Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ'

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1242
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ / EXECUTION OF LAWS / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE POWER / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE POWER / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гамалей Артем Александрович

Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. Исполнительную власть можно характеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или ее механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIVE POWER: THE CONCEPT AND RELATIONSHIP WITH PUBLIC ADMINISTRATION

Executive power is a manifestation of the realisation and application properties of state power. The Executive branch serves as an instrument for transforming the products of lawmaking and justice into the realities of public life. Executive power can be described as a subsystem within a system of unified state power or its mechanism

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ»

УДК - 342 Гамалей Артем Александрович,

ББК - 67.0 кандидат юридических наук, доцент,

e-mail: mail@law-books.ru

12.00.01 - теория государства и права; история учений о праве и государстве

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Аннотация. Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. Исполнительную власть можно характеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или ее механизма.

Ключевые слова: исполнение законов, исполнительная власть, государственная власть, государственное управление.

Gamaley Artem Aleksandrovich,

PhD in law, associate Professor

EXECUTIVE POWER: THE CONCEPT AND RELATIONSHIP WITH PUBLIC ADMINISTRATION

Annotation. Executive power is a manifestation of the realisation and application properties of state power. The Executive branch serves as an instrument for transforming the products of lawmaking and justice into the realities of public life. Executive power can be described as a subsystem within a system of unified state power or its mechanism.

Key words, execution of laws, executive power, state power, public administration.

Возникшие в XVIII в. идеи о необходимости разделения властей и создании взвешенной системы сдержек и противовесов властных интересов (см. работы Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.) нашли свое преломление в современной организации системы государственной власти в большинстве демократических правовых государств во всем мире [8, с. 57-60]. Причина этого - довольно простой вывод о том, что разделение властей «необходимо, чтобы недостатки высших руководителей не стали пороками всего государства» [13, с. 8].

Исторический опыт свидетельствует: сосредоточение властных полномочий в единых руках ведет к узурпации власти, попранию права и свобод граждан, нарушению принципа законности, а в конечном итоге к социальной дестабилизации и краху властного механизма, основанного на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

подобных принципах [17]. Уже несколько столетий мировое сообщество постепенно приобщается к демократическому принципу разделения государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную [3, с. 1523-1531]. Неудачный предреволюционный опыт буржуазных преобразований в России привел к установлению в нашей стране на долгое время антидемократических принципов, видимо объединивших законотворческие и правоприменительные функции в руках самых демократических органов - советов, а на деле аккумулировавших властные полномочия в руках находившихся за законом и вне закона исполнительно-распорядительных органов государства [18].

Демократические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов ХХ в. в нашем государстве стимулировали выведение из тени исполни-

тельных органов: их, с одной стороны, легализацию, а с другой - существенное ограничение их свободы нормативно-правовой детализацией их правомочий и функций. Принцип законности, воплощаемый в жизнь, начинает оказывать все более положительное влияние на общую систему функционирования системы исполнения законов [6]. Именно исполнение законов является основной (если не единственной) функцией исполнительной власти в ее современном состоянии [16, с. 1]. При этом исполнительная власть продолжает оставаться наиболее представительной и властно окрашенной ветвью государственной власти [8, с. 57-60].

Что же представляет собой исполнительная власть? Прежде всего, исполнительная власть -это государственная власть. Последняя, в свою очередь, суть разновидность власти вообще как социального феномена [20, с. 51-57]. Вопрос о природе власти является одним из сложнейших философских вопросов. Ответить на него с очевидностью не представляется возможным [6].

Тем не менее в прикладных целях изучения природы одной из разновидностей власти можно определить ее и как «соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле» [21, с. 43]. Иными словами, по своей природе власть - это возможность одного лица или группы лиц вследствие объективных особенностей социальной организации управлять деятельностью других членов социальной общности [12, с. 15-19].

Государственная власть возникает на основе традиционной власти вождей и старейшин, т.е. власти авторитетов, царившей в первобытном обществе, и характеризуется несколькими типичными особенностями, выделяющими ее из различного рода властей [11, с. 67-72]:

• государственная власть осуществляется специально образованным аппаратом, т.е. органами государственной власти;

• государственная власть опирается на возможность государственного принуждения (фактическую монополию на принуждение);

• государственная власть организована по территориальному принципу, т. е. связана с конкретным пространством;

• государственная власть черпает ресурсы для своего существования, как правило, в системе налогов и сборов;

• государственная власть опирается на право как на один из основных инструментов государственного управления [5, с. 102-112].

Исполнительная власть - проявление реализационных, прикладных свойств государственной власти. Исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни [20, с. 51-57]. В руках исполнительной власти (и только у нее) находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность [16, с. 1].

Ю.М. Козлов приводит следующие характерные черты исполнительной власти [1, с. 2325]:

• исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;

• исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

• исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

• исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле в общегосударственном масштабе;

• исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;

• исполнительная власть по своей сути правоприменительна;

• исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией [15, с. 299-305];

• исполнительная власть характерна тем, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти - финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования и др. [10, с. 7479];

• исполнительная власть выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован [8, с. 57-60].

Соглашаясь с Ю.М. Козловым в приведенных им признаках, выделим главные из них, на наш взгляд [4, с. 21-23]. Итак, для того чтобы охарактеризовать исполнительную власть, о ней следует сказать следующее [15, с. 299-305]:

• является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти [9, с. 78-85];

• является проводником государственной политики в жизнь [11, с. 67-72];

• подзаконна по своему характеру и задачам;

• объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

• ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер [19, с. 45-52];

• является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Интересен вопрос о соотношении административной власти и власти исполнительной. Согласно мнению Д.Н. Бахраха, «исполнительная власть - это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» [8, с. 57-60].

Таким образом, наделяя административную власть всеми признаками исполнительной власти (в авторском тексте они выглядят следующим образом: вторичность, зависимость от высшей власти; организующий характер деятельности; систематически, постоянно осуществляемая организация; универсальная организационная деятельность; предметный, непосредственный характер организационной деятельности; исполнительно-распорядительный характер деятельности; принудительность; ее субъектом является

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация; это власть, которую осуществляет большое число служащих, власть администраторов, чиновников [19, с. 45-52]; это власть подзаконная; это власть подконтрольная), автор ставит возможность трансформации административной власти в исполнительную в зависимость от наличия двух признаков - подзакон-ности и подконтрольности власти исполнительно-распорядительных органов [13, с. 13, 14].

Мы же сделаем вывод о том, что понятие административной власти гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено лишь по наличию и отсутствию указанных автором двух компонентов. По нашему мнению, административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия) [3, с. 1523-1531].

Итак, мы вплотную подошли к вопросу о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Здесь следует исходить из того, что категории эти разноуровневые, разнопорядковые, т.е. попросту несравнимые [12, с. 15-19].

Для того чтобы привести их к единому знаменателю, надо вспомнить, что государственное управление в узком смысле характеризуется властным характером, а исполнительная власть служит целям реализации управленческих задач [19, с. 45-52]. По меткому определению Ю.М. Козлова, «государственное управление... представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть» [1, с. 26].

Поэтому говорить о тождестве указанных категорий было бы абсолютно неверно. То обстоятельство, что в конституционном законодательстве государственное управление механически заменено исполнительной властью, вызывает сомнение в правильности соответствующего подхода [4, с. 21-23]. Дело в том, что, говоря об исполнительной власти, мы, прежде всего, думаем не об абстрактной возможности властного воздействия и ее характеристиках, а о системе

органов исполнительной власти. Точно так же и при упоминании термина «государственное управление» в том смысле, в каком он существовал в ранее действовавшем законодательстве, мы представляем себе систему органов государственного управления [14, с. 62-66].

В связи с этим следует иметь в виду, что организационно (т.е. в смысле перечня органов, входящих в структуру) исполнительная власть и государственное управление не тождественны [7, с. 21-23]. Государственное управление в широком смысле осуществляют вообще все государственные органы, к какой бы ветви власти они ни были отнесены действующей Конституцией РФ [2, с. 17, 18]. Однако и в узком смысле государственным управлением [19, с. 45-52], т.е. исполнительно-распорядительной деятельностью, занимаются не только органы исполнительной власти, но и некоторые другие властные субъекты административного права, как это было показано выше [10, с. 74-79].

Таким образом, соотношение ключевых понятий административно-правовой науки нельзя признать простым и линейным. Построенная выше логическая цепочка, однако, позволяет установить их взаимосвязь и взаимную обусловленность указанных явлений, позволяя соотнести их на уровне организационном [15, с. 299305].

Список литературы:

[1] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002.

[2] Бакулина А.А. Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 6.

[3] Бакулина А.А. Во что России обходится «несправедливая» оценка кадастровой стоимости? // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: Сборник научных трудов / Под редакцией Р.М. Нуреева, М.Л. Аль-пидовской. 2015.

[4] Бакулина А.А. Пути решения сложных задач при оценке арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 2.

[5] Бакулина А.А. Роль оценщика в исполнительном производстве // Предпринимательство. 2013. № 4.

[6] Бакулина А.А. Стоимостные аспекты об-ременений и ограничений. Москва, 2016.

[7] Бакулина А.А., Королев И.В. Исследование качества сбрасываемых сточных вод водопользователя и их влияние на состояние водного объекта // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[8] Бакулина А. А., Растеряев К. О. Создание условий для устойчивого экономического роста в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[9] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[10]БакулинаА.А., Топчий П.П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 9 (192).

[11] Бакулина А.А., Топчий П.П. Справедливая стоимость и ее влияние на оборонно-промышленный комплекс // Финансы: теория и практика. 2016. Т. 20. № 5.

[12] Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.

[13] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000.

[14] Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Войтенко О.Н. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебно-справочное пособие / Москва, 2002.

[15] Линников А.С. Вопросы налогообложения сделок физических лиц с инвестиционным золотом в России // Пробелы в российском законодательстве. 2013.№ 6.

[16] Линников А. С. Европейский валютный союз. История формирования и механизм действия на современном этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 4.

[17] Линников А.С. Международно-правовые проблемы организации банковского надзора в Европейском союзе: Дисс. ... канд. юрид. наук. Московская государственная юридическая академия. Москва, 2008.

[18] Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1.

[19] Селезнев П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35).

[20] Селезнев П.С. Инновационный потенциал Индии: состояние и возможности развития // Проблемы теории и практики управления.

2014. № 5.

[21] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. - М., 2016.

Spisok literatury:

[1] Administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. L.L. Popova. M., 2002.

[2] Bakulina A.A. Analiz otechestvennoj prak-tiki ocenki arestovannogo imushhestva // Transport-noe delo Rossii. 2013. № 6.

[3] Bakulina A.A. Vo chto Rossii obxoditsya «nespravedlivaya» ocenka kadastrovoj stoimosti? // Razvitie sovremennoj Rossii: problemy' vosproiz-vodstva i sozidaniya: Sbornik nauchny'x trudov / Pod redakciej R.M. Nureeva, M.L. Al'pidovskoj.

2015.

[4] Bakulina A.A. Puti resheniya slozhny'x zadach pri ocenke arestovannogo imushhestva // Transportnoe delo Rossii. 2013. № 2.

[5] Bakulina A.A. Rol' ocenshhika v ispolni-tel'nom proizvodstve // Predprinimatel'stvo. 2013. № 4.

[6] Bakulina A.A. Stoimostny'e aspekty' obremenenij i ogranichenij. Moskva, 2016.

[7] Bakulina A.A., Korolev I.V. Issledovanie kachestva sbrasy'vaemy'x stochny'x vod vodo-pol'zovatelya i ix vliyanie na sostoyanie vodnogo ob"ekta // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[8] Bakulina A.A., Rasteryaev K.O. Sozdanie uslovij dlya ustojchivogo e'konomicheskogo rosta v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[9] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepoch-ke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).

[10] Bakulina A.A., Topchij P.P. Postroenie modeli cenoobrazovaniya na produkciyu OPK s

primeneniem matematicheskix metodov // Imush-hestvenny'e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2017. № 9 (192).

[11] Bakulina A.A., Topchij P.P. Spravedlivaya stoimost' i ee vliyanie na oboronno-promy'shlen-ny'j kompleks // Finansy': teoriya i praktika. 2016. T. 20. № 5.

[12] Bakulina A.A., Topchij P.P. Upravlenie i finansy' v oboronno-promy'shlennom komplekse: preobrazovaniya v ramkax cifrovoj e'konomiki // Bankovskoe pravo. 2017. № 4.

[13] Baxrax D.N. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M., 2000.

[14] Gabrichidze B.N., Eliseev B.P., CHern-yavskij A.G., Kuznecov S.M., Vojtenko O.N. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii. Uchebno-spravochnoe posobie / Moskva, 2002.

[15] Linnikov A.S. Voprosy' nalogooblozheni-ya sdelok fizicheskix lic s investicionny'm zolotom v Rossii // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2013. № 6.

[16] Linnikov A.S. Evropejskij valyutny'j soyuz. Istoriya formirovaniya i mexanizm dejstvi-ya na sovremennom e'tape // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2002. № 4.

[17] Linnikov A.S. Mezhdunarodno-pravo-vy'e problemy' organizacii bankovskogo nadzora v Evropejskom soyuze: Diss. ... kand. yurid. nauk. Moskovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Moskva, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Linnikov A.S. Osnovy' pravovogo reg-ulirovaniya bankovskoj deyatel'nosti v Evropejskom soyuze // Moskovskij zhurnal mezhdunarod-nogo prava. 2002. № 1.

[19] Seleznev P.S. Innovacionnaya strategiya vy'zhivaniya i uspexa v konkurentnoj srede: opy't Singapura // Kaspijskij region: politika, e'konomi-ka, kul'tura. 2014. № 1 (35).

[20] Seleznev P.S. Innovacionny'j potencial Indii: sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya // Problemy' teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 5.

[21] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. - M., 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.