Научная статья на тему 'Исполнительская интерпретация фортепианного произведения "этюд-картина" композитора Акмаля Сафарова'

Исполнительская интерпретация фортепианного произведения "этюд-картина" композитора Акмаля Сафарова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ЭТЮД / РИТМ / ЖАНР / ПАССАЖИ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ФОРТЕПИАНО / COMPOSER / PERFORMER / ETUDE / RHYTHM / GENRE / PASSAGES / PRODUCT / PIANOFORTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якубова Мубoрак Султановна

Этюд играет важную роль в фортепианном исполнительстве. Этот жанр развивался в течение нескольких веков. Значительным этапом в формировании и развитии исполнительской техники пианистов, стали этюды созданные Карлом Черни. Формирование и развитие композиторской школы в Узбекистане повлияло на дальнейшее развитие этого жанра. В этюдах появляется новый стиль письма, свободная интерпритация, можно также встретить трансформацию жанра. В этом плане очень интересны этюды молодого композитора Акмаля Сафарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE INTERPRETATION PIANOFORTE PRODUCT “ETUD-PICTURE” OF COMPOSER AKMAL SAFAROV

Etude plays the important role in pianoforte performance. This genre developed in current several ages. The Significant stage in shaping and development performance technology pianist, become etudes created Carl Cherni. Shaping and development composers schools in Uzbekistan has influenced upon the most further development of this genre. The new style letter appears In etude, free interpretation, possible also meet the transformation of the genre. In this plan very interesting etudes of the young composer Akmal Safarov.

Текст научной работы на тему «Исполнительская интерпретация фортепианного произведения "этюд-картина" композитора Акмаля Сафарова»

Список литературы / References

1. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. «Музыка». М., 1980.

2. ГлазуновВ.И. Учебное пособие по дирижированию. Ашхабад. «Магарыф», 1989.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ "ЭТЮД-КАРТИНА" КОМПОЗИТОРА АКМАЛЯ САФАРОВА Якубова М.С. Email: Yakubova17139@scientifictext.ru

Якубова My6opaK Султановна - старший преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: этюд играет важную роль в фортепианном исполнительстве. Этот жанр развивался в течение нескольких веков. Значительным этапом в формировании и развитии исполнительской техники пианистов, стали этюды созданные Карлом Черни. Формирование и развитие композиторской школы в Узбекистане повлияло на дальнейшее развитие этого жанра. В этюдах появляется новый стиль письма, свободная интерпритация, можно также встретить трансформацию жанра. В этом плане очень интересны этюды молодого композитора Акмаля Сафарова.

Ключевые слова: композитор, исполнитель, этюд, ритм, жанр, пассажи, произведение, фортепиано.

PERFORMANCE INTERPRETATION PIANOFORTE PRODUCT "ETUD-PICTURE" OF COMPOSER AKMAL SAFAROV Yakubova M.S.

YakubovaMubarakSultanovna - Senior teacher, PULPIT "GENERAL PIANOFORTE OF", STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: etude plays the important role in pianoforte performance. This genre developed in current several ages. The Significant stage in shaping and development performance technology pianist, become etudes created Carl Cherni.

Shaping and development composers schools in Uzbekistan has influenced upon the most further development of this genre. The new style letter appears In etude, free interpretation, possible also meet the transformation of the genre. In this plan very interesting etudes of the young composer Akmal Safarov.

Keywords: composer, performer, etude, rhythm, genre, passages, product, pianoforte.

УДК 078.1

На протяжении многих лет этот жанр эволюционировался. Раскрывались его новые возможности. Уже в произведениях Ф.Шопена, Ф.Листа, С.Рахманинова и других известных композиторов этюд стал не только технически сложным, но и значительным художественным произведением. Жанр стал не только технически совершенней, но и художественно обогатился. Появилось яркое концертное произведение. В них раскрылась идея романтизма и описывалось конкретное состояние художника. На первый план выходит тенденция от общего к личному, от инструктивности к программности.

В творчестве композиторов Узбекистана жанр этюда можно встретить в первой половине ХХ века. Исполнительская техника и художественное содержание обогатились новыми ритмами и ладами двойственными национальной культуре этого региона. Этюды, созданные композиторами Узбекистана также способствовали повышению технического мастерства и формированию художественного вкуса исполнителя.

Так произведение композитора Бориса Гиенко «Этюд-Токката» , по определению музыковеда В. Головиной, привлекает своим особым видом изложения. «В этом произведении

ритмическое начало узбекских народных танцев переплетается с моторными движениями , свойственные этюду». [1, 167]

Этот тип изложения характерен для этюдов, написанных композиторами в первой половине ХХ века. Его главная задача заключается во внедрении национального колорита в этот жанр и обогащение этюда новыми красками.

Несмотря на свой юный возраст он отличается своим стилем письма, котороый можно заметить в его «Этюд-картине».

Как отмечает В. Бобровский, «в творчестве каждого композитора строение основных принципов темы и формы тесно связано с его музыкальным мышлением» [2, 155]. А. Сафаров свою музыкальную карьеру начал как пианист, что немаловажно сказалось на его композиторском творчестве. Хорошее владение инструментом помогло ему создать технически удобные произведения, такие как "Восточная прелюдия", "Сонатина", "Танец маленькой девочки", "Алла", "Фантазия", "Токката", "Вариации". Непосредственно в произведении «Этюд-картина» он смог наполнить исполнительскую технику иллюстративными чертами и раскрыть её художественно. Импрессионистский подход к сочинению проявляется в ее фактуре,стиле и манере изложения.

В «Этюд-картине» сочетаются трехчастность и вариациозность. Вступительная часть произведения отличается своим сдержанным характером. Если тематический материал изложен в трёхчастной форме, то его повторное фактурное и регистровое изложение говорит о вариациозности. Свойственный узбекской музыке фригийский лад и постоянное модулирование в ми минор раскрывает национальную сторону произведения. В процессе развития при помощи многократной альтерации достигается тональная многокрасочность. Фактурное, ритмическое и гармоническое богатство ставит перед исполнителем ряд задач.

В «Этюд - картине» идея композитора изобразить бурю отражена в несколько этапов. В частности, если вступительная часть произведения начинается в умеренной скорости, ее последующие части показывают усиление и ускорение. Морская безмятежность и дальнейшее её волнение отражается повторным остинато на фоне доминантовых аккордов. Динамические и регистровые контрасты придают ему особую выразительность. Второе предложение вступительной части излогается в темпе Allegro vivace, в сложном размере.

AiidanteJ=80

л » ЛГй £ tiiíee ,

р ¡eggiero fr fi J-«ю- i о.

Allegro vivace #=200

sw..........

(üjiV-Г Г-ГГГГГГ-Г Ib t -ф- m. £ Л.

mp feg alo 4-- __ - 4 "NJ J "]

Вступительная часть требует от исполнителя особого внимания по отношению к органному пункту. Исполнить в совершенстве программное произведение требует свободы аппарата. Для достижения красочного звука нужно максимально использовать динамические контрасты. Также необходимо добиться плавности в исполнении арпеджированных пассажей.

Первая часть основана на звучании темы в трех пластах , два из которых играются правой рукой. Основная тема проходит в верхнем регистре на сильных и относительно сильных долях в арпеджированном изложении. В конце фразы, состоящего из четырех тактов, партию правой руки следует исполнить глубоким звуком, не теряя тематический материал.

Во втором предложении повторение музыкальной темы достигает новых высот. Его последующее повторение отражено в длинных длительностях, оно изобилует богатством украшений и подготавливает кульминацию. Следующее предложение подводит итог первой части произведения, который основан на постепенном нисходящем движении звуков.

Следующие части произведения сочетают в себе различные фактурные изменения. В частности, во второй части мелодия сопровождается форшлагами, а в следующей - мелодии темы повторяются, как бы «напоминая» о себе. Часть, подготавливающая репризу, состоит из пассажей, охватывающие широкий диапазон инструмента, «утверждающих» октав, расположенные на устойчивых ступенях, квартовых последовательностях. Это всё создаёт состояние волнующего моря. Музыкальный материал в динамичной репризе изложен аккордовыми построениями. Финал произведения требует от исполнителя большой силы и энтузиазма.

В произведении не раз встречается полиритмия, продолжение музыкального материала от одной руки к другой, различные виды форшлагов. Так же, на протяжении всего произведения можно заметить секундовые ходы.

При исполнении данного произведения нужно обратить особое внимание на динамику, в частности на f и p, sf, ff, pp. Crescendo и diminuendo являются важным показателем усиления и снижения силы звука каждой новой волны. Смена регистров и их широкий охват играют решающую роль в процессе исполнения динамических движений. Каждая новая идея, новое предложение, логический подход к каждому этапу работы над сочинением обеспечат успех интерпритации.

Композитор не случайно назвал своё произведение «этюдом». Быстрый темп, регулярные арпеджированные рисунки, постоянное движение пассажей определяют технические свойства произведения. Волнообразное изложение музыкальной темы в различных регистрах, ее ритмическое изменение и обогащение новыми созвучиями усиливают изобразительную сторону произведения. Это сочинение служит для повышения технического мастерства молодых исполнителей а также формированию и развитию их художественного мышления.

Список литературы / References

1. Головина В. Фортепианное творчество композиторов Узбекистана. // Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана. Т., 1968.

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Oчерки. Москва. "Музыка" Выпуск 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.