Научная статья на тему 'Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации'

Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4361
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Климовская Марина Константиновна

Автор в статье рассматривает систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Климовская М.К.

Климовская Марина Константиновна - магистрант, направление: юрист в государственном аппарате, кафедра конституционного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: автор в статье рассматривает систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнительная власть, органы власти, субъекты Федерации.

Системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на наш взгляд, является совокупность целостных с организационной точки зрения видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации понимается ряд определенных исполнительных органов государственной власти, находящихся во взаимосвязи.

Невзирая на то, что субъекты Российской Федерации обладают правом самостоятельно устанавливать собственную систему, структуру исполнительных органов государственной власти, категории структуры и системы, являясь основными, должны интерпретироваться единообразно. В связи с этим стоит внести поправки в ч. 1 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации, высказав текст в такой редакции:

«1. Система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации есть совокупность организационно объединенных видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Часть 4 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации также необходимо, на наш взгляд, дополнить следующим текстом:

«4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - перечень конкретных взаимосвязанных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».

Рассмотрим законы Калининградской области: местная система исполнительных органов государственной власти тут почти целиком копирует федеральную систему. Соответственно ст. 1 Закона Калининградской области к системе органов исполнительной власти области относятся министерства, правительства, агентства и службы Калининградской области. Известно, что на уровне федеральном к системе органов исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, федеральные службы, федеральные министерства, а так же федеральные агентства.

Появляется закономерный вопрос: надо ли копировать федеральную систему органов исполнительной власти на местном уровне?

Федеральную систему исполнительной власти копируют органы законодательства Красноярского края (Указ губернатора Красноярской области от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края») [3] и Иркутской области (Закон Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» (статьи 4 - 9) [1]).

В законодательстве иных субъектов Российской Федерации различий с федеральной системой исполнительной власти значительно больше. Из постановления губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» [5] вытекает: система исполнительной власти области включает в себя комиссии, департаменты, управления. Законодательство Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» (ст. 6) к системе органов исполнительной власти Свердловской области относит департаменты, комитеты, комиссии, управления, главные управления, инспекции [2].

Подобное разнообразие видов исполнительной власти субъектов Федерации может говорить о том, что местные системы органов исполнительной власти формируются в соответствии с особенностями каждого определенного субъекта и поэтому могут сильно различаться с федеральной системой. Федеральный уровень системы органов исполнительной власти имеет большую действенность в масштабе федеративного государства целиком.

Тем не менее, федеральная система органов исполнительной власти, как нам кажется, отличается своей простотой и четкостью в дифференциации функций между звеньями системы. Потому создание подобной системы органов исполнительной власти субъекта Федерации имеет положительные стороны. Часть 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации определяют, что в рамках ведения Российской Федерации полномочий Российской Федерации касательно объектов совместного ведения Российской Федерации, а так же субъектов Российской Федерации федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов Российской Федерации формируют общую системно организованную исполнительную власть. Следуя этой норме, можно констатировать, что региональное копирование федеральной системы органов исполнительной власти в некоторой мере обеспечивает единство, единообразие исполнительной власти в Российской Федерации.

Но вряд ли стоит дублировать систему управления федерального уровня в каждом субъекте Федерации: это может вызвать закономерный вопрос о мере самостоятельности субъектов Федерации в плане организации и реализации исполнительной власти. Невозможно не учесть, что в ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации ясно сказано: система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается этими субъектами самостоятельно. Данная конституционная норма обеспечивает некоторую степень самостоятельности субъектов Федерации.

О.Ю. Еремина полагает: верховное должностное лицо субъекта Федерации включается в региональную систему исполнительной власти, потому что возглавляет в субъекте исполнительную власть. Мы считаем, что это мнение недостаточно обосновано. Например, в соответствии со ст. 1 Законодательства Калининградской области, верховное должностное лицо Калининградской области (то есть губернатор) не относится к системе органов исполнительной власти. Тем не менее, в законодательстве отдельных субъектов Федерации, например, Тульской области, установлено, что высшее должностное лицо субъекта включено в систему органов исполнительной власти, а так же возглавляет ее.

Таким образом, статус верховного должностного лица субъекта Федерации по отношению к органам исполнительной власти субъектов неоднозначен. Это является реализацией их некоторой самодостаточности в условиях действия местной системы исполнительной власти.

Сомнительным видится иногда имеющее место отношение законодательной властью к системе исполнительных органов государственной власти органов, которые способствуют деятельности верховного должностного лица, а так же верховного органа исполнительной власти субъекта Федерации. Например, в согласовании с п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 29.10.2012 № 95-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа», к системе органов исполнительной власти округа относятся Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа [4]. Соответственно п. 1.1 Положения об Аппарате губернатора и правительства Чукотского автономного округа (утв. Постановлением губернатора Чукотского автономного округа от 04.10.2013 № 80), Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа есть орган исполнительной власти. Этот орган формируется для распорядительного, организационного, правового, документационного, финансового, кадрового, материально-технического и другого поддержания организации, контроля касательно выполнения исполнительной государственной властью Чукотского автономного округа постановлений, одобренных правительством и губернатором Чукотского автономного округа.

Таким образом, как орган исполнительной власти, Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа по факту не имеет государственных и властных полномочий в области исполнительной власти и представляет собой государственный орган, а не исполнительный государственный орган субъекта Федерации. Аргументом для подобного заключения представляется то, что на уровне федеральном Аппарат Правительства Российской Федерации с подобными функциями носит статус государственного органа, не являясь органом исполнительной власти.

Следовательно, вследствие автономности субъектов Российской Федерации касательно вопросов образования местных систем исполнительной государственной власти, общей эталонной системы органов региональной исполнительной власти существовать не должно. Конституцией Российской Федерации учтена способность всех субъектов определять свою систему. Эта система должна согласовываться с конкретными свойствами субъекта. Тем не менее, так как в региональном и федеральном законодательстве в данной области есть проблемы и неясности, стоит восполнить ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации определениями категориями «структура» и «система» исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На законодательном уровне субъектов Федерации следует ясно разделять указанные понятия, устранив несогласованность.

Список литературы

1. Закон Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Закон Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление губернатора Чукотского автономного округа от 04.10.2013 № 80 «Об утверждении Положения об Аппарате губернатора и правительства Чукотского автономного округа» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Распоряжение губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.