1029-3388
УзденоваА.М.
Исполнительская деятельность студентов: поиск эмпирических векторов
Реформы последних лет, происходящие в современной системе образования, предъявляют всё более высокие требования как к самим образовательным учреждениям, так и к учащимся. Сегодня на рынке труда востребованы высококвалифицированные, творческие, организованные и целеустремлённые работники. Уормативное выполнение служебных обязанностей - это уже недостаточный уровень современного исполнителя, так как современному рынку труда требуются специалисты творческого и сверхнормативного типов исполнительской деятельности, которые по ресурсным критериям наиболее эффективны для предприятия.
Усполнительская деятельность (исполнение) (ИД) определяется А.Л. Журавлёвым как система (совокупность) методов, приёмов и техник реализации управленческих решений, принятых аппаратом управления, руководителями или коллегиальным органом управления (самоуправления) и доведённых до субъекта исполнения в форме приказов, распоряжений, указаний, поручений, просьб и т.д. [2, с. 6]. Ундивидуальный исполнитель, коллектив или отдельные его части рассматриваются учеными как субъект исполнительской деятельности [2, 3].
Узвестно, что У.Л. Журавлёв выделил семь основных свойств исполнительской деятельности. Каждую из семи характеристик он рассматривал и описывал в паре с противоположным свойством: целенаправленность -разбросанность (бесцельность) исполнения, заинтересованность -незаинтересованность, самостоятельность - зависимость, организованность -стихийность исполнения, ответственность-безответственность, компетентность (профессиональность) или некомпетентность (непрофессиональность) исполнения, креативность (творческий характер) - рутинность исполнения. На основе данных характеристик исполнительской деятельности У .Л. Журавлёв даёт типологию исполнительской деятельности и исполнителей: творческий тип, сверхнормативный тип, нормативный, преобразующий, пассивно следующий, низкомотивированный, уклоняющийся [2].
Галкиной У.У. выделены новые типы исполнительской деятельности, сочетание характеристик которых выходило за пределы классификации исполнительской деятельности У.Л. Журавлёва: «тип долженствования», «энтузиаст» [1].
Унализ трудов отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме показал, что в психологии, практически, нет работ, рассматривающих особенности исполнительской деятельности студентов, что проблема реализации ИД учащимися различных образовательных учреждений нуждается в изучении и осмыслении.
Для анализа особенностей исполнительской деятельности студентов высших учебных заведений нами было проведено эмпирическое исследование,
с целью определить типологический состав студенческой выборки и выявить степень выраженности социально-психологических характеристик типов ИД студентов.
Экспериментальную выборку составили 282 студента, обучающихся в КЧГХ в возрасте 18-22 лет.
В результате исследования были получены следующие данные. Более трети выборки, а именно, 38,3% испытуемых, обладают нормативным типом исполнительской деятельности. Это студенты, которые, согласно характеристике типа, достаточно целенаправленны, могут самостоятельно выполнять управленческие распоряжения при определённости условий, способов и сроков исполнения. Уровень организованности и заинтересованности достаточен для реализации решения. Данную группу исполнителей, как в целом, так и для студенческой популяции, в частности, можно считать «стабилизационным фондом» трудового коллектива.
16% респондентов относятся к творческому типу исполнителей. Сверхмотивированный и низконормативный типы исполнителя в данной выборке представлены в равных долях - по 7,5%. А также равными по количественной представленности в данной выборке оказались пассивно-следующий тип и тип «энтузиаст» (по классификации Галкиной И. А.) - 4,3%.
3,2% испытуемых были определены как преобразующий (или независимый) тип исполнителя. Меньше всего в студенческой выборке исполнителей уклоняющегося типа - 1,1%. Тип долженствования не выявлен относительно данного множества результатов.
Однако, в ходе обработки результатов относительно, около 18% респондентов, определение типа исполнительской деятельности по типологии Журавлёва А. Л. - Галкиной И. А. оказалось не возможным в силу несоответствия их профилей уже описанным ранее.
Вероятность существования других типов, не выявленных, а, следовательно, и не входящих в основную систему типов, допускал и сам её автор - А.Л. Журавлёв [2], говоря о влиянии типа организации, особенностей профессиональной деятельности не только на процентную представленность каждого типа в каждом конкретном трудовом коллективе, но и на существование специфических каждой отрасли трудовой деятельности типов.
Мы предполагаем, что учебная деятельность, являясь значимым видом деятельности для студентов, характеризующяяся системой методов, приемов и технологий, направленных на взаимодействие субъектов деятельности и выполнение поставленных педагогом задач, зависящая от индивидуально-психологических свойств обучающегося, и характеризующаяся сдвигом мотива на цель, оказывает существенное влияние на формирование особых типов исполнительской деятельности. Полученные результаты и их количественный и качественный анализ позволили выделить два типообразущих сочетания социально-психологических характеристик исполнительской деятельности студентов 18%. Рассмотрим каждый из них.
I тип - откладывающий (прокрастинирующий) тип исполнительской деятельности, определяется средним уровнем большинства характеристик, а именно, целенаправленности, заинтересованности, самостоятельности, организованности. Ответственность, как характеристика данного типа, может колебаться между средними и низкими значениями. Устойчиво низкую оценку получили студенты данного типа своей компетентности. Креативность представителей типа этого оценивается как средне-низкая. Такой профиль имеют 6,4% респондентов.
При анализе сочетания характеристик профиля по показателям ответственность, креативность выявлена закономерность равности их уровней выраженности. То есть, при низких значениях ответственности низкий показатель креативности, а при средних - средний. Эта закономерность подтверждается и высотой корреляционной связью г =0,8111 при р<0,01.
Примечательно, что значения по характеристикам самостоятельность и целенаправленность «лежат» на нижней границе среднего уровня.
Для испытуемых данной подгруппы (типа) характерно выполнение заданий с большим отставанием во времени, при этом качество реализации довольно низкое, что и находит своё отражение в сомнениях преподавателей, выступивших в роли экспертов в нашем исследовании, относительно наличия у них необходимых знаний, умений и навыков для решения поставленных задач (компетентности). Хотя следует отметить, что низкая компетентность исполнителя - это не показатель низкого уровня интеллектуального развития.
Наличие в исполнительской деятельности у испытуемых этого типа феномена прокрастинации (тенденции к откладыванию необходимой деятельности) находит подтверждение в высоких показателях прокрастинации, вытвленной с помощью опросника С. Lay.
Для определения связи характеристик исполнителтской деятельности и уровня прокрастинации нами был проведён корреляционный анализ (коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона, r.v). В ходе анализа была выявлена значимая зависимость тенденции к откладыванию исполнения (прокрастинации) с её целенаправленностью (r.v= - 0,3240 р<0,01) и уровнем самостоятельности (r.v= -0,2924 р<0,01). Так, систематический перенос исполнения необходимой деятельности, а так же откладывание принятия решения делают, практически, невозможным достижение высокой степени сосредоточенности на реализации задач, содержащихся в управленчестом решении. Сама прокрасгинация реализуется в своём структурированном подтипе, то есть избегание исполнения управленческого решения, оцениваемое исполнителем как значимое, через выполнение массы других дел. Благодаря полной загруженности менее значимой деятельностью, снижается давление как Супер-Эго, так и социума, которые «ничего-не-делание» подвергают жесточайшей обструкции.
Таким образом, исполнитель одновременно расценивается как достаточно целеустремлённый, заинтересованный, самостоятельный и организованный, так как может проявлять высокую степень активности, и как малокомпетентный со
средне-низким уровнем креативности и ответственности, в силу неудовлетворённости руководителем уровнем реализации конкретных управленческих решений. Другими словами, руководитель, в данном случае преподаватель, видит студента достаточно самоорганизованного, целеустремлённого и мотивированного к исполнению, но сдающего работу с опозданием или вовсе не выполняющего её. Тем самым, преподаватель, оценивая и сопоставляя имеющийся потенциал активности и качество непосредственного выполнения, может ложно расценить это как свидетельство некомпетентности, низкой креативности и безответственности.
Сама сущность прокрастинации противоречит целенаправленности как характеристике исполнительской деятельности, так как уводит, «спасает» исполнителя именно от сконцентрированности на достижении целей и задач управленческих распоряжений. Корреляционный анализ подтверждает зависимость уменьшения целенаправленности с ростом прокрастинации (г = -0,3240, р<0,01).
Так же развитие тенденции к откладыванию уменьшает возможность реализации студентом поручений, указаний и т. п. собственными силами, то есть его самостоятельность как исполнителя управленческих решений (г = -0,2924, р<0,01).
Прокрасгинация «подавляет» заинтересованность субъекта в исполнении конкретной управленческой задачи, направляя всю силу активности, энергичности и действенности против исполнения, организуя её вокруг других задач. Откладывающий тип исполнения отличается от уклоняющегося тем, что в первом случае избегание происходит от исполнения в другую деятельность, а во втором - избегание от исполнения ради другой деятельности. Другими словами, для уклоняющегося типа исполнителя характерна низкая заинтересованность в выполнении, нецеленаправленность и, практически, отсутствие ответственности за результаты, в отличие от прокрастинирующего типа, который заинтересован и целенаправлен.
Низкая оценка экспертами компетентности представителей прокрастинирующего типа является довольно логичной. Так как исполнительская деятельность студентов реализуется в рамках учебной деятельности, а, следовательно, откладывание как выраженная тенденция мешает накоплению знаний и умений, выработке профессиональных навыков. Более того ощущение самим исполнителем своей низкой компетентности снижает уровень его самостоятельности 0,9219, р<0,01).
Откладывание исполнения управленческих решений до самых крайних сроков снижает качество (и количество в зависимости от характера задания) её реализации, то есть компетентность исполнения, и делает не возможным творческое выполнение, требующее на создание чего-то нового и оригинального время, которого у дедлайнера уже нет.
Таким образом, студент, принадлежащий к откладывающему типу исполнительской деятельности, создаёт у преподавателя впечатление достаточно
целенаправленного, заинтересованного, самостоятельного и организованного субъекта исполнительской деятельности, но не стремящегося к результату, к завершению цеятельности. Качества ответственность, компетентность и креативность у цанных респондентов нахоцится на срецне-низком уровне.
II тип, выявленный в студенческой выборке, - увлечённый тип ИД, составил 11,7%. Типообразующими являются стабильно высокий уровень целенаправленности и заинтересованности (мотивированности) и средний уровень организованности и компетентности исполнения. Остальные характеристики исполнительской цеятельности (самостоятельность, ответственность, креативность) находятся в диапазоне средне-высоких значений.
Стуценты цанного типа отличаются высокой степенью сконцентрированности на достижении целей и задач управленческого решения, распоряжения, которые расцениваются как значимые, мотивируя к активному, цейственному исполнению. Планомерность и цисциплинированность в исполнении ещё формируются и не доведены до автоматизма, что требует от стуцентов цополнительных усилий и времени, и нерецко помощи со стороны. Поэтому организованность таких стуцентов может оцениваться как срецняя, а самостоятельность - неустойчиво высокая.
Организованность исполнения при среднем уровне развития ограничивает профессиональное становление посредством растраты ресурсов времени и сил во избежание стихийности исполнения. То есть, компетентность исполнения прецполагает наличие опыта и мастерства у исполнителя, формирование которых без организованности, планомерности и системности представляется сомнительным. Существует и обратная зависимость организованности от компетентности, когда недостаточный её уровень не позволяет свобоцно ориентироваться субъекту исполнительской цеятельности в структуре управленческого решения, а слецовательно, и планомерно, точно выполнить поручение.
Средние значения организованности в исполнении влияют на оценку руководителем ответственности исполнителя как средне-высокой, так как нецисциплинированность в исполнении может расцениваться как нецостаточно высокий уровень переживания исполнителем необходимости реализации управленческого решения.
Данный тип, благоцаря в целом «высокому» профилю, при срецних значениях цвух характеристик, организованности и компетентности, можно опрецелить как увлечённый тип.
Эмпирическое исслецование особенностей исполнительской цеятельности стуцентов позволило выявить соотношение типов исполнения, а также новые, возможно, специфические идя цанной популяционной категории исполнителей, типы.
Для более тщательного анализа особенностей исполнительской цеятельности в учрежцениях образовательного типа опрецелим выраженность её свойств и сравним по цанному параметру с оценками исполнителей руководителями в труцовых коллективах (по Галкиной И. А.).
Характеристикам исполнительской деятельности студентов преподавателями были даны, в основном, средние оценки, о чём свидетельствует процентное соотношение в пользу среднего уровня по каждой из характеристик. Высокие показатели характеристик варьируют от 20% (по креативности) до 41 % (по заинтересованности). И стабильно для студенческой выборки наименьшая доля оценок по всем характеристикам низкого уровня (8%-16%). Вероятно, это можно объяснить сочетанием двух факторов: во-первых, студент находится в фазе становления типа исполнительской деятельности; во-вторых, становление это происходит под воздействием балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения, стимулирующей нормативное исполнение управленческих решений. Данная закономерность исполнительской деятельности характерна для студенческой выборки, так как оценка руководителями своих подчиненных в трудовых коллективах [1,с. 111-115] преимущественно высокая, за исключением креативности с преобладанием средних показателей.
Выводы
1. Исполнительская деятельность обучающегося - это система методов, приемов и технологий, направленных на выполнение поставленных педагогом задач, зависящая от индивидуально-психологических свойств обучающегося и характеризующаяся сдвигом мотива на цель.
2. Были выявлены две группы респондентов со специфическим профилем ИД, которые не описывали ни один из уже известных типов. Описание свойств исполнительской деятельности данных типов позволило обозначить их как откладывающий тип исполнения и увлечённый тип ИД - третий по распространённости в студенческой выборке.
3. Каждый тип организации имеет своё специфическое процентное соотношение типов ИД. Так для студенческого коллектива наиболее распространённым является нормативный тип, в чуть меньшем количестве -творческий тип, и по убывающей- увлечённый тип, откладывающий тип, сверхнормативный, низкомотивированный и т.д.
4. Определена выраженность социально-психологических характеристик типов исполнительской деятельности в студенческой выборке: все свойства исполнения управленческого решения были оценены преподавателями как преимущественно средние.
Литература
1. Галкина И. А. Взаимосвязь самооценки личности и характеристик исполнительской деятельности. Дисс. ...канд. психологических наук. Специальность: 19.00.05-социальнаяпсихология. Датазащиты: 05 октября 2009 г. Место защиты: Д иссертационный совет Д 002.016.01 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН. г. Москва - 2009.
2. Журавлёв А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности //Психологический журнал, том 28, №1, 2007. - 6 - 16 с.