Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВЬЕТНАМЕ: ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВЬЕТНАМЕ: ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / исполнительское искусство / театр / музыка / музыкальные инструменты / тео / туонг / кайлыонг / народная песня / международная интеграция / традиции / преемственность / современность / культура / экономика / Vietnam / performing arts / theatre / music / musical instruments / cheo / tuong / cailuong / folk song / international integration / traditions / continuity / modernity / culture / economy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ты Тхи Лоан

В статье показано возникновение и основные этапы развития вьетнамского исполнительского искусства, его изменения под влиянием западной культуры. Большое внимание уделено современному состоянию вьетнамского театра и музыки в условиях рыночной экономики и международной интеграции. Среди главных проблем вьетнамского исполнительского искусства в наши дни выделена необходимость баланса между традициями и современностью, национальным и интернациональным, преемственностью и развитием, задачами культуры и экономическими целями. Автор делает вывод, что для сохранения и развития искусства в решении этой проблемы активное участие должно принимать вьетнамское государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERFORMING ARTS IN VIETNAM: PROGRESS AND CHALLENGES

The article describes the origins and main stages of the development of Vietnamese performing arts, their transformation under the influence of Western culture. Much attention is paid to the current state of Vietnamese theatre and music in the context of the market economy and the country’s international integration. Among the main challenges faced by Vietnamese performing arts today is the need to strike a balance between tradition and modernity, national and international, continuity and development, cultural and economic objectives. In order to preserve and develop the arts, the Vietnamese State must play an active role in solving this problem.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВЬЕТНАМЕ: ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ»

Ты Тхи Лоан

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ВО ВЬЕТНАМЕ: ПРОГРЕСС И ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье показано возникновение и основные этапы развития вьетнамского исполнительского искусства, его изменения под влиянием западной культуры. Большое внимание уделено современному состоянию вьетнамского театра и музыки в условиях рыночной экономики и международной интеграции. Среди главных проблем вьетнамского исполнительского искусства в наши дни выделена необходимость баланса между традициями и современностью, национальным и интернациональным, преемственностью и развитием, задачами культуры и экономическими целями. Автор делает вывод, что для сохранения и развития искусства в решении этой проблемы активное участие должно принимать вьетнамское государство.

Ключевые слова: Вьетнам, исполнительское искусство, театр, музыка, музыкальные инструменты, тео, туонг, кайлыонг, народная песня, международная интеграция, традиции, преемственность, современность, культура, экономика.

THE PERFORMING ARTS IN VIETNAM: PROGRESS AND CHALLENGES

Abstract. The article describes the origins and main stages of the development of Vietnamese performing arts, their transformation under the influence of Western culture. Much attention is paid to the current state of Vietnamese theatre and music in the context of the market economy and the country's international integration. Among the main challenges faced by Vietnamese performing arts today is the need to strike a balance between tradition and modernity, national and international, continuity and development, cultural and economic objectives. In order to preserve and develop the arts, the Vietnamese State must play an active role in solving this problem.

Keywords: Vietnam, performing arts, theatre, music, musical instruments, cheo, tuong, cailuong, folk song, international integration, traditions, continuity, modernity, culture, economy.

Введение

В отличие от изобразительного искусства, в котором для создания произведений используются различные материалы, в исполнительском искусстве средствами воплощения является тело, голос и присутствие самого артиста. К исполнительским искусствам относится оперное и драматическое, музыкальное и танцевальное, цирковое и иллюзионистское и др.

Вьетнамское исполнительское искусство, имеющее множество разнообразных форм, прошло длительный процесс формирования и развития и за 75 лет с момента основания ДРВ достигло значительных успехов. Однако в нынешних условиях рыночной экономики, модернизации и глобализации оно столкнулось со многими проблемами и трудностями, прежде всего с исчезновением национальной идентичности, коммерциализацией, лишением искусства «божественности», превращением его в тривиальное действо и т. д.

Перед вьетнамским исполнительским искусством стоят нелегкие проблемы как в области его восприятия, так и в области создания и исполнения произведений. Они заключаются в поддержании в новых условиях баланса между традициями и современностью, национальным и интернациональным, преемственностью и развитием, гуманизмом и коммерциализацией для обеспечения развития искусства в правильном направлении.

Развитие исполнительского искусства во Вьетнаме

Традиционное исполнительское искусство (от древности до французского завоевания)

Самым ранним из типов вьетнамского исполнительского искусства является музыка. Вьетнамская музыка имеет очень долгую историю, она возникла до появления письменности и была первым средством выражения ощущений людей от окружающего мира. Музыка всегда присутствовала в религиозной деятельности, на праздниках, а также на культурных мероприятиях и в повседневной жизни людей. Археологические находки музыкальных инструментов и рисунков в пещерах показывают, что ещё в первобытные времена во Вьетнаме

существовали музыкальные инструменты, в том числе старейший в мире литофон данда (Еап Еа). К бронзовому веку появились бронзовые барабаны и другие музыкальные инструменты.

Вьетнам — многонациональная страна, и у каждой этнической группы сформировались разные жанры вокальной и инструментальной музыки, поэтому его музыкальная палитра чрезвычайно богата. Музыкальные инструменты коренных народов очень разнообразны, они изготавливаются из бамбука, дерева, камня, буйволиного рога и т. д. [флейта шао (зав), рожок тува (¿И уа), гонг тханьла (¿капк 1а), щелевой деревянный барабан мо (то), барабан (¿ющ), монохорд дан-

Рис. 1. Вьетнамский монохорд данбау. Источник: иКЬ: https://kenh14.vn/hoa-hau-do-my-linh-tu-tin-doc-tau-dan-bau-tro пя^ап-ШМаьпапя^^88-'№огЫ-2017-20Ш024111315539.^

бау (dan bau) (рис. 1), бамбуковые ксилофоны трынг (dan t'rung) и клонгпут (klongput)]. Вьетнамская народная музыка обладает большим своеобразием, в ней выделяются жанры с чёткой региональной спецификой, такие как тео, туонг, качу, кайлыонг, пение соан, пение донкатайты, народные песни куанхо, ви и зам, пение хатсам и др.

Вьетнамская музыка представляет собой синтез лучших черт музыкальной культуры Китая, Индии и Тямпы и национальных особенностей. Хотя вьетнамская традиционная музыка испытала сильное влияние китайской культуры, она не полностью повторяет традиционную китайскую музыку.

Вьетнамский театр возник позже. Согласно историческим источникам, самым ранним и наиболее характерным видом театрального искусства является тео, появившийся во времена династии Динь (968—980) (рис. 2). Его основательницей является Фам Тхи Чан, талантливая певица и танцовщица из дворца Динь1. Затем тео захватил сельскую местность, сосредоточившись в дельте Красной реки и распространившись на север. Хоалы, первая столица феодального вьетнамского государства, стала родиной письменной литературы и театра туонг, циркового и драматического искусства. Легенда о волшеб-

Рис. 2. Сцена из спектакля «Святыня Бакле» вьетнамского театра тео. Источник: URL: https://toquoc.vn/san-khau-cheo-sang-den-voi-nhieu-vo-dac-sac-tai -ngo-khan-gia-20181020125326993.htm

нике Ван Зу Тыонге эпохи династии Динь, использовавшем чары, чтобы убить демона Сыонг Куонга в Батьхаке, свидетельствует о появлении таких видов циркового искусства, как ходьба по канату, качание на качелях и стояние на голове2. Императрица Зыонг Тхи Нгует династии Динь считалась родоначальницей искусства танцев и пантомимы Суан Фа, которое до сих пор показывается на ежегодном празднике в Тхосуан, пров. Тханьхоа.

Исторические предания также свидетельствуют о том, что во времена династии Ранних Ле, в 1005 г., появился театр туонг. Он был создан китайским дуэтом Лиеу Тху Там, который приехал в Хоалы и исполнял популярные песни династии Сун. Император Ле Лонг Динь нанял дуэт для обучения дворцовых певиц3. В каждой местности Вьетнама есть своя собственная школа туонг.

Согласно Полному собранию исторических записок Дайвьета, император Ле Дай Хань, покорявший Тямпу, привёз из ее столицы сотни певиц, чтобы они услаждали его песнями и танцами, тем самым положив начало театральному и цирковому искусству.

Театр кукол на воде зародился в X—XI вв. при династии Ли в дельте Красной реки, сверкающей водной гладью прудов и рисовых полей. Кроме того, здесь появились такие жанры народного пения, как куанхо, соан, гео, дум, чонгкуан, тяуван, хо, донкатайты и др.

Во времена правления императора Чан Зу Тонга комедиант Динь

Банг Дык пришёл за поддержкой в дом Нгуенов и познакомил вьет-

4

намцев с жанром пения с палками .

Императоры Чан любили тео и клоунаду. При дворе, как и у народа, были популярны танцы; и аристократия, и простые люди любили пение адао. Во дворце были поставлены многие пьесы тео, в которых играли члены императорской семьи, император лично оценивал и награждал исполнителей и сам хорошо умел повеселить. Развитие музыки, танца и дворцового театра было описано посланником династии Нгуен Чан Кыонг Чунгом в произведении «Посланник».

К XV в. династия Ле пришла к выводу, что исполнительское искусство — это забавы необразованного трудящегося люда, поэтому выступления при дворе запретила и издала множество довольно жёстких документов, ограничивающих развитие этого вида искусства среди народа, однако оно еще длительное время сохранялось и развивалось в сельской местности.

Императоры династии Нгуенов активно возрождали культуру и развивали искусство: «Во времена династии Нгуенов придворная музыка Хюэ достигла наибольшей зрелости и полного совершенства»5.

Согласно «Описанию установлений всех династий» Фан Хюи Тю и Высочайше утверждённому своду законов Дайнама Исторической палаты, в Хюэ в то время было много больших и маленьких театров, созданных королём, чиновниками и простыми людьми для исполнения придворной, классической музыки, оперы или народной музыки, например театры Зюет Тхи Дыонг в Императорском городе, Минь Кхи-ем Дыонг в усыпальнице Ты Дыка, Кыу Ты Дай во дворце Нинь Тхо, театр господина Хоанг Мыоя, театр Май Виен в резиденции министра Дао Тана. Кроме того, были популярные народные театры, такие как театр господина Шесть перцев (Нгуен Нён Ты), театр семьи Доан (в Анкыу), театр госпожи Туан (просуществовавший до 1975 г.) и др.

• Период знакомства с западным исполнительским искусством (1867-1945)

Французский колониальный период конца XIX — начала XX в. привёл к коренным изменениям в развитии вьетнамской культуры и искусства. Под влиянием французского капитализма и западной культуры во Вьетнаме сформировался класс городской буржуазии. Литература и искусство страны познакомились с новыми стилями и идеями западной культуры, продолжая развивать свои характерные черты. В литературе появилось направление Новой поэзии и романтизма. Европейская музыка сначала проникла во Вьетнам в виде католических гимнов и духовой музыки военных оркестров, затем богатые горожане узнали западную танцевальную и классическую музыку. Вьетнамцы слушали европейские и американские песни на грампластинках в 78 оборотов и в звуковых фильмах. Молодёжь начала знакомиться с мандолиной, гитарой, скрипкой, фортепиано и др.

В начале 1930-х годов зародилось движение кайлыонг, композиторы сочиняли песни в западном стиле, но с вьетнамской мелодией; наиболее ярким представителем этого направления был артист театра кайлыонг Ты Тёй (Хюинь Тху Чунг). Он сочинил вьетнамские тексты для ряда популярных европейских песен с целью использования в театральных постановках. После этого музыканты популяризировали многие известные французские песни с вьетнамскими текстами. Период 1935—1938 гг. композитор Фам Зюи назвал «периодом подготовки новой вьетнамской музыки». В 1938 г. композитор и исполнитель Нгуен Ван Туен отправился в турне с юга на север для продвижения реформаторской музыки6. После успеха турне и поддержки прессы было создано множество групп; композиторы широко пропагандировали свои произведения, появились лирические произведения, получившие большую популярность. Исследователи считают, что новая

вьетнамская музыка родилась в 1938 г. Этот период в ее развитии получил название «довоенная музыка».

• Период войны и раздела страны (1945—1975)

В период 1945—1954 гг., во время войны с французами, в школе новой вьетнамской музыки начался раскол. Большинство музыкантов покинули столицу и крупные города, чтобы присоединиться к Сопротивлению. Некоторые остались в районах, контролируемых французами, или пошли на фронт, а затем вернулись в города. Композиторы в зоне боевых действий сочиняли музыку сопротивления, также известную как «красная музыка», — энергичную, маршевую, призванную вызывать патриотические чувства и поднимать боевой дух солдат. На временно оккупированных территориях композиторы больше занимались сочинением романтических песен в стиле довоенной музыки. Эта музыка просуществовала до 1954 г. на Севере и после 1954 г. на Юге. Для довоенных песен характерен глубокий лиризм мелодии и высокое качество текста. Помимо темы любви, довоенная музыка также обращалась к теме истории, любви к своему краю и своей стране.

После Женевских соглашений 1954 г. Вьетнам до 1975 г. был разделён на две части (ДРВ и РВ). Исполнительское искусство в этих двух частях страны развивалось в двух совершенно разных направлениях.

На Севере (ДРВ) в творчестве многих известных композиторов преобладала «красная музыка», музыка революции. Рядом с ней существовали разные жанры народных песен и лирические песни о любви девушки и юноши или патриотические с восхвалением трудовых будней строителей нового общества.

Во время войны против США получил сильный импульс к развитию национальный музыкальный и разговорный театр. Было организовано множество трупп, в зонах боевых действий во время второй войны Сопротивления рождались театральные постановки под девизом «Звуки песен заглушают взрывы бомб». Было много театральных пьес эпического характера, восхваляющих подвиги, примеры верности долгу, которые были нацелены воодушевить солдат на фронте и их родных в тылу.

Многие молодые вьетнамцы были отправлены в Советский Союз и социалистические страны для получения образования в области театрального, музыкального, танцевального и циркового искусства. Большое влияние на исполнительское искусство оказали выступавшие в Ханое профессиональные музыкальные и танцевальные коллективы из стран Восточной Европы. В 70-х годах ХХ в. на вьетнамской сцене были поставлены классические русские и советские пье-

сы: водевили Чехова, «Кремлевские куранты», «Третья Патетическая» и «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Кавказский меловой круг» Б. Брехта и др. В годы войны российские специалисты помогали Центральному драматическому театру, Театру музыки, танца и драмы в постановке спектаклей, подготовке актёров, художественном руководстве. Большое влияние на вьетнамский театр оказала система Станиславского.

После окончания музыкальных вузов в СССР и странах Восточной Европы композиторы ДРВ сосредоточились на сочинении произведений камерной музыки, требующих от исполнителя хороших вокальных данных и техники владения голосом. Появились произведения для симфонического оркестра, мюзиклы западного стиля. Также активно развивалась преподавательская, исследовательская и критическая деятельность. Это был очень продуктивный период, значительно поднявший творческий и исполнительский уровень музыкантов Северного Вьетнама. Одновременно с поп-музыкой развивалось хоровое пение, исполнялись оратории, ставились музыкальные спектакли и т. д. Поощрялось сочинение симфонической музыки, балетов, опер, камерных произведений. Благодаря исполнению творений европейских и вьетнамских композиторов популярность классической и камерной музыки росла.

На Юге (РВ) в плане творчества было больше свободы и разнообразия. Одновременно существовала музыка многих жанров: довоенная, «жёлтая», лирическая, молодёжная, уличная, антивоенная и др. У всех этих жанров были свои армии поклонников и свои исполнители, а репертуар в каждом жанре был очень обширным.

Довоенную музыку продолжали сочинять композиторы, переехавшие на Юг с Севера: её исполняли такие известные певцы, как Тхай Тхань, Кхань Ли, Ле Тху. «Жёлтая музыка» композиторов Хоанг Тхи Тхо, Чан Тхиен Тханя, Лам Фыонга звучала в интерпретации Зюи Кха-ня, Те Линя, Тхань Туен, Зяо Линь и др. В отличие от «жёлтой музыки» с её грустными мелодиями и двумя основными темами — любовь и война — или от предвоенной музыки, часто использующей образы осени и дождя для выражения чувств лирического героя, более молодые композиторы сочиняли лирические песни, в которых чувства выражались открыто. Это такие авторы, как Ву Тхань Ан с «Песнями без названия», Ле Уйен Фыонг, Нго Тхюи Миен, Ты Конг Фунг с песнями о любви, которые пользовались большой популярностью у молодёжи.

Европейская и американская культура активно проникала на Юг, что привело к формированию молодёжной музыки (предшественницы

современной V-pop), которую представляло много молодых певцов, композиторов и групп. В конце 1950-х годов на Юге начал звучать европейский и американский рок-н-ролл. Кумирами сайгонской молодёжи становились многие известные американские, английские и французские исполнители. Исполнением песен на английском и французском языках прославились молодёжные группы: C.B.C., The Dreamers, The Spotlights и певцы Элвис Фыонг, Полин Нгок, Джули Куанг, Кэрол Ким и др. С 1968 г. появляется всё больше и больше американских ночных клубов, в которых приветствовалось исполнение американских и европейских песен с вьетнамскими словами. В 1971 г. в Сайгоне прошёл первый фестиваль молодёжной музыки, за которым последовали другие фестивали.

С расширением военных действий появилась антивоенная музыка, самым ярким представителем которой был композитор Чинь Конг Шон. Антивоенная музыка выражала ненависть к войне, стремление к миру и изображала страдающий от войны Вьетнам.

С 1966 г. зародилось движение уличной музыки (du ca). Она включала много разных жанров: песни молодёжные, детские, бытовые, познавательные, исторические, народные, песни о любви и патриотические песни. Это движение объединяло многих именитых и молодых композиторов, пропагандировало культуру и искусство, вселяло в молодёжь веру и надежду на лучшее будущее.

Разница между музыкой Севера и Юга в этот период заключалась в том, что на Севере песни звучали только по радио и в выступлениях ансамблей, а на Юге в это время существовал оживлённый музыкальный рынок. Песни транслировались по радио и телевидению, исполнялись на дискотеках, в кафе-чайных и на музыкальных фестивалях. Фирмы San ca, Traang San, Nha ca, Nhac tre, Shotguns, Song nhac регулярно выпускали плёнки и пластинки. Известные композиторы были очень состоятельными людьми благодаря доходам от продажи пленок и сборников. Кафе-чайные и дискотеки в тот период были самыми популярных местами, где звучала сайгонская музыка. Чайные «Розовая ночь», «Королева-пчела» и др. стали излюбленными местами многих меломанов.

• Период национального воссоединения, разностороннее знакомство с мировым исполнительским искусством (с 1975 г. по настоящее время)

До обновления в обстановке проведения в СРВ культурной революции, преобразования промышленности и торговли и земельной реформы исполнительское искусство пережило множество взлётов и падений. «Жёлтая музыка» была полностью запрещена как не соот-

ветствующая политической линии. Многим вьетнамским певцам и композиторам пришлось уехать за границу. Исполнение ряда довоенных и лирических песен было ограничено. Исполнение же революционных песен поощрялось, особенно воспевавших партию, вождей, славные подвиги, любовь к родине, супружескую верность, коллективный труд. Активно создавались музыкальные школы, школы культуры и искусства, но в них преподавалась только классическая камерная и пропагандистская музыка. Из полупрофессиональных танцевально-песенных ансамблей, драматических и оперных трупп постепенно рождался профессиональный театр. Отличительной чертой сценического искусства периода 1975—1986 гг. стали эпические произведения на военную тематику, которые ставились наряду с пьесами о жизни современного общества. Многие деятели литературы и искусства, имевшие возможность учиться и обмениваться опытом в Советском Союзе и странах Восточной Европы, привозили «зеленую музыку», привнося лирические и романтические краски в революционные произведения.

Начав политику обновления («дой мой»), Коммунистическая партия Вьетнама взяла курс на обновление мышления, устранение дотацион-но-распределительной системы, раскрепощения культуры и искусства. На Юге продолжала развиваться лирическая музыка (также известная как музыка Болеро, романтическая музыка). Благодаря музыкальной премии «Зелёная волна», организованной Народным радио Хошимина в 1996 г., зародилось молодёжное музыкальное направление, принёсшее ряд успешных песен и открывшее имена молодых певцов в обоих регионах, таких как Ми Линь (рис. 3), Хонг Нюнг, Тхань Лам, Дык Туан, Тху Фыонг, Ле Куен, Куанг Линь, Ми Там, Дан Чыонг, Куанг Зунг, Дам Винь Хынг и др. Было создано множество записывающих центров: Ben Thanh AV, Sai Gon Audio, Kim Loi Studio, Trung Duang AV и др.

С 2005 г. существует название V-pop, но произведения, композиторы и певцы, получившие высокую оценку слушателей, в этом жанре появились не сразу. Всего около пяти лет назад в V-pop стали известны такие имена, как Шон Тунг M^P, Jack и K-ICM. К настоящему времени молодёжная музыка популярна во всем Вьетнаме. На YouTube такие песни, как Потеря (Lac tro i), Отдай мне (Hay trao cho anh), Убегай (Chay ngay di) (Шон Тунг M^P), Чья-то жена (Va nguai ta) (Фан Мань Куинь), Бонг-бонг банг-банг (Bong bong bang bang) (365daband) и др., набрали более 100 млн просмотров. Кроме того, активно развивается современная народная музыка. Несколько вьетнамских певцов устремились на мировой музыкальный рынок и до-

Рис. 3. Певица Ми Линь.

Источник: URL: https://nguoi-noi-tieng.com/tieu-su/tieu-su-diva-my-linh-50735

бились там определённых успехов. Благодаря политике обновления и открытости многие композиторы и певцы вернулись из-за границы на родину и вносят свой вклад в развитие современного вьетнамского исполнительского искусства.

В целом некоторые области исполнительского искусства во Вьетнаме сегодня идут в ногу с мировыми тенденциями, представляя множество новых стилей и жанров, создавая динамичный рынок искусства. Современное исполнительское искусство во Вьетнаме включает в себя элементы азиатской, европейской, даже американской и африканской культуры благодаря расширению сотрудничества с артистами со всего мира, сохраняя при этом отличительные черты уникальный вьетнамской культуры.

Состояние вьетнамского исполнительского искусства сегодня

• Традиционные виды исполнительского искусства

Традиционное исполнительское искусство во Вьетнаме включает национальные формы музыкального театра, такие как туонг, тео, театр кукол на воде и др. Кроме того, существуют переходные театральные формы, такие как кайлыонг, опера Хюэ, опера юга Чунгбо, народ-

ная опера Нгетиня и др. Примерно за 100 последних лет в результате контактов с западной культурой сформировались новые формы музыкального театра. Кроме того, необходимо упомянуть театральное искусство малочисленных народов: театры рбам и куке кхмеров Нам-бо, театр чамов, китайский театр и др. Народное исполнительское искусство также очень богато и разнообразно в жанровом отношении: народные песни куанхо Бакниня, народные песни визям Нгетиня, донкайтайты, придворная музыка няняк, гонги Тэйнгуена и др.

Сегмент профессионального исполнительского искусства в основном сохраняется за счет профессиональных артистов этнических музыкальных и танцевальных коллективов, исследовательских институтов, отделений традиционной музыки в консерваториях, Музыкальной академии и т. д. До периода обновления театры туонг, тео, кайлыонг, национальная опера, традиционные музыкальные и танцевальные коллективы в основном жили на государственные субсидии.

После перехода Вьетнама к рыночной экономике традиционные театры были вынуждены постепенно переходить на самоокупаемость и столкнулись со многими трудностями и проблемами. Хотя правительство СРВ выступает за сохранение и продвижение национальной культурной самобытности, обеспечить её является чрезвычайно сложно, поскольку аудитория сокращается, ряды сценаристов редеют, создавать новые программы дорого. Артистам, даже народным и заслуженным, очень трудно обеспечивать себя только благодаря своей профессии, они вынуждены заниматься «левым» приработком, чтобы поддержать необходимый уровень жизни. Школам культуры и искусств становится всё труднее набирать студентов на специальность «традиционные искусства», так как выпускникам сложно найти работу после окончания учёбы. Преподавательский состав всё реже пополняется людьми, обладающими опытом, энтузиазмом и любовью к профессии. Исключение составляет театр кукол на воде, который благодаря своей уникальности всё ещё хорошо развит, обслуживает иностранных туристов и выступает за рубежом.

Что касается народного исполнительского искусства, традиционные формы ещё сохраняются в обществе благодаря усилиям мастеров. Однако ряды исполнителей сокращаются. Артисты, которых считают «живыми сокровищами нации», имеют преклонный возраст, уходят один за другим, унося с собой драгоценный капитал, накопленный веками. Речь идёт о таких людях, как Ха Тхи Кау, Куать Тхи Хо и др. Сокровища традиционной музыки и театра стоят перед опасностью исчезновения.

Виды современного исполнительского искусства

После обновления и открытия страны развиваются и процветают виды профессионального искусства иностранного происхождения, такие как драматический театр, балет, мюзикл, цирк, эстрадный танец, современный танец. Драматический театр развивает драму, трагедию и особенно комедию. Ежегодно рождаются сотни произведений разных театральных жанров. В рыночной экономике многие художественные организации сумели преодолеть трудности и выжить. Некоторые театры постоянно зажигают огни, такие как Молодёжный театр, театр 5B Во Ван Тан, театр EDICAF и др. На вьетнамской сцене ставятся многие пьесы классиков мирового театра (рис. 4).

В настоящее время подавляющую долю рынка занимает музыка. Никогда раньше вьетнамская музыкальная сцена не развивалась так бурно, а известные певцы и композиторы не имели таких доходов. Если в прошлом пропагандировалась революционная музыка, то современная жизнь требует новой музыки, соответствующей сложному и многогранному внутреннему миру современного человека. Поэтому сочинением, исполнением и распространением песен занимаются

Рис. 4. Пьеса Г. Ибсена «Привидения» на сцене Большого театра г. Хошимина. Источник: URL: https://doanhnhansaigon.vn/rap-phim-san-khau/ghosts-vo-kich-chin h-phuc-khan-gia-tp-hcm-1100838.html

люди всех возрастов — от детей, школьников, студентов до пожилых людей, в городах и сельской местности. Можно сказать, что в наши дни во Вьетнаме появилась демократическая, равноправная музыкальная сцена.

Только хорошо подготовленные певцы и композиторы могут удовлетворить возрастающие требования публики. Новые имена открываются во время конкурсов, таких как Место встречи завтрашних звёзд, Вьетнамская песня, Вьетнамский идол, Вьетнамские таланты, Голос, Голос Дети, Покорение вершины, Кто первый? и т. д. Вьетнамское исполнительское искусство также пытается преодолеть государственные границы. Некоторые певцы начали покорять зарубежную публику. В настоящее время ряды артистов растут день ото дня, в том числе сотни человек удостоены званий народных и заслуженных артистов. Театральные и киновузы, музыкальные институты, консерватории, школы культуры и искусства повышают качество образования, внося свой вклад в подготовку артистов нового поколения.

Однако в современном исполнительском искусстве Вьетнама немало слабостей, противоречий и поддельных ценностей. Искусство становится ареной злоупотреблений, коммерциализации — особенно в области рекламы, — карьеризма, преступных схем зарабатывания денег. Распространение «любительства» в музыке происходит тревожными темпами. Возникает много острых проблем: плагиат, пение

«под фанеру», манипуляции с технологиями подготовки «звезд», ма-

7

хинации, пошлость и непристойность в песнях .

Проблемы в исполнительском искусстве Вьетнама сегодня

• Проблема перехода от дотационно-распределительного механизма к механизму самоокупаемости в рыночной экономике

В прошлом область культуры и искусства в основном жила за счёт распределения государственных дотаций. Установка на самостоятельность, социализацию культуры и искусства сейчас заставляет театры и художественные организации активно искать новые способы выживания. Формируется растущий художественный рынок, одновременно идет процесс сокращения количества ансамблей песни и танца. В области театрального искусства работают частные компании и предприятия (театр Фунюан, театр Тёлон артиста Хонг Вана, Театр Минь Ни, Чинь Ким Ти, Хоай Линь, Хоанг Тхай Тханя и др.).

Кроме того, многие государственные театры быстро трансформировались и адаптировались к рыночным механизмам, например Мо-

лодёжный театр, Театр кукол на воде Тханглонг, Вьетнамский театр современного искусства, Вьетнамский театр песни, танца и музыки и др. Конкуренция и сотрудничество этих двух театральных направлений стали фактором, способствующим развитию вьетнамского театра. По законам культурного рынка конкуренция необходима, но она будет смертельна для традиционных форм театра, таких как туонг, тео, кайлыонг и др.

Остро встал вопрос, как обеспечить баланс идеологического содержания, художественной ценности и экономических целей. Рыночная экономика и механизм самоокупаемости вызывают необходимость решения проблемы отношений между искусством и экономикой, между гуманистической и экономической целью искусства. Появляются очень популярные произведения и постановки, приносящие хорошую выручку, но имеющие невысокое идейное и художественное содержание. Бывает наоборот — произведения высокой идейно-художественной ценности не привлекают внимания публики или не достигают поставленных экономических целей.

В эпоху глобализации и международной интеграции проблема национальной идентичности стоит как никогда остро. Традиционная музыка и театр — это области, где наиболее ярко проявляются национальные культурные особенности. Поэтому решение проблемы сохранения национально-культурной идентичности в процессе международной интеграции является насущной необходимостью. Кроме того, актуальным является вопрос о приобщении к культуре человечества для обновления, развития и обогащения национальной культуры. Вьетнаму необходимо и дальше продвигать уникальные ценности национального исполнительского искусства в мире и поднять позиции вьетнамской культуры и искусства на международных площадках.

• Подготовка кадров в области исполнительского искусства

В условиях современной рыночной экономики и международной интеграции появился класс профессиональных людей, обладающих бизнес-навыками в области искусства, умением осуществлять маркетинг и рекламу художественной продукции. Однако остается актуальной проблема подготовки сценаристов, режиссёров, композиторов, певцов, актёров, критиков, теоретиков и т. д. с высоким профессиональным уровнем. В настоящее время вьетнамскому театру не хватает масштабных сценариев, профессиональных авторов и режиссёров в каждом виде искусства, не хватает «звёзд», талантливых театральных актеров — всего того, что привлекает внимание зрительской аудитории. В учреждениях искусства обязанности главного режиссёра часто

возлагаются на директора и руководителя труппы. Институты культуры и искусства не ориентированы на подготовку художественных руководителей. Поэтому спектакли и программы зачастую скучны и бедны по содержанию, а уровень исполнения не отвечает возрастающим запросам публики. Сейчас в государственных театрах работает более пяти тыс. актёров, но талантливой молодёжи очень не хватает.

• Проблема авторских прав

Авторское право во Вьетнаме сегодня является болезненной проблемой. Довольно распространён плагиат, симуляция идей и пиратство. Неконтролируемая печать пиратских дисков затрагивает интересы композиторов, продюсеров и певцов и препятствует здоровому развитию рынка искусства.

Как член Всемирной организации по авторскому праву (ВОИС) Вьетнам не может свободно использовать иностранные песни c вьетнамскими текстами: государство должно защищать авторские права и правообладателей произведений, и отечественных авторов. Во Вьетнаме уже есть Центр защиты авторских прав на музыку, однако сфера его контроля довольно ограничена.

• Проблема государственной охраны традиционного исполнительского искусства

Опыт многих стран показывает, что государство должно проводить определенную политику для защиты традиционного искусства, например японские власти спонсируют театр Но, китайское государство спонсирует китайскую оперу. Поэтому для таких видов национального музыкального театра, как туонг, тео, кайлыонг или различных жанров народных песен, танцев, народной музыки, вьетнамское государство должно разработать специальную политику поддержки, которая не позволит этим видам искусства пуститься «в свободное плавание» в механизме рыночной экономики.

В настоящее время, проводя политику «самоокупаемости» и «социализации» культуры и искусства, некоторые регионы произвольно объединили театры туонга, тео и кайлыонга в один или объединили их с современными театрами песни, танца и музыки для оптимизации аппарата, централизации управления. Однако это механическое объединение привело к множеству недостатков в управленческой и профессиональной деятельности, к непрозрачности и низкой эффективности работы.

• Проблема художественного воспитания и развития аудитории

В настоящее время возможности художественного образования во вьетнамских школах очень ограничены. Учебные заведения в ос-

новном уделяют внимание получению знаний, профессиональной подготовке школьников и студентов, но не уделяют внимания ознакомлению их с искусством. Поэтому уровень знаний вьетнамцев о национальной и мировой музыке и театре в целом низок. Художественному образованию с юных лет должно уделяться большое внимание, также необходимо повысить уровень обучения и переподготовки в профессиональных и специализированных школах.

Следует обращаться к международному опыту в развитии аудитории, активизировать внедрение и популяризацию исполнительского искусства, особенно его традиционных видов, на радио и телевидении, использовать преимущества новых СМИ в эпоху Интернета.

Заключение

Исполнительское искусство играет важную роль в удовлетворении потребностей восприятия культуры публикой, в то же время — это важный инструмент воспитания эстетических вкусов, совершенствования личности человека.

Прожив долгое время в рамках дотационно-распределительной системы, вьетнамское исполнительское искусство сегодня сталкивается с множеством трудностей и проблем, пытаясь выжить в условиях рыночной экономики и конкуренции в процессе международной интеграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если современные формы исполнительского искусства, особенно музыкальные представления, хорошо развиваются в новых условиях, то традиционные его формы чувствуют себя очень неустойчиво. Отсутствие зрителей в традиционных театрах по всей стране является показателем слабости как самих театров, так и поддерживающей их политики государства.

Поэтому очень важно обратить внимание на деятельность консультативных и планирующих органов в области культуры, а также на усилия театров и художественных организаций, направленных на то, чтобы вьетнамское исполнительское искусство могло обеспечить гармонию между традициями и современностью, национальным и интернациональным, преемственностью и развитием, культурой и экономикой, сохранять идентичность и интегрироваться, а также соответствовать требованиям устойчивого развития страны.

Перевод Е. Никулиной

Примечания

1 Lich sù và dac diêm nghê hat Chèo Viêt Nam. URL: https://sankhau.com.vn/

news/lich-su-va-dac-diem-nghe-hat-cheo-viet-nam.aspx (дата обращения: 02.10.2020).

2

Nguyên Quang Ngoc. Tiên trinh Lich sù Viêt Nam. Chuang III — Viêt Nam tù giöa thê ky X dên cuoi thê ky XIV. Hà Nôi: Nxb Giao duc, 2006. Tr. 66—70.

3 Hat Bôi // Thê giói Tu do. Tap X, so 8. Sài Gôn: Sà Thông tin Hoa Ky, 1961. Tr. 25.

4 Trän Xuân Sinh. Viêt sù Ky yêu. Nxb Hài Phóng, 2004. Tr. 470.

5 Nha nhac cung dinh Huê. URL: https://www.vyctravel.com/tin-tuc/tin-tuc/nha-nhac-cung-dinh-hue-di-san-van-hoa-phi-vat-the.html (дата обращения: 02.10.2020).

6 Nguài ca sí dâu tiên cùa tân nhac. URL: https://nld.com.vn/van-hoa-van-nghe/ nguoi-ca-si-dau-tien-cua-tan-nhac-110830.htm, 12.02.2005.

7 Tu Thi Loan. Công nghê mai tac dông dên viêc càm thu và sang tao van hóa cùa giói tré // Tap chí Van hóa Nghê thuat. So 7 (421). 2019. Tr. 55.

Библиографический список

Hat Bôi [Небрежное пение] // Thê giói Tu do. Tap X, sô 8. Sài Gón: Só Thông tin Hoa Ky, 1961.

Lich sù và dac diêm nghê hat Chèo Viêt Nam [История и особенности певческого искусства тео]. URL: https://sankhau.com.vn/news/lich-su-va-dac-diem-nghe-hat-ch eo-viet-nam.aspx (дата обращения: 02.10.2020).

Nguài ca sí dâu tiên cùa tân nhac [Первый исполнитель новой музыки]. URL: https://nld.com.vn/van-hoa-van-nghe/nguoi-ca-si-dau-tien-cua-tan-nhac-110830.htm, 12.02.2005.

Nguyên Quang Ngoc. Tiên trinh Lich sù Viêt Nam. Chuang III — Viêt Nam tù giöa thê ky X dên cuôi thê ky XIV [Нгуен Куанг Нгок. Вьетнамский исторический процесс, гл. III — Вьетнам с сер. X в. до конца XIV в.]. Hà Nôi: Nxb Giao duc, 2006.

Nhä nhac cung dinh Huê [Придворная музыка Хюэ]. URL: https://www.vyctra vel.com/tin-tuc/tin-tuc/nha-nhac-cung-dinh-hue-di-san-van-hoa-phi-vat-the.html (дата обращения: 02.10.2020).

Trän Xuân Sinh. Viêt sù Ky yêu [Чан Суан Шинь. Ежегодник вьетнамской истории]. Nxb Hài Phóng, 2004.

Tu Thi Loan. Công nghê mói tac dông dên viêc càm thu và sang tao van hóa cùa giói tré [Ты Тхи Лоан. Новые технологии влияют на восприятие культуры и художественное творчество молодежи] // Tap chí Van hóa Nghê thuat. Sô 7 (421)/ 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.