Научная статья на тему 'Испанское духовенство и роялистское сопротивление в Наварре в 1821-1823 гг'

Испанское духовенство и роялистское сопротивление в Наварре в 1821-1823 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНОЕ ТРЕХЛЕТИЕ / РОЯЛИСТСКАЯ ВОЙНА / ЦЕРКОВЬ В ИСПАНИИ / ДУХОВЕНСТВО В НАВАРРЕ / АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ / TRIENIO LIBERAL / ROAYLIST WAR / CHURCH IN SPAIN / CLERGY IN NAVARRE / ANTI-CLERICALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещук А. А.

Рассматривается роль мелкого духовенства в организации вооруженного сопротивления конституционным реформам в Наварре в 1821-1823 гг. В качестве источника используются воспоминания священника из селения Устаррос (Наварра) А. Мартина «История войны королевской армии Наварры против незаконной, так называемой конституционной системы и её революционного правительства, изложенная доном Андресом Мартином, приходским священником Устарроса». Данный текст был опубликован в 1825 г. в Памплоне. В статье вводится термин «Роялистская война» применительно к изучаемому конфликту; на основании воспоминаний А. Мартина показывается ключевая роль наваррского духовенства в подготовке восстания в 1821 г. и в организации боевых действий против правительственных войск в 1821-1823 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spanish Clergy and the Royalist Resistance in Navarre in 1821-1823

The article shows the paper of the clergy in the organization of the armed resistance against the constitutional reforms in Navarre in 1821-1823. The main source of information for the present article is a book by A. Martín, a priest from Ustarroz (Navarra) “History of the war of the Royalist army of Navarre against the illegal, so-called constitutional system and its revolutionary gobernment by don Andrés Martín, the parish priest from Ustarroz”. The text was published in 1825 in Pamplona. The article presents the term “Royalist war” referring to the studied conflict. It is shown the importance of the clergy of Navarre in preparing the uprising in 1821 and in the war against the government forces in 1821-1823.

Текст научной работы на тему «Испанское духовенство и роялистское сопротивление в Наварре в 1821-1823 гг»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 58-65. УДК 94(460)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.58-65

А. А. Терещук

ИСПАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И РОЯЛИСТСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В НАВАРРЕ

В 1821-1823 гг.

Рассматривается роль мелкого духовенства в организации вооруженного сопротивления конституционным реформам в Наварре в 1821-1823 гг. В качестве источника используются воспоминания священника из селения Устаррос (Наварра) А. Мартина «История войны королевской армии Наварры против незаконной, так называемой конституционной системы и её революционного правительства, изложенная доном Андресом Мартином, приходским священником Устарроса». Данный текст был опубликован в 1825 г. в Памплоне. В статье вводится термин «Роялистская война» применительно к изучаемому конфликту; на основании воспоминаний А. Мартина показывается ключевая роль наваррского духовенства в подготовке восстания в 1821 г. и в организации боевых действий против правительственных войск в 1821-1823 гг.

Ключевые слова: Либеральное трехлетие; Роялистская война; Церковь в Испании; духовенство в Наварре; антиклерикализм.

A. A. Tereshchuk

SPANISH CLERGY AND THE ROYALIST RESISTANCE IN NAVARRE

IN 1821-1823

The article shows the paper of the clergy in the organization of the armed resistance against the constitutional reforms in Navarre in 1821-1823. The main source of information for the present article is a book by A. Martín, a priest from Ustarroz (Navarra) "History of the war of the Royalist army of Navarre against the illegal, so-called constitutional system and its revolutionary gobernment by don Andrés Martín, the parish priest from Ustarroz". The text was published in 1825 in Pamplona. The article presents the term "Royalist war" referring to the studied conflict. It is shown the importance of the clergy of Navarre in preparing the uprising in 1821 and in the war against the government forces in 1821-1823.

Keywords: Trienio Liberal; Roaylist war; Church in Spain; clergy in Navarre; anti-clericalism.

Введение

«Либеральное трёхлетие» 1820-1823 гг. ("Trienio liberal")1 является одним из ключевых моментов в истории Испании в период с 1814 г. по 1840 г., т. е. от окончания «Войны за независимость» против наполеоновских войск ("Guerra de la Independencia"; в англоязычной историографии - «Полуостровная война», "Peninsular War") до заверше-

© Терещук А. А., 2018

ния Первой Карлистской войны. В 18201823 гг. проявились внутренние противоречия в испанском обществе, которые зародились ещё в XVIII в., сказывались на работе кортесов в Кадисе в 1810-1813 гг., а впоследствии, после смерти короля Фердинанда VII, привели к войне 1833-1840 гг. События «Либерального трёхлетия» оказали влияние не только на общественно-политическую

жизнь в Испании первой половины XIX в., но и на революционные движения в других европейских странах (в Португалии, Неаполе, Пьемонте; 5 лет спустя - на восстание декабристов в России)2.

В научных работах, посвящённых «Либеральному трёхлетию», подробно рассмотрены обстоятельства, при которых начался мятеж подполковника Р. де Риего в 1820 г. [5], деятельность кортесов, созванных 9 июля 1820 г. [6], и восприятие происходящего на Пиренейском полуострове державами Священного союза [1]. В то же время вооружённому сопротивлению конституционным реформам внутри самой Испании (прежде всего, на севере страны) уделяется сравнительно меньше внимания. Тем не менее, это сопротивление стало крупным военным конфликтом, протекавшим на севере страны и сопоставимым по размаху боевых действий с Первой Карлистской войной 1833-1840 гг. Сторонники абсолютной власти Фердинанда VII, воевавшие в 1821-1823 гг. против правительственных войск, в 1823 г. активно помогали французской военной экспедиции под командованием герцога Ангулемского, известной как «Сто тысяч сыновей Святого Людовика». Можно предположить, что участие испанских абсолютистов в интервенции, начатой по решению Священного союза, стало одним из факторов, которые способствовали тому, что население Испании, десятилетием ранее развернувшее широкомасштабную партизанскую войну против французских войск, в 1823 г. с радостью встречало участников экспедиции3. Кроме того, конфликт 1821-1823 гг. стал предвозвестником более длительной Первой Карлистской войны. Многие из тех, кто во время «Либерального трёхлетия» воевал против сторонников конституции, в 1833 г. подняли оружие за права дона Карлоса на престол [7, с. 148].

Одним из ключевых аспектов изучения войны на севере Испании 1821-1823 гг. является рассмотрение роли испанского духовенства в конфликте. Д. дю Дезер отмечал, что в 1820-1823 гг. «духовенство решительно выступило против конституции» [4, с. 224]. И. М. Майский писал, что во время «Либерального трёхлетия» «духовенство целиком поддерживало короля и грандов» [5, с. 123], т. е. находилось на стороне абсолю-

тистов. Тем не менее, вышеуказанные работы не показывают причин негативного отношения духовенства к конституции и не дают информации о действиях, предпринимавшихся испанским клиром для борьбы за абсолютную монархию.

Методология

Целью настоящего исследования является рассмотрение участия испанского духовенства в войне 1821-1823 гг. в Наварре. Данный регион, десятилетием позднее ставший эпицентром Первой Карлистской войны, сыграл важную роль в восстании против конституции. В 1823 г. успешные действия Роялистской армии Наварры способствовали быстрому продвижению французских войск и позволили, блокировав Памплону, продолжить наступление на Мадрид и в дальнейшем на юг Испании. Таким образом, вооружённая борьба в Наварре в 1821-1823 гг. подготовила почту для похода «Ста тысяч сыновей Святого Людовика». Применительно к конфликту на севере Испании в 18211823 гг. представляется обоснованным использовать термин «Роялистская война», заимствованный из западноевропейской историографии . Употребление определения «роялисты» по отношению к восставшим противникам конституции, встречающееся в соответствующем разделе «Истории Испании», написанном Е. Э. Юрчик и И. Ю. Мед-никовым [6], уместно ещё и по той причине, что сами повстанцы называли себя именно так ("realistas"). Их противники, соответственно, будут обозначаться в настоящей статье как «либералы» или «конституционалисты». Термин «либералы» получил широкое распространение в западной историографии; обозначение «конституционалисты» отражает ключевой вопрос, по поводу которого расходились мнения либералов и роялистов.

В настоящем исследовании роль мелкого духовенства во время Роялистской войны будет изучаться на основании воспоминаний Андреса Мартина, священника из деревни Устаррос (Наварра), озаглавленные «История войны королевской армии Наварры против незаконной, так называемой конституционной системы и её революционного правительства, изложенная доном Андресом Мартином, приходским священником Устарроса» и опубликованные в 1825 г. в Памплоне [15].

Данный текст не только представляет основные события Роялистской войны с точки зрения простого деревенского падре, но и рассказывает о непосредственном участии автора в конфликте. Воспоминания А. Мартина написаны вскоре после окончания войны. Несмотря на наличие в тексте большого количества эмоциональных оценочных суждений, книга позволяет с хронологической и топографической точностью восстановить событийную канву боевых действий в Наварре в 1821-1822 гг. Кроме того, труд А. Мартина представляет ценность для историков, занимающихся биографикой участников Первой Карлистской войны. Среди многочисленных участников роялистского сопротивления А. Мартин упоминает некоторых офицеров (мало кому известных в 1825 г., на момент публикации книги), впоследствии занимавших высокие посты среди кристиносов и карлистов. Так, например, рассказывая о военных операциях в марте 1823 г., автор высоко оценивает действия командира батальона, майора ("comandante") Т. де Сумалакарреги в деле у селения Абаур-реа (Наварра) [15, р. 200-205]. В конце 1833 г. Т. де Сумалакарреги возглавит карли-стские войска в Наварре и Стране Басков. Другой в будущем видный генерал армии дона Карлоса, Х.-А. Герге, упоминается

A. Мартином в качестве заместителя

B. де Кесады, командующего Роялистской армией Наварры в 1822 г. и будущего генерала войск сторонников Марии-Кристины в 1833-1836 гг. [15, р. 65]5.

Хронологическими рамками настоящего исследования будут январь 1821 г. (начало подготовки к восстанию против конституции, согласно А. Мартину) и апрель 1823 г. (начало похода «Ста тысяч сыновей Святого Людовика»). Экспедиция французской армии, ставшая продолжением Роялистской войны, положила конец «Либеральному трёхлетию». С одной стороны, сам А. Мартин уделяет экспедиции всего несколько страниц, а с другой - рассмотрение взаимоотношений испанских роялистов, в том числе духовенства, с «сыновьями Святого Людовика» требует отдельного исследования.

В настоящей статье не будет предлагаться подробное описание военных операций Роялистской войны6; вместо этого будет

рассмотрена та роль, которую мелкое духовенство (на примере А. Мартина) сыграло в ходе войны.

Отношение духовенства к конституционным реформам и начало войны

Роялистская война разразилась почти через два года после начала «Либерального трехлетия». Эти два года ознаменовались не только парламентскими баталиями, но и частыми уличными стычками между сторонниками разных политических взглядов. Достаточно упомянуть о штурме тюрем инквизиции в Мадриде и Барселоне в марте 1820 г. или о расправе над отцом Винуэсой, священником из Тахамона, 4 мая 1821 г. [16, р. 521523], чтобы понять, что стороны прибегали к насилию ещё до начала открытой войны. Отношение подавляющего большинства мелкого духовенства к конституционным реформам было негативным. Священники, особенно в сельской местности, обладали значительным влиянием на свою паству и проповедями против конституции готовили почву для восстания . А. Мартин характеризует это время, как «полтора года грабежей, насилия и всякого рода мерзостей» [15, р. IX]. При этом, несмотря на многочисленные эмоциональные суждения о сторонниках конституции, автор не объясняет причин столь резкого неприятия реформ. Можно предположить, что подобное отношение А. Мартина к революционерам было обусловлено антиклерикальными настроениями части конституцио-налистов8. Именно поэтому А. Мартин пишет, что «для того чтобы понять ничтожность и нелегитимность такой системы (конституционной. - А. Т.), достаточно только узнать о всех тех преступлениях, которые сопровождали её введение против прямой и ясно выраженной воли Короля и всей нации» (15, р. 14). В данной цитате показательно не только употребление автором слова «нация» ("nación"), но и ссылка на «преступления» конституционного режима, которые он не называет, подразумевая, что они, по-видимому, и так известны читателю.

Антиклерикальные действия конституционалистов можно разделить на две категории: принятие кортесами законодательных актов, направленных против Церкви, и действия либерально настроенных толп городской бедноты, устраивавших самосуд над

представителями духовенства. Из мер первого типа можно отметить отмену инквизиции, конфискацию имущества и запрет ордена иезуитов, сокращение наполовину десятины в 1821 г., роспуск всех монашеских орденов (кроме нищенствующих) и закрытие всех монастырей, в которых было менее 24 монахов [6, с. 240]. Агрессия же горожан против Церкви могла принимать как форму прямого насилия, так и выражаться в манифестациях, на которые правительство закрывало глаза. Например, 21 марта 1821 г. в Кадисе и 27, 28 и 29 марта того же года в Малаге на улицах разыгрывались пародии на мессу и на церковные процессии, в которых участвовали люди, переодетые священниками, монахами и даже Римскими Папами; завершалось это пародирование торжественным сожжением изображений правителей держав, входивших в Священный союз9 (10, р. 171).

Негативное восприятие А. Мартином конституционных преобразований оказывается связанной и с его морально-нравственно оценкой испанских либералов. Рассказывая о пропагандистах конституции, падре из Ус-тарроса пишет, что «их миссия была не божественной, но дьявольской; происходила не с небес, а из геенны» [15, р. 15]. По его мнению, «конституция - это произведение людей развратных и переменчивых и предателей, ненавидимых и преследуемых за свои преступления» [15, р. 17]. Слово «патриот» ("patriota"), имеющее в наше время в большинстве контекстов положительные коннотации, в дискурсе А. Мартина является оскорблением: «Патриоты - так называют в либеральной или демократической секте безбожников, воров и убийц», - отмечает автор [15, р. 54].

Несогласие с либеральными реформами привело к подготовке вооружённого выступления населения Наварры против правительства в Мадриде. По словам А. Мартина, именно в деревне Устаррос зародилась Роялистская армия Наварры [15, р. 64]. С января по декабрь 1821 г. в доме дона Доминго Улибарри-и-Мартинеса проходили собрания наваррских роялистов. Среди первых заговорщиков, помимо нескольких священников, фигурирует имя дона Сантоса Ладрона, впоследствии военного губернатора Памплоны, в 1833 г. одним из первых поднявшего вос-

стание за права дона Карлоса на престол и расстрелянного 14 октября того же года. Интересно, что в подготовке восстания участвовали люди из разных частей региона; маловероятно, что их встречи были частыми: слишком много времени отнимала бы дорога до точки сбора. Например, упомянутый А. Мартином дон Хосе Хоакин Мелида, аббат из Барасоайна [15, р. 17], должен был преодолевать около 90 километров по горным дорогам от своего дома до Устарроса. Кроме того, можно предположить, что в ходе подготовки восстания роялисты собирались не только в Устарросе, но и в других местах: места жительства большинства заговорщиков (Лумбьер, Памплона, Сада, Барасоайн, Гариноайн) расположены далеко от деревни А. Мартина, в которую ведёт всего одна дорога с юга, откуда должны были бы прибывать на собрание роялисты из других селений, что позволяло бы властям легко отследить их перемещения.

Тем не менее, не подлежит сомнению, что именно Устаррос в начале восстания стал одним из ключевых пунктов, занятых роялистами, хотя сама вооружённая борьба началась немного южнее, в Сангуэсе, где 7 декабря 1821 г. вспыхнуло восстание против либералов, по мнению А. Мартина, «преждевременно» [15, р. 21]. 17 декабря основные силы роялистов сконцентрировались в районе Устарроса. Дон Хосе Торибио Майо и сам А. Мартин были избраны населением Устарроса в качестве представителей деревни в повстанческой армии. Декабрь 1821 г. стал, согласно А. Мартину, началом Роялистской войны.

А. Мартин и наваррское духовенство в Роялистской войне

Восстание против либералов и подготовка к нему не стали неожиданностью для А. Мартина. Напротив, падре из Устарроса активно участвовал в военных приготовлениях и в вышеупомянутых совещаниях противников конституции. В сентябре 1821 г. заговорщики попросили у него содействия в закупке боеприпасов во Франции. Приобретённые боеприпасы и амуниция должны были складироваться в долине, в которой расположен Устаррос; священник собирался прятать их в потаённых местах [15, р. 19]. Этим планам помешало установление фран-

цузским правительством санитарного кордона на границе с Испанией для противодействия чуме, эпидемия которой началась в Каталонии, хотя, как отмечают Н. Е. Аникеева et al., «французы больше опасались распространения другой "болезни" - революционной» [1, с. 114]. Введение кордона могло стать, по выражению А. Мартина, «смертельным ударом для общего дела ("causa") всех роялистов» [15, p. 20]. Кордон сильно затруднил подготовку восстания и, возможно, отсрочил его начало.

Наваррские священнослужители, как можно заключить из книги А. Мартина, не принимали непосредственного участия в боевых действиях против правительственных войск, но выполняли ряд важных функций: осуществляли связь между отрядами роялистов, занимались разведывательными миссиями, организовывали прибытие пополнений в Роялистскую армию Наварры, вели антилиберальную пропаганду среди своей паствы. Подобная активность, естественно, приносила гораздо больше пользы, чем если бы представители духовенства просто вставали в строй в качестве простых солдат. Благодаря влиянию и связям священников в сельской местности, роялисты могли проводить военные операции в максимально благоприятных для себя условиях.

Налаживание связи между отрядами роялистов и координация их действий играли важную роль в ходе войны 1821-1823 гг. Успешным коммуникациями способствовало несколько факторов, немаловажным из которых было то, что священнослужители, проживавшие в окружении преимущественно неграмотного населения, умели читать и писать. Практически в каждом населённом пункте была церковь. Помимо клира и верных прихожан, для содействия в передаче посланий могли быть задействованы монахи, выгнанные из своих монастырей в результате реформ «Либерального трёхлетия» и, соответственно, сочувствующие роялистам.

А. Мартин активно участвовал в организации связи. Например, в июне 1822 г., после неудачи первого этапа восстания и бегства во Францию лидеров наваррских роялистов Сантоса Ладрона и Хуана Вильянуэвы, именно через падре из Устарроса, а также через викария Педро Агустина Илинчету из

деревни Очагавиа велась переписка между роялистами из Франции и их сторонниками, оставшимися в Испании. А. Мартин пишет, что переписка велась через него и викария из Очагавиа, так как они были надёжными сторонниками короля в Наварре [15, р. 49], однако можно предположить, что выбор именно этих клириков в качестве контактных лиц в Испании был связан с географическим положением их деревень: горная дорога, ведущая из Франции через Пиренеи в восточную часть Наварры примерно в 10 километрах от границы разветвляется: две первые церкви, которые встречаются на испанской территории по пути с севера - это как раз приходы Сан-Хуан в Очагавиа и Сан-Бартоломе в Ус-тарросе.

Осуществление связи между роялистами заключалось не только в передаче писем, но и в предоставлении собранной представителями духовенства разведывательной информации. Примером подобной деятельности может служить описанный А. Мартином случай в начале 1822 г. Отряд роялистов должен был расположиться на ночлег в Ус-тарросе. В тот же день в деревне Ронкаль, расположенной в 11 километрах к югу, сосредоточились превосходящие силы либералов, планировавшие застать роялистов врасплох (командование правительственных войск только предполагало найти роялистов в Устарросе, проанализировав на основании имевшихся у них скудных сведений динамику продвижения преследуемого ими отряда). Аббат Хосе Мариано Рос, находившийся в Ронкале и узнавший о планах неприятеля, немедленно отправил А. Мартину двух доверенных людей, сообщивших об опасности. А. Мартин передал информацию командиру роялистского отряда, дону Фермину Урнисе, и отрядил ему в проводники четверых жителей деревни. В результате роялисты ночью ушли из Устарроса и избежали нападения [15, р. 31]. В книге А. Мартина неоднократно фиксируются и другие аналогичные случаи, свидетельствующие о том, что благодаря помощи организованных местным духовенством крестьян роялисты могли своевременно узнавать о передвижениях противника; либералы, наоборот испытывали большие затруднения с получением информации о повстанческих отрядах. Сходная ситуация будет на-

блюдаться в данном регионе и во время Первой Карлистской войны, когда местное население будет активно поддерживать карли-стов.

Ещё одним важным, уже отмеченным выше аспектом деятельности наваррского духовенства стала организация пополнений для роялистских отрядов. Если десятилетием позднее необходимость набирать новых солдат в свои ряды оказывала влияние на планирование военных операций карлистов10, большая часть армии которых формировалась в результате принудительной мобилизации населения11, то во время Роялистской войны подавляющее большинство новобранцев, по всей видимости, добровольно приходили в Роялистскую армию Наварры. О добровольном характере пополнения роялистских отрядов в Наварре свидетельствует несколько фактов. С одной стороны, у повстанцев в Наварре не было единого постоянного центра (как, например, Сео-де-Уржель у их единомышленников в Каталонии), поэтому проведение централизованной мобилизации было бы затруднено. С другой стороны, воспоминания А. Мартина свидетельствуют о том, что набор пополнения для Роялистской армии Наварры производился в сжатые сроки (иногда - за считанные часы), в том числе в селениях, не занятых роялистами. Например, 11 июля 1822 г. Хунта Наварры (руководившая роялистским движением в регионе) поручила А. Мартину набрать пополнение для армии. В течение дня на призыв священника откликнулось около 40 «храбрецов» из Устарроса и окрестных деревень, которые 13 июля, предводительствуемые автором, направились в Очагавиа, чтобы присоединиться к располагавшимся там основным силам роялистов [15, p. 95]. Очевидно, что в данном случае нельзя говорить о какой-либо принудительной мобилизации.

Заключение

Воспоминания А. Мартина являются ценным источником по истории Роялистской войны в Испании. На основании работы с данным текстом можно сделать вывод о ключевой роли, которую сыграло мелкое духовенство Наварры в организации вооруженного сопротивления конституционным реформам. Представители Церкви принимали активное участие в подготовке восстания

в течение 1821 г.; после начала боевых действий они внесли большой вклад в поддержание связи между отдельными отрядами роялистов, в том числе передавали сведения о передвижении войск противника. Кроме того, они проводили антилиберальную пропаганду и пользовались своим влиянием на крестьян с целью привлечения добровольцев в Роялистскую армию Наварры. Можно предположить, что в конечном итоге именно позиция, занятая сельскими священниками в Наварре и в других областях севера Испании, способствовала успеху экспедиции «Ста тысяч сыновей Святого Людовика» в 1823 г. и привела к окончанию «Либерального трёхлетия».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Также встречаются термины «Испанская революция», «Конституционное трёхлетие»; у И. М. Майского - «Вторая испанская революция» [5, с. 121]. При этом необходимо понимать, что термин «революция» применительно к событиям 1820-1823 гг. условен. По меткому выражению В. П. Боткина, эта революция «так же мало походит на революцию, как вооружение рыцаря на наш фрак» [3, с. 11].

2 См. на эту тему статью М. С. Белоусова [2].

3 А. Гюго, брат писателя В. Гюго и участник экспедиции 1823 г., вспоминал: «Французские солдаты везде встречались как друзья и освободители; население целых деревень выходило на дороги, чтобы приветствовать их» [13, p. 131].

4 Ср. варианты обозначения данного конфликта в зарубежной историографии: англ.: "Royalist War" [14]; исп.: "guerra realista" - «роялистская война» [9]; кат.: "aixecaments reialistes" -«роялистские восстания» [8] и "guerra del Trienni Liberal" - «война Либерального трёхлетия» [17].

5 В 1833 г. В. де Кесада разругался со своими бывшими соратниками по Роялистской войне и встал на сторону кристиносов [7, с. 147].

6 Фактологическая сторона данного конфликта подробно изложена во II томе «Истории испанского традиционализма» М. Феррера et al. [12, p. 66-88].

7 Сопротивление правительству в Мадриде принимало в некоторых случаях причудливые формы. Например, каталонский исследователь Ж. Вень приводит следующий пример мирной оппозиции со стороны духовенства: в 1820 г., после восстановления конституции, по всем церквям был разослан циркуляр священноначалия, с требованием зачитать прихожанам присланное из Мадрида заявление, в котором говорилось, что конституция не противоречит догматам католической религии. Священник из селения Льюкмажор, на острове Мальорка, бывший противником конституции, полностью прочёл заявление во время проповеди в той форме, в которой оно было прислано из Мадрида, т. е. на испанском языке. При-

хожане, преимущественно крестьяне, не говорившие ни на каком языке, кроме каталанского, естественно, не поняли ни слова из зачитанного им текста [18, p. 146].

8 Ж. Перес усматривает именно в антиклерикализме испанских либералов основной фактор, повлиявший на поддержку духовенством роялистского восстания [16, p. 523], т. е. оппозиция священников явилась следствием либеральной политики, а не меры против Церкви были вызваны враждебным настроением клириков.

9 Месяцем позднее Ф. Ф. Г. де Водонкур, французский генерал, только что прибывший в Испанию после своего неудачного участия в революционных событиях в Пьемонте, писал о настроении умов в Валенсии: "The idea of the storm, which is gathering behind us perpetually, haunts my imagination; soon or late it will burst upon Spain from the Pyrenean heights. The holy alliance (sic!) pronounces the doom of the Spanish constitution" [11, p. 8].

10 В частности, одной из задач знаменитых карлистских «экспедиций» была принудительная вербовка новобранцев на территориях, контролировавшихся кристиносами.

11 Этот вопрос подробно рассмотрен в работе Х. Р. Уркихо Гойтиа [19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н. Е., Ведюшкин В. А., Волосюк О. В., Медников И. Ю., Пожарская С. П. История внешней политики Испании. - М. : Междунар. отношения, 2013. - 504 с.

2. Белоусов М. С. Испанская «Подсказка» для декабриста (путешествие С. П. Трубецкого в Париж) // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2015. - № 4. -С. 33-44.

3. Боткин В. П. Письма об Испании. - Л. : Наука, 1976. - 344 с.

4. Дезер Д. дю Испания и Португалия 1814-1847 // История XIX века. - М. : ОГИЗ, 1938. -Т. 3. - С. 219-256.

5. Майский И. М. Испания. 1808-1917. Исторический очерк. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 455 с.

6. Медников И. Ю., Юрчик Е. Э. Правление Фердинанда VII // История Испании. - Т. 2 : От войны за испанское наследство до начала XXI века. - М. : ИНДРИК, 2014. - С. 231-252.

7. Терещук А. А. Т. де Сумалакарреги и его роль в Первой Карлистской войне (1833-1840)

Информация о статье

Дата поступления 5 февраля 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

// Вестник Пермского университета. История. - 2017. - Вып. 2 (37). - С. 146-155.

8. Arnabat i Mata R. Propaganda antiliberal i lluita ideológica durant el Trieni Liberal a Catalunya (1820-1823) // Recerques: História, economia i cultura. - 1996. - № 34. - P. 7-28.

9. Arnabat i Mata R. España se escribe con e de exilio // Exilios en el mundo contemporáneo: vida y destino. - Tarragona : Publicacions de la Universitat Rovira i Virgili, 2016. - P. 95-114.

10. Barrio M. La Curia Romana y los obispos españoles ante la libertad de imprenta en el Trienio Liberal 1820-1823 // Investigaciones históricas: Época moderna y contemporánea. -

2016. - № 36. - P. 167-192.

11. De Vaudoncourt F. F. G. Letters on the internal political state of Spain, during the years 1821, 22 & 23; extracted from the private correspondence of the author and founded upon authentic documents. - London : Lupton Relfe, 1824. -448 p.

12. Ferrer M., Tejera D., Acedo J. F. Historia del tradicionalismo español. - Sevilla : Ediciones Trajano, 1941. - Vol. II. - 326 p.

13. Hugo A. Histoire de la campagne d'Espagne en 1823, dédieé au Roi, par Abel Hugo, ancien officier d'état-major, membre de plusieurs sociétés savants et littéraires. - Paris : Lefuel, 1825. -442 p.

14. Lawrence M. The Spanish Civil Wars: A Comparative History of the First Carlist War and the Conflict of the 1930s. - London : Bloomsbury,

2017. - 254 p.

15. Martín A. Historia de la guerra de la división real de Navarra contra el intruso sistema, llamado constitucional, y su gobierno revolucionario por don Andrés Martín, cura párroco de Ustarroz. -Pamplona : Imprenta de Javier Gadea, 1825. -286 p.

16. Pérez J. Histoire de l'Espagne. - Paris : Fayard, 1997. - 921 p.

17. Sauch N. L'entramat social del primer carlisme a les Terres de l'Ebre i al Maestrat // Recerques. -2005. - № 51. - P. 91-113.

18. Veny J. La lengua catalana entre estándar y diatopía // Revue roumaine de linguistique. -2008. - LIII, 1-2. - P. 141-156.

19. Urquijo Goitia J. R. ¿Voluntarios o quintos? Reclutamiento y deserción en la Primera Guerra Carlista // Violencias fratricidas: carlistas y liberales en el siglo XIX : actes de II Jornadas de estudio del carlismo. - 2008, Estella. - P. 99-186.

Article info

Received February 5, 2018

Accepted

November 12, 2018

Сведения об авторе

Терещук Андрей Андреевич - Ph. D., ведущий специалист по информационным ресурсам Управления по связям с общественностью Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

Адрес для корреспонденции: 191186, Россия, Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, 48

E-mail: [email protected], [email protected]

Для цитирования

Терещук А. А. Испанское духовенство и роялистское сопротивление в Наварре в 18211823 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4(20). С. 58-65. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.58-65.

About the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tereshchuk Andrei Andreevich - Ph. D., Leading Specialist in Information Resourses of the Department of Public Relations of Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia)

Postal address: 48, Nab. r. Moiki, Saint-Petersburg, 191186, Russia

E-mail: [email protected], [email protected]

For citations

Tereshchuk A. A. Spanish Clergy and the Royalist Resistance in Navarre in 1821-1823. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 58-65. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.4.58-65 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.