Научная статья на тему 'Использование анализа и синтеза при обучении учащихся школ физике'

Использование анализа и синтеза при обучении учащихся школ физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ANALYSIS / SYNTHESIS / SCIENTIFIC METHODS OF THE KNOWLEDGE / DEVELOPING EDUCATION / COGITATIVE OPERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябич Е. А.

В статье раскрывается роль, место и особенности применения анализа и синтеза в учебном процессе по физике в условиях использования технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SYNTHESIS USE WHEN TRAINING PUPILS OF SCHOOLS IN PHYSICS

In article the role, a place and features of application of the analysis and synthesis in educational process in the conditions of technology of personally focused developing education in physics reveals.

Текст научной работы на тему «Использование анализа и синтеза при обучении учащихся школ физике»

Процессы идеализации и абстракции можно проследить на примере развития понятия волны. Первоначально она связывалась с образом механического периодического движения, распространяющегося в упругой среде. Затем возникло более абстрактное понятие электромагнитной волны, распространяющейся в вакууме. Далее в физику пришли Ф - волны, представляющие собой еще более абстрактные волны комплексных амплитуд в конфигурационном пространстве квантовых состояний. И наконец, новейшая физика имеет дело с еще более необычными видами волновых объектов, именуемых солитонами и ин-стантонами (нелинейные волновые процессы).

Из этого примера видно, что восхождение физического познания по лестнице все более абстрактных теоретических представлений о фундаментальных волновых процессах сопровождалось, с одной стороны, отказом от некоторых специфических характеристик этих процессов, а с другой - ростом их сложности.

Естественно, что идеализация - это лишь первое приближение к реальности. Идеальные объекты изобретаются на время и затем от них стараются по возможности отказаться. Поэтому метод идеализации продуктивно работает как метод последовательных приближений к реальности.

Формируют физические идеализации совместно эксперимент и математика. Момент идеализации всегда неизбежно присутствует, когда осуществляется перевод физического смысла на математический язык или при интерпретации математических формулировок.

Корректность идеализации определяется целью, ради которой принималась идеализация и которая по своему смыслу является разновидностью мысленного эксперимента, а в теории имеет характер гипотезы. О законности идеализации можно судить из сопоставления результатов идеализации с опытом.

На лабораторных занятиях при исследовательских работах мы используем специальные задания по раскрытию сущности метода идеализации в сопоставлении с методом абстракции. Можно привести следующее задание:

Библиографический список

1. С какими идеализациями Вы встретились в работе?

2. До какой степени можно идеализировать свойства системы и получать удовлетворительные результаты? (показать на примере построения МКТ вещества ).

3. Чем определяются границы применимости исходных идеализаций?

4. На примере развития понятия абсолютной температуры показать соотношение идеализации и абстракции.

5. Показать работу метода идеализации, как метода приближений к реальности (на примере восхождения: идеальный газ - газ Ван-дер-Ваальса - газ Майера-Боголюбова - реальный газ).

6. Показать, как формирует идеализацию эксперимент и математика (на примере развития понятия теплоемкости).

Такая работа студентов на лабораторных занятиях приводит к осознанию идеализированной природы физических систем, которые описываются физическими теориями, и дает возможность более отчетливо уяснить роль экспериментального конструирования в науке, раскрывает глубокую внутреннюю связь теории и эксперимента в познании, снимает противопоставление абстракции и идеализации, фактически рассматривая идеализацию как особый вид абстракции.

В результате такого подхода к обучению студенты приобретают не только знания и умения, но и осваивают способы получения новых знаний, раскрывают диалектическую связь между эмпирическими и теоретическими знаниями, понимают, что постановка вопроса о развитии только теоретического или эмпирического мышления является абстракцией. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют. Выделение категорий «эмпирическое» и «теоретическое» в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание [2, с. 378].

1. Петров, А.В. Методы научного познания в обучении физике: коллективная монография / А.В. Петров, О.П. Петрова, А.И. Гурьев [и др.]. - Горно-Алтайск, 2002.

2. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Араб-Оглы [и др.]. - М., 1989. - Ч. 2.

Bibliography

1. Petrov, A.V. Metodih nauchnogo poznaniya v obuchenii fizike: kollektivnaya monografiya / A.V. Petrov, O.P. Petrova, A.I. Gurjev [i dr.]. -Gorno-Altayjsk, 2002.

2. Vvedenie v filosofiyu: uchebnik dlya vuzov: v 2 ch. / I.T. Frolov, Arab-Oglih [i dr.]. - M., 1989. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 20.08.13

УДК 378.02:372.8 Ryabich E.A. ANALYSIS AND SYNTHESIS USE WHEN TRAINING PUPILS OF SCHOOLS IN PHYSICS. In article the role, a place and features of application of the analysis and synthesis in educational process in the conditions of technology of personally focused developing education in physics reveals.

Key words: analysis, synthesis, scientific methods of the knowledge, developing education, cogitative operations.

Е.А. Рябич, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ФИЗИКЕ

В статье раскрывается роль, место и особенности применения анализа и синтеза в учебном процессе по физике в условиях использования технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Ключевые слова: анализ, синтез, научные методы познания, развивающее обучение, мыслительные операции.

В условиях развивающего обучения значительное место отводится формированию у обучаемых таких мыслительных операция как: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация, обобщение, классификация, абстрагирование и конкретизация, доказательство и опровержение, определение и объяснение понятий [1]. В этой статье попытаемся раскрыть роль, место и особенности использова-

ния анализа и синтеза в учебном процессе по физике. На наш взгляд, при традиционном обучении этому уделяется недостаточное внимание. Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации с целью выявления составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Расчленение целого на составные части позволяет выделить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на бо-

лее простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству.

Синтез - это мысленное восстановление расчлененного анализом целого, при котором вскрываются существенные связи и отношения, выделенных анализом элементов. Синтез -это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений предметов и явлений. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Задача анализа заключается не только в разложении предмета на составные части, но и в глубоком проникновении в его части. Анализ как бы «очищает» объект от некоторых несущественных факторов, представляет его в идеализированном виде, позволяет проникнуть в сущность, здесь он проявляется как абстрагирование. Синтез, наоборот, восстанавливает нарушенное анализом единство объекта, объединяет его разрозненные части во всей сложности и многогранности их отношений и связей, здесь он проявляется как обобщение. Задача синтеза заключается не только в объединении частей предмета или явления, но и в установлении характера изменения их в зависимости от тех факторов, которые были отброшены при анализе.

Эти мыслительные операции органически связаны с практической деятельностью человека в познании объективного мира. При этом не следует обособлять, противопоставлять и абсолютизировать каждый из этих процессов. С точки зрения теоретико-познавательной значимости и тот и другой метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

Анализ и синтез тесно связаны с абстрагированием, обобщением, систематизацией и классификацией. В процессе анализа и синтеза мысль от более или менее расплывчатого представления о предмете движется к понятию, в котором анализом выделены основные элементы, а синтезом раскрыты существенные признаки понятия, связи и отношения с другими понятиями Умелое использование анализа и синтеза характеризует системность знаний человека, его умение разворачивать и сворачивать определенную информацию.

Чтобы обучить анализу и синтезу школьников, им необходимо предлагать такие задания: разложить объекты на составные части, выделить существенные стороны объекта, изучить каждую часть объекта в отдельности как элемент целого, соединить части объекта в единое целое. Формированию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с книгой. При этом используются наиболее распространенные приемы: выделение главной мысли, смысловая группировка, составление плана, конспекта, тезисов, схем, графиков, диаграмм, формулировка выводов, чтение-поиск, чтение-сортировка, ответы на вопросы по тексту, формулировка вопросов по тексту.

При чтении книги важна установка на определенный характер работы: знакомство с содержанием или запоминание его, усвоение главных идей или выводов, выделение тех фактов, на основе которых строятся доказательства, изучение способов доказательства.

При чтении текста следует придерживаться таких правил:

1. Необходимо читать весь текст полностью без пропусков, внимательно относиться к каждому слову, понятию, предложению, чертежу, графику, рисунку.

2. Следует правильно понять текст, для этого нужно сосредоточиться на том, что читаешь и стараться понять смысл всех слов, терминов, выражений.

3. Необходимо внимательно следить за логикой изложения, вникать в методы доказательства, объяснения или опровержения.

4. Оценивать с необходимой объективностью содержание текста, выделять в нем самое главное и существенное.

5. Определять основную идею текста и, кратко сформулировав ее, постараться запомнить.

6. Устанавливать какие новые идеи, мысли, факты, методы доказательства содержит изучаемый текст.

Для составления плана ученик выделяет главные мысли текста, делит его на смысловые части, находит связи между ними и дает им названия. Все это формирует у школьников мыслительные операции и методы использования анализа и синтеза. Полезно предлагать ребятам специальные задания по определению смысла читаемого текста: Что является главным в статье? О чем говорится в данном абзаце? Какая мысль заключена в данном отрывке? Какой заголовок можно дать данному отрывку? Какие логические связи можно выделить между отдельными частями данного текста?

Чтобы научить школьников составлять план текста, рекомендуется проводить следующую подготовительную работу: 1) учитель делит текст на смысловые части, а ученики придумывают для них заголовки; 2) учитель называет пункты плана, а ученики подбирают к ним соответствующие части текста; 3) учитель называет число пунктов плана, а ученики формулируют их названия. 4) учитель предлагает заведомо несовершенный план текста и рекомендует ученикам улучшить его: 5) учитель предлагает составить план текста, а затем все учащиеся обсуждают различные варианты плана и определяют наиболее удачный из них.

Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и оформляются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть и значение каждой части текста и формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.

Операции анализа и синтеза успешно формируются у школьников при рецензировании ответов учащихся и при работе над рефератами по физике. Учитель предлагает школьникам темы рефератов и знакомит учащихся с основными требованиями, которые нужно соблюдать при написании рефератов. Текст реферата должен быть написан аккуратно и разборчиво, объем реферата должен быть в пределах 7-10 страниц. Реферат должен иметь план и список литературы, содержащий 5-7 источников. В реферате нужно выделить значение рассматриваемой проблемы, необходимо рассмотреть историю развития данного вопроса, различные точки зрения на эту проблему. По содержанию реферата подготовить рисунки, схемы или таблицы, сформулировать несколько вопросов. В конце реферата сформулировать краткие выводы. Защиту реферата осуществлять в форме рассказа, а не читать текст реферата.

Школьники будут вынуждены осуществлять операции анализа и синтеза, если при работе с учебником им предлагаются следующие задания:

1) прочитать определенный параграф учебника и сформулировать вопросы по этому тексту; 2) сформулировать вопросы и записать краткие ответы на эти вопросы по тексту учебника; 3) составить план ответа по тексту учебника. 4) записать тезисы, которые наиболее полно раскрывают содержание учебного материала; 5) прочитать определенный материал в учебнике и раскрыть его содержание в рисунках; 6) прочитать текст учебника и оформить опорный конспект по этому материалу; 7) раскрыть содержание конкретного понятия, пользуясь обобщенным планом и текстом учебника.

При выполнении таких заданий ученики имеют возможность проявить свое творчество и особенности своего мышления. Так, например, при изучении электродинамического микрофона в 11 классе ученики сформулировали такие вопросы: Где применяются микрофоны? На чем основано действие электродинамического микрофона? Из каких частей состоит электродинамический микрофон? В результате чего на зажимах катушки появляется переменное напряжение? Каковы преимущества электродинамического микрофона? Какие виды микрофонов вам известны? После обсуждения этих вопросов с учащимися мы получаем обобщенный план о микрофоне: название и назначение прибора, устройство и схема микрофона, принцип действия микрофона, различные виды микрофонов, характеристики микрофона, правила пользования микрофоном, применение микрофона, сходство и различие электродинамического микрофона и громкоговорителя.

Анализ и синтез можно осуществлять на различных уровнях: при усвоении понятий, явлений, приборов, законов, теорий, физической картины мира.

Так, например, можно предложить школьникам задание по изучению устройства, принципа действия и применения амперметра, пользуясь обобщенным планом: название и назначение прибора, внешний вид и отличительные признаки прибора, устройство и обозначение прибора. Принцип действия прибора, главные характеристики прибора, правила пользования прибором, область применения прибора, способы расширения возможностей прибора, классификация приборов.

Анализ прибора будет более подробным, если ученики, рассматривая амперметр, ответят на такие вопросы: Из каких частей состоит прибор? С чем соединена стрелка прибора? На каком действии тока основана работа прибора? Для чего поставлены знаки плюс и минус у зажимов прибора? Каковы пределы измерения прибора? Чему равна цена деления шкалы прибора? Где должна находиться стрелка прибора, когда он не включен в цепь? Какое приспособление позволяет устанавливать стрелку на нуль шкалы? Как прибор включается в электрическую цепь? Как он обозначается на схеме? Как нужно располагать прибор при измерениях? Каков класс точности прибора? Как можно расширить возможности прибора? Где применяется этот прибор? Какую характеристику тока измеряет данный прибор? Как дать определение этой величины? Что принято за единицу ее измерения? Какую классификацию можно предложить для этого прибора? Какие виды приборов вы знаете? Каковы преимущества и недостатки данного класса приборов? Какие правила нужно соблюдать при пользовании этим прибором? Какие неисправности может иметь данный прибор? В чем сходство и различие амперметра и вольтметра? Проведение такого анализа позволит школьникам выстроить полный ответ или написать сочинение на тему: «Что я знаю об амперметре?»

При изучении явлений интерференции и дифракции света необходимо глубоко и подробно проанализировать их, т.к. они оба доказывают волновую природу света. Операция синтеза позволяет подметить то, что оба эти явления позволяют измерить длину световой волны. Кроме этого дифракция всегда неразрывно связана с интерференцией, а интерференция не всегда связана с дифракцией.

Значительно возрастает роль анализа и синтеза при изучении физической картины мира. В этом случае необходимо рассмотреть: исходные философские идеи, основные принципы, основные физические теории, основные законы и понятия, основной способ описания, преимущества и недостатки каждой физической картины мира.

После изучения термодинамики в десятом классе было предложено задание ученикам записать 5-7 пунктов, которые отвечали бы на вопрос: «Что я знаю о термодинамике?» Один из учеников написал следующее: «Я знаю определение термодинамики, законы термодинамики, могу дать определение внутренней энергии и способы ее изменения, знаю различные виды тепловых двигателей и формулу для вычисления КПД теплового двигателя».

Другой ученик предлагает следующий ответ «Я знаю определение термодинамики, знаю два способа изучения тепловых явлений: термодинамический и статистический. Могу раскрыть понятия: “внутренняя энергия”, “работа”, “количество теплоты” и знаю формулы для их вычисления. Знаю по четыре формулировки первого и второго законов термодинамики и умею применять эти законы к различным тепловым процессам. Знаю принцип действия холодильной машины и теплового двигателя, могу назвать различные виды тепловых двигателей и указать два способа для повышения их КПД. Могу назвать мероприятия, которые проводятся по охране окружающей среды в связи с использованием тепловых двигателей. Знаю опыты по изменению температуры газа при адиабатическом расширении или сжатии. Знаю ученых, которые внесли свой вклад в развитие термодинамики».

Анализируя эти два ответа, можно отметить, что второй более полно раскрывает содержание термодинамики. Затем следует убедиться в том, что ученики могут успешно объяснять любые положения этого плана и могут предложить развернутый ответ, описывающий сущность, содержание и применение термодинамики.

Библиографический список

Для формирования операций анализа и синтеза целесообразно предлагать учащимся такие творческие задания: 1) провести анализ полученных общих закономерностей, рассмотрев возможные частные случаи. 2) сформулировать условия, при которых наблюдается тот или иной случай: 3) обосновать или опровергнуть определенное утверждение. Так, после изучения закона Ома для полной цепи в десятом классе, ученикам предлагаются такие задания:

1. Рассмотреть характер изменения тока в цепи и напряжения на нагрузке при изменении сопротивления нагрузки от нуля до бесконечности. Это задание предполагает произвести анализ закона Ома для полной цепи в режиме короткого замыкания и разомкнутой цепи, затем построить график зависимости силы тока и напряжения от сопротивления внешней цепи.

2. Сформулировать и математически обосновать условия, при которых напряжение на нагрузке равно ЭДС источника тока, половине ЭДС источника тока, когда ток в цепи максимален или минимален.

При подключении в цепь еще одного источника ток в цепи уменьшился. Возможно ли это? Большие возможности в использовании анализа и синтеза представляются учителю физики при решении задач. Здесь возникает целый ряд вопросов и необходимых действий: Какое физическое явление описывается в задаче? Какие объекта представлены в условии задачи? Что о них известно и не содержит ли условие скрытых данных? Краткая запись условия задачи в той группировке, которая выявилась в ходе анализа Поиск принципа решения: Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? Как их можно определить? Решение задачи Решена ли задача? Если нет. то, каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? Какие данные имеются, чтобы определить эти неизвестные величины? После написания уравнения выразить все неизвестные величины через известные и вывести общую формулу для определения искомой величины, проверить ее по действиям с наименованиями физических величин, подставить данные и получить ответ. Можно ли решить задачу другим способом? Проанализировать ответ задачи: Правдоподобен ли полученный ответ? Как изменился бы количественный результат, если изменить конкретные данные, уменьшить или увеличить их от минимума до максимума? Как изменится ответ задачи, если изменить ее некоторые условия?

Хороший результат для развития мышления дает решение таких физических задач, которые вынуждают учащихся применять большинство формул по определенной теме. Приведем пример такой задачи. Кислород массой 10 кг занимает баллон вместимостью 5 м3 и находится под давлением 300 кПа. Найти все, что можно. Анализируя эту задачу, приходим к выводу, что мы можем найти температуру газа, его плотность, число молекул, концентрацию молекул, кинетическую энергию одной молекулы, среднюю квадратичную скорость молекулы, внутреннюю энергию газа, массу одной молекулы кислорода, объем кислорода при нормальных условиях.

Таким образом, при обучении физике в школе у учителя имеются огромные возможности для успешного решения одной из основных задач обучения на современном этапе - развитие творческого мышления учащихся. Содержание и структура школьного курса физики создают условия для активизации мышления на всех этапах процесса преподавания и практически при изучении каждой темы курса физики. Основной способ формирования продуктивного мышления у учащихся состоит в том, чтобы включить школьников в различные виды творческой деятельности. Причем все предлагаемые приемы и методы активизации мышления проверены в практической работе, которая доказала их эффективность.

Подобная работа на уроках физики организуется в рамках технологии личностно ориентированного развивающего обучения, так как именно «в условиях развивающего обучения формирование приемов познавательной деятельности является не побочной , а одной из центральных задач... подлинная организация познавательной активности возможна лишь в том случае, если учащихся , в ходе овладения знаниями, умениями и навыками специально и систематически обучают приемам познавательной деятельности» [2, с. 17-18].

1. Петров, А.В. Методы научного познания в обучении физике: коллективная монография / А.В. Петров, О.П. Петрова, А.И. Гурьев [и др.]. - Горно-Алтайск, 2002.

2. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

Bibliography 1 2

Petrov, A.V. Metodih nauchnogo poznaniya v obuchenii fizike: kollektivnaya monografiya / A.V. Petrov, O.P. Petrova, A.I. Gurjev [i dr.]. -Gorno-Altayjsk, 2002.

Yakimanskaya, I.S. Razvivayuthee obuchenie. - M., 1979.

Статья поступила в редакцию 01.09.2013

УДК 378.02:372.8

Petrov V.A., Almadakova G. V. TRANSITION FROM LITERACY PEDAGOGICS TO DEVELOPMENT PEDAGOGICS.

In article the modern technologies focused on dialogue training in higher education institution are considered; expediency of use of personally focused developing training and complex technology for formation of subject, methodological and professional competence of students locates.

Key words: literacy pedagogics, development pedagogics, the modern technologies focused on dialogue training, the complex technology, personally focused developing training, complex technology, competence.

А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ;

Г.В. Алмадакова, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

ПЕРЕХОД ОТ ПЕДАГОГИКИ ГРАМОТНОСТИ К ПЕДАГОГИКЕ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются современные технологии, ориентированные на диалоговое обучение в вузе; обосновывается целесообразность использования личностно ориентированного развивающего обучения и комплексной технологии для формирования предметной, методологической и профессиональной компетентности студентов.

Ключевые слова: педагогика грамотности, педагогика развития, современные технологии, ориентированные на диалоговое обучение, комплексная технология, личностно ориентированное развивающее обучение, комплексная технология, компетентность.

В связи с перестройкой образования в России встает вопрос о варьировании структуры учебных занятий в вузе, который связан с осознанием всего многообразия педагогических технологий, которые наиболее способствуют развитию потребности в инновационной деятельности.

Будучи категорией процессуальной, педагогические технологии представляют собой определенную систему деятельности. Возникновение и распространение новых технологий означает изменение не только самой деятельности и присущих ей средств и механизмов ее реализации, но и существенную перестройку целевых установок, ценностных ориентаций, конкретных знаний, умений и навыков и профессиональных компетенций студентов.

Главной особенностью новых технологий, внедряемых в систему высшего образования, становится их гуманистическая практическая направленность. Именно с разработкой идеи личностно ориентированного развивающего обучения связывается в образовательной политике переход от педагогики грамотности к педагогике развития, которая по своему содержанию и структуре лучше всего отвечает требованиям компетент-ностного подхода, положенного в основание образовательной стратегии в России.

Новый подход, прежде всего, проявляется в изменении статуса предметных знаний: из основной цели обучения они превращаются в средство постижения студентами окружающего мира, развития их личностного мировидения. На этой основе происходит коренное изменение содержания учебных дисциплин. Ориентированные на формирование у студентов системы научных знаний и умений старые программы, учебники и учебные пособия требуют уже не совершенствования, а их коренного преобразования. Возникающие в такой ситуации проблемы связаны с выработкой основных направлений реализации гуманистической и профессиональной направленности высшего образования. Законченную форму эти проблемы приобретают при их проецировании на конкретную образовательную область, на формирование не только предметных, но и методологических знаний.

Образовательные технологии должны учитывать личностные профессиональные стратегии студентов в работе с информацией. Активизация личностных функций обеспечивается таким содержанием, которое нарушает статус «Я», иерархию смыслов, предполагает сопоставление прежних и новых ценностей, их критическую переработку, направленную на выработку профессиональной компетентности в выбранной для себя области.

Основным процессуальным компонентом личностно ориентированного образования является учебная ситуация,

актуализирующая личностные функции обучаемых и конструируемая на основе трех базовых технологий:

1) «технологии задачного подхода», связанной с представлением элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач;

2) «технологии учебного диалога», связанной с созданием дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектносмысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;

3) «технология учебной имитационной игры», обеспечивающей имитацию условий состязания и условий своей будущей профессиональной деятельности.

Триада «задача-диалог-игра» составляет базовый методический комплекс личностно ориентированного обучения, направленного на формирование предметной, методологической и профессиональной компетентности студентов.

Теория и практика профессиональной подготовки студентов в вузе показывает, что никакая монотехнология уже не может решать полноценно проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в вузе. Нужна такая комплексная технология, которая наиболее полно отвечает новым требованиям такой подготовки кадров [1; 2].

В опыте работы школ, вузов в настоящее время используются различные виды технологий обучения. Остановимся на некоторых из них.

• Структурно-логические технологии обучения представляют собой поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающую логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов.

• Интеграционные технологии - это дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, учебных дней и других форм организации обучения.

• Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры, имитационные упражнения, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач, компьютерные игры и профессионального направления, имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов.

• Тренинговые технологии - это система деятельности студетов по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ. Сюда мож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.