Использование активных методов обучения для развития
V 1 V
стохастическом и информационном компетентности студентов психологического направления
Тарабукина Айталина Алексеевна,
старший преподаватель кафедры теории и методики обучения информатике, Институт математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммо-сова», tajtalina@gmail.com
Курилкина Валентина Николаевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике, Институт математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им М. К. Аммосова», kuril_vn@mail.ru
Специфика работы психолога и методика проведения психологических исследований требуют у специалиста достаточно высокого уровня умения пользоваться статистическими методами обработки результатов эксперимента. Практика показывает, что включение в учебный курс нескольких дисциплин, связанных со статистикой наук, не гарантирует формирование у студентов необходимых практических навыков применения основных статистических критериев. При этом студенты сталкиваются с проблемами подбора критерия, необходимого для успешного решения поставленной перед ними конкретной задачи, с неспособностью собственными силами организовать эксперимент, провести сбор необходимых для дальнейшего исследования данных, осуществить расшифровку статистических данных и сделать выводы из полученных итоговых результатов деятельности. Устранение всех этих пробелов в уровне подготовки возможно за счет более активного внедрения интерактивных методик обучения, предусматривающих практическое применение знаний в процессе обучения. Обосновывается необходимость получения студентами психологических специальностей метапредметных компетенций, которые образуются в процессе преподавания нескольких дисциплин.
Ключевые слова: компетенция, стохастическая компетентность, информационная компетентность, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.
Изменения, происходящие в обществе, в развитии информационных, вычислительных и цифровых технологий предъявляют высокие требования к обладанию профессиональными компетенциями. Современный специалист должен уметь самостоятельно проводить исследования для пополнения и систематизации знаний, проверять успешность проведения своего эксперимента, уметь пользоваться современными методами статистической обработки результатов эксперимента используя компьютерные технологии для обработки больших потоков цифровых данных. Он должен уметь разрешать разнообразные задачи, которые ставит перед ним профессиональная деятельность. Также от современного специалиста требуется умение критические мыслить и уметь доказать правильность, корректность получения результатов проведенного эксперимента.
Применяемые в системе образования компе-тентностный подход предусматривает опору на понятия «компетенции» и «компетентности». До настоящего времени «компетенция» не имеет в научном сообществе единого термина. Например, А.В. Хуторский, И.А. Зимняя и ряд других специалистов профессиональной компетенцией считают ин-тегративное личностное качество, формируемое теоретическими, практическими знаниями и навыками, указывающих на способность бакалавра осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученным профилем образования.
Особенности подготовки специалистов - студентов направлений специальности 37.03.01 Психология, 37.05.01 Клиническая психология, 44.05.01 Психология и педагогика девиантного поведения, требуют у студентов этих направлений наличия высокого уровня обладания стохастической и информационной компетентностями.
Стохастическая компетентность, как часть математической компетентности, формируется у студентов психологического направления на курсах дисциплин: высшая математика, математическая статистика и математические методы в психологии. А информационная компетентность формируется на курсах: информационные технологии в профессиональной деятельности и спецкурсе по работе в статистическом пакете SPSS.
При рассмотрении психологического образования к элементам компетенции бакалавров необходимо отнести математическую стохастическую компетентность. При этом для математической компетентности свойственны следующие характеристики:
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
- Наличие полностью сформированного моти-вационно-ценностного отношения к познанию таких наук как математика и информационные технологии;
- Умение применять на практике в процессе осуществления профессиональной деятельности теоретических навыков, полученных по указанным научным направлениям;
- Ориентация на инновации и творческий подход к решению поставленных задач в рамках своей деятельности;
- Стремление и дальше продолжать собственное образование, подниматься по карьерной лестнице.
Стохастическая компетентность — это проявление индивидуумом готовности к деятельности, основанной на имеющихся теоретических навыках в области комбинаторики, теории вероятности и математической статистики, а также способность применения в практических ситуациях имеющихся знаний.
Информационная компетентность исследователями изучается в двух смыслах, как в широком, так и в узком. В широком смысле - это умение осуществлять аналитическую обработку информации, применять информационные технологии, решать поисково-информационные задачи, применяя библиотечные ресурсы как информационно-поисковую систему - взаимодействовать с информацией при помощи информационных технологий В узком -умение использовать технические и методические средства информационных технологий для поиска, обработки, представления, передачи информации [11, с.22].
Понятие «информационная компетенция» И.А. Зимняя определяет, как «прием, выдача, переработка информации, навыки работы с мультимедийными и массмедийными технологиями, а также владение навыками работы с интернет-ресурсами».
Специфика работы психолога и методика проведения психологических исследований требуют у специалиста достаточно высокого уровня умения пользоваться статистическими методами обработки результатов эксперимента. Специалист должен уметь выбирать статистический метод для обработки результатов эксперимента, который:
- подходит для обработки результатов именно этого эксперимента, исходя из целей исследования, количества испытуемых, вида эксперимента и т.д.
- наиболее полно и адекватно позволит выявить скрытые закономерности, связи между явлениями;
- покажет корректность применения конкретного метода и отсутствие ошибки применения именно этого метода исследования.
При изучении курса математической статистики студент должен получить понятия:
- нормальное распределение случайной величины или распределение Гаусса, его график, математический, естественнонаучный смысл распределения, значения его параметров;
- экспоненциальное, логарифмическое, биномиальное, равномерное распределения случайной величины;
- способы построения графиков, гистограмм и т.д.
При изучении курса информационно-коммуникационных технологий в профессионально й деятельности обучающийся должен уметь:
- пользоваться встроенными статистическими функциями и функцией «поиск решения», «анализ данных», «регрессия» в Ехсе1-е;
- суммировать с помощью кнопки «сумма», функции суммирования и пользуясь мышью;
- строить графики функций с заданным шагом и гистограммы, график функции нормального распределения и т.д.
- находить необходимую обучающую информацию в сети Интернет о статистических критериях, таблицах, математических и статистических методах, используемых в психологии.
Спецкурс по навыкам работы в статистическом пакете SPSS должен дать студенту навыки:
- проведения обработки результатов психологических экспериментов с помощью пакета SPSS;
- уметь понять корректность применения того или иного статистического критерия, метода анализа для обработки результатов применения именно этого эксперимента;
- знать ограничения применения статистических критериев актуальные именно для компьютерной обработки результатов психологического исследования.
Но практический опыт и результаты многолетнего обучения студентов психологических специальностей показывают, что студенты в конце обучения не имеют навыки успешного, корректного применения статистических методов при написании курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Особенно большие трудности они испытывают:
- при определении количества испытуемых в выборке и составлении выборки для проведения эксперимента;
- при выборе метода обработки результатов психологического исследования;
- при трактовке результатов обработки психологического исследования;
- при установлении правильности и корректности применения того или иного метода и выяснения границ применимости статистических критериев.
Высокий уровень обладания стохастической компетентностью позволит студенту:
- уметь доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов;
- строго обосновывать экспериментальные планы;
- обобщать данные эксперимента;
- находить зависимости между экспериментальными данными;
- выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых;
- строить статистические предсказания;
- избегать логических и содержательных ошибок и многое другое [6, с. 3].
Все эти недостатки в обучении можно было бы устранить при применении интерактивных методов обучения, в том числе:
- проектного метода обучения, как одного из операционально-деятельностных типов активных методов обучения;
- лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия проблемного характера, тоже относятся к операционно-деятельностному виду обучения;
- конкурс практических работ с их коллективным обсуждением, из оценочно-рефлексивных видов обучения [8, с. 14].
С этой целью, предлагается использовать проектный метод для обучения студентов первого курса навыкам использования статистической обработки результатов эксперимента.
При изучении темы «Описательные статистики» студентам можно дать тему для исследования величин роста, например, у своей группы и у другой группы и провести сравнение этой характеристики.
Первоначально идет изучение методик создания анкет и соответствующими программными продуктами. Далее идет непосредственно создание анкеты в соответствии с выбранной тематикой исследования. Применение GoogleForms обеспечивает возможность простого и быстрого составления анкет с их последующей рассылкой посредством электронной почты или мессенджера WhatsApp. При этом GoogleForms может похвастаться множеством доступных функций, включая организацию подписок.
При заполнении участниками вопросов опроса, все данные поступают в электронном формате в табличную форму для обеспечения удобства последующей работы со статистической информацией.
После этого они, используя встроенные статистические функции Excel, вычисляют среднее значение, минимум, максимум, размах вариации, дисперсию, количество данных выборки. После получения этих данных в обоих выборках, студенты могут сравнить основные описательные статистики и сделать соответствующие выводы из обработки данных проведенного эксперимента [2].
После изучения темы Критерий Стьюдента и Критерий Фишера, студентам можно поставить задачу сравнить средние значения и дисперсии в обоих выборках и сделать вывод совпадают ли значения среднего роста и дисперсии.
Если студенты прошли темы «Корреляционный анализ» и «Регрессионный анализ» можно поставить им задачу выяснить, используя данные роста у матерей и отцов выяснить:
- насколько девочки похожи в группе на матерей;
- насколько мальчики похожи на отцов;
- насколько студенты похожи на мать или отца больше, или коэффициент корреляции больше при сравнении роста студентов со средним ростом родителей;
- найти уравнения регрессии этих зависимостей и понять, как можно сделать прогноз, используя уравнения регрессии [9].
При изучении темы «Непараметрические критерии. Критерии знаков G и критерий Вилкоксона» студентам можно дать задание провести тестирование «до» эксперимента и «после». Далее они могут обработать результаты эксперимента используя Критерий знаков G и критерий Вилкоксона.
Практические задачи такого рода, поставленные во время учебных занятий, помогают студентам получать первичные навыки проведения эксперимента, первичной обработки результатов эксперимента, умения подбирать конкретный статистический метод под определенную задачу, уметь трактовать результаты эксперимента и делать соответствующие выводы.
При решении задач подобного рода студент самостоятельно работает с информацией, ищет описание метода в источниках в виде учебных пособий, в сети Интернет. Студенты обучаются ставить задачи и решать их, работать в группе, контролировать и оценивать себя и свою работу в группе, распределять рабочее время и планировать процесс работы. В это время происходит детальная проработка проблемы и студент приходит, в ходе решения, к настоящим практическим результатам.
После получения этих простейших знаний и умений, студентам можно поставить более сложные задачи, которые могут стать фундаментом для решения более сложных задач в профессиональной деятельности. Например, выяснить является ли студент зависимым от компьютерных игр и Интернета, как учителю определить, насколько ученикам психологически комфортно обучаться в школе, выяснить психологические особенности, типы темперамента, когнитивные способности, логические способности детей определенного возраста, лидерские качества детей и т.д. Для проведения такого рода экспериментов студенту необходимо найти подходящий тест, провести тестирование, обработать результаты, трактовать результаты, выяснить корректность проведенного анализа, что является более сложной задачей по сравнению с вышеизложенной.
Здесь полезно применение принципов:
- принцип избирательности и самостоятельности;
- принцип проблемной структуры учебного материала;
- принцип направленного поиска дополнительной информации;
- принцип сочетания эвристических и репродуктивных методов [3, с. 60].
В результате использования проектного метода, групповой работы, метода проблемной лекции, студенты получат практические навыки умения ставить психологический эксперимент, знать методы статистической обработки, умения выбирать подходящий тест, метод обработки, трактовать результаты эксперимента и понимать сложность и неоднозначность задач, возникающих перед практикующими и реально проводящими научные исследования психологами.
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
о с
СП ^
о
сч
Практико-направленная ориентированность проектного метода заставляет студентов отходить от модели обучения, в которой их нагружают бесконечным потоком информации, не объясняя практическое значение, правила и особенности применения этих методов, что повышает их личную заинтересованность в получении новых знаний и навыков.
Применение учебного проектирования способствует появлению у слушателей навыков повышения и развития собственных компетенций. Проектный метод способствует не только повышению уровня образованности, но и развития личностных характеристик индивидуумов, что в свою очередь создает потенциал для дальнейшего трудоустройства после завершения обучения.
Опыт обучения студентов психологических направлений основам статистических методов обработки информации показывает специфичность развития и формирования стохастической и информационной компетентности именно для этих специальностей в силу особенностей их профессиональной работы.
Проведенные выше исследования показывают необходимость получения студентами психологических специальностей метапредметных компетенций, которые образуются в процессе преподавания нескольких дисциплин. Умение формировать и научить пользоваться студентов метапредметными компетенциями является важнейшей и актуальнейшей задачей современного профессионального образования.
Литература
1. Гилева А. В., Гилев Я. Ю., Рихтер Т. В., Сен-чук Е. Г., Тестов В. А., Шестакова Л. Г., Юшкова Д. В. Активные и интерактивные методы обучения в естественно-математическом образовании. Коллективная монография. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2018. -54 с. ISBN 978-5-91252-091-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86551.html (дата обращения: 19.11.2019).
2. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник /М.: Издательство ЮРАЙТ, 2014. - 511 с.
3. Касен Г.А., Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Личностно-ориентированный, проектный и проблемно-ориентированный подходы в обучении: методические рекомендации. - Алма-Аты: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 2013. -79 с.
4. Китаева И. В. Интерактивные методы и средства обучения описательной статистике в основной общеобразовательной школе / И.В. Китаева, С.В. Щербатых // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - Вып.№29 (1) - С. 128-138
5. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998, 632 с., с. 169.
6. Окунева Е. О., Моисеев С. И. Методы статистических расчетов для гуманитариев. Учебное пособие. Воронеж: Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2011.-98 с. http://www.iprbookshop.ru/44608.html (дата обращения: 15.11.2019 г.)
7. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.
8. Рихтер, Т. В. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе высшей школы при формировании профессиональных компетенций студентов: учебное пособие / Т. В. Рихтер. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. — 76 c. — ISBN 978-5-91252-078-5. — Текст электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт].
— URL: http://www.iprbookshop.ru/86544.html (дата обращения: 15.11.2019).
9. Рубцова Н. Е., Леньков С. Л. Статистические методы в психологии: Учебное пособие. - М.: Психология, 2005. - 384 с.
10.Седова Н.С. О сформированности стохастической компетентности учителя математики // Вестник Псковского государственного педагогического университета, серия «Естественные и физико-математические науки». - Псков. - 2010. - № 10. - С. 111-126.
11.Сорочинский М.А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды: дис....канд. пед. наук:13.00.01 /Сорочинский Максим Анатольевич. - Якутск, 2019
- 191 с.
The use of active learning methods for development of stochastic and informational competences of students of psychology department Tarabukina A.A., Kurilkina V.N.
North-Eastern federal university after M.K. Ammosov The characteristics of the psychologist 's work and the methods of psychological research require a sufficiently high level of ability of using statistical methods of processing experiment results. Experience has shown that inclusion of several disciplines related to science statistics in the curriculum does not guarantee that students will obtain all necessary practical skills to apply basic statistical criteria. At the same time, students face problems in selecting criterion necessary to successfully solve specific tasks, inability to organize an experiment on their own, to collect information necessary for further research, to decrypt statistical data and to draw conclusions from results of the activities. All of these training gaps can be addressed through a wider use of interactive learning methods that incorporate practical use of knowledge in learning process. Substantiates the need for students of psychological specialties meta-subject competencies that are formed in the process of teaching several disciplines. Keywords: competence, stochastic competence, information competence, active learning methods, interactive learning methods.
References
1. Gileva A. V., Gilev Y. Yu., Richter T. V., Senchuk E. G., Testov V. A., Shestakova L. G., Yushkova D. V. Active and interactive teaching methods in natural -math education. Collective monograph. Solikamsk: Solikamsk State Pedagogical Institute,
2018 .-- 54 p. ISBN 978-5-91252-091-4. - Text: electronic // Electronic Library System IPR BOOKS: [site]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/86551.html (accessed: 11/19/2019).
2. Ermolaev-Tomin O. Yu. Mathematical methods in psychology: a
textbook / M .: Publishing house URAIT, 2014. - 511 p.
3. Kassen G. A., Mynbaeva A. K., Sadvakasova Z. M. Person-oriented, project and problem-oriented approaches in training: methodological recommendations. - Almaty: Kazakh National University. Al-Farabi, 2013. -79 p.
4. Kitaeva I.V. Interactive methods and teaching aids for descriptive
statistics in a basic comprehensive school / I.V. Kitaeva, S.V. Shcherbatykh // Psychology of education in a multicultural space. - 2015. - Issue No. 29 (1) - S. 128-138
5. Nemov R. S. Psychology: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions: in 3 books. Prince 3: Psychodiagnosis. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics. 3rd ed. - M.: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 1998, 632 p., P. 169.
6. Okuneva E.O., Moiseev S.I. Methods of statistical calculations for
humanities. Tutorial. Voronezh: Voronezh branch of the Moscow Humanitarian-Economic Institute, 2011.-98 p. http://www.iprbookshop.ru/44608.html (accessed: 11/15/2019)
7. Reutova EA. The use of active and interactive teaching methods
in the educational process of the university (guidelines for teachers of the Novosibirsk State Agrarian University). -Novosibirsk: Publishing House, NSAU, 2012 .-- 58 p.
8. Richter, T. V. The use of interactive teaching methods in the
educational process of higher education in the formation of professional competencies of students: a training manual / T. V. Richter. - Solikamsk: Solikamsk State Pedagogical Institute, 2016. - 76 p. - ISBN 978-5-91252-078-5. - The text is electronic // Electronic Library System IPR BOOKS: [site]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/86544.html (accessed: 11/15/2019).
9. Rubtsova N. Ye., Lenkov S. L. Statistical methods in psychology:
Textbook. - M.: Psychology, 2005 .-- 384 p.
10. Sedova N.S. About the formation of stochastic competence of a teacher of mathematics // Bulletin of the Pskov State Pedagogical University, series "Natural and Physics and Mathematics". -Pskov. - 2010. - No. 10. - S. 111-126.
11. Sorochinsky M.A. The development of information competence of students by the didactic means of the electronic information and educational environment: dis .... Cand. ped Sciences: 13.00.01 / Sorochinsky Maksim Anatolevich. - Yakutsk, 2019 -191 p.
o
o
00
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
Dl
■o
A
u
o
00
A
X
s
m
83