Научная статья на тему 'Использование алгоритма при изучении поливариантных орфограмм'

Использование алгоритма при изучении поливариантных орфограмм Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
445
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА / ПОЛИВАРИАНТНАЯ ОРФОГРАММА / МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМА / ORTHOGRAPHY / SPELLING NORM / POLY-VARIANT ORTHOGRAPHY / METHODS OF ALGORITHM FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грызина О. В.

В статье рассматривается один из нетрадиционных подходов к изучению правописания за счет систематизации правил русской орфографии, в результате чего число правил значительно сокращается, формулировки становятся краткими и логичными, что позволяет обучающимся лучше воспринять и запомнить изучаемый материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents one of the non-traditional approaches to learning orthography through systematization of the rules of the Russian spelling. As a result the numbers of rules decreases, definitions become short and logical this helps learners to comprehend and learn the material better.

Текст научной работы на тему «Использование алгоритма при изучении поливариантных орфограмм»

Методика

О.В. Грызина

Использование алгоритма при изучении поливариантных орфограмм

В статье рассматривается один из нетрадиционных подходов к изучению правописания за счет систематизации правил русской орфографии, в результате чего число правил значительно сокращается, формулировки становятся краткими и логичными, что позволяет обучающимся лучше воспринять и запомнить изучаемый материал.

Ключевые слова: орфография, орфографическая норма, поливариантная орфограмма, методика построения алгоритма.

Взаимосвязь орфографии с другими разделами языка обусловлена самой природой письма. Научиться грамотно писать - значит овладеть еще одной, графической системой языка и еще одной языковой единицей - единицей письма. Но фонетика, морфология, лексика и синтаксис усваиваются прежде всего в естественной речевой практике, а нормативное правописание требует осознанного применения специальных правил. И если приобретение навыков устной речи не предполагает дифференцированного внимания к единицам языка, то умение писать возможно лишь при условии, что носитель языка знает, какие языковые единицы и как именно отражаются в письменной речи.

Понятие единицы письма, актуальное с точки зрения пишущего, сложилось как понятие орфограммы, которое получило активное применение в практике обучения русскому письму: орфографическая норма представлена в школьных учебниках в орфограммах и правилах орфографии.

Конечно, применение этих правил невозможно без разностороннего лингвистического анализа речи. Но учителю, на наш взгляд, необходимы более конкретные сведения о том, какие языковые единицы оказываются центральными в процессе обучения. С одной стороны, это позволяет

Методика

подготовить учащихся школ и вузов к применению их в письменной речи, с другой - закрепить соответствующие понятия в работе по правописанию. Любая орфографическая тема нуждается, таким образом, в «лингвистическом осмыслении: как и какими разделами языка она связана, какие знания по русскому языку обязательны для использования тех или иных правил орфографии? Наконец, отношения единицы письма к другим языковым единицам позволяют выявить и те наиболее общие закономерности письма, которые помогут обучающимся глубже осознать русскую орфографию как единое целое» [6, с. 6-7]. Решение же других взаимосвязанных практических вопросов - как формулировать конкретную орфограмму, чтобы выделить ее, как установить правило, необходимое для определения данной орфограммы, - обусловлено местом и ролью соответствующих понятий в акте письма.

Необходимо подчеркнуть, что в каждом конкретном употреблении любая орфограмма представлена одним из ее вариантов. Варианты орфограммы позиционно связаны и различаются дифференциальными признаками. Позиционная связанность вариантов орфограммы позволяет обозначить ее обобщенно: 1) перечень всех возможных в данной позиции правильных графических знаков; 2) интегральный мотивационный признак. Например, «ы-и после ц», «правописание безударных гласных». Формулировка варианта орфограммы, помимо двух названных компонентов, включает еще и третий - его дифференциальный признак: «ы-и после ц в корне слова», «ы-и после ц в суффиксах и окончаниях»; «правописание безударных гласных в окончаниях глаголов» и т.д. Таким образом, «формулировка орфограммы отражает задачу, стоящую перед пишущим в позиции поливариантной орфограммы, формулировки вариантов - ее частные разновидности, а правила орфографии - способы ее решения» [5, с. 301].

Так, А.А. Мурашов выделяет в качестве одного из концептуальных подходов к изучению норм правописания психологическую мотивацию восприятия правил (законов и принципов) орфографии, что, в конечном итоге, дает возможность обучающимся автоматически усвоить то или иное орфографическое правило, т.к. «работающим фактором оказывается не формулировка, а формируемая модель в единстве конкретных образов и аналоговых структур» [1, с. 5]. С этим стоит согласиться, т.к. правило, о котором учащийся имеет представление в связи с изучением соответствующих тем школьного курса, должно формулироваться на основе образной или вербальной краткой схемы (алгоритма).

Как показывает практика, можно разработать алгоритм любой поли-вариантной орфограммы. В общем виде методика построения алгоритма сводится к следующему.

1. Выявить и при необходимости исследовать лингвистическое содержание орфограммы.

2. Установить дифференциальные (различительные) признаки вариантов орфограммы.

3. Сформулировать орфограмму в совокупности всех ее вариантов.

4. Сформулировать варианты орфограммы и соответствующие им правила орфографии.

5. Определить структуру орфограммы и на ее основе построить алгоритм.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что алгоритмизированное изложение правил подразумевает не только способ их применения, но и обобщенное формулирование, когда число правил в целом может сократиться, что, без сомнения, позволит обучающимся лучше воспринять изучаемый материал [6, с. 24].

Так, например, в учебнике по русскому языку для 5 класса Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. к орфограмме № 17 «Буквы е и и в окончаниях имен существительных» даны четыре правила, особенность которых заключается в их морфологической «насыщенности». В качестве мотивирующих признаков во всех орфографических правилах выступают тип склонения, падеж и число существительного. Поэтому нельзя сказать, что эти формулировки просты для запоминания, причем в отдельных случаях они дублируют друг друга.

«Окончание -е пишется у существительных I склонения в дательном и предложном падежах и у существительных II склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ия, -ий, -ие); окончание -и (-ы) пишется у существительных I склонения в родительном падеже и у существительных III склонения в родительном, дательном и предложном падежах» [2, с. 212].

«У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии; у существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии» [Там же, с. 214].

В правилах, как мы видим, не нашла выражения более общая закономерность написания е-и в окончаниях имен существительных единственного числа: буква е не пишется ни в одном падеже, если это существительное III склонения, на -ий, -ия, -ие или разносклоняемое на -мя; буква е пишется только в существительных I и II склонения, если существительное не в родительном падеже. Отметим также и то обстоятельство, что сама зада-

Филологические

науки

Методика

ча выбора написания е-и у существительных единственного числа возникает только в родительном, дательном и предложном падежах и, следовательно, на падеж необходимо указывать лишь в случае, когда именно эта характеристика слова различает выбор буквы.

Таким образом, алгоритм различения е-и в окончаниях имен существительных единственного числа требует последовательно определить следующее.

1. Тип склонения. Рассуждаем здесь следующим образом: если III склонение, существительные на -ия, -ий, -ие, разносклоняемые, то пишется и.

2. Падеж. Рассуждаем так: если родительный, то пишется и; если не родительный (дательный или предложный) - е.

В связи с тем, что написание и оказывается доминирующим и первым выявляется при использовании алгоритма, следует отразить это и в формулировке орфограммы «и-е в окончаниях имен существительных единственного числа». Представим эту закономерность в таблице 1.

Таблица 1

Определите последовательно: Примените правило:

1. Склонение III Оканчивается на -ий, -ия, -ие Разносклоняемые И к ночи, о дочери о гербарии, о здании к имени, о пламени

2. Падеж родительный И из пустыни, от деревни

другие Е к поляне, в комнате

Еще один пример использования алгоритмизированного подхода к изложению правил русской орфографии. Теперь нас будет интересовать достаточно сложная для изучения орфограмма - «н-нн в суффиксах прилагательных и причастий». В учебнике для VI класса М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян и др. [3, с. 112] о правописании отыменных прилагательных и в учебнике для VII класса тех же авторов [4, с. 50-51] о правописании причастий и отглагольных прилагательных соответствующие правила даются разобщено и без сравнения их между собой, поэтому учащимся может оказаться неясным, какую группу правил нужно применять при выборе определенного написания.

Так, «правило употребления н-нн в отыменных прилагательных ориентирует на определенные суффиксы (-ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-), а как различить эти суффиксы - не раскрывается, что без дополнительных объяснений лишает это правило эффективности» [7, с. 27].

Во-первых, если учащегося не научили отличать отглагольные прилагательные от отыменных, он может недоумевать, почему, например, в прила-

гательных крашеный (забор), ношеный (костюм) пишется одно н, а в прилагательных растерянный (вид), сдержанный (тон) - два нн, ведь, по его рассуждениям, в первых двух - суффикс -енн-, а в следующих двух -ян-(-ан-)!

Во-вторых, без объяснения того, как различаются суффиксы отыменных прилагательных, учащийся, как бы руководствуясь правилом учебника, может написать: «серебренный», «коженный», «глиненный», а не серебряный, кожаный, глиняный. Вот почему принципиально важно сразу учесть следующие закономерности:

1) правило, где рассматривается правописание суффиксов -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-, затрагивает только отыменные прилагательные (ср. воробьиный ^ воробей, полотняный ^ полотно, жизненный ^ жизнь, дискуссионный ^ дискуссия);

2) без знания отличительных признаков разных суффиксов это правило во многих случаях применить практически невозможно [7, с. 28]. В связи с этим алгоритм применения правила будет следующим: а) необходимо определить, что перед нами - полное или краткое отыменное образование, полное или краткое отглагольное образование; б) следует применить соответствующий порядок действий, позволяющий систематизировать достаточно разрозненный учебный материал по данной теме (таблица 2).

В заключение следует отметить, что применение алгоритма есть не что иное, как один из наиболее действенных способов установления однозначных отношений между вариантами орфограммы и орфографическими правилами, имея дело с поливариантной орфограммой; лингвистической основой разработки алгоритма является структура орфограммы (ее вариантная иерархия). Поэтому без знания структуры конкретной орфограммы нельзя разработать оптимальных методик обучения правописанию.

Таблица 2

Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

1. Определите, что это 2. Найдите исходное слово 3. Смотрите, как образовано, и пишите -нн- 4. Смотрите, как образовано, и пишите н

Отыменное образование а) полное б) краткое Имя существительное Полное отыменное образование 1. Суффиксы -онн, -енн *: лиственный 2. Основа на -н + суффикс -н- туманный ^ туман От слова с -нн-(дорога) длинна (от слова длин-н-ый) В остальных случаях**, гусиный; песчаный; конопляный От слова с -н-(погода) ветрена (от слова ветреный - искл.)

Филологические

науки

Методика

1. Определите, что это 2. Найдите исходное слово 3. Смотрите, как образовано, и пишите -нн- 4. Смотрите, как образовано, и пишите н

Отглагольное образование а) полное б) краткое Глагол в неопределенной форме Полное отглагольное образование 1. На -ова(нн)-, включая производные полированный 2. Глагол совершенного вида купленный 3. Глагол несовершенного вида, если есть зависимые слова*** крашенный краской забор (зависимое слово) От слова с -нн-(значение качества) (девушка) воспитанна (какова?) (море) взволнованно (каково?) Глагол несовершенного вида если нет зависимых слов: вязаный (свитер) путаный (рассказ) бешеный (взгляд) жареный (картофель) От слова с -нн- и с -н- (значение действия) (море) взволновано (что сделано?) ветром

* Искл. ветреный.

** Искл. оловянный, деревянный, стеклянный.

*** Искл. священный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, данный, читанный, чеканный, деланный.

Библиографический список

1. Мурашов А. А. Абсолютная грамотность. М.-Воронеж, 2003.

2. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М., 2000.

3. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. М., 2000.

4. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. М., 2000.

5. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1998.

6. Селезнева Л.Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб., 1997.

7. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.