Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / стратегии чтения / ознакомительное чтение / туристическая индустрия / комплекс упражнений / reading / reading strategies / extensive reading / tourism industry / a set of exercises

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Белова Екатерина Евгеньевна, Ворохобов Александр Владимирович

Обучение чтению включает не только сам процесс чтения, но и развитие навыков понимания прочитанного. Чтение позволяет обучающимся узнавать новые слова и выражения и развивать навыки анализа и синтеза информации. Обучение чтению также включает работу над различными видами чтения, что помогает обучающимся гибко адаптироваться к различным ситуациям чтения и эффективно использовать полученные навыки в профессиональной деятельности и повседневной коммуникации. Чтение текстов на иностранном языке требует практики и постоянного совершенствования, поэтому регулярное чтение иноязычных текстов, в том числе художественных, публицистических и научных, является неотъемлемой частью процесса обучения. Правильное понимание цели чтения помогает развить у обучающегося навыки работы с текстом на иностранном языке и выбрать наиболее подходящую стратегию для достижения этой цели. Развитие умения анализировать и синтезировать информацию из иноязычных текстов стимулирует развитие критического мышления и приобретение навыков обобщения и аргументации на иностранном языке. Целью настоящей работы является выявление и анализ особенностей использования англоязычных текстов из области туриндустрии при обучении чтению. Для достижения этой цели были проанализированы виды чтения и преимущественные стратегии их реализации. С опорой на англоязычные тексты из области туриндустрии были продемонстрированы этапы работы над текстом при реализации ознакомительного вида чтения. В работе представлен комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению, в основе которого лежит проверка понимания основной информации, представленной в тексте. Можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений помогает развить навык прогнозирования содержания текста, определения главной мысли и выделения основной информации. Он также способствует развитию навыков обобщения данных, выводов на основе информации и оценки новизны фактов, представленных в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Плисов Евгений Владимирович, Белова Екатерина Евгеньевна, Ворохобов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning to read includes not only the process of reading, but also the development of reading comprehension skills. Reading allows students to learn new words and expressions and develop the skills of analyzing and synthesizing information. Reading education also includes work on different types of reading, which helps students to adapt flexibly to different reading situations and effectively use the acquired skills in professional activities and everyday communication. Reading texts in a foreign language requires practice and constant improvement, so regular reading of foreign language texts, including fiction,journalistic and scientific, is an integral part of the learning process. A correct understanding of the purpose of reading helps to develop the student's skills in working with text in a foreign language and choose the most appropriate strategy to achieve this goal. The development of the ability to analyze and synthesize information from foreign texts stimulates the development of critical thinking and the acquisition of generalization and argumentation skills in a foreign language. The purpose of this work is to identify and analyze the features of the use of English-language texts from the field of the tourism industry in teaching reading. To achieve this goal, the types of reading and the preferred strategies for their implementation were analyzed. Based on English-language texts from the field of the tourism industry, the stages of working on the text in the implementation of the extensive reading were demonstrated. The paper presents a set of exercises for teaching extensive reading, which is based on checking the understanding of the basic information presented in the text. It can be concluded that the developed set of exercises helps to develop the skill of predicting the content of the text, determining the main idea and highlighting the main information. It also contributes to the development of skills for summarizing data, drawing conclusions based on information and assessing the novelty of facts presented in the text.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

Литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации: сайт,- 2023,-URL: https://structure.mil.ru/files/morf/military/npa/Ustav2.pdf7ysclid419rphz5fl676243184 (дата обращения: 10.08.2023)

2. Ельцов, Д.С. Психологические аспекты формирования у военнослужащих мировоззрения Победителя / Д.С. Ельцов, A.B. Букаев // Военная мысль. - 2022. - №7. - С. 115-120

3. Илхомова, С.Г. Сравнительный анализ структуры воздушного пространства / С.Г. Илхомова, Х.Р. Рахматов // Теория и практика современной науки. - 2022. - №4 (82). - С. 34-37

4. Ляпоров, В.Н. Изучая боевой опыт, эпизодами не обойтись / В.Н. Ляпоров // ВВО. - 2021. - №2 (29). - С. 4-10

5. Пашина, А.Д. Принцип неприменения силы, его место в системе императивных норм современного международного права / А.Д. Пашина // Наука и современность. - 2012. -№15-4. - С. 156-164

6. Приказ Министерства образования от 21 августа 2020 г. № 1083 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов»: сайт. - 2023. - URL: https://kvvaul.mil.ru/Obrazovanie (дата обращения: 10.08.2023)

7. Строевой устав ВС РФ: сайт. - 2023. - URL: https://clck.ru/35Jh6Q (дата обращения: 10.08.2023)

8. Устав внутренней военной службы ВС РФ: сайт. -2023,-URL: structure.mil.ru/files/morf/military/npa/UstavLpdf?ysclid=119rmgoggr931955591 (дата обращения: 10.08.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: сайт. 2023. -URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdamieb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 13.08.2023)

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция): сайт. 2023,-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4jd8vtejsa89251628 (дата обращения: 10.08.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доктор филологических наук, доцент Плисов Евгений Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Белова Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор философских наук Ворохобов Александр Владимирович

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ИЗ ОБЛАСТИ ТУРИНДУСТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Аннотация. Обучение чтению включает не только сам процесс чтения, но и развитие навыков понимания прочитанного. Чтение позволяет обучающимся узнавать новые слова и выражения и развивать навыки анализа и синтеза информации. Обучение чтению также включает работу над различными видами чтения, что помогает обучающимся гибко адаптироваться к различным ситуациям чтения и эффективно использовать полученные навыки в профессиональной деятельности и повседневной коммуникации. Чтение текстов на иностранном языке требует практики и постоянного совершенствования, поэтому регулярное чтение иноязычных текстов, в том числе художественных, публицистических и научных, является неотъемлемой частью процесса обучения. Правильное понимание цели чтения помогает развить у обучающегося навыки работы с текстом на иностранном языке и выбрать наиболее подходящую стратегию для достижения этой цели. Развитие умения анализировать и синтезировать информацию из иноязычных текстов стимулирует развитие критического мышления и приобретение навыков обобщения и аргументации на иностранном языке. Целью настоящей работы является выявление и анализ особенностей использования англоязычных текстов из области туриндустрии при обучении чтению. Для достижения этой цели были проанализированы виды чтения и преимущественные стратегии их реализации. С опорой на англоязычные тексты из области туриндустрии были продемонстрированы этапы работы над текстом при реализации ознакомительного вида чтения. В работе представлен комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению, в основе которого лежит проверка понимания основной информации, представленной в тексте. Можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений помогает развить навык прогнозирования содержания текста, определения главной мысли и выделения основной информации. Он также способствует развитию навыков обобщения данных, выводов на основе информации и оценки новизны фактов, представленных в тексте.

Ключевые слова: чтение, стратегии чтения, ознакомительное чтение, туристическая индустрия, комплекс упражнений.

Annotation. Learning to read includes not only the process of reading, but also the development of reading comprehension skills. Reading allows students to learn new words and expressions and develop the skills of analyzing and synthesizing information. Reading education also includes work on different types of reading, which helps students to adapt flexibly to different reading situations and effectively use the acquired skills in professional activities and everyday communication. Reading texts in a foreign language requires practice and constant improvement, so regular reading of foreign language texts, including fiction,journalistic and scientific, is an integral part of the learning process. A correct understanding of the purpose of reading helps to develop the student's skills in working with text in a foreign language and choose the most appropriate strategy to achieve this goal. The development of the ability to analyze and synthesize information from foreign texts stimulates the development of critical thinking and the acquisition of generalization and argumentation skills in a foreign language. The purpose of this work is to identify and analyze the features of the use of English-language texts from the field of the tourism industry in teaching reading. To achieve this goal, the types of reading and the preferred strategies for their implementation were analyzed. Based on English-language texts from the field of the tourism industry, the stages of working on the text in the implementation of the extensive reading were demonstrated. The paper presents a set of exercises for teaching extensive reading, which is based on checking the understanding of the basic information presented in the text. It can be concluded that the developed set of exercises helps to develop the skill of predicting the content of the text, determining the main idea and highlighting the main information. It also contributes to the development of skills for summarizing data, drawing conclusions based on information and assessing the novelty of facts presented in the text.

Key words: reading, reading strategies, extensive reading, tourism industry, a set of exercises.

Введение. Ученые определяют чтение как речевую деятельность, направленную на зрительное восприятие и понимание письменной речи [1; 4]. Для того чтобы процесс опознавания иноязычных текстов был результативным, читающему нужно владеть набором фонетических, лексических и грамматических знаний. Процесс чтения оказывает значимое влияние на становление личности, благодаря чтению обучающиеся узнают новую информацию, знакомятся с произведениями искусства, научными исследованиями, а также остаются в курсе последних новостей со всего мира. Чтение позволяет человеку знакомиться с жизнью и культурой других стран, народов и т.д. Благодаря чтению обучающиеся пополняют запас активной и пассивной лексики, а также у них формируются грамматические навыки.

С.К. Фоломкина выделяет четыре вида чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое [7]. Каждому из этих видов соответствует определенная стратегия обучения и практика применения.

Ознакомительное чтение (.Extensive reading) не требует глубокого анализа текста или запоминания деталей. Ознакомительное чтение позволяет читателю быстро просмотреть текст и определить, насколько он ему интересен или полезен, оно помогает читателю получить общее представление о теме и основных идеях текста без проведения детального анализа и способствует развитию лексических навыков и расширению словарного запаса. Для эффективного ознакомительного чтения рекомендуется использовать такие стратегии, как просмотр заголовков и подзаголовков, чтение первого и последнего предложений каждого параграфа, использование контекста для определения значения незнакомых слов. Важно не заострять внимание на каждой детали, а сконцентрироваться на основных идеях и информации.

Ключевая задача изучающего чтения (Intensive reading) - углубление понимания текста и обогащение словарного запаса, а также развитие навыков анализа и критического мышления. При изучающем чтении необходимо использовать такие стратегии, как прогнозирование, активное построение ассоциаций, выделение главных идей, поиск дополнительной информации и т.д. Также важно остановиться на сложных фрагментах текста, разобраться в них и выяснить значение незнакомых слов. Основная цель изучающего чтения - достижение глубокого понимания текста и развитие навыков чтения научных, учебных и специальных текстов. Также это помогает повысить уровень критического мышления и аналитических навыков.

При просмотровом чтении (Skimming) обучающийся просматривает текст, опираясь на заголовки, подзаголовки, выделенные ключевые фразы, списки и графики. Это помогает ему быстро понять основную идею текста, обучающийся не фокусируется на каждом слове, а получает общее представление о содержании текста. Такой подход полезен при работе с большим объемом информации или поиске специфической информации. При просмотровом чтении обучающийся может использовать такие стратегии, как чтение заголовков и подзаголовков, быстрый просмотр абзацев, просмотр ключевых фраз и выделенных слов, обращение к спискам, таблицам и графикам.

В процессе поискового чтения (Scanning) читатель быстро просматривает текст с целью выявить необходимую информацию. Он обращает внимание на заголовки, подзаголовки, ключевые слова, выделенные фразы или выделенные части текста. Поисковое чтение часто используется при подготовке к экзаменам или написанию научных работ, когда необходимо быстро находить и анализировать нужную информацию. В учебных условиях этот навык обычно тренируется, чтобы помочь обучающимся лучше ориентироваться в большом объеме информации и находить ответы на конкретные вопросы [2]. Для поискового и просмотрового чтения подойдут достаточно большие тексты, но важно помнить, что у этих видов чтения противоположная стратегия: при поисковом чтении нужно найти информацию, точно зная, что она имеется в этом тексте, в то время как просмотровое чтение базируется на поиске в тексте нужной читателю информации.

Цели и задачи статьи. Обучающимся необходимо практиковать каждый из видов чтения, так как все они предполагают разную степень вовлеченности в работу над текстом. Все четыре вида чтения способствуют улучшению понимания письменной речи на иностранном языке. Целью настоящей работы является выявление и анализ особенностей использования англоязычных текстов из области туриндустрии при обучении чтению.

Изложение основного материала статьи. Успешное овладение технологией чтения возможно при выполнении грамотно подобранных и составленных заданий на разных этапах чтения: предтекстовом, текстовом и послетекстовом. У каждого этапа существует определенная цель и, соответственно, подход и задания на всех этапах различны.

На предтекстовом этапе чтения основная задача преподавателя - снять у обучающихся трудности в понимании содержания текста. Преподаватель может рассказать об авторе текста, стиле его письма, целях написания произведения и контексте, в котором оно было создано, это поможет обучающимся более глубоко вникнуть в содержание текста. Преподаватель может использовать некоторую предысторию текста, рассказав, что предшествовало событиям, описанным в произведении, это поможет обучающимся лучше понять мотивацию персонажей и ход событий. На данном этапе обучающиеся могут делать прогнозы о содержании текста с опорой на заголовок, подзаголовок или начальные фрагменты. Преподаватель может предложить упражнения, направленные на знакомство с ключевыми словами или фразами, которые будут встречаться в тексте. Все предтекстовые вопросы должны стимулировать интерес обучающихся и помогать им активно взаимодействовать с текстом. Они также могут быть адаптированы к уровню и потребностям студентов.

Текстовый этап предоставляет студентам возможность развить навыки работы с текстом, в том числе понимание основной идеи текста, обучающиеся анализируют содержание текста, распознают авторские намерения и точки зрения, выраженные в тексте. Студенты должны уметь оценивать и организовывать информацию, выделять главные и второстепенные моменты, тезисы и аргументы, устанавливать причинно-следственные связи. Текстовый этап является важным этапом в овладении навыками чтения, понимания и анализа текста. Он помогает обучающимся стать более критическими и компетентными читателями, способными разбираться в сложных текстах и извлекать информацию из них.

На послетекстовом этапе обучающиеся анализируют прочитанный текст, выделяют основные идеи, определяют его ценность с точки зрения полученных знаний, формулируют свои оценочные суждения и делают выводы. Они могут выполнять различные упражнения на определение основных идей текста и возможности использования этой информации на практике, подготовку оценочных суждений по отношению к прочитанному тексту, выражение субъективных мнений и их аргументации, контроль понимания основного содержания текста. Все эти упражнения помогают обучающимся развить навыки интерпретации текста, анализа информации и выражения личного мнения. Они также позволяют проверить уровень понимания и усвоения прочитанного материала.

На примере текстов из области туриндустрии был подготовлен комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению, в основе которого лежит проверка понимания основной информации, представленной в тексте. Определим основные умения, которые развиваются при обучении ознакомительному чтению:

• прогнозировать содержание текста по заголовку / вступлению;

• определять главную мысль текста или выбранного отрывка текста;

• выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

• обобщать данные, изложенные в тексте;

• делать выводы на основе полученной информации;

• оценивать новизну, важность, изложенных в тексте фактов и др.

Приведенный далее англоязычный текст может быть использован при обучении чтению в рамках дисциплин «Иностранный язык», «Страноведение» и др. Оптимальной видится работа с приведенным материалом в рамках тем «Туризм», «Путешествия», «Страны мира» и др. Материал рекомендуется к использованию на начальном курсе обучения в вузах (1-2 курс). Применение в обучении данных материалов направлено на формирование у студентов языковой, а также социокультурной компетенции, иноязычной коммуникативной компетенции, которая дает им возможность использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального взаимодействия, а также чувствовать себя свободно в международной профессиональной среде, «выступать активным участником информационного взаимодействия в глобальной среде» [3, С. 4]. Кроме того, материалы способствуют развитию навыка коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке с целью решения задач межличностного и межкультурного общения.

Следует также отметить, что использование разработанных дидактических материалов способствует решению ряда образовательных задач. Предлагаемые материалы способствуют достижению следующих результатов: знание лексических, грамматических, стилистических явлений изучаемого языка как системы; умение строить грамматически и лексически правильные высказывания на иностранном языке; распознавать содержание иноязычного текста и узнавать стилистические явления; возможность устной и письменной коммуникации на изучаемом языке с целью решения задач межличностного и межкультурного общения [5; 6; 8].

Разработанный комплекс упражнений основан на англоязычном тексте «The First-Timer's Istanbul Travel Guide». Автор - Джей Би Макатулад [URL: https://www.willflyforfood.net/the-first-timers-travel-guide-to-istanbul-turkey/].

Pre-reading assignments:

1. Read the title of the text. What is this text about? What do you know about Turkey and Istanbul? Have you ever visited this country?

2. Read the key words below. What do you think the text will be about?

Key words: breathtaking architecture, deliciousfood, hospitable people, Booking.com

3. Divide the text into an introductory part (beginning), informational (main) part and final (ending).

Reading assignments:

1. Read the text. Were your presuppositions regarding the content of the text correct?

2. Read the title and the first paragraph of the text and say what the text is about.

3. Formulate the idea of the text.

4. Read the 2 paragraph and name the words that you think carry the greatest semantic load.

5. Find and read the key facts of the text.

6. Read carefully paragraphs 1 and 5. Think of the titles for them.

Post-reading assignments:

1. Make a listof questions to the text.

2. Express your attitude to what you have read. Tell if you agree with the author's assessment of events, facts.

3. Say what was most interesting for you to learn from the text and why.

4. Say which of the following facts you learned for the first time from the text.

5. Read aloud the sentences that explain the title of the text.

6. Name the facts and information from the text that you already knew.

Представленные упражнения к тексту разработаны с целью обучения студентов ознакомительному чтению. Используемые упражнения способствуют развитию определенных навыков и умений, таких как: прогнозировать содержание текста, определять главную мысль текста, отделять основную информацию от второстепенной и др. Данные упражнения также способствуют развитию определенных навыков и умений, таких как: обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы на основе полученной информации; оценивать новизну изложенных в тексте фактов и др.

Выводы. В данной работе были рассмотрены общие требования к обучению чтению на иностранном языке, охарактеризованы основные виды чтения, а также модели обучения каждому из них. Все виды чтения способствуют улучшению понимания письменной речи обучающихся, пополнению их словарного запаса и расширению запаса грамматических структур и лексикона. Помимо овладения вышеперечисленными компетенциями, одной из основных задач является возможность их применения студентами в процессе обучения, межкультурного и профессионального взаимодействия, в том числе в международной профессиональной среде. На примере текстов из области туриндустрии был сформирован комплекс упражнений для обучения ознакомительному чтению, главной целью которого является извлечение основной информации из текста и работа с ней. Разработанный комплекс упражнений нацелен на помощь обучающимся в приобретении необходимых навыков и умений для овладения данным видом чтения. Предложенные упражнения способствуют развитию у обучающихся навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности и повседневной коммуникации на иностранном языке.

Литература:

1. Бугаева, ИВ. Использование англоязычных текстов художественных рецензий при обучении чтению / И.В. Бугаева, Т.А. Перова, О.А. Чистоградова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-3. -С. 77-80

2. Вайсбурд, М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохина // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 1-2. - С. 33-38

3. Каракозова, Е.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1.-С.4.

4. Ларюшкин, С.А. Чтение текста на занятиях по иностранному языку: проблемы, подходы, дидактический потенциал / С.А. Ларюшкин, А.В. Ворохобов, Е.В. Плисов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№75-4. - С. 163-166

5. Плисов, Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах / Е.В. Плисов, Е.В. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285

6. Плисов, Е.В. Использование художественных рецензий при обучении чтению на занятиях по английскому языку / Е.В. Плисов, А.В. Ворохобов, С.А. Ларюшкин // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. -С. 222-225

7. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 2005. - 253 с.

8. Arkhipova, M.V. The model of promoting professional and communicative foreign language competence of future engineers / M.V. Arkhipova, E.E. Belova, Y.A. Gavrikova, O.A. Mineeva 11 Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 131.-P. 521-529

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.