Научная статья на тему 'Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа'

Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА / CULTURE / PERFORMANCE / PERFORMING ACTIVITY / PERFORMING CULTURE / PERFORMING CULTURE OF A FUTURE BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юферев Сергей Сергеевич

В статье рассматривается содержание таких понятий, как «культура», «исполнительность» и «исполнительская деятельность», что необходимо для экспликации понятия «исполнительская культура будущего бакалавра». На основании проведенного теоретического анализа исполнительская культура будущего бакалавра определяется как культура обучающегося, который проявляет готовность положительно воспринимать поручения, осмысливать пути их выполнения, творчески осуществлять конкретные действия по их реализации и отвечать за их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING CULTURE OF A FUTURE BACHELOR AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article deals with the content of such concepts as «culture», «performance» and «performing activity », which are important for explication of the concept of «performing culture of a future bachelor ». On the basis of the conducted theoretical analysis a future bachelor's performing culture is determined as culture of a student who displays readiness to perceive instructions in a positive way, comprehend the ways to implement them, do the certain actions creatively to realize them and be responsible for their results.

Текст научной работы на тему «Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА КАК ПРЕДМЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

PERFORMING CULTURE OF A FUTURE BACHELOR AS A SUBJECT

OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS

C.C. Юферев

S.S. Yuferev

Культура, исполнительность, исполнительская деятельность, исполнительская культура, исполнительская культура будущего бакалавра. В статье рассматривается содержание таких понятий, как «культура», «исполнительность» и «исполнительская деятельность», что необходимо для экспликации понятия «исполнительская культура будущего бакалавра». На основании проведенного теоретического анализа исполнительская культура будущего бакалавра определяется как культура обучающегося, который проявляет готовность положительно воспринимать поручения, осмысливать пути их выполнения, творчески осуществлять конкретные действия по их реализации и отвечать за их результаты.

Culture, performance, performing activity, performing culture, performing culture of a future bachelor.

The article deals with the content of such concepts as «culture», «performance» and «performing activity», which are important for explication of the concept of «performing culture of a future bachelor». On the basis of the conducted theoretical analysis a future bachelor's performing culture is determined as culture of a student who displays readiness to perceive instructions in a positive way, comprehend the ways to implement them, do the certain actions creatively to realize them and be responsible for their results.

Анализ научной литературы на предмет изучения проблемы формирования у будущего бакалавра исполнительской культуры показал, что в психолого-педагогической литературе не представлено однозначной трактовки данного понятия. В статье проанализированы научные идеи, которые позволяют эксплицировать данное понятие применительно к проблеме ориентирования будущего бакалавра на исполнительскую культуру в образовательном процессе вуза.

Ключевое понятие «культура» имеет множество интерпретаций, связанных с предметной областью ее изучения, соотносящихся с различными уровнями и формами реальности. При этом ученые единогласны в том, что свести все определения культуры, которые давались исследователями данного феномена на протяжении долгого времени, представляется невозможным. В самой уни-

версальной и широкой дефиниции под культурой понимается все, что создано в результате человеческой деятельности (концентрированный, организованный опыт человечества) и охватывает материальные аспекты и духовные параметры жизни, человеческое поведение и другое [Зорина, Чи-жакова, 2014, с. 80]. Так, например, B.C. Безрукова считает, что «культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества [Безрукова, 2000, с. 138]. Л.Н. Коган утверждает, что культура - концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и уча ствовать в его умножении [Коган, 1983, с. 43].

Для того чтобы определить сущность и содержание исследуемого понятия, необходимо

более подробно проанализировать родственные понятия. В научной литературе определяются и характеризуются различные виды культур, такие, например, как организационная, духовная, корпоративная, античная, нравственная, профессиональная, лидерская и другие. Анализ литературы на предмет исполнительской культуры показал, что признаки той или иной культуры всякий раз выделяются в зависимости от ее конкретных функций. Применительно к исполнительской культуре будущего бакалавра культура рассматривается как социальное явление, связанное с поиском новых сторон в предмете (исполнительность). В этом выражается ее познавательно-эвристическая функция.

Известно, что культура является превосходным транслятором богатейшего опыта, накопленного человечеством. В этом смысле исполнительская культура как родовидовое понятие обладает аналогичной функцией -трансляции. Она избирательно сохраняет и преумножает опыт исполнительской деятельности.

В научной литературе подчеркивается, что культура является «хранительницей» ценностей, идей, идеалов, образов и другого. Это означает, что аксиологическая функция исполнительской культуры связана с реализацией идеально-ценностных целей исполнительской деятельности.

Практическая, регулятивная, креативная функции являются очевидными, когда говорим о качественном проявлении исполнительской культуры, поскольку именно в исполнительской деятельности происходят преобразование, реконструкция действительности в соответствии с общественными и личными потребностями.

Благодаря коммуникативной функции исполнительская культура предполагает обмен мнениями, настроением, социальным опытом и результатами деятельности. При этом происходит самореализация личности как ответственного исполнителя.

Представленный функциональный анализ позволяет понять, что движет людьми в процессе деятельности, характеризуемой как исполнительская. Однако для того чтобы выявить сущность и охарактеризовать содержание понятия «испол-

нительская культура», необходимо провести анализ таких ключевых понятий, как «исполнительность», «исполнительская деятельность».

Вышепредставленный анализ понятия «культура» показывает, что культура отражает непростую систему, элементы в которой имеют множественную, взаимосвязанную систему, которая может быть структурирована по различным основаниям. В нашем исследовании речь идет об исполнительской культуре будущего бакалавра, что определяет педагогический смысл научного анализа исследуемого феномена.

Обратимся к понятию «исполнительность», которое отражено в научных трудах таких ученных, как О.С. Анисимов, B.C. Безрукова, И.А. Галкина, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Пряде-ин, В.Ф. Сафин, В.В. Скворцов, Е.П. Шелепов и других. При этом наиболее часто «исполнительность» описывается как элемент организационной культуры, поскольку является одной из важных и значимых характеристик репутации или престижа любой организации. Исполнительность рассматривается как система или совокупность методов по реализации исполнительских решений, принятых руководителями или коллегиальным органом управления, а также самоуправления и доведённых до исполнения в форме приказов, распоряжений, указаний, поручений, просьб.

С.Л. Рубинштейн считает, что исполнительность часто понимается как свойство личности, определяющее действия и деятельность, поступки и поведение, совершаемые по требованию отдельного человека или группы исполнителей. В исполнительности главное - совершить исполнительское действие, которое предусматривает функции исполнителя, как сделать, совершить, выполнить что-либо соответственно предписаниям, указаниям и просьбам [Сафин, 2004, с. 56].

Понятию «исполнительность» особое внимание в своих научных трудах уделяет В.Ф Сафин, предложивший четыре уровня исполнительности, которые рассмотрим более подробно. Уровень исполнительности как вынужденно-принужденная исполнительность, характеризуется тем, что данный уровень проявляется в беспрекословном подчинении всякого рода

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[217]

S

X

н

U

м

просьбам и распоряжениям, что не скажешь о комфортном уровне исполнительности, при котором проявляется его полное подчинение распоряжениям и указаниям, когда осознаваемый мотив исполнителя находится вне исполняемой деятельности. Волевая исполнительность присуща исполнителю, в результате чего осознается исполнителем как общественная необходимость в деятельности по исполнению, в которую он вовлечен, в подавлении своих потребностей и целей. Ответственная исполнительность проявляется в результате осознания своего долга, обязанностей, переходящих в «надо», выступает определенным условием самореализации исполнителя и совпадает с общественными целями и задачами.

А.Л. Журавлев обращает особое внимание на типы исполнителей. Опишем данные типы, такие как творческий, сверхнормативный, нормативный, пассивный, преобразующий, низконормативный и уклоняющейся. Творческий тип исполнителя: относятся исполнители, для которых творчество, создание нового является характерным. Творческий тип склонен к позитивной оценке со стороны руководителя, при этом работа должна быть поощряема и замечена. Сверхнормативный исполнитель - тип, который характеризуется превышением выполнения нормы по исполнению во времени, при этом необязательно с проявлением креативных признаков. Нормативный исполнитель-очень надежный, организованный и компетентный исполнитель, но не творческий. Для этого исполнителя метод воздействия - четкое создание нормы, правил и формулирование задач. Пассивный исполнитель может выполнять задачи и просьбы, но не проявляет самостоятельности. Постоянно обращается к руководителю за помощью по уточнению задания, за промежуточным контролем и подтверждением правильности. Преобразующий тип исполнителя - это такой тип исполнителя, который преобразует, трансформирует содержание указаний руководителя, делает все по-своему, не то и не так, как от него ожидает руководитель. Низкомотивированный исполнитель -характерны низкая активность, неудовлетворенность работой, нежелание нормативно работать.

Необходимо постоянно заинтересовывать, мотивировать. Уклоняющийся исполнитель - исполнитель, у которого вся энергия направлена на уклонение от выполнения прямых поставленных задач и поручений [Журавлев, 2006, с. 136,137,138].

Исполнительность рассматривается В.П. Пряденным как подчинение субъекта требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач, целей и понимается как способность субъекта преодолевать внешние и внутренние препятствия и трудности в деятельности и жизнедеятельности на пути к достижению самостоятельно поставленных целей [Пряде-ин, 2012а, с.40, 41]. Иными словами, исполнителю цель задается извне, а сам процесс реализации исполнительного действия зачастую является основной целью для достижения поставленной цели, задачи или поручения. В связи с этим следует говорить об отношении исполнителя к данной цели и тех мотивах, которые им движут в процессе решения поставленных задач. Исполнитель не имеет права выбора и принятия решения о начале исполнительного действия. В этом смысле исполнительное действие изначально экстернально по своей природе [Прядеин, 20126, с. 32]. Можно отметить, что исполнитель также может нести ответственность. При этом оценка ответственности осуществляется в виде поощрения либо наказания за качество выполняемого действия и за конечный результат перед лицом, давшим это поручение или задание, но не отвечает за деятельность в целом.

При постоянном выполнении различных исполнительских функций у субъекта вырабатывается соответствующее качество и закрепляется в числе доминантных качеств его личности. Исполнитель некритично воспринимает окружающую действительность и, не обсуждая правильность отдаваемых ему распоряжений, слепо выполняет приказы и поручения. Если при этом ему регулярно удается успешно решать поставленные руководством задачи, то он приобретает репутацию «ответственного исполнителя». При этом без внимания остается тот факт, что для исполнителя, который выполняет задание, поручения или свои обязанности, может быть важным такой аргумент,

как результат качественного исполнения, чтобы не подвести коллектив и получить поощрение.

В целом аналитический обзор научной литературы позволяет считать, что «исполнитель» -это человек, способный точно воспринимать поручения, осмысливать пути их выполнения и творчески осуществлять конкретные действия по их реализации и отвечать за их результат.

Понятие «исполнительская деятельность» необходимо уточнить, оно отражено в понятийном аппарате ряда ученных по исследуемой проблеме (О.С. Анисимов, И.П. Волков, М.А. Дилова, А.Л. Емельянов, А.И. Ермохин, А.Л. Журавлев, Н.С. Пряжников, Л.Д. Столяренко, О.В. Филатова, М.С. Шапошников, Е.П. Шелепов и другие).

Рассматривая суть исполнительской деятельности, приходим к выводу, что смысл данного понятия подразумевает осуществление деятельности. При этом необходимо точно выполнять поставленные задачи и быть готовым отвечать за результаты их реализации. Достаточно часто исполнительская деятельность рассматривается как основная характеристика управленческого взаимодействия с руководителем или как самостоятельный вид деятельности. Учет вышепредстав-ленных положений позволяет исследовать исполнительскую деятельность в различных смыслах, где в первом случае подчеркивается изначальная заданность целей и задач, средств и методов этой деятельности, а во втором - исполнительская деятельность рассматривается как процесс реализации исполнителем управленческих решений, результат которого в значительной степени зависит от его индивидуальных характеристик и условий деятельности.

А.Л. Журавлев пишет, что исполнительская деятельность проявляется как совокупность приемов и методов реализации управленческих решений, доведенных до субъекта-исполнителя в форме приказов, указаний, поручений и просьб [Журавлев, 2006, с. 146]. Исполнительская деятельность, по мнению М.С. Шапошникова, - совокупность действий и операций в процессе взаимодействия руководителя и исполнителя, направленных на выполнение поставленных задач, приказов и распоряжений, опосредованных

индивидуально-психологическими характеристиками подчиненных, их отношением к поставленным задачам, принятием общей цели как мотива к действию [Шапошников, 2009, с.14].

В целом проведенный анализ понятий «культура», «исполнительность», «исполнительская деятельность» позволяет выявить сущность и содержание понятия «исполнительская культура» и эксплицировать его следующим образом: исполнительская культура будущего бакалавра - это культура обучающегося, который проявляет готовность положительно воспринимать поручения, осмысливать пути их выполнения, творчески осуществлять конкретные действия по их реализации и отвечать за их результаты.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: Дом учителя, 2000. 937 с.

2. Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности в трудовом коллективе // Знание. Умение. Понимание. МГУ. 2006. № 2. С. 136-149.

3. Зорина В.В, Чижакова Г.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 80-82.

4. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1983.

5. Прядеин В.П. Исполнительность, мотивация, стиль реагирования // Психология личности в России и за Рубежом. 2012а. № 6. С. 40-43.

6. Прядеин В.П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 20126. № 1. С. 32-45.

7. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: монография. Уфа, 2004. 258 с.

8. Шапошников М.С. Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву // автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. С. 14.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.