Научная статья на тему 'Использование альтернативных топлив как способ снижения уровня токсичности выбросов судовых двигателей внутреннего сгорания'

Использование альтернативных топлив как способ снижения уровня токсичности выбросов судовых двигателей внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
477
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Джихинто Гастон Антуан

Проводится оценка токсичности выхлопных газов при работе судового вспомогательного дизеля 1Ч17,5/2. В качестве топлива используется диметиловый эфир (ДМЭ): при смешивании с дизельным топливом (ДТ) как присадка с ДТ как основное топливо. Разработано три способа подачи ДМЭ в цилиндр двигателя: подача ДМЭ с воздухом транзитная система подачи ДМЭ тупиковая система подачи ДМЭ, которые позволяют оценить экологические и эксплуатацтонные характеристики двигателей при их работе на ДМЭ. Библиогр. 8. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Джихинто Гастон Антуан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of exhaust gases toxicity while operating of a ship auxiliary diesel engine 1NVD24 is done in the paper. Dimethyl ether is used as fuel: for mixing with diesel fuel as an additive with diesel fuel and as basic fuel. Three ways of dimethyl ether delivery into the engine cylinder are developed: dimethyl ether with air transit system of dimethyl ether and deadlock system of dimethyl ether, which allow to estimate ecological and operational characteristics of engines at their work on dimethyl ether.

Текст научной работы на тему «Использование альтернативных топлив как способ снижения уровня токсичности выбросов судовых двигателей внутреннего сгорания»

УДК 621.431.74.068.4:662.76

Г. А. Джихинто Астраханский государственный технический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТОКСИЧНОСТИ ВЫБРОСОВ СУДОВЫ1Х ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

В настоящее время в наибольшей степени окружающую среду загрязняют выхлопы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Ни атомная энергетика, ни промышленность не дают такого объема выбросов, как ДВС. Именно поэтому к специфическим задачам эксплуатации судовых энергетических установок относятся предотвращение образования и нейтрализация экологически опасных веществ, образующихся при использовании нефтяных топлив. В результате сгорания топлива образуются углекислый газ С02, окислы серы - 802 и 803, водяные пары, оксиды азота N0,, и различные летучие вещества. Перенасыщение атмосферы углекислым газом ведет к так называемому парниковому эффекту. Кроме атмосферного воздуха, загрязнению от двигателей за счет утечек и разливов топлива, масла, охлаждающих жидкостей, организации несанкционированных открытых свалок из сменных компонентов двигателей, в первую очередь масляных фильтров, изношенных запчастей, судовой ветоши и т. д., подвергаются почва и вода [1]. Во всех странах растет число заболеваний, вызванных азотсодержащими соединениями бензопилена. Заболеваемость раком от выхлопных газов ежегодно увеличивается на 7 % [1-3]. В связи с этим в последнее время большое внимание уделяется снижению в продуктах сгорания вредных веществ, особенно оксидов азота К0х [2-5]. Если не предпринять соответствующих мер, то в ближайшие 50 лет территория планеты окажется непригодной для жизни человека. Усилия ученых, физиков и химиков, направлены в настоящее время на поиск альтернативного топлива - дешевого, калорийного и экологически чистого [2, 3]. Кроме традиционных топлив, уже применяют альтернативные топлива, в том числе спиртосодержащие, которые в дизелях, правда, находят ограниченное применение. Их использование возможно только при обеспечении воспламенения запальной дозой дизельного топлива (ЗДДТ), поскольку теплотворная способность спиртов приблизительно в 2 раза меньше, чем таковая у дизельного топлива (ДТ); низка также склонность и к воспламенению: цетановое число (ЦЧ) около 3 единиц (у дизельного топлива - 45-57). Наличие кислорода в составе молекулы спиртов приводит к низкому сажеобразованию. Эмиссия же КОх, несмотря на наличие в спиртах кислорода, не возрастает, а снижается в связи со сниженной температурой горения. В последнее время большой интерес вызывает диметиловый эфир (ДМЭ). Благодаря своим физико-химическим характеристикам, он может применяться в дизелях без использования ЗДДТ. Диметиловый эфир обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими альтернативными топливами и даже ДТ [5].

Использование диметилового эфира в качестве топлива для ДВС

В Астраханском государственном техническом университете на кафедре «Эксплуатация водного транспорта» проводятся экспериментальные исследования по использованию ДТ и ДМЭ в судовых ДВС. Цель работы - оценка токсичности выхлопных газов при использовании ДМЭ:

— при смешивании с ДТ;

— в качестве присадки в ДТ;

— в качестве основного топлива.

Исследования проводятся для судового вспомогательного дизеля 1Ч17,5/24, жёстко связанного с генератором переменного тока, который является нагрузочным устройством, питает нагреватель воздуха, состоящий из стандартных электронагревательных элементов ТЭН-400. Дизель, установленный в лаборатории тепловых двигателей кафедры, переоборудован в одноцилиндровый отсек. Поршневая группа, шатун сняты с 1 и 3-го цилиндров. При этом маслоподводящие отверстия в коленчатом вале (КВ) заглушены. На двигателе работает только одна цилиндровая секция [6].

Основные технические данные дизеля

Номинальная эффективная мощность..................................... ре = 15,33 кВт

Номинальная частота вращения КВ...................................... п = 630 об/мин

Среднее эффективное давление на номинальном режиме................... ре = 0,535 МПа

Максимальное давление сгорания....................................... ртах = 5,2 МПа;

Средняя скорость поршня.............................................. Ст = 5,05 м/с

Номинальная степень сжатия........................................... 8 = 14,85

Удельный расход топлива на номинальной мощности...................... Ье = 245 + 10 % г/(кВт • ч) [6].

Для эксперимента было разработано несколько способов подачи ДМЭ в цилиндр двигателя 1417,5/24.

1. Подача ДМЭ с воздухом в цилиндр двигателя.

Баллон 50 л с Л М3, р =7 бар

Проставка-сместитель

У Смесь ЦМЗ і

Рис. 1. Схема подачи ДМЭ с воздухом

В состав системы входят: баллон вместимостью 50 л с рабочим давлением 1,6 МПа; запорный клапан; газовый редуктор, выдающий давление на выходе 0,1 МПа; регулировочный клапан; проставка; смеситель; вакуумная трубка, соединяющая всасывающий коллектор двигателя и газовый редуктор. В зависимости от положения диафрагмы подаётся необходимое количество газа. Расход воздуха двигателем определяется дифференциальным манометром на всасывающем ресивере. При открытии запорного клапана ДМЭ в жидкой фазе под давлением около 0,7 МПа подаётся в 2-ступенчатый редуктор, где давление понижается до 0,1 МПа, что приводит к переходу жидкой фазы ДМЭ в паровую (газовую). Регулировка процентного соотношения смеси воздуха и ДМЭ осуществляется посредством регулирующего клапана. При работе двигателя смесь через проставку-смеситель подаётся во всасывающий коллектор двигателя [5, 7].

2. Транзитная система подачи ДМЭ в цилиндр двигателя.

Рис. 2. Схема транзитной системы подачи ДМЭ в цилиндр двигателя

Система состоит из следующих элементов: баллон вместимостью 50 л с рабочим давлением 1,6 МПа; запорный клапан; фильтр; топливоподкачивающий насос; запорный клапан; топливный насос высокого давления (ТНВД); форсунка; манометры; магистраль отсечек. При

открытии запорного клапана на всасывающей магистрали подкачивающего насоса ДМЭ после фильтра тонкой очистки под давлением приблизительно 0,7 МПа поступает в насос. Подкачивающий насос служит для снижения пульсации потока жидкости во всасывающей магистрали ТНВД. Всасывающая магистраль ТНВД является нагнетательной магистралью подкачивающего насоса. Топливным насосом высокого давления ДМЭ подаётся через форсунку в цилиндр двигателя. Все отсечки диметилового эфира от форсунки и ТНВД отводятся во всасывающую магистраль подкачивающего насоса [6-8].

3. Тупиковая система подачи ДМЭ в цилиндр двигателя.

Рис. 3. Схема тупиковой системы подачи ДМЭ в цилиндр двигателя

Данная система подачи ДМЭ включает в себя следующие элементы: баллон вместимостью 50 л с рабочим давлением 1,6 МПа; запорный клапан; фильтр; топливоподкачивающий насос; запорный клапан; ТНВД; форсунка; манометры; магистраль отсечек. При открытии запорного клапана на всасывающей магистрали подкачивающего насоса ДМЭ после фильтра тонкой очистки под давлением приблизительно 0,7 МПа поступает в насос. Подкачивающий насос служит для снижения пульсации потока жидкости во всасывающей магистрали ТНВД. Всасывающая магистраль ТНВД является нагнетательной магистралью подкачивающего насоса. Топливным насосом высокого давления ДМЭ подаётся через форсунку в цилиндр двигателя. Отличием тупиковой системы подачи от транзитной является то, что отсутствует магистраль отсечки ДМЭ от ТНВД [6-8].

Заключение

Разработанные схемы подачи ДМЭ в судовые ДВС позволяют оценить экологические и эксплуатационные характеристики двигателей при их работе на ДМЭ.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Система питания для двигателя внутреннего сгорания / http://www.energobaza.ru.

2. Акобия Ш. Е., Смирнова Т. Н. Перспективы снижения вредных выбросов при применении диметил-эфира // Грузовик и автобус, троллейбус, трамвай. - 1999. - № 2. - С. 27-29.

3. Филиппов А. З. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей. - Киев: Высш. шк., 1980. - 160 с.

4. Горбунов В. В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 1998. - 214 с.

5. Рыжих Н. Е. Способы уменьшения выброса двигателями внутреннего сгорания токсичных газов в атмосферу // Науч. электр. журнал КубГАУ. - 2004. - № 7 (05) /http:ej.kubagro.ru.

6. Покусаев М. Н. Судовое главное энергетическое оборудование: Метод. указания к лабораторной работе «Испытание дизеля 3Ч 17,5/24 (3КУБ 24) по нагрузочной характеристике» для студентов специальности 140200 «Проектирование и монтаж судовых энергетических установок». - Астрахань: АТИРПХ, 1989. - 22 с.

7. Экологически чистый ДВС и необходимая для его эксплуатации инфраструктура. - 2005 / http://www.inno.ru.

8. Подача и распыливание топлива в дизелях / И. В. Астахов, В. И. Трусов, Хачиян А. С. и др. - М.: Машиностроение, 1972. - 360 с.

Статья поступила в редакцию 21.11.2006

THE APPLICATION OF ALTERNATIVE FUELS AS A WAY TO REDUCE THE LEVEL OF EMISSION TOXICITY OF SHIP INTERNAL-COMBUSTION ENGINES

G. A. Dzhikhinto

The estimation of exhaust gases toxicity while operating of a ship auxiliary diesel engine 1NVD24 is done in the paper. Dimethyl ether is used as fuel: for mixing with diesel fuel; as an additive with diesel fuel; and as basic fuel. Three ways of dimethyl ether delivery into the engine cylinder are developed: dimethyl ether with air; transit system of dimethyl ether; and deadlock system of dimethyl ether, which allow to estimate ecological and operational characteristics of engines at their work on dimethyl ether.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.