Научная статья на тему 'Исполнение уголовных наказаний в России в конце XIX - начале XX века'

Исполнение уголовных наказаний в России в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнение уголовных наказаний в России в конце XIX - начале XX века»

К 135-летию ОБРАЗОВАНИЯ УИС

С. И. КУЗЬМИН,

главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук, профессор

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аналитический обзор

Система мест заключения Министерства юстиции и других ведомств Российского государства к началу XX века уже окончательно сложилась. Она включала в себя 719 тюрем, 495 этапов и полуэтапов, 704 арестных дома, 20 военных тюрем и дисциплинарных частей, 23 крепости, 23 гауптвахты, 7 тюрем военного ведомства, 20 монастырских тюрем, 61 учреждение для несовершеннолетних, 1000 арестных помещений при полицейских участках и 93 арестных помещения при сыскных отделениях, 16 371 арестное помещение при волостных судах. Численность заключенных возрастала: в 1882 году в местах заключения содержалось 91 272 человека; через 10 лет их уже было 112 354 человека, в 1913 году - 194 418 человек; к началу Февральской революции 1917 года в тюрьмах находились 152 052 арестанта. Также постоянно росли расходы на содержание тюрем: в 1879 году они составляли 9 млн руб.; к 1906 году они удвоились; в 1915 году они составили 39 178 209 руб.

Российская тюремная система вступила в XX век, имея в своей основе достаточно серьезную правовую базу, разработка которой осуществлялась главным образом в течение 30-90-х годов предыдущего столетия. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1980 год, с изменениями 1906, 1908 и 1909 годов) и Устав о ссыльных 1909 года.

Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 года, который, в свою очередь, вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 года, Петербургской 1819 года), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта и Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 года, впервые в истории Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказаний, формы и методы пенитенциарно-карательно-го воздействия на них.

В Законе от 11 декабря 1879 года были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний: смертная казнь; каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

ссылка на поселение без срока;

заключение в исправительном доме;

заключение в крепости; заключение в тюрьме; арест;

денежная пеня.

Уголовное уложение 1903 года практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенные законом от 11 декабря 1879 года, заменив лишь денежную пеню на денежный штраф.

Содержание под стражей понимается: как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков;

как мера исправления и наказания; как мера, применяемая к неисправным должникам;

как мера, применяемая в отношении пересыльных арестантов.

Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, который включает:

помещения для подвергаемых аресту; арестантские помещения при полиции;

тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки;

Санкт-Петербургскую тюрьму, Московскую исправительную тюрьму;

исправительные арестантские отделения;

тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам; пересыльные тюрьмы. При реформировании тюремной системы внимание было обращено на формирование управленческих структур и разработку их функций. В центре -Министерство юстиции и Главное тюремное управление с широкими полномочиями; на среднем управленческом уровне - губернаторы и губернские правления с тюремными отделениями в составе губернского тюремного инспектора, его помощника и штатом служащих, наделенных довольно большими правами; в низовом звене - тюремная администрация во главе с начальни-

ками тюрем и их помощниками; врачи и фельдшеры, священники, дьяконы и псаломщики при местах заключения составляли единую систему управления организацией исполнения уголовных наказаний. В низовом звене особое место занимала тюремная стража - старшие и младшие надзиратели, в обязанности которых входило обеспечение надзора за лицами, отбывающими наказания в виде тюремного заключения.

Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральные и материальные интересы продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действовавшие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет назначенный им оклад содержания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад содержания.

Устав о ссыльных устанавливал два вида исполнения уголовных наказаний в виде ссылки за преступные деяния: ссылку в каторжные работы и ссылку на поселение в местности, определяемые судебными приговорами и административными органами по месту ссылки. В этой связи ссыльные подразделялись на ссыльно-каторжных и ссыльно-поселен-цев, кроме того, в законе особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на водворение в Якутскую область.

Ссылка в каторжные работы рассматривалась как наиболее суровый вид уголовного наказания. В перечне уголовных наказаний по тяжести оно занимало второе место после смертной казни. Ссыльно-каторжные по месту отбывания каторжных работ находились в ведении тюремного начальства, в то время как решение вопросов в отношении ссыльнопоселенцев возлагалось на губернские и областные управления. Общее руководство системой исполнения наказаний в отношении ссыльно-каторжных и ссыль-но-поселенцев осуществляло Министерство юстиции в лице Главного тюремного управления и Совета по тюремным делам.

Труд ссыльно-каторжных использовался в рудниках, на заводах, фабриках и производстве других работ в Сибири, часть из них размещалась в тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников.

Ссыльно-каторжные подразделялись в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и определенных в приговорах сроков наказания на три разряда. К первому разряду относились осужденные к каторжным работам без срока или на сроки свыше 20 лет; ко второму - осужденные к каторжным работам на сроки от 8 до 20 лет и к третьему разряду - осужденные к каторжным работам на сроки от 4-х до 8 лет.

Что касается исполнения уголовных наказаний в отношении ссыльно-пересе-ленцев, то оно могло быть организовано либо переселением их к деревням старожилов в отдаленнейшие места Сибири, либо в новые поселения, создаваемые для этих целей за счет казны.

Непременным условием организации исполнения уголовных наказаний в отношении ссыльно-каторжных независимо от разряда было причисление их к отряду испытуемых и содержание в остроге в течение определенного времени, срок ко-

торого зависел от принадлежности к разряду и поведения в остроге.

Для каторжных первого разряда время испытания определялось следующими сроками: бессрочные - 8 лет; осужденные к каторге на сроки свыше 20 лет - 5 лет.

Для каторжных второго разряда: осужденные к каторге на срок от 15 до 20 лет -4 года; осужденные к каторге на срок от 12 до 15 лет - 2 года; осужденные к каторге на срок от 10 лет до 12 лет и свыше 8 до 10 лет - 1,5 года.

Время испытания каторжных третьего разряда определялось таким образом: осужденные к каторжным работам на срок от 6 до 8 лет - 1,5 года; осужденные к каторге на срок от 4 до 6 лет -1 год.

В законе подробно регламентировались порядок и условия организации каторжных работ на Нерченских и Петровском заводах Кабинета Его Императорского Величества, в то время как организация использования каторжного труда на других производствах регулировалась лишь в общих чертах.

Впервые в общегосударственном масштабе особая тревога и озабоченность о судьбе подростков-правонарушителей была высказана на Первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов, который с высочайшего разрешения состоялся в 1881 году в Москве по инициативе Рукавишникова, попечителя Московского городского исправительного приюта для малолетних.

Съезд обратился к правительству с предложениями определить особый правовой статус исправительных учреждений для малолетних, правовое положение подростков и персонала, источники содержания этих учреждений, роль родителей в деле воспитания малолетних.

Результатом настойчивой работы благотворительных организаций, государственных органов в лице педагогических

коллективов исправительных учреждений для несовершеннолетних и представителей Главного тюремного управления явилось «Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних» (1909 год), подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов. В качестве учредителей воспитательно-исправительных учреждений согласно Положению могли выступать правительства, земства, города, духовные учреждения, общественные организации и частные лица.

В воспитательно-исправительных заведениях в соответствии с нормами Положения могли содержаться несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет:

1) признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния на основании определений или приговоров суда;

2) обвиняемые и подсудимые, в отношении которых принята мера пресечения -взятие под стражу по постановлению суда или следственной власти;

3) нищенствующие, бродяги и вообще бесприютные и беспризорные по постановлению комитетов, правлений или советов обществ, заведовавших воспитательно-исправительными учреждениями;

4) отдаваемые для исправления родителям с согласия учреждений, заведовавших воспитательно-исправительными заведениями.

Воспитательно-исправительным заведениям из казны отпускалось пособие на содержание каждого несовершеннолетнего, исключая отдаваемых для исправления родителями, в следующих размерах:

1) вдвое большей ежегодной стоимости продовольствия, одежды, белья, обуви и постельных принадлежностей по установленной табели на каждого арестанта в местных тюрьмах;

2) по три копейки в сутки на медикаменты на каждого больного воспитанника;

3) на погребение умерших воспитанников выделялась сумма, равная плате за погребение арестантов, умерших в гражданских больницах.

Воспитательно-исправительным заведениям предоставлялось право принимать всякого рода пожертвования и отказы по духовным завещаниям различного рода, единовременное и ежегодное пособия от государственных и общественных организаций, а также частных лиц; производить с разрешения епархиального начальства в определенные дни года сборы в церкви; выставлять кружки и выдавать пользующимся общественным доверием местным жителям квитанционные книжки для сбора пожертвований в губернии по местонахождению заведения; устраивать с надлежащего разрешения публичные чтения, концерты, выставки и т. п.

Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних в качестве основной цели этих учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной и трудовой жизни. Эта цель достигалась организацией их религиозно-нравственного, умственного и физического развития на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям, которые давали бы им возможность добывать средства к существованию собственным трудом.

Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет. К началу 1917 года в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников.

Система, условия и порядок

исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы

Результатом реформы тюремной системы конца XIX столетия стало образование централизованного тюремного ведомства во главе с Главным тюремным управлением, входящим на первых порах в состав Министерства внутренних дел, а с конца 1895 года подведомственного Министерству юстиции. Главное тюремное управление как орган центрального управления определяло основные направления и содержание реформы тюремной системы, в свою очередь, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности государства и общества.

Совершенно новым структурным звеном, не имеющим аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, была образована в его составе Тюремная инспекция, на которую возлагались обязанности по разработке проектов законодательных актов, проведению ревизий местных тюремных учреждений, руководству их деятельностью. Объем функций и порядок работы Тюремной инспекции был регламентирован Временными правилами для первоначального руководства Тюремным инспекторам во время командировок в целях осмотра и ревизий учреждений, входящих в состав карательной системы. Эта своеобразная инструкция представляет интерес и для современной деятельности системы мест лишения свободы.

В обязанности тюремных инспекторов было вменено: сбор на местах как в отдельных тюремных учреждениях гражданского ведомства, так и в губернских правлениях и иных присутственных местах, имеющих отношение к тюремной части, различных сведений, необходимых для всестороннего познания существующего положения тюремных учреждений,

а также для разработки различных законодательных и административных мероприятий по работе мест заключения; проведение ревизий тюремного хозяйства, делопроизводства в канцеляриях мест заключения и ссылки, а также проверка условий и порядка содержания в тюрьмах лиц, подвергнутых в той или иной форме лишению свободы.

Основанием для инспектирования являлся ордер начальника Главного тюремного управления, в котором определялся объем работы, а также предусматривалась проверка путем личного ознакомления достоверности данных, которые местные карательные учреждения направляли в Главное тюремное управление.

Временные правила в деталях определили содержание и методику работы тюремных инспекторов в период их командировок для проверки деятельности управленческих структур мест заключения. В процессе проверки тюремные инспекторы обязаны были проверить и отразить в актах ревизии:

состояние тюремных зданий, размер и вместимость помещений, предназначенных или приспособленных для содержания заключенных; все условия, касающиеся тюремных зданий, которые могли бы иметь значение при обсуждении и улучшении мест заключения;

состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения, по категориям: арестанты следственные; пересыльные, подвергнутые лишению свободы вследствие состоявшихся к их высылке приговоров крестьянских и мещанских обществ; содержащиеся по отбытии наказаний ввиду непринятия их обществами; семейство (жены и дети), следующие за лицами, направляемыми в ссылку; отбывающие наказания, определенные судебным приговором; арестанты-военные, содержащиеся за неимением помещений в местах заключения военного ведомства;

К 135-летию ОРРАЗОВАНИЯ УИС

личный состав администрации каждого места заключения с указанием оклада содержания, получаемого каждым, и кратким указанием порядка распределения между ними служебных занятий, а также степень подготовленности и пригодности отдельных лиц администрации и надзора к успешному исполнению служебных обязанностей;

порядок выдачи продовольствия заключенным с обязательной проверкой, практикуемой в каждом месте заключения; способ контроля за правильностью расходования продуктов питания и точным обозначением суммы, израсходованной в течение предшествующего периода (года) на приобретение продовольствия;

порядок снабжения арестантов одеждой и отчетности по этому вопросу с указанием способа заготовки материала для одежды и изготовление последней;

порядок освещения и отопления каждого места заключения с обозначением количества светильников и очагов и израсходованных на эту статью в течение последнего года материалов и денег;

состояние тюремного капитала, имеющегося в губернском тюремном комитете и его отделениях в уездах;

организация арестантских работ, введенных в каждом месте заключения или могущих быть введенными по условиям местной промышленности с наименьшими затруднениями в каждой тюрьме, имея при этом в виду, что все потребности собственно тюремного хозяйства должны по возможности удовлетворяться трудом заключенных.

Сбор, обобщение и анализ материалов инспектирования обеспечивались путем проверки всех частей тюремного хозяйства и делопроизводства; всех имеющихся в местах заключения книг - как казенных, так и собственных арестантских, всей денежной и кассовой отчетности, налично-

сти всего тюремного имущества, одежды, предметов продовольствия, отопления и освещения; приема заявлений лиц тюремной администрации и надзора, жалоб заключенных в отношении порядка их содержания; законности содержания заключенных, наличия среди заключенных лиц, срок наказания которых уже истек и для дальнейшего содержания которых под стражею не представляется законных оснований.

Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право «беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству», и в то же время они были не вправе, кроме случаев, когда это поручалось начальником Главного тюремного управления, «делать в местах заключения собственной властью распоряжения».

В Инструкции об устройстве арестных помещений изложены общие требования к строительству, оборудованию и обеспечению бытовых условий содержания арестантов. В частности, обращалось внимание на выбор места строительства арестных домов: жилые помещения должны были находиться на сухой почве; окна должны быть обращены на солнечную сторону; вблизи не должны находиться ни стоячая вода, ни болотистое место. При размещении заключенных рекомендовалось помещать в одну комнату не более 10 человек. При этом для лиц, распространяющих от себя тяжелый неприятный запах ввиду различных заболеваний, должны были выделяться отдельные комнаты или камеры с увеличением кубического содержания воздуха на одного человека в два раза по сравнению с обычным содержанием, предусматривающим эту норму, -

не менее 54 куб. аршин с учетом наличия кроватей и другой мебели. Площадь, отводимая для каждого заключенного, с размещением на ней кровати и других вещей должна быть не менее 12 кв. аршин, высота жилой комнаты - от 4 до 5 аршин.

В Инструкцию попечителям и смотрителям арестных домов, в развитие Правил о помещениях для подвергаемых аресту, включена специальная глава, определяющая порядок содержания арестованных. При поступлении в арестный дом каждому заключенному отводилось спальное место с постельными принадлежностями. Ему также вручался особый билет с указанием звания, фамилии и имени, характера совершенного им проступка и срока заключения. Билет находился на постоянном хранении у арестован-ного и предъявлялся им по требованию начальства. Казенная одежда выдавалась арестованному только в тех случаях, если он был доставлен в ветхом и грязном платье. Мужчины должны были содержаться отдельно от женщин, несовершеннолетние -от взрослых. Для арестованных из привилегированных сословий отводились особые комнаты.

Установленный в арестном доме внутренний распорядок предусматривал время утреннего подъема, уборку помещений, поверки арестованных, утренние и вечерние молитвы. Арестованные из простого звания по распоряжению смотрителей могли привлекаться в порядке очередности к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома. На работах вне арестного дома заключенные могли использоваться при соблюдении следующих условий: по их желанию; с разрешения попечителей; только на общественные, но не частные; только в местонахождении арестного дома. Допускались ремесленные работы в камерах на нужды или в пользу заключенных.

Порядок организации питания арестованных и размер кормовых денег определялись уездными земскими собраниями или комитетом Общества попечительного о тюрьмах. Арестованные имели право питаться из общего котла или получать деньги на питание из кормовых. Лица, отбывающие срочный арест, имели право на переписку без ограничения и на свидание один раз в неделю. Обвиняемым, содержащимся под предварительным арестом, такая возможность предоставлялась только с разрешения соответствующей власти, по постановлению которой он был задержан. Арестованным, отбывающим срочный арест, при соблюдении определенных условий могли быть разрешены отлучки из мест заключения. Примечательно, что расходы на содержание арестных домов правительство переложило на счет земских средств.

В системе мест заключения самодержавной России преимущество составляли тюрьмы, в стенах которых содержались самые разнообразные по правовому положению заключенные:

1) состоящие под следствием и судом, обвиняемые в преступлениях и проступках, для пресечения им способов уклонения от следствия и суда;

2) осужденные на временное заключение в тюрьме;

3) лица, определенные на кратковременный арест по приговорам общих судов и принадлежащие к сословиям, не подвергавшимся телесным наказаниям до издания Манифеста от 11 августа 1904 года, отменившего телесные наказания;

4) неисправные должники в тех местностях, где отсутствуют специальные заведения для содержания указанной категории заключенных. Кроме того, в тюрьмах содержались пересыльные арестанты, ссыльные всех разрядов, впредь до их высылки, и военные арестанты в случаях, законом установленных.

В Европейской части России и Сибири функционировало до 1917 года 13 каторжных тюрем, в которых в первой половине этого года содержалось в среднем 5009 ссыльно-каторжных, в то время как общая численность осужденных к каторжным работам составляла 36 337 человек. Из каторжных тюрем печальной славой пользовались Шлис-сельбургская, Александровская, Владимирская, Орловская.

Устав о содержащихся под стражей предусматривал раздельное содержание: лиц мужского пола от лиц женского пола, малолетних и несовершеннолетних от взрослых; дворян, чиновников и лиц иных привилегированных сословий от людей низшего сословия. Следует заметить, что установленный законом порядок раздельного содержания не всегда соблюдался, особенно относительно малолетних и несовершеннолетних. По данным профессора С. В. Познышева, совместно со взрослыми в общих камерах содержалось: в 1905 году - 11 малолетних в возрасте от 10 до 14 лет и 445 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет; в 1908 году - соответственно 93 и 1424; в 1912 году - 246 и 2803.

Согласно Уставу о содержащихся под стражей к системе мест заключения были отнесены исправительные арестантские отделения. К концу XIX века функционировали 32 таких учреждения с численностью арестантов 13 770 человек, в начале 1917 года численность содержащихся в исправительных арестантских отделениях составляла 26 737 арестантов.

Исправительные арестантские отделения предназначались для содержания в них по приговорам суда заключенных мужского пола в возрасте не моложе 17 и не старше 60 лет, способных к выполнению работ, требующих физического здоровья. Как правило, арестанты в эти учреждения направлялись по распоря-

жению губернаторов по приговорам тех губерний, на территории которых находились исправительные арестантские отделения. В случаях, когда отсутствовали такие учреждения на территориях отдельных губерний и областей, осужденные к наказаниям с содержанием в исправительных арестантских отделениях, по согласованию с соответствующими властями, направлялись в ближайшие к их месту жительства арестантские отделения. При наличии условий исправительным арестантским отделениям разрешалось заводить огороды, продукты с которых частично шли на продовольствие отделения, но лишь в самой необходимой мере, остальные на продажу. Вырученные при этом деньги перечислялись на счет экономического капитала отделения.

В учреждении заключенные разделялись на отделения с учетом возраста, при этом не рекомендовалось направлять в одно отделение лиц со слишком большой разницей в возрасте. Численный состав отделений и размещение арестантов в зависимости от степени их исправления определялись начальником исправительного арестантского отделения.

Реальная сущность карательной политики государства, ее цели, пути их реализации проявляются не только в системе учреждений для исполнения наказаний, но главным образом в содержании и условиях отбывания наказаний. И это прежде всего относится к быту заключенных, ибо в тюремном быте отражается степень заботы государства о человеке, преступившем закон, создании ему условий отбывания наказания, препятствующих разрушению здоровья, деградации его как члена общества.

Переполнение порождало эпидемические болезни среди арестантов, нередко угрожая заразою и свободному населению. Минский вице-губернатор доносил

в Главное тюремное управление о положении в Бобруйской тюрьме следующее: «Построенная на 40 мест тюрьма вмещает иногда до 260 человек. При подобной скученности в 1908 и 1909 годах между заключенными развился тиф, выразившийся в 250 заболеваниях. Ничто не гарантирует, что заболевания эпидемическими болезнями не могут появиться ежеминутно и выразиться в более острой форме...»

Наряду с переполнением тюрем существовала еще более острая проблема, связанная с состоянием их зданий и помещений, условиями содержания заключенных. В информационных справках по результатам инспектирования, отчетах губернских Попечительных о тюрьмах комитетов специально выделяется эта проблема как одна из наиболее злободневных, требующих незамедлительного решения. Описание состояния Можайской тюрьмы служит наглядным примером отсутствия элементарных условий для сколько-нибудь человеческого существования. Камеры тюрьмы «до того сыры, что при входе, несмотря на открытые окна, отдает сыростью и совершенно затхлым воздухом; все стены покрыты плесенью, пол и накат над потолком сгнили и местами даже провалились; оконные решетки не держатся на местах от промозглости кирпича и гнилости колод».

Не лучшим образом отличалось состояние тюрем на окраинах. «Сахалинская тюрьма, - писал А. Ф. Кони, - пропитанная запахом гнили и разложения, переполненная не только людьми, но и отвратительными насекомыми - с разбитыми стеклами в окнах, невыносимой вонью в камерах и традиционной «парашей» - и с надзирательской комнатой, где непривычному посетителю ночевать совершенно невозможно...» Таково было повсеместно реальное положение тюремного дела в России.

Общеизвестно, что наиболее важным условием обеспечения сохранения здоровья заключенных является организация их питания.

Пищевая табель устанавливала нормы питания в день на одного арестанта в следующих размерах: обыкновенная порция: печеного хлеба - 2,5 фунта (мука полагалась ржаная, но она могла заменяться пшеничною, если последняя по местным ценам дешевле ржаной); крупы -40 золотников (крупа бралась гречневая, при отсутствии ее в местной продаже допускалась замена пшеничной, ячневой, пшенной, рисовой и др., которые подешевле); мяса (2-го сорта) - 24 золотника в будничные дни и 30 золотников по воскресным и праздничным дням; сала (филейного или свиного, которое дешевле) - 7 золотников, соли - 7 золотников, на приварок - 1,25 коп. Улучшенная порция: мяса, сала, соли и приварочных денег в тех же размерах, как в обыкновенной порции; хлеба - 2 фунта белого пшеничного; молока - полбутылки или полтора чайного стакана. Усиленная порция (для усиленно работающих): в обыкновенной порции увеличивается хлеба на 1/2 фунта; круп или муки на 8 золотников, сала на 3,5 золотника.

Главное тюремное управление, признавая необходимость и настоятельную потребность в переустройстве, расширении и улучшении тюремных зданий во всех местностях России, создании нормальных условий быта заключенных, обращало внимание правительства на отсутствие необходимых средств для проведения этой работы. Хотя расходы на содержание тюремного ведомства постоянно росли, они не покрывали заявленных требований по обеспечению нормального функционирования системы.

(Продолжение в следующем номере.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.