ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ФУНКЦИИ ЛИЗИНГА В РЕГУЛИРОВАНИИ МАКРОЭКОНОМИКИ
КАЛАШНИКОВ И.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected]
Кризисная ситуация в мировой экономике актуализировала использование лизинга в качестве одного из оптимальных инвестиционных инструментов. Преимущества использования лизинга наиболее четко прослеживаются в области активизации инвестирования в модернизацию как отдельных отраслей, так и экономики в целом.
В статье рассматривается возможность использования государством антикризисной функции лизинга на макроуровне при регулировании инвестирования в развитие инновационной экономики.
Ключевые слова: лизинг; макроэкономика; государственное регулирование; инвестиции; экономический кризис.
World crisis situation actualized leasing use as one of the best investment instruments. Advantages of leasing are most clearly evident in the field of investment enhancing into modernization of the individual industries and the economy as a whole. In the article the possibility of leasing anti-recessionary function use by the state at the macro level in case of investment to innovative economy regulation is considered.
Keywords: leasing; macro economy; state regulation; investments; economic crisis.
Коды классификатора JEL: G18.
В сложившейся кризисной ситуации в экономике России приоритетным направлением во внутренней политике является недопущение остановки производственных процессов. Это требует внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов предприятий. Одним из перспективных методов является лизинг.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основных производственных фондов: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем
© Калашников И.А., 2010
может быть лизинг, который объединяет все элементы кредитных и инвестиционных операций.
Рассматривая экономическую природу лизинга, специалисты отмечают, что содержание лизинга соответствует кредитным отношениям, имея сущность кредитной сделки. В этом случае операции происходят с капиталом в производительной форме, и лизинг внешне схож с инвестициями капитала. Учитывая финансовую сущность лизинговых отношений, лизинг является альтернативой традиционной банковской ссуде, при этом лизингодатель выступает своего рода посредником, оказывающим лизингополучателю финансовую услугу, компенсируя затраты и извлекая определенную прибыль за счет периодических взносов.
Особенностью лизинга является разделение прав владения и пользования имуществом. Лизингополучатель получает право использования предмета лизинга, в то же время лизингодатель сохраняет за собой право собственности. После окончания срока договора, по предварительному согласованию, предмет лизинга может остаться в собственности лизингодателя, а может быть выкуплен лизингополучателем по остаточной стоимости.
Экономическая сущность лизинга определяется рядом выполняемых им функций. По нашему мнению, наиболее обоснованным является дифференцированный подход при рассмотрении функций лизинга. Так, В.М. Джуха в монографии «Лизинговая форма инвестирования: анализ и оценка» разделяет функции лизинга на две большие группы.
К первой группе относятся «внутренние, или внутрипроизводственные» функции, такие как производственная, финансовая, сбытовая, ресурсосберегающая. Во второй группе выделяются «внешние, или народнохозяйственные» функции, к ним относятся: регулирующая и воспроизводственная.
Развивая предложенную концепцию и группируя функции лизинга на уровнях макро— и микроэкономики, произведем анализ функций лизинга. В различных экономических системах роль и действие определенных функций могут быть различными. При этом необходимо отметить, что проведенный анализ относится к переходной экономике — это позволит более четко определить перспективы применения лизинга в экономике России в настоящее время.
Необходимо указать, что многие функции лизинга достаточно подробно рассмотрены в различных литературных источниках, например, можно сослаться на таких авторов, как Чекмарева Е.Н. [5], Джуха В.М. [2], Газман В.Д. [1], Францева Е.Ф. [4].
Обычно рассматриваются следующие функции лизинга: финансовая, производственная, сбытовая, функция в виде получения различных налоговых льгот.
Вышеперечисленные функции Е.Н. Чекмарева называет народнохозяйственными [5, с. 15-19], но В.М. Джуха возражает, указывая на то, что данные функции: финансовая, сбытовая и производственная — ограничиваются рамками одного хозяйствующего субъекта, которому они обеспечивают некоторые преимущества. Таким образом, В.М. Джуха выделяет новые функции, имеющие подлинно народнохозяйственную область действия, разделяя функции лизин-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
га на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся следующие: производственная, финансовая, сбытовая и ресурсосберегающая. Внешние функции — регулирующая и воспроизводственная, они проявляются на общеэкономическом уровне и влияют на макроэкономические параметры системы. [2, с. 42-44].
Одна из функций, предлагаемая для рассмотрения В.М. Джухой, — регулирующая. Данная функция проявляется в процессе рационирования дефицитного ресурса, каковым являются производственные активы.
Особое внимание уделяется внешним — подлинно народнохозяйственным функциям, имеющим существенные отличия от всех вышеперечисленных функций.
Реализация регулирующей функции заключается, во-первых, в стимулировании инвестиционных процессов на макроуровне, во-вторых, облегчая финансирование, она снижает входные барьеры на рынки, в-третьих, совершенствует и развивает структуру рынка.
Существенную роль играет воспроизводственная функция. Она характеризуется с точки зрения процесса воспроизводства, в общеэкономическом масштабе: в результате использования лизинга во всей цепи взаимоотношений участников лизингового бизнеса формируются новые взаимосвязи в отношении собственности и обеспечивается эффективное сочетание экономических интересов различных сфер народнохозяйственного оборота на различных стадиях воспроизводства, всех хозяйственных субъектов, участвующих в общем цикле производства, распределения и потребления, то есть воспроизводства вообще и воспроизводства данного товара (объекта лизинга) в частности.
По нашему мнению, в существующей на данный момент в России экономической ситуации лизинг должен применяться для преодоления кризиса, основными факторами которого являются сокращение производства валового национального продукта, отсутствие свободных финансовых средств, в том числе и недостаток оборотного капитала для поддержания процесса производства.
Поскольку характеристики кризисной ситуации реализуются на всех уровнях экономики страны, определенные аспекты, присущие лизингу, позволяют преодолевать кризис в большинстве его проявлений. Это позволяет нам выделить антикризисную функцию лизинга, заключающуюся, во-первых, в оздоровлении финансового состояния предприятий в процессе перевооружения производства и, во-вторых, в преодолении симптомов системного кризиса.
Наиболее ярким примером проявления данной функции в микроэкономике является возможность использования возвратного лизинга, позволяющего предприятию, сохранив оборудование в эксплуатации, получить свободные финансовые средства как для увеличения оборотного капитала, так и для модернизации имеющегося оборудования. Также проявлением данной функции является возможность использовать при лизинге различные формы взаиморасчетов, не наносящих ущерба экономике в целом, например расчет за лизинговое оборудование продукцией, произведенной на этом оборудовании.
Покажем действие антикризисной функции на микроуровне на схеме, используя для примера возвратный лизинг (рис. 1):
Возвратный лизинг -
Получение
дополнительных
финансовых
ресурсов
Модернизация оборудования
Расширение объемов производства
Увеличение доли рынка предприятия. Рост производительности
получение дополнительной прибыли, ' стабилизация финансового состояния ■ труда, снижение себестоимости продукции
Рис. 1. Схема действия антикризисной функции лизинга Классификация функций лизинга отражена на следующей схеме (рис. 2):
Функции лизннга
Внутренние 1 1 Внешние
(микроэкономика) (макроэкономика)
Производ- ственная Финан- совая
Сбытовая Ресурсо- сберегаю- щая
Воспроиз-
водствен-
ная
Регулиру-
ющая
Функция в виде Антнкрнзнсная
получения
налоговых льгот
Рис. 2. Классификация функций лизинга [3, с. 47]
Остановимся более подробно на антикризисной функции лизинга в макроэкономике.
Экономический кризис — это циклически возникающее объективное состояние экономики, для него характерны не только минусы, но и плюсы.
Современный финансово-экономический кризис имеет ряд особенностей. Во-первых, это его масштаб: он затронул практически все субъекты хозяйствования, включенные в мировую экономику, не осталось ни одной отрасли, где бы не отмечалось проявлений существующего кризиса.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Другой особенностью кризиса является серьезный дефицит капитала: несмотря на действия правительств развитых стран, вливания денежных средств не приводят к стабилизации экономики.
Лизинг в сложившейся ситуации может служить одним из наиболее надежных проводников средств напрямую в производственную сферу, он создает условия для целевого использования предоставляемого капитала.
Меры по стимулированию производства в настоящее время не приносят результата по ряду причин: с одной стороны, денежные средства не доходят до потребителей, а в случаях, когда потребители их получают, они предпочитают их сберегать, что приводит к дефициту спроса. С другой стороны, выделяемые финансовым организациям средства аккумулируются на спекулятивных рынках, в основном на валютном.
Рассматривая текущее состояние в борьбе с кризисом на примере экономики США, являющейся наиболее емкой из всех мировых экономик, сразу следует отметить непрозрачность осуществляемых мер. С начала кризиса было выделено более 1,5 трлн долл. на поддержание различных сфер экономики, большая часть этих средств направлена финансовым и страховым структурам, часть выделена на поддержание спроса, в основном, в виде налоговых льгот. Оставшаяся часть должна быть использована на недопущение обвала в производственной сфере. По нашим расчетам, доля этих средств не превышает 20-25%, но и эти средства расходуются в основном на поддержание текущей деятельности, что в перспективе приведет к дальнейшему сокращению производства. Данная ситуация повторяется в той или иной мере в большинстве развитых и развивающихся экономик, если государство имеет возможность выделять финансовые ресурсы на преодоление кризиса.
Так, в РФ, несмотря на выделение более 2 трлн руб. на поддержание экономики, индекс промышленного производства в РФ в январе 2009 г. снизился на 16%, а в феврале на феврале на 13,2%, что позволяет сделать вывод о неэффективности большинства мер государства, связанных с производственным сектором. В то же время отметим стабилизацию банковской и валютной системы, обусловленную целевым приложением выделенных ресурсов.
Лизинговые технологии финансирования могут не только обеспечить целевое прохождение средств, но и способствовать перераспределению рисков между государством, производителями, финансовыми и страховыми структурами.
Рассмотрим одну из возможных схем использования лизинговых механизмов для регулирования макроэкономических процессов.
Следует отметить, что, по нашему мнению, нерационально создание государственной лизинговой компании, так как, с одной стороны, это будет весьма тяжеловесная структура, сама требующая весомых финансовых затрат, а с другой стороны, специализированные лизинговые предприятия имеют сложившиеся на протяжении ряда лет взаимоотношения с поставщиками оборудования.
Для контроля и распределения ресурсов наиболее практично было бы создание специализированного фонда, выделяющего средства лизинговым компаниям. Такой фонд мог бы как определять предприятия, нуждающиеся в этих
средствах, так и рассматривать эффективность взаимоотношений лизингодателей с поставщиками.
На первом этапе в качестве лизингополучателей могли бы выступить системообразующие предприятия, а в качестве поставщиков — отечественные предприятия. Такое решение обеспечило бы двойной эффект: с одной стороны, это привело бы к активизации спроса в машиностроительном секторе промышленности, с другой — системообразующие предприятия получили бы капитал для развития.
Фонд получил бы возможность мониторинга использования как безвозвратно предоставляемых субсидий, так и возвратных средств. Использование лизинговых технологий предоставления ресурсов также простимулирует предприятия оптимально использовать оборотный капитал и значительно повысить его эффективность за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Рассмотрим схему движения материальных и финансовых ресурсов при субсидировании промышленных предприятий с использованием лизингового механизма (рис. 3, 4).
Рис. 3. Схема субсидирования основного капитала с использованием лизинговых механизмов
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Особенностью предложенной схемы является мультипликативный эффект. Средства, предоставленные государством, не только дают возможность развиваться промышленному предприятию, но и по цепочке попадают к производителю и, что особенно важно, остаются работать во внутригосударственном пространстве. Не остается без внимания страховая система, так как риски должны быть пропорционально разделены между всеми участниками. Кроме того, будет поддержана система лизинга, сложившаяся в РФ в последние годы, которая не в меньшей степени несет потери в связи с глобальным кризисом.
Обеспечение промышленности субсидиями или «доступными деньгами» позволит свести к минимуму затраты на обслуживание лизингового проекта, и в то же время не будет эффекта «легких денег», когда предприятие, получив средства в свое распоряжение, не озабочено эффективностью их освоения.
Отдельно следует остановиться на системах мониторинга и контроля.
Система мониторинга и контроля должна осуществлять наблюдение за реализацией проектов, но нести данную функцию должны все участники схемы. Фонд осуществляет мониторинг деятельности лизингодателей, контролируя правильность отбора приоритетных лизингополучателей и поставщиков.
Лизингодатели мониторят деятельность лизингополучателя, контролируя эффективность использования предоставленных объектов лизинга. Страховые компании контролируют распределение рисков. И если для фонда мониторинг является административной обязанностью, то лизингодатель и страховщики осуществляют данную функцию из рыночной необходимости.
Госуларс і венный лизинговый фонд
Л
и
Лизингодатель
Страховая
компания
Лизингополучатель
Рис. 4. Схема субсидирования оборотного капитала с использованием лизинговых механизмов
Нарушения в деятельности различных субъектов схемы могут привести к прямым финансовым потерям лизингодателя и страховой компании. Неэффективное использование объекта лизинга приведет к непоступлению лизинговых платежей, являющихся базой дохода лизингодателя. Доходы страховых компаний также напрямую зависят от правильной оценки рисков, базирующейся на контроле работы контрагентов.
В ряде случаев успешные предприятия, осуществлявшие эффективную инвестиционную политику, в условиях кризиса оказываются перед сложной финансовой ситуацией в связи с недостатком оборотного капитала. Кредитный кризис, сопутствующий финансовому и экономическому, может привести к значительным потерям и простоям в промышленном производстве. Возвратный лизинг может стать эффективным механизмом предоставления предприятиям финансовых ресурсов. Средства могут быть предоставлены по следующей схеме.
Такая схема предоставления средств, при всей своей простоте, позволяет без выбытия основных фондов из процесса производства получить оборотный капитал и в то же время добиться 100% соблюдения целевого назначения выделенных субсидий.
Таким образом, использование лизинговых технологий в регулировании макроэкономики позволит:
— добиться на сто процентов целевого использования средств;
— финансировать на возвратных условиях и субсидировать как основной, так и оборотный капитал промышленных предприятий, при этом выбирая наиболее уязвимое место в финансах конкретного предприятия;
— поддержать систему страхования и систему лизинга в кризисных условиях путем предоставления им объемов работ;
— оптимальным образом распределить риски между всеми субъектами процесса регулирования;
— оптимизировать структуру капитала предприятий в кризисных условиях;
— развивать производство и добиться непрерывности процесса воспроизводства в случаях кризиса недостаточности ликвидности.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГазманВ.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М.: Фонд «Правовая культура», 1997.
2. Джуха В.М. Лизинговая форма инвестирования: анализ и оценка: Монография. Ростов н/Д: РГЭА, 1999.
3. Калашников И.А., Джуха В.М., Шагинян С.Г. Лизинговые механизмы инвестирования: Монография. Ростов н/Д: РГУПС, 2007.
4. Францева Е.Ф. Лизинг. Справочное пособие. М.: Издательство «ПРИОР», 1998.
5. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес: Практическое пособие по организации и проведению лизинговых операций. М.: Экономика, 1994.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2