Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КВАРТЕТНЫХ АНСАМБЛЕЙ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КВАРТЕТНЫХ АНСАМБЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская диаспора / струнные квартеты / музыкальные учебные заведения в Китае / музыкальный анклав / КВЖД / Russian diaspora / string quartets / music schools in China / musical enclave / CER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Чжан

На протяжении более чем вековой истории Китая русская диаспора, сложившаяся на рубеже XIX–XX вв., всегда занимала особое положение и отличалась большой активностью в области культуры и искусства. Благодаря приезжим музыкантам из Российской империи в Китае стало распространяться и популяризироваться русское музыкальное наследие. В последние годы в китайских академических кругах появляется все больше исследований, посвященных музыкальной культуре первых русских эмигрантов, а именно исполнительству, педагогической деятельности, культурной интеграции, проявлениям национальной идентичности и многим другим аспектам. Как важный репрезентант русской музыкальной культуры, жанр струнного квартета также появился в Китай, прежде всего на севере страны, благодаря русским эмигрантам. Им принадлежит становление традиции квартетного исполнительства в Харбине и других городах страны. Статья направлена на изучение вопросов формирования первых квартетных ансамблей, их репертуарным предпочтениям и первым публичным выступлениям. Автором задействован большой фактологический материал, посвященный первым десятилетиям ХХ в. истории культуры Китая, что придает исследованию историческую и практическую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING ACTIVITIES OF RUSSIAN EMIGRANTS IN CHINA: HISTORY OF THE FIRST QUARTET ENSEMBLES

Over the course of more than a century of Chinese history, the Russian diaspora, which formed at the turn of the 19th and 20th centuries, has always occupied a special position and was distinguished by great activity in the field of culture and art. It was thanks to visiting musicians from the Russian Empire that the Russian musical heritage began to spread and popularize in China. In recent years, more and more studies have appeared in Chinese academic circles on the musical culture of the first Russian emigrants, namely performance, pedagogical activity, cultural integration, manifestations of national identity and many other aspects. As an important representative of Russian musical culture, the string quartet genre also appeared in China, primarily in the north of the country, thanks to Russian emigrants. It was they who created the tradition of quartet performance in Harbin and other cities of the country. The article is devoted to the study of the formation of the first quartet ensembles, their repertoire preferences and first public performances. The author uses a large amount of factual material dedicated to the first decades of the twentieth century in the cultural history of China, which gives the study historical and practical value.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КВАРТЕТНЫХ АНСАМБЛЕЙ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. C. 140-147 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 3, pp. 140-147 ISSN 2308-1031

© Ван Чжан, 2024 УДК 78.03

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-140-147

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ:

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КВАРТЕТНЫХ АНСАМБЛЕЙ

Ван Чжан1

1 Технологический университет Анхоя, Мааньшань, 243000, Китайская Народная Республика

Аннотация. На протяжении более чем вековой истории Китая русская диаспора, сложившаяся на рубеже XIX-XX вв., всегда занимала особое положение и отличалась большой активностью в области культуры и искусства. Благодаря приезжим музыкантам из Российской империи в Китае стало распространяться и популяризироваться русское музыкальное наследие. В последние годы в китайских академических кругах появляется все больше исследований, посвященных музыкальной культуре первых русских эмигрантов, а именно исполнительству, педагогической деятельности, культурной интеграции, проявлениям национальной идентичности и многим другим аспектам. Как важный репрезентант русской музыкальной культуры, жанр струнного квартета также появился в Китай, прежде всего на севере страны, благодаря русским эмигрантам. Им принадлежит становление традиции квартетного исполнительства в Харбине и других городах страны. Статья направлена на изучение вопросов формирования первых квартетных ансамблей, их репертуарным предпочтениям и первым публичным выступлениям. Автором задействован большой фактологический материал, посвященный первым десятилетиям ХХ в. истории культуры Китая, что придает исследованию историческую и практическую ценность.

Ключевые слова: российская диаспора, струнные квартеты, музыкальные учебные заведения в Китае, музыкальный анклав, КВЖД

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ван Чжан. Исполнительская деятельность русских эмигрантов в Китае: история первых квартетных ансамблей // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 140-147. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-140-147.

PERFORMING ACTIVITIES OF RUSSIAN EMIGRANTS IN CHINA: HISTORY OF THE FIRST QUARTET ENSEMBLES

Wang Zhang1

1 Anhui University of Technology, Maanshan, 243000, People's Republic of China

Abstract. Over the course of more than a century of Chinese history, the Russian diaspora, which formed at the turn of the 19th and 20th centuries, has always occupied a special position and was distinguished by great activity in the field of culture and art. It was thanks to visiting musicians from the Russian Empire that the Russian musical heritage began to spread and popularize in China. In recent years, more and more studies have appeared in Chinese academic circles on the musical culture of the first Russian emigrants, namely performance, pedagogical activity, cultural integration, manifestations of national identity and many other aspects. As an important representative of Russian musical culture, the string quartet genre also appeared in China, primarily in the north of the country, thanks to Russian emigrants. It was they who created the tradition of quartet performance in Harbin and other cities of the country. The article is devoted to the study of the formation of the first quartet ensembles, their repertoire preferences and first public performances. The author uses a large amount of factual material dedicated

to the first decades of the twentieth century in the cultural history of China, which gives the study historical and practical value.

Keywords: Russian diaspora, string quartets, music schools in China, musical enclave, CER Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Wang Zhang (2024), “Performing activities of Russian emigrants in China: history of the first quartet ensembles”, Journal of Musical Science, vol. 12, no. 3, pp. 140-147. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-3-140-147.

В конце XIX в. с интенсивным внедрением культуры Европы и США в Китай проникли различные жанры западноевропейской музыки. В результате, система китайской музыкальной культуры, до того достаточно однородная и структурированная, обогатилась инонациональными формами исполнительского творчества. К началу ХХ в. сформировалась новая музыкальная ниша - композиторское искусство западноевропейского типа. В целом, изменилась вся музыкальная жизнь страны. Это привело к активному развитию индивидуального творчества национальных музыкантов - композиторов и исполнителей, увеличению числа выступлений и интенсификации академической преподавательской деятельности.

О первых этапах становления и развития нового типа музыкальной культуры в Китае написано довольно много как в китайской, так и в российской музыкальной науке. Изучение музыковедческой литературы показало, что вопросы, посвященные культурному взаимодействию Китая со странами Европы и России на рубеже веков и первой трети ХХ в., в последние два десятилетия являются наиболее актуальными. Вполне можно утверждать о сложившемся в рамках китайской музыкальной и культурологической науки исследовательском направлении.

В контексте заявленной автором темы весьма полезными явились монографии известных китайских музыкальных ученых - Ван Чжичэна1 (2007), Гуань Синя (2014), Лю Сюэцина, Лю Синьсиня (2002) и российско-китайского музыковеда Цзо Чжэньгуаня2 (2014). В трудах обозначенных музыковедов и культурологов

наиболее полно и достаточно широко представлены и обобщены события и разрозненные факты проникновения западноевропейской музыки в Китай.

Струнный квартет, один из ведущих жанров в системе камерно-инструментальной музыки европейского типа, в контексте китайской музыкальной культуры прошел собственный, в некотором смысле, тернистый путь развития. С одной стороны, ансамблевое исполнительство в Китае имело многовековую историю и было широко распространено по всей территории. Это в значительной степени подготовило слушательское восприятие к освоению нового типа ансамбля. С другой - струнный квартет на протяжении всей своей истории находился в тени скрипичного исполнительства и композиторского творчества и воспринимался как второстепенный жанр. Лишь в последние десятилетия с началом XXI в., струнный квартет встал в один ряд с жанрами скрипичной музыки. Не в последнюю очередь это связано с деятельностью выдающихся китайских квартетных ансамблей, среди которых наибольшую популярность получил «Amber Quartet»3.

В начале ХХ в. жанр струнного квартета в Китае получил распространение благодаря деятельности иностранных музыкантов, в частности, эмигрантов из Российской империи. Струнное ансамблевое исполнительство стало для них способом адаптации в условиях инородной музыкальной культуры и, одновременно, сохранения собственной национальной идентичности. Функционирование любительских квартетных коллективов, состоящих из представителей русской

диаспоры в некоторых китайских городах (Шанхай, Пекин, Харбин и др.), обогатило музыкальную жизнь местных жителей. В китайской музыкальной науке широко употребим термин «музыкальный анклав», который исследователи используют для обозначения музыкальной жизни русской диаспоры в Китае в начале ХХ в.

Помимо этого, преподавательская и исполнительская деятельность представителей русской диаспоры в Китае способствовала процессу культурного обмена и взаимопроникновения. В то же время в китайской музыкальной науке этот период (первая треть ХХ в.) рассматривается в основном как процесс одностороннего проникновения элементов западноевропейской музыкальной культуры в китайскую национальную4. «Русские эмигранты привезли в Китай свое <онтологически западноевропейское> музыкальное искусство, решив создать новые “культурные анклавы”, которые не только объединили бы местных иммигрантов, но и передали бы их собственную культуру в чужой стране» (Цяо Синь, 2022, с. 8-10).

В настоящей статье рассматривается деятельность русских квартетных ансамблей в начале ХХ в. в Китае на основе изучения истории их формирования, программ выступлений, преподавательской и концертной работы. Помимо этого, исследуются культурно-социальная среда, условия жизни русских эмигрантов. В статье содержится большой объем исторической информации, выявляются причины формирования национальной сплоченности эмиграции и их культурной интеграции в этот особый исторический период. Целью работы является определение роли русских эмигрантов в процессе становления квартетного исполнительства в Китае. Автор обратился к историческому, аналитическому и дескриптивному методу исследований, что позволило достигнуть поставленной цели.

География распространения квартетного исполнительства в Китае. С тех пор как Китай открыл свои «двери» для стран Европы и США, западноевропейская музыка, как важная форма развлечения, вошла в крупные города. Согласно историческим и музыковедческим источникам, в таких крупных городах, как Харбин, Шанхай и Пекин квартетное исполнительство занимало довольно значительную часть светской жизни. Это связано с культурой домашнего ансамблевого музицирования в среде русских эмигрантов, которую они привезли с собой в Китай, а также и тем, что обозначенные города стали первыми центрами скопления русских в стране. Шанхай и Пекин - крупные китайские международные порты, а Харбин - своеобразная «столица» эмигрантов «желтой России» (Ш&Ш^Ш) (Цяо Синь, 2020, с. 202-208). Одной из причин «скопления русских в Харбине» явилось строительство Китайско-Восточной железной дороги (до 1917 г. - Маньчжурская дорога, с 1945 г. - Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 г. -Харбинская железная дорога), целью которого было усиление влияния Российской империи на Дальнем Востоке.

В то же время, Шанхай, напротив, больше привлекал западных (европейских и американских) музыкантов, которые вели в городе активную концертную и преподавательскую деятельность. Гуань Синь, изучающий культурную и социальную жизнь Китая до 1945 г. указывает, что многие иностранцы жили в Шанхае благодаря созданию многочисленных «райских уголков для иностранцев» (2014, с. 9), что стало возможным после подписания Нанкинского договора5 в 1842 г.

Наряду с исполнительской деятельностью, в Китай проникли принципы западноевропейского музыкального образования, что способствовало открытию множества музыкальных школ. Ван Чжичэн в монографии перечисляет: «Хар-

бинскую первую высшую школу музыки» (Р ^ЖШ—«Музыкальную школу имени Глазунова» (^пЙШШ «Шанхайский национальный институт музыки»

Рл) и другие частные музыкальные школы (2007, с. 96). В этих музыкальных учебных заведениях западноевропейского типа обучались не только дети эмигрантов, но и китайцы. Среди них были такие известные китайские музыканты, как Фу Кун (Я^), Сянь Синхай (Ж^}$), Ма Сы-цун (^®!Й), Хуан Цзы (Й1=1) и др. (Цзо Чжэньгуань, 2014, с. 142-149).

Раннее развитие струнного квартета в Харбине. С начала 1899 г. в связи с усилившимся сопротивлением местного населения, которое впоследствии получит название «Боксерское восстание»6, царское правительство Российской империи направило в Харбин несколько частей российских войск, инженеров, медицинского персонала и других работников. Таэко Нацумото указывает, что «в 1902 году только семей железнодорожников в Харбине было более 12 000 человек» (2003, с. 106). После начала революции в России большое количество русских эмигрантов переселилось в Харбин, и в совокупности их число «достигло 200 000 в 1923 году, превысив число китайцев» (Таэко Нацумото, 2003, с. 107). Они были инициаторами строительства больниц, школ, фабрик, церквей, театров и других культурных объектов. Они же составили первые квартетные ансамбли, выступая на различных площадках города.

Следует обратить внимание на довольно подробное рассмотрение в трудах китайских исследователей первых этапов становления музыкальной жизни западноевропейского типа в Харбине. Цзо Чжэньгуань, Лю Сюэцин, Лю Синьсинь и японский исследователь Таэко Нацу-мото описывают историю формирования первых любительских и профессиональных квартетов в городе. Важно заметить,

что авторы преподносят данную информацию без ссылок на какие-либо архивные данные или свидетельства очевидцев. Однако их единодушие в данном вопросе и отсутствие иных источников информации не оставляют выбора автору статьи, поэтому мы обобщим данные, представленные в трудах обозначенных исследователей.

Первый любительский квартетный ансамбль Харбина, как утверждает Цзо Чжэньгуань, появился в 1898 г. и составили его заведующий железнодорожной больницей Г. Полетика и жители города Миштрам, Радедский и Горелишев7 (2014, с. 84-85). Через год появился другой любительский квартетный коллектив, состоящий из работников железной дороги Г. Эрмеля, Г. Гридне, Н. Рубинштейна, В. Нирайского, который «дал свой первый благотворительный концерт в управлении КВЖД» (Цзо Чжэньгуань, 2014). Со временем в Харбине был создан первый симфонический оркестр Управления железной дороги. При нем появились самостоятельные квартетные коллективы. Таэко Нацумото отмечает, что «выступления оркестра в концертном зале под открытым небом Железнодорожного клуба стали одним из главных чудес Харбина» (2003, с. 107).

К 1920-м гг. в составе оркестра работали такие исполнители, как скрипачи Н. Шиферблат, В. Трахтенберг, альтист Й. Кёниг, виолончелист И. Ульштейн. Они же впоследствии составили первый профессиональный квартет (о чем свидетельствуют данные из монографий Цзо Чжэньгуаня, Лю Сюэцина, Лю Синьсиня) (рис. 1). Однако в 1925 г. ансамбль распался в связи с отъездом некоторых участников на работу в Японию. Появление новых участников значительно продлило жизнь данному коллективу. Новыми членами квартета стали A.M. Шаевский (вторая скрипка), Г. Сидоров (альт), 3. Зискинд (виолончель). В 1932 г. вместо Шаевского

и Зискинда в ансамбль пришли П. Раменский (вторая скрипка) и А. Погодин (виолончель). «29 ноября 1932 года состоялась премьера концерта вновь образованного квартета. В репертуаре были произведения таких мастеров, как Бах, Шуберт, Дебюсси, Равель, Чайковский, Аренский, Гречанинов, Глиэр, Григ и др. В 1942 году квартет дал свое 100-е выступление» (Лю Сюэцин, 2002, с. 171).

Рис. 1. В. Трахтенберг ведет занятие по квартетному исполнительству с китайскими студентами Ян Муюном (в>^^), Фань Шэнкуаном (>Б^:®),

Хуан Куиди (ШШШ) и Лю Чжуси (ЭДЙ=)

В 1943 г., после очередных изменений в составе группы (А. Дзыгар - первая скрипка, Г. Погодин - вторая скрипка), квартет «исполнил следующие произведения: Струнный квартет, ор. 18, № 2 Л. ван Бетховена, Струнный квартет № 2 ре мажор А.П. Бородина, Струнный квартет соль минор, ор.10 К. Дебюсси, Струнный квартет № 2 фа мажор, ор. 22 П.И. Чайковского (Лю Сюэцин, 2002, с. 172). Просуществовав до середины 1940-х гг.8, Харбинский струнный квартет расформировался. Среди его участников многие работали преподавателями в различных музыкальных школах города и воспитали целый ряд музыкальных талантов как для Китая, так и для России. Цзо Чжэньгуань отмечает отсутствие недостатка в числе китайских молодых музыкантов, желавших обучаться квартетному исполнительству (2014, с. 278).

Раннее развитие струнного квартета в Шанхае и Пекине. Как и в Харбине,

струнный квартет в Шанхае также развивался при активном участии русских эмигрантов. «В десятилетие с середины 1920-х до конца 1930-х годов число русских музыкантов-эмигрантов составляло около 400 человек, которые стали самой важной и активной музыкальной группой во Французской концессии и даже во всем Шанхае в то время» (Таэ-ко Нацумото, 2003, с. 108). С целью создания привычной культурной атмосферы они организовали «Ассоциацию русского музыкального образования»

на базе которой осуществлялись концертные выступления. Среди ранних оркестров Шанхая «Симфонический оркестр Бюро общественных работ» (Хп^^Й^Й) (ранее известный как «Шанхайский общественный симфонический оркестр») был самым значительным и считался «лучшим оркестром в восточном мире» (Таэко Нацумото, 2003, с. 100).

В 1934 г., когда в Шанхае сообщество русских музыкантов значительно расширилось, виртуозность и прекрасные исполнительские навыки русских музыкантов подняли общий профессиональный уровень коллективов города. 60 % участников симфонического оркестра составляли музыканты из России. Зарплата оркестрантов - 200 юаней в месяц - была очень щедрым вознаграждением для того времени. Это привело к ситуации жесткой конкуренции между участниками оркестра, что положительно отразилось на общем уровне исполнительского мастерства всех оркестрантов. «29 октября 1934 года в актовом зале гостиницы “Синья” состоялся концерт для преподавателей консерватории, в котором, помимо Фухуа (итальянца по национальности), приняли участие такие русские профессора, как Шевцов, Грзовский, Аксаков, Крылова и другие, с программой солистов, солирующих фортепиано, солирующих виолончелей и струнных квартетов» (Ван Чжичэн, 2007, с. 68) (рис. 2).

Рис. 2. 6 января 1945 г. в Шанхайской газете появилась статья следующего содержания:

«В театре Ланьсинь в Шанхае было исполнено произведение Шумана Струнный квартет ля минор»

В отличие от Шанхая и Харбина, Пекин был центром власти, являясь столицей страны (до 1927 г.). При консервативном отношении к иностранцам и культуре собственной страны время от времени русские музыканты из Харбина и Шанхая приглашались в Пекин для педагогической деятельности. Например, скрипач Харбинского струнного квартета В. Трахтенберг неоднократно получал приглашения от Пекинского музыкального общества «Аймэй» (Si^^tt) для проведения занятий. Его учениками были известные китайские музыканты - Ма Сыцун и Ситу Мэнъянь Согласно

данным Лю Сюэцин и Лю Синьсинь, деятельность струнных квартетов в Пекине в 19271949 гг. включала как живые выступления, так и радиотрансляции (2002) (рис. 3, 4).

т&ч’к »%■«* ****а*й**»йк*«£й

*•*«>'-' «» *Г *в~:ГУ6-<-,~»***~

It# Sfs «'• к* О иаалкя м«вк*цв« * iR «Я *» JtS

А * йй №'!’ Л -т И a u)i&4f

№ О :■;

■а ’**

=. Я

щ и ж

к (к (ш а и иг т й

’ W П Л 1:

я й

к

«I 4

• ы;

■ fir J>

ШОК 'Bfk 'Й

•Встш •»[UlOffiS

«сял «ч ^ ж or «■ 1«д о At» w tb/irj ш .

Я ' Ж ЧЯГЛ N 'СМ - «Д8*Иг = * 41 ЭЯ--О *.щ fi-j* f,fi 'I

^ ar-iJW.Nf- .v . X^1 v - 1

ЖНИ*

. г ■

MM

IT. r'j ttb

wts на ai.i.ais «.-a

Рис. 3. «Утреннее гражданское радио Пекина, сегодняшняя программа». Струнный квартет. Газета «Шэнцзин» (08.07.1940)

Рис. 4. Концерт Пекинского музыкального общества «Аймэй». Струнный квартет (ор. 18, № 2, Гайдн). Морнинг Пост, Пекин (04.03.1928)

История развития квартетного исполнительства на ранней стадии становления китайского академического музыкального искусства в основном связана с русской диаспорой. В отличие от эмигрантов из других стран, русские, прибывшие в Китай, были беженцами. Большая часть этих людей являлась выходцами из интеллигентских кругов. «Они были окружены совершенно другой китайской культурой и, в целом, были исключены из тесных связей с другими западными группами, из-за своей бедности, а также из-за чувства социальной элитарности, проявляемого, в частности, британцами» (Цяо Синь, 2020, с. 204). Национальное музыкальное искусство и традиции ансамблевого музицирования, которые мы рассмотрели на примере квартетного исполнительства, стали для русских эмигрантов той нитью, которая позволяла им чувствовать свою связь с утраченной Родиной и друг с другом. Наиболее заметно это проявилось в Харбине - городе, наиболее близко расположенном к России. Там квартетное искусство расцвело наиболее полно и пустило свои корни в культурно-музыкальную жизнь города.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ван Чжичэн (р. 1940) - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий Отделом России, руководитель Центра славяноведения, член ученого совета Института Европы и Азии при Шанхайской академии общественных наук, советник и почетный член Музея русской культуры в Сан-Франциско (США).

2 Цзо Чжэньгуань (р. 1945) - советский и российский композитор, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ. Окончил оркестровый факультет Новосибирской консерватории и композиторский факультет Российской академии музыки имени Гнесиных.

3 Основан в 2005 г. в Пекине. В 2013 г. ансамбль получил три награды на Мельбурнском Азиатско-Тихоокеанском международном конкурсе камерной музыки (ASIA-PACIFIC Chamber Music Competition), «Высшую награду», «Золотую награду за струнный квартет» и «Лучшую интерпретацию современных произведений». Ансамбль также является первым азиатским струнным квартетом,

приглашенным на фестиваль камерной музыки «MISQA».

4 Подобная исследовательская позиция обнаруживается в крупных трудах китайских музыкальных ученых. Как пример, труд Цзюй Цихуна (S Ш.Ж) «Сто лет истории китайской музыки (19002000)» 2014 г.

5 Нанкинский договор - договор (29 августа 1842 г.) между Китаем и Великобританией по итогам поражения Циньской империи в Первой опиумной войне (1840-1842). К Великобритании отошел Гонконг, денежная контрибуция, которую выплатил Китай, для иностранной торговли открывались четыре китайских порта: Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай.

6 Ихэтуаньское восстание (Боксерское восстание) -антиимпериалистическое восстание крестьян и городской бедноты Северного Китая в 1899-1901 гг.

7 Более точные данные об этих людях, к сожалению, отсутствуют.

8 Более подробно об этом составе коллектива см. в монографии Цзо Чжэньгуаня (2014).

ЛИТЕРАТУРА

Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. 336 с.

_^ esa тшешыж. ±ж. ±жве

2007. 68-69 (Ван Чжичэн. Русские музыканты в Шанхае. Шанхай: Изд-во Шанхайской музыкальной консерватории, 2007. 579 с.).

йЯ1>5ФЙвЕЙ^Й (1912-1945). АШ. 2014. 357 (Гуань Синь.

Концерты и изменения в жизни Китайской Республики (1912-1945). Докторская диссертация. Тяньцзинь: Нанькайский университет, 2014. 367 с.).

Ш№Ш. ПпАЙШЖВЕА. ТЬж. Ай

вЖЖЙЙ. 2002. 290 (Лю Сюэцин, Лю Синьсинь. История западной музыки в Харбине. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 2002. 290 с.).

ДА^1. ЕАА^В—±Ж. ±Ж. ±ЖВИ

ШЙ. 2003. 302 (Таэко Нацумото. Столица музыкантов - Шанхай. Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 2003. 302 с.).

пш. ±жтт «в&пм»

ШААХУЫШ. Х2Ф0^. 2020 (07). 202-208. (Цяо Синь. Историко-культурные нарративы фортепианной музыкальной деятельности в русском зарубежном «музыкальном анклаве» в Шанхае // Литературные противоречия. 2020. № 7. С. 202-208).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПвАЕ^А. ±ЖШШ «ВЕйй» £УЬ»А

Х^ФЯНМ^вЕЙЗД^Й. Site!. 2022 (04). 8-10. (Цяо Синь, Ба Динъюань. Влияние культурного импорта из шанхайского русского «музыкального анклава» на раннюю китайскую фортепианную музыку // Современная музыка. 2022. № 4. С. 8-10).

REFERENCES

Guan Xin (2014), min guo sheng huo zhong de yin le hui уй bian qian (1912-1945) [Concerts and changes in the life of the Republic of China (1912-1945)], Doctoral dissertation, Nankai University, Tianjin, 367 p. (in Chin.).

Liu Xueqing, Liu Xinxin (2002), ha er bin xi yang yin lesht [History of Western music in Harbin], People's Music Publishing House, Beijing, 290 p. (in Chin.)

Qiao Xin (2020), shdng hai e qiao «yin le fei di» zhong gang qin yin le huo dOng de li sht yй wen hud xu shi [Historical and cultural narratives of piano musical activity in the Russian foreign “musical enclave” in Shanghai], wen yi zheng ming [Literary controversies], no. 7, pp. 202-208. (in Chin.).

Qiao Xin, Ba Dingyuan (2022), shdng hai e qiao «yin le fei di» wen hud shu ru dui zhong guo zao qi gang qin yin le de ytng xiang [The influence of cultural imports from the Shanghai Russian "musical enclave" on early Chinese piano music], dang dai yin le [Contemporary music], no. 4, pp. 8-10. (in Chin.).

Taeko Natsumoto (2003), le ren zhi du — shdng hai [The capital of musicians is Shanghai], Music Publishing House, Shanghai, 302 p. (in Chin.)

Wang Zhicheng (2007), e luo si yin le jia zdi shdng hai [Russian musicians in Shanghai], Shanghai. Publishing house of Shanghai Conservatory of Music, 579 р. (in Chin.).

Zuo Zhenguan (2014), Russkie muzykanty v Kitae [Russian musicians in China], Kompozitor - Sankt-Peterburg, Saint Petersburg, 336 p. (in Russ).

Сведения об авторе

Ван Чжан, преподаватель Колледжа искусства и дизайна Технологического университета Анхоя (пров. Аньхой, г. Мааньшань КНР)

E-mail: [email protected]

Author Information

Wang Zhang, Lecturer of the College of Art and Design, Anhui University of Technology (Anhui Province, Maanshan City, CPR)

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 15.04.2024 Received 15.04.2024

После доработки 18.07.2024 Revised 18.07.2024

Принята к публикации 17.08.2024 Accepted for publication 17.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.