля отдельной компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения.

Глобальный аутсорсинг - это когда компания-аутсор-сер представляет свою продукцию или услуги по всему миру без определенной привязки к какой-либо территории. Глобальный аутсорсинг делает возможным корпоративное присутствие на рынках многих стран мира без необходимости пропорционального роста персонала, производственных мощностей для обслуживания новых целевых сегментов сбыта.

Совместный аутсорсинг - когда предприятие становится партнером провайдера услуг для совершенствования своих бизнес-процессов, снижения затрат и повышения гибкости системы управления. Данный вид аутсорсинга введен британской компанией EDS (Electronic Data Systems) - всемирной компанией, предоставляющей услуги в сфере информационных технологий - в 1990-х гг. При этой форме стороны соглашения являются равноправными партнерами. Полученная прибыль пропорционально делится между компаньонами. При этом заказчик получает долю акционерного капитала вновь созданного предприятия.

Также важно выделить типы аутсорсинга по временному признаку: на длительной основе, срочный и сезонный.

Срочный аутсорсинг - это оказание экстренных услуг через интернет или по телефону. Диапазон экстренных услуг широк. Он включает работы по проектированию, финансовым направлениям, учету, аудиту, сопровождению программного документа и т.п. На разовой основе привлекаются высококлассные специалисты в области консалтинга, логистики, маркетинга, организации социальных акций.

Аутсорсинг на долгосрочной основе применяется, когда контракты на аутсорсинг заключаются на срок более пяти лет.

Усилившиеся в последнее время проверки налоговыми органами правильности ведения кадрового учета способствовали росту интереса компаний к рекрутин-говому аутсорсингу. Он позволяет сократить издержки компании на работу кадровой службы, компания платит аутсорсеру только за необходимый ему объем работы.

Логистический аутсорсинг представляет собой целостную коммерческую систему управления комплексом интеллектуальных и материальных услуг в области исполнения части логистической деятельности сторонними организациями.

Наиболее распространен ГГ-аутсорсинг - передача сторонней организации (аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия.

Производственный аутсорсинг предполагает передачу компанией функций, связанных с обслуживанием производственного процесса, цикла, или определенной его составляющей.

Аутсорсинг бизнес-процессов связан с передачей функций тех или иных производственный структур, отделов, не являющихся для организации профильными. Примерами таких передаваемых услуг могут служить: рекламные, транспортные, клининговые, охранные, функции, связанные с управлением и обучением персонала.

Наиболее востребован аутсорсинг в сфере финансового, бухгалтерского учета. Тенденция передачи внешней бухгалтерии в ведение других организаций связана с нежеланием предпринимателей тратить время на организацию бухгалтерских служб. Главная цель — получение и предоставление финансовой отчетности в срок для принятия управленческих решений.

Основной выгодой при использовании аутсорсинга являются возможность использовать высокопрофессиональный опыт бухгалтерских фирм, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Поскольку компании, специализирующиеся на предоставлении бухгалтерских услуг, первыми сталкиваются с определенными специфическими проблемами в данной области, они инвестируют деньги и время для решения возникших задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Узкая специализация позволяет бухгалтерским компаниям обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой им на аутсорсинг функции, а благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов они могут удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги.

Передача внешним партнерам функций одного или нескольких звеньев деятельности обладает рядом стратегических преимуществ:

- позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле;

- улучшает инновационные возможности предприятия за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт;

- обеспечивает большую гибкость предприятия в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений;

- ускоряет приобретение ресурсов и навыков;

- позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами предприятия, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем;

- сокращение и контроль издержек;

- использование специализированного оборудования, знаний, технологий;

- снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-

процесса;

- использование конкуренции на рынке исполнителя;

- сокращение влияния неуправляемых факторов;

- разделение и частичная передача другой компании рисков;

- дополнительный доступ к финансам и повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

Передача на аутсорсинг маркетинговой функции позволяет предприятию повысить конкурентоспособность (за счет применения передовых технологий в области маркетинга), непрерывность бизнес-процесса, информированность, что дает возможность оперативно принимать управленческие решения, помогает быть гибкими на рынке.

Следовательно, применение стратегии аутсорсинга операторам услуг сотовой связи дает серьезные преимущества, главным образом за счет того, что они могут сконцентрировать все свои усилия на основной функции.

Основные преимущества и недостатки аутсорсинга для оператора предоставляющего услуги сотовой связи представлены на рисунке 1.

По исследованиям компании J'son & Partners Consulting члены «Большой Четверки аутсерсеров» (Ericsson, NSN, Huawei, AlcaLu) по-разному относятся к России как потенциально привлекательному рынку сетевого аутсорсинга. Потенциально сильнейшим драйвером сетевого аутсорсинга в России является развертывание сетей LTE.

Преимущества и недостатки предоставляющего у

аутсорсинга для onqjaropa слуги сотовой связи

Преимущества

• -О- ■

ük

Недостатки

-О-

1. Риск потери управления и контроля. Менеджерам трудно определить, какие области обслуживания можно передать на аутсорсинг, а какие следует сохранить за компанией.

2. Возможность ошибок со стороны подрядчика (но и эксплуатация сети собственными силами не гарантирует отсутствие ошибок).

3. Утрата компетенции. Такая

ситуация возможна в случае перевода сотрудников от оператора к подрядчику. 4 Риск утечки важной коммерч еской информации. При условии передачи значительной части инфраструктуры неизбежно посвящение поставщика в стратегические планы оператора.

Снижение затрат за счет экономии (оценочно - от 20 до 40%) на масштабе.

2. Переход капитальных вложений (САРЕХ) в операционные издержки (ОРЕХ). Отказ от владения некоторыми активами и передачи их сторонней компании достаточно выгоден ввиду превращения капитальных затрат в операционные расходы. Особенно это эффективно, когда оператор пользуется услугами сервисной компании, работающей с несколькими заказчиками.

3. Прогнозируемо с ть издержек (большей части ОРЕХ) на несколько лет вперед.

4. Доступ к технической экспертизе и специальным знаниям. Провайдеры услуг зачастую обладают уникальной компетенцией и имеют доступ к человеческим ресурсам высокой квалификации, что не всегда доступно ко мп ан иям- опер атор ам.

5. Разделение рисков.

6. Оптимизация управления. Менеджмент получает возможность сконцентрировать внимание на основном бизнесе, не отвлекаясь на второстепенную деятельность, что позитивно сказывается на бизнесе.

Рис. 1. Преимущества и недостатки аутсорсинга

для оператора сотовой связи Российские операторы редко делегируют зарубежным производителям задачи по строительству сетей. Чаще всего этим занимаются российские системные интеграторы и региональные строительные организации.

Характерной чертой российского рынка строительства и эксплуатации сетей связи является наличие одного крупного игрока - ГК «ИНФРА инжиниринг», а также несколько компаний, у которых масштабы деятельности ниже ГК «ИНФРА инжиниринг» в 4-6 раз. Деятельность же всех остальных компаний рынка значительно уступает показателям ГК «ИНФРА инжиниринг».

Мировые производители предпочитают заключать контракты с операторами сетей национального масштаба. Российские аутсорсеры работают с сетями регионального масштаба, но это мешает им выполнять локальные задачи крупнейших операторов [31._

При подготовке любого контракта на аутсорсинг основное время уходит на абсолютно четкое и недвусмысленное формулирование полномочий и распределение зон ответственности обоих сторон - оператора и сервис-провайдера. Подобное согласование может занимать несколько месяцев или год, а объем финального документа может составлять сотни страниц. Результатом длительных переговоров является матрица ответственности с четким разграничением полномочий.

Аутсорсинг оборудования предполагает четко сформулированную метрику качества обслуживания - набор КР1.

Аутсорсинг объектов связи - набор сервисов, который легче всего операторы соглашаются передать на аутсорсинг, а вендоры - принять.

Полевое обслуживание объектов связи при передаче на аутсорсинг предполагает наибольшее сокращение операционных затрат, простоту калькулирования и проверки.

Также одна из наиболее популярных задач, решаемых с помощью аутсорсинга, является передача на аутсорсинг функции саИ-центра [3].

Аутсорсинг технической эксплуатации сети оператора мобильной связи, с одной стороны, дает очевидный экономический эффект за счет уменьшения числа рабочих мест, сокращения фонда заработной платы и налогов. С другой - появляются конкурирующие сервисные предприятия (а это означает новые рабочие места), происходит снижение тарифов на сервисные услуги, наблюдается рост деловой активности [5. 6]. Определяющим фактором при принятии решения о переходе на аутсорсинг является соотношение экономического эффекта для предприятий и величины снижения тарифов для потребителей услуг сотовой связи.

Таким образом, главной задачей предприятий предоставляющих услуги сотовой связи является принятие

адекватных управленческих решений и поиск путей обеспечения конкурентоспособности. В настоящее время для российских предприятий сотовой связи перспективной конкурентной стратегий является применение аутсорсинга. Благодаря аутсорсингу предприятия сотовой связи получают возможность сконцентрировать свои ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанной с ним инфраструктуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Синяев, В.В. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности [Текст] : В.В. Синяев II Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 10. - с.41-48.

2. Дайджест про аутсорсинг [Электронный ресурс] II Режим доступа: http:lloutsourcing.yourbuhg.rul

3. Аутсорсинг сетей связи операторами подвижной/ стационарной радиосвязи в РФ [Электронный ресурс] II Режим доступа: http:llweb.json.rulpoleznye_materialyl free_market_watchesIanalyticsIautsorsing_setej_svyazi_ operatorami_podvizhnoj_stacionarnoj_radiosvyazi_v_rfl

4. Артюхов, А. ИТ-аутсорсинг. Практический анализ [Электронный ресурс] Ч. III Выбор тактики и вывод ИТ-услуг на аутсорсинг I А. Артюхов II Information Management. - 2013. - № 3. - 600 КБ

5. Бариев Б.Ф. Принципы построения учета затрат и ценообразования в ит-аутсорсинговой компании II Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 121-125.

6. Полупенко А.В. Расчет эффективности внедрения ит-аутсорсинга на предприятии II Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 161-163.

7. Черников, А. В. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компании [Текст] I А. В. Черников, В. А. Радьков II Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. - 2011. - № 5. - С. 41-62

THE USE OF OUTSOURCING IN THE SYSTEM OF ENSURING THE COMPETITIVENESS

OF ENTERPRISES CELLULAR

© 2013

E.A. Vasilieva, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department

«Accounting, analysis and audit»

Volga State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation: In the article the outsourcing as a tool for increasing the competitiveness of companies of cellular communication. Describes the competitive advantages arising in the application of outsourcing. Is divided into outsourcing on the basis of complete transmission outsourced business process management and control, as well as the types of outsourcing on a temporary basis. Identified the advantages and disadvantages of outsourcing for the enterprises rendering services of cellular communication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: outsourcing, benefits, cellular communication, services, competitiveness, enterprises, providing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.