Научная статья на тему 'Использование акмеологических технологий в процессе изучения дисциплины магистратуры «Современные проблемы науки и образования»'

Использование акмеологических технологий в процессе изучения дисциплины магистратуры «Современные проблемы науки и образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТР ПЕДАГОГИКИ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОРАЗВИТИЕ / СПОСОБЫ САМООРГАНИЗАЦИИ / ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / M.ED / EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATIONAL ISSUES / ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY / SELF DEVELOPMENT / WAYS OF SELFORGANIZATION / DIALOGUE INTERACTION / SUBJECTIVE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисковец Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в рамках преподавания дисциплины «Современные проблемы науки и образования», которая относится к дисциплинам базовой части общенаучного цикла образовательной программы подготовки магистра педагогики. Автор описывает использование в процессе преподавания акмеологических технологий, показывает роль активных методов обучения в процессе карьерного развития педагога-магистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крисковец Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES WITHIN THE DISCPLINE “MODERN ISSUES OF SCIENCE AND EDUCATION” FOR M.ED. STUDENTS

This article discusses features of educational process organization within the discipline “Modern issues of science and education", which belongs to the basic part of the education program for applicants for a Master’s Degree in Education Science. The author describes how acmeological technology may be used in teaching, emphasizing the role of active learning methods in the process of career development of a teacher with a Master’s Degree.

Текст научной работы на тему «Использование акмеологических технологий в процессе изучения дисциплины магистратуры «Современные проблемы науки и образования»»

УДК 37.01

Крисковец Татьяна Николаевна Kriskovets Tatyana Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МАГИСТРАТУРЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

PhD in Education Science, Assistant Professor of the High School’s Education

Science Department, Orenburg State Pedagogical University dom-hors@mail.ru

USAGE OF ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES WITHIN THE DISCPLINE “MODERN ISSUES OF SCIENCE AND EDUCATION” FOR M.ED. STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в рамках преподавания дисциплины «Современные проблемы науки и образования», которая относится к дисциплинам базовой части общенаучного цикла образовательной программы подготовки магистра педагогики. Автор описывает использование в процессе преподавания акмеологических технологий, показывает роль активных методов обучения в процессе карьерного развития педагога-магистра.

Ключевые слова:

образовательная программа, магистр педагогики, проблемы образования, акмеологические технологии, саморазвитие, способы самоорганизации, диалоговое взаимодействие, субъектная позиция.

Summary:

This article discusses features of educational process organization within the discipline “Modern issues of science and education", which belongs to the basic part of the education program for applicants for a Master’s Degree in Education Science. The author describes how acmeological technology may be used in teaching, emphasizing the role of active learning methods in the process of career development of a teacher with a Master’s Degree.

Keywords:

educational program, M.Ed., educational issues, acmeo-logical technology, self development, ways of selforganization, dialogue interaction, subjective position.

Основным предназначением дисциплины «Современные проблемы науки и образования», относящейся к дисциплинам базовой части общенаучного цикла образовательной программы подготовки магистра педагогики, является формирование системы знаний о научном познании и его специфических признаках, о строении и динамике научного знания, о новой парадигме университетского образования и науки и современной стратегии обновления и развития образования.

Особое место данной дисциплины в образовательной программе магистрантов объясняет тот факт, что проблемы образования затрагивают права и интересы каждого человека. В настоящее время наблюдается постоянный рост объема знаний и информации, введения инноваций в различные сферы жизнедеятельности человека, появление различных образовательных стандартов и обучающих программ. Именно поэтому развитие системы образования является общенациональной задачей, так как качественное образование - основа правового, экономического, социального и духовного прогресса общества.

Однако, с другой стороны, современное развитие общества требует новой организации процесса обучения - «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых функционирование механизмов профессионального развития, способности к проективной детерминации будущего. Данная необходимость обуславливает организацию процесса обучения магистров на основе личностно-ориентированного, рефлексивного подходов, а также использование в процессе преподавания акмеологических технологий и технологий критического мышления.

Акмеологические технологии сориентированы на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма человека Объектом применения технологий становятся личностные зоны развития человека, способы и средства профессионального становления. В этих пределах пролегает путь самосовершенствования человека как субъекта профессиональной деятельности: профессионализируется самосознание, определяются, дифференцируются самопознание и саморазвитие, актуализируется цель самоопределения, формируются способы самоорганизации [1, с. 12].

Особенности организации личностно ориентированного занятия в значительной степени определяются специфическими методами преподавания, степенью учета интересов и способностей студентов, способами и степенью взаимодействия преподавателя со студентами.

Приведем примеры организации занятий в рамках изучения дисциплины базовой части общенаучного цикла образовательной программы подготовки магистра педагогики «Современные проблемы науки и образования»

Продвинутая лекция не предполагает только прослушивание и запись излагаемого преподавателем материала, а рассчитан на обдумывание, формулирование учащимися собственных идей, выявление проблемных полей, постановку вопросов.

1. Постановка проблем лекции.

В первой части лекции будет рассматриваться исторический процесс формирования науки, но прежде, чем мы начнем, вам предлагается разбиться на пары и подумать:

- Какие основные этапы исторического развития науки вы могли бы выделить?

- Каковы характерные черты каждого из них?

Спустя четыре минуты преподаватель приглашает отдельные пары поделиться своими соображениями со всей аудиторией. Несколько идей он выписывает на доску.

2. Сейчас вы прослушаете первую часть лекции. Необходимо, чтобы ваши записи были у вас под рукой. Пусть один человек из каждой пары ставит галочки рядом с пунктами списка, упомянутыми в лекции, и минусы - рядом с идеями, которые идут вразрез с содержанием лекции. Другой пусть записывает то, что в вашем списке не встречается вовсе.

3. Подведение предварительных итогов.

Вам дается одна минута, чтобы обсудить, какие из ваших идей подтвердились в ходе лекции? Что можно добавить?

4. Сейчас каждому из вас в течение двух минут необходимо письменно заполнить следующую таблицу:

Таблица 1 - Основные этапы исторического развития науки (примерный вариант заполнения)

период название характеристика

С I тыс. до н.э. до XVI в. период преднауки - наряду с обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий; - в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в зарождающиеся отдельные науки; - обобщаются отдельные случайные наблюдения и данные практики, но экспериментальные методы еще не используются.

ХУІ-ХУІІ вв. эпоха научной революции - разрозненные факты начинают систематически анализироваться и обобщаться, - образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий, критическим отношением к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования; - наука обретает собственную методологию, начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности; - появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования.

XVII-ХIХ вв. классическая - образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал; - создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии... - возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки; - возрастает социальная роль науки.

XX в. постклассическая - крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы; - создаются фундаментальные теории, заставившие пересмотреть философские основания классической физики; - дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума.

5. Подведение итогов.

При проведении занятия используются вопросы, стимулирующие критическое мышление (взяты из версии Сэндерса /1969/ таксономии вопросов Блума) [2]:

- воспроизведение фактологической информации, механического вспоминание;

- перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между фактами, идеями, ценностями;

- использование полученной информации в конкретных условиях и новых ситуациях, для решения проблем;

- анализ, синтез, оценка.

При работе с печатным текстом во время семинарского занятия участники могут попытаться работать на двух уровнях. Во-первых, они должны будут выполнять задания по содержанию информации. Во-вторых, им будет предложено ознакомиться с правилами оформления результатов констатирующего эксперимента.

Магистрам предлагается прочесть сокращенный вариант статьи Н.А. Матвеевой «Противоречия развития образовательной системы в регионе и задачи педагогического образования» и выполнить ряд заданий:

1. Прежде, чем мы будем знакомиться с текстом статьи, я попрошу вас обсудить в парах возможные противоречия, сложившиеся в сфере взаимодействия образования и занятости молодежи.

2. Теперь приступаем к чтению статьи. Во время чтения вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ) в соответствии со своими знаниями и пониманием материала.

3. Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте на следующие вопросы:

- Какие знания подтвердились?

- Какие представления не подтвердились?

После прочтения текста и расстановки пометок на полях, следует заполнить маркировочную таблицу.

4. Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей аудитории для обсуждения.

5. Данная статья является также и образцом интерпретации данных, полученных в ходе анкетирования.

- Какие вопросы, на Ваш взгляд, были заданы респондентам?

- На какие части можно условно разделить интерпретацию ответов на каждый из вопросов?

- В чем особенность организации текста при предъявлении двух или нескольких вопросов, схожих по направлению?

- С помощью каких слов вводится интерпретация информации?

6. Определите структуру анализа данных опроса.

В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя такие характеристики, как установка на студента как на субъект образовательного процесса, диалогическая позиция в общении с ним. Переход к субъект-субъектным отношениям возможен в форме диалогового взаимодействия со студентами.

В процессе развития диалогового взаимодействия осуществляется рефлексивное взаимодействие, которое представляет собой основу социогуманитарного познания. Данный процесс позволяет не только увидеть суть проблемы, но и взглянуть на нее глазами собеседника и, помимо этого, осознать собственную позицию.

Как с теоретической, так и с практической точки зрения, структура познавательного диалога является наиболее сложным звеном. В структуру познавательного диалога входят следующие компоненты:

- в предмете обсуждения заключается неопределенность, задача говорящих - осуществить переход от неопределенности к определенности;

- происходит процесс совместного мышления участников диалога; каждый, исходя из своей позиции, предлагает собственный вариант решения проблемы; выражает собственное мнение;

- в то же время каждый вариант суждений обогащает ситуацию со-мышления;

- в ходе развития диалогового взаимодействия участники диалога переходят от чувств недоверия, опасения, враждебности, к заинтересованности в точке зрения другого, открытости мнений;

- возникает взаимодействие, связанное с осмыслением поливариантных суждений, с поисками эффективного решения, осознается продуктивность пауз;

- в ходе взаимодействия развивается толерантность партнеров к мнению собеседника, отличающемуся от его собственного;

- истинную философскую ценность диалога составляет его развитие: от мнения - через становление смысла - к осознанию причастности.

В качестве функций диалога выделяют самопознание и самооценку [3], так как:

- человек понимает себя, только всматриваясь в другого человека;

- в мнении как специфическом образовании, как в предзнании, включающем в себя познавательный элемент, отражается отдельное и сопоставляется единичное;

- свободная форма изложения взглядов - основное средство развития социального мышления, коммуникативного, рефлексивного сознания («то ли и так ли»).

Организация диалога предполагает учет источников диалога, к которым относят [4]:

- диалогичность внутреннего мира человека;

- развитые социальные чувства как скрытая форма «преддиалога», это целостная необычная система, состоящая из когнитивных и эмоциональных компонентов», совмещающих понятие и образ;

- социальные отношения, характеризующие коллектив, то есть структура значений и смыслов, в которых осуществляется диалог;

- ценностное отношение человека к человеку, которое возникает лишь в результате общения;

- представленность разных позиций - от полной несовместимости точек зрения до некоторой согласованности мнений; именно во второй рождается диалогическая ситуацию; вопросно-ответная беседа не выявляет внутренней природы диалога;

- возможность выражения свободного мнения и осознание индивидуального вклада личности в развитие диалога.

Принципы определяют специфическую роль диалога как взаимное вслушивание друг в друга, отсутствие взаимной коррекции, только самокоррекция. Диалог - это равенство позиций, где нет образования одного другим, нет одностороннего восхождения одного к логике другого. Это подлинный и единственный способ самоосуществления человека.

Одним из способов обучения ведению конструктивного диалога является использование в ходе учебного процесса технологии «Дебаты». Данная образовательная технология способствует развитию умений пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению; способности участвовать в совместном принятии решения.

Основная задача акмеологических технологий - сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я».

Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, человек способен влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.

В результате человек приобретает технологические способности к самооценке, самопрограммированию, самоорганизации, саморегуляции, самоутверждению [5].

Говоря о студенте, как о субъекте саморазвития, необходимо отметить, что образовательный процесс личностно ориентированной направленности предоставляет каждому участнику возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт.

При субъектной позиции у студента постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию (образованию, знаниям) как к ценности, навыки рефлексии.

Сторонники рефлексивного подхода [6] предлагают следующую стратегию организации обучения. Суть ее заключается в усвоении необходимых знаний и развитии рефлексивных навыков в процессе педагогической деятельности, организованной как поисковая активность. По существу, поисковая деятельность рассматривается авторами рефлексивного подхода как деятельность, направленная на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения данных задач в развитии у человека более эффективных мыслительных навыков, с помощью которых он сможет самостоятельно скорректировать устоявшиеся представления о различных аспектах своей деятельности.

В процессе обучения человек учится управлять своей деятельностью в условиях неопределенности с помощью следующих основных интеллектуальных умений:

- видеть в создавшейся ситуации проблему и оформлять ее в виде задач;

- делать предметом анализа каждый свой шаг;

- тактически мыслить, то есть конкретизировать общие задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации;

- «версионно» мыслить, то есть мыслить предположениями, гипотезами, версиями;

- анализировать ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;

- привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта;

- комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;

- объективно и непредвзято оценивать факты и явления;

- доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.

Анализ литературы, посвященной рефлексивному подходу, позволяет вычленить и

сформулировать основополагающие принципы организации поисковой активности. Она должна:

1) иметь практико-ориентированный характер, то есть быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем жизни;

2) осуществляться непрерывно, постоянно, систематически;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) быть оптимистической, то есть включать в себя установку на успех;

4) реализовывать установку на приращение знаний, когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;

5) ориентироваться на поиски нескольких, нередко независимых друг от друга вариантов решения проблемы.

Ниже приведены примеры заданий по различной тематике, направленных на организацию рефлексии магистрантов.

Тема: Образование как социальный институт современного общества.

1. Выделите особенности функционирования подсистемы научной работы в университетах.

Таблица 2 - Особенности функционирования подсистемы научной работы в университетах (примерный вариант заполнения)

1. Личностная направленность научных заданий.

2. Фундаментализация науки и образования.

3. Необходимость отражения процессов дифференциации и интеграции наук.

4. Свобода выбора.

5. Развитие научно-информационной культуры.

6. Открытость будущему и созидательным переменам.

2. Проклассифицируйте выделенные нами в ходе лекции проблемы, требующие модернизации образования на основе новой парадигмы:

Таблица 3 - Проблемы, требующие модернизации образования (примерный вариант заполнения)

<и О Ф Л ЕІ ° 2 О с і— ф - изменение естественно-научной картины мира в новом сочетании механистических, квантоворелятивистских и синергических систем; - переход от абстрактно-дифференцированного развития наук к интегративному познанию и освоению мира; - новое соотношение личности и общества, понимание инициирующей силы творческих способностей личности в совершенствовании общества при гармонизации взаимосвязей с природой.

ф л 5 2 я 1 ¡Г ■= О - преимущества и эффективность открытого и гибкого образования по сравнению с нормативным и жестко регламентированным; - решающая роль объединения информационного, образовательного процессов, прежде всего, в университетах; - согласование экономических и политических реформ с реформой образования с достижением не только синхронизации, но и опережения научного и интеллектуального потенциала для предвидения и оценки будущих нововведений.

ф л Г л 5 5 5? 2 1“ 1° [Тс 1— о Г - недостаточная гибкость и адаптационная эффективность организационно-управленческих структур в решении вопросов обновления научных направлений, профессий и специальностей, внедрения новых стандартов, новых педагогических технологий, форм, методов и инструментария в образовательные процессы; - отсутствие должной оценки и правовой регламентации интеллектуальной собственности, а значит, недооценка человеческого капитала науки и высшей школы; - острый недостаток материальных и финансовых ресурсов, когда обеспеченность научнолабораторным оборудованием многократно ниже потребностей; - медленная, запаздывающая перестройка мышления и методов руководства наукой и образованием со стороны научно-управленческой элиты и государственных органов, формирования конкурсности и состязательности в науке, разнообразия организационно-правовых форм научных организаций и предприятий.

3. В чем заключаются, на Ваш взгляд, основные тенденции эффективного развития научной системы вуза?

Таблица 4 - Тенденции эффективного развития научной системы вуза (примерный вариант заполнения)

1. - повышение качества подготовки ученых на основе фундаментализации, широкого использования новых методов научного поиска, использования современных информационных технологий;

2. - опережающий характер научных работ, в том числе диссертационных исследований, их нацеленность на решение перспективных проблем при воспроизводстве инноваций с жизненным циклом до 10-15 лет;

3. - расширение доступности научной работы и послевузовского образования, особенно для специалистов из малых городов и сельской местности путем использования возможностей информационных и телекоммуникационных технологий;

4. - развитие творческого начала (креативности) в подготовке ученых и преподавателей с формированием личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в различных условиях. Системное научное мышление, творческая активность, научно-информационная культура, высокая нравственность обеспечивают достаточную адаптивность специалистов, их созидательную роль в развитии общества и цивилизации.

Подобная организация процесса изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» способствует формированию культуры мышления, творческих способностей студента и соответствует сущности гуманитаризации образования.

Использование акмеологических технологий направлено на актуализацию интеллектуальных возможностей личности, признание ее как субъекта образовательного процесса, моделирование для личности ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень саморазвития и самореализации.

Ссылки:

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

2. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance. 1985. № 43.

3. Степихова В.А. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб., 2002.

4. Там же.

5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М.; Воронеж, 2002.

6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследование // Вопросы психологии. 1985. № 3.

References (transliterated):

1. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. M.; Voronezh, 2004.

2. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance. 1985. № 43.

3. Stepikhova V.A. Dialog v obrazovanii. Sbornik materialov konferentsii. Series “Symposium”, issue 22. SPb., 2002.

4. Ibid.

5. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. M.; Voronezh, 2002.

6. Semenov I.N., Stepanov S.Y. Psikhologiya refleksii: problemy i issledovanie // Voprosy psikhologii. 1985. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.