Научная статья на тему 'Испанская инженерия конца XVIII века. Августин де Бетанкур-и-Молина'

Испанская инженерия конца XVIII века. Августин де Бетанкур-и-Молина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Испанская инженерия конца XVIII века. Августин де Бетанкур-и-Молина»

53

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

среди своих коллег тем, что был иностранцем, привели к тому, что испанский инженер впал в немилость.

В 1823 году он производит последние работы по завершению строительства ярмарки в Нижнем Новгороде и в 1824 году уходит в отставку со всех своих должностей, поскольку прежнего доверия царя уже не было и Бетанкур попал в подчинение герцогу Александру Вюртембергскому. Бетанкур уходит на покой и вскоре умирает. Он похоронен на лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Несмотря на грустный конец его дней, память Бетанкура до сих пор чтят в России, на его приемной родине, где, хотя прошло немало времени, о нем хранят добрую и достойную память.

Эдельмиро Руа Альварес

доктор, профессор Мадридского политехнического университета, Президент Коллегии инженеров дорог, каналов и мостов Испании

ИСПАНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КОНЦА XVIII ВЕКА.

АВГУСТИН ДЕ БЕТАНКУР-И-МОЛИНА

1 Предшественники

Считается, что слово «инженер» происходит от латинского ingenium, означающего искусство решать проблемы, которые встают перед человеком в его ежедневных делах.

Действительно, проблемы вставали перед человеком с самого начала времен, и ему приходилось решать их с помощью своего ingenium, хотя латинского языка в те времена еще не существовало.

Основные задачи, встающие перед человеком, связаны с пропитанием, одеждой и вначале, поскольку жизнь была кочевой, с передвижением себя и своего имущества. Чтобы решить первую задачу, он «изобрел» топоры, копья и любое оружие для защиты и нападения. Чтобы использовать шкуры животных, которых он добывал на охоте, и укрываться ими, он придумал орудия для их обработки и иглы для шитья. Чтобы облегчить передвижение, он использовал плоты - пересекать реки, и изобрел великую вещь - колесо. В любом открытии доисторических времен находятся эти орудия, более или менее усовершенствованные.

В эпоху Римской Империи крупные задачи можно было считать решенными, к классическому оружию, мечам, копьям, лукам, доспехам и т. п. прибавились механизированные, такие как осадные машины, катапульты и т. д. Существует уже не только иголка, изобретено веретено для прядения нитей и ткацкие станки, чтобы ткать ткани. Для передвижения по воде строятся торговые и военные корабли, а для наземного передвижения

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

54

Материалы Международной научно-практической конференции

существует целая сеть римских дорог с мостами, дошедших до наших дней. Также развивается гидравлическая инженерия с плотинами, каналами и акведуками для снабжения поселений водой.

Можно сказать, что все уже изобретено и человечеству остается только совершенствовать изобретенное.

Для новых изобретений необходимо было пользоваться мирным временем, поскольку во время войн и экономические, и человеческие ресурсы были направлены на борьбу.

Об Испании можно сказать, что со времени падения Римской Империи мирные периоды были недолгими: сперва вторжения различных готских племен, затем религиозные войны и последовавшее почти сразу за ними арабское вторжение с его восемью столетиями Реконкисты с короткими периодами мира.

В эти периоды в областях, далеких от границ, мы можем наблюдать некоторое развитие сельского хозяйства, рыбной ловли на северном побережье, церковной и монастырской архитектуры, вызванное европейским паломничеством по Дороге Сантьяго, а в арабской зоне - расцвет наук и литературы вокруг Кордовского халифата.

2 Австрийская династия (1500-1700)

Во время правления в Испании Австрийской династии страна «сражалась» на два фронта, один из которых королевский, т. е. нескончаемые войны с Европой за сохранение испанского владычества, включая религиозные войны с протестантами, на другом, возможно, не таком кровавом, но потребовавшем большого количества людских ресурсов, - колонизация, завоевание Америки, куда направилось большое число испанцев в поисках своего личного Эльдорадо.

В любом случае в эту эпоху необходимо выделить два важных произведения гидравлической инженерии: первое - начало строительства Императорского канала в Арагоне в 1529 году, второе - издание книги, озаглавленной «Двадцать одна книга изобретений и машин» Хуанело Турриано.

Эта книга, автором которой считают Хуанело Турриано, много лет оставалась неизвестной как из-за своего автора, так и из-за эпохи, в которую она была написана. На обложке книги, хранящейся в Национальной библиотеке, можно прочесть: «...которые повелеваю описать и показать. Католический король дон Филипп Второй, Король Испании и Нового Света», однако внизу страницы под королевским гербом на фоне Мальтийского креста написано:

«Посвящается благороднейшему Сеньору Дону Хуану Австрийскому, сыну Католического Короля дона Филиппа четвертого, Короля Испании».

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

55

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

PSEUDO-JUANELO TURRIANO

LOS VEINTIUN LIBROS DE LOS INGENIOS Y DE LAS MAQUINAS I

Эта книга, о которой известно только по упоминанию в произведении Льагуно-и-Сеа Бермудес в конце XVIII века и, позднее, у Менендеса Пида-ля-и-Пикатосте, была обнаружена в 1964 году в Национальной библиотеке, но тут же ее появление затмили две обнаруженные рукописи Леонардо. Зимой того же года книга была изучена Хосе-Антонио Гарсиа-Дьего, который опубликовал ее первое издание в 1983 году и открыл полемику о Хуа-нело Турриано и его труде.

Акведук длиной в 150 футов

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

56

Материалы Международной научно-практической конференции

Можно догадаться, что Хуанело Турриано, автор механизма, отводящего воды реки Тахо к городу Толедо, получил задание от Филиппа II издать «двадцать одну книгу», что эти книги принадлежали частной библиотеке Хуана Гомеса де Мора, который в 1613 году был «Великим мастером и единственным архитектором Короны», а после его смерти в 1648 году библиотека переходила из рук в руки, пока кто-то не собрал пять томов из нее, добавил к ним титульный лист и посвятил дону Иоанну Австрийскому, сыну Филиппа IV, примерно в 1670 году.

3 Бурбоны. XVIII век

XVIII век начался сменой династий, к власти в Испании пришли Бурбоны, первым представителем которых стал Филипп V (1740-1746).

Самым примечательным во время царствования Филиппа V было провозглашение декрета о Новой Земле, по которому территории Каталонии, Арагона и Валенсии потеряли свои фуэрос, которые остались только у Страны Басков и Наварры, традиционно связанных с Кастильским королевством, они сохранили в основном административную автономию. Можно сказать, что это было шагом к формированию единой нации, начатому два века назад католическими королями.

Картина меняется с приходом в Испанию Карла III, неаполитанца по происхождению, которого мы можем считать символом Просвещения в Испании.

Экономическое и промышленное развитие было привязано к очень ограниченным областям страны. Индустриальные центры появляются только в Барселоне и Кадисе, а коммерческие зоны группируются у побережья Средиземного моря и Кантабрийского берега, с центрами в Севилье, Гранаде, Мадриде, Сарагосе, Бургосе и Виго.

Сеть «дорог» уже расположена радиально и имеет две оси: одну вдоль Средиземноморского побережья, от Франции через Барселону в Гранаду и Севилью, другая объединяет зоны Бильбао и Барселоны. Однако распределение населенных центров уже не соответствует сети сообщения, из-за того что на северо-западе плотность населения высока по причине сообщения через Виго и Корунью с Америкой. Эта сеть с 850 км дорог оставляла непокрытыми многие области, помимо северо-западной области полуострова.

Основным родом деятельности является сельское хозяйство и развивающиеся из него сферы промышленности, прежде всего текстильная; в первую половину столетия ренты остаются почти без изменений, но начиная с 1760 года эта ситуация меняется, и земельные/сельскохозяйственные ренты к концу века вырастают на 78%.

Большая часть продуктов промышленного производства - это шерсть, лен и шелк, которые являются здесь традиционными сферами промыш-

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения________________________57

ленности. Кроме того, существует большое число фабрик - королевских мануфактур, зоны металлургической промышленности в Стране Басков, развитию которой способствует добыча угля в шахтах.

4 Карл III (1759-1788)

В 1759 году в Испанию из Неаполя прибыл новый король, который должен был стать королем Неаполя, но из-за смерти брата ему пришлось унаследовать корону Испании.

Карл III представляет собой классический тип Бурбона своей эпохи, он -первый испанский король, который претендовал на то, чтобы внедрить в Испании науку и технику, действуя как настоящий меценат, но не только в области искусства и литературы, как его предшественники.

Карл III пришел к власти со своими министрами Арандой, Кампоманесом и Флоридабланка, которые были ярыми реформистами и знали, какой политики следует придерживаться, чтобы превратить Испанию в страну очень высоких научных достижений.

Решение, принятое для преодоления этой проблемы, оказалось очень обдуманным и состояло в следующих действиях.

• Приглашать иностранных ученых для работы и преподавания в Испании.

• Отправлять ученых испанцев для научного образования за рубеж.

• Создавать научные учреждения в Испании.

Эту задачу взяли на себя не только члены правительства, но и дипломатический корпус, аккредитованный за рубежом, среди которого следует выделить работу графа Фернана Нуньеса в испанском посольстве во Франции.

В Испании практически единственной популяризацией научных достижений XVIII века, а также усвоением и размышлением, вызванным упомянутым прогрессом, является «книга» бенедектинского монаха Бенито Херонимо Фейхоо, которого с его «Универсальным критическим театром», изданным в девяти томах с 1726 по 1740 год, можно признать как «популяризатора современной науки и борца с мракобесием, заблуждениями и суевериями».

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

58

Материалы Международной научно-практической конференции

Первая часть плана, приглашение ведущих иностранных ученых, наткнулась на то, что они не желали ехать в Испанию; так отказался приехать Карл Линней, но вместо него прибыл его любимый ученик Питер Ло-ффлинг.

Были наняты известные математики для военных академий, такие как Луи Годэн, который возглавил Морской колледж в Кадисе, и итальянцы Чиприано Вимеркати и Пьетро Гвианнини - в Колледж артиллерии в Сеговии.

Развитие современной химии привело к заключению договора с Агустином де ла Планшем, Луи Прустом, который был директором Химической лаборатории в Сеговии и Мадриде, и Франсуа Шабано как профессора химии в Королевской семинарии в Вергаре, в лаборатории которого очищалась платина и успех которого сделал его руководителем Химической лаборатории при Министерстве экономики (1787-1797).

Среди минералогов следует упомянуть Вильяма Боуэла, Андреа и Джона Катерлина и Франсуа Шабано, который как химик-минералог в 1789 принял обязанности директора Королевской школы минералогии в Мадриде.

Среди ботаников мы можем выделить француза Жозефа Добея, который отправился в экспедицию в Перу, и Тадео Хенке, который принял участие в экспедиции Маласпины.

Из различных иностранных ученых, которые прибыли в Испанию, обязательно следует упомянуть французского инженера-гидравлика Шарля Ле Мора, который был руководителем дорожных работ в портах Гуадар-рамы и Деспеньаперроса.

К работе иностранных ученых прибавилось создание научных центров и учреждений, в которых они работали, обучая испанских специалистов и укрепляя научно-техническое образование последних годов столетия.

Вот эти научные заведения:

• Королевская академия изящных искусств в Сан-Фернандо;

• Королевский Кабинет естественной истории (1752);

• Металлургическая лаборатория, или Дом платины (1752);

• Лаборатория металлургической химии, Лаборатория прикладной химии для искусства и Лаборатория общей химии (1787);

• Королевская школа минералогии (1787);

• Королевский машинный кабинет (1788);

• Астрономическая обсерватория (1790);

• Академия наук (Королевский декрет от 8 июля 1787 г.).

Кульминацией явилось создание Академии наук, для которой граф

Флоридабланка выбрал родовое поместье в Прадо Вьехо и поручил строительство Хуану де Вильянуэва, который в своем проекте дал ей название Музей-академия наук, и в котором помещался также Королевский машинный кабинет, став частью того, что сегодня мы знаем как музей Прадо.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

59

Несмотря на огромную важность участия иностранных ученых, главная часть технического и научного прогресса была обязана политике посылать стипендиатов за границу, так как они в действительности были мастерами технологического прогресса, который всего за двадцать лет поднял страну до уровня европейских технологий.

Испанцев-стипендиатов в Европе было столько, что невозможно перечислить их всех в этих кратких заметках; далее мы приводим сведения по наиболее важным отраслям науки.

• Математика: Хорхе Хуан, Антонио де Ульоа, Томас де Морла.

• Астрономия: Сальвадор Хименес Коронадо, Жозе Чайш, Хосе Родригес Гонсалес, Хосе Мендоса-и-Риос, Луис Морено.

• Г еография: Хуан Лопес.

• Физика: Антонио Солано, Трино Анторио Порсель, Игнасио Руис де Лисуриага.

• Химия: Педро Гутьеррес Буэно, Доминдо Гарсиа Фернандес, Томас де Нава, Хоакин Кабесас, Х. Мануэль де Арехула, Херонимо Мас.

• Минералогия: Фаусто и Хуан Хосе де Эльуйар, Анхель Диас, Андрес М. дель Рио.

• Ботаника: Хосе Куэр, Мигель Бернадес, Касимиро Комес Ортега, Эухенио Искьердо, Антонио Каванильес, Симон Рохас Клементе.

• Индустриальное машиностроение: Томас Перес.

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы Международной научно-практической конференции

Отдельно от перечисленных следует назвать стипендиатов по гидравлике, которая зародилась в сфере испанской гражданской инженерии. Среди них впереди всех фигурирует Августин де Бетанкур-и-Молина, который станет создателем Школы инженеров дорог и каналов в 1802 году.

Среди этих стипендиатов выделяются:

• Хуан де Пеньальвер и де ла Торе;

• Антонио Альварес;

• Хосе Мария де Ланс-и-Сальдивар;

• Бартоломе Суреда;

• Хуан де ла Фуэнте;

• Хоакин де Абайтуа Баррьентов;

• Хуан де Мата Молеро;

• Томас Вери-и-Тогорес.

5 Августин де Бетанкур-и-Молина

Невозможно говорить о мировой инженерии, не вспомнив по тому или иному поводу инженера в высшей степени, Августина де Бетанкура-и-Молина, обогнавшего свое время, изобретателя с самого раннего детства.

Это работы в его родном Тенерифе наметили его будущий путь. Когда ему исполнилось уже 60 лет, он вспоминал о них в письме, отправленном из Санкт-Петербурга своей сестре Марии: «Я могу тебя уверить, что из всего, чему я учился в своей жизни, ничто не было мне так полезно, как ткачество, шитье и окраска тканей и другие дела, которыми мы занимались на досуге; эти познания, которые я приобрел в игре, были началом моего увлечения механикой и всего моего счастья».

Августин де Бетанкур-и-Молина родился в Пуэрто де ла Крус на острове Тенерифе 1 февраля 1858 года. Он был сыном Августина де Бетанку-ра-и-Кастро и Леонор де Молина-и-Брионес, был вторым из девяти детей. Семья была обеспеченной и занималась экспортом вин и шелковой индустрией.

Семейное шелковое производство вызвало его интерес к механике, и в восемнадцать лет вместе со своей сестрой Марией он спроектировал и построил машину для кручения шелковых нитей, которая приводилась в движение ногами и даже энергией ветра. Это был его первый шаг в механике, которую он не оставлял в течение всей жизни.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

61

Фамильный герб Королевская академия изящных искусств в Сан-Фернандо

21 июля 1777 года он поступил кадетом в пехотный полк Оротавы, в котором дослужился до лейтенанта (13 мая 1778), спустя некоторое время получил стипендию Карла III, которая позволила ему перебраться в Мадрид; Бетанкур отплыл на полуостров 19 октября 1778 г.

В Мадриде он был учеником Королевской студии Сан-Исидро в 1779 и 1780 гг. и одновременно учился в Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо в 1780 и 1781 г. В обоих центрах он отличался как прилежный студент, обладавший очень серьезными научными познаниями.

Уже в первый год обучения в Королевской Академии Сан-Фернандо он сделал серию рисунков, которые похвалил его профессор Мариано Сальвадор Маэлья. Полученное в Академии образование проявилось во всех его инженерных трудах и докладах четкостью идей, выраженных рисунками.

В апреле 1783 года, когда ему было всего двадцать лет, граф де Фло-ридабланка поручил ему поездку на строительство Императорского канала в Арагоне, которое возобновилось в 1768 году, а в марте 1783 пострадало от половодья, сломавшего перемычку в Сото де Вервель и вызвало панику у населения. Бетанкур написал Записки об этом строительстве, за которыми последовал столь благоприятный отчет о работе, сделанный Пигнател-ли, что граф де Флоридабланка решил не терять из вида труды молодого ученого.

Спустя всего несколько месяцев Флоридабланка поручает Бетанкуру изучение и доклад о шахтах в Альмадене, который последний представил в трех сообщениях. Первое из них было посвящено работам по добыче и перевозке минерала и эвакуации вод из галерей и колодцев, второе - изучению и описанию оборудования, в нем он предлагает свое изобретение для лебедок, с помощью которых производится извлечение материала, третье посвящено критическому исследованию печей, загрузке, системе добычи

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

62

Материалы Международной научно-практической конференции

ртути и т. д. Из предложенных решений некоторые были незамедлительно внедрены. Сообщение дополнено многочисленными рисунками, сделанными самим Бетанкуром, на которых изображены предложенные им решения.

По возвращении в Мадрид его научный дух не дает ему покоя, и 29 ноября он представляет всему двору шар-аэростат, построенный под его руководством. Эксперимент был проведен в присутствии короля и всего двора в загородной резиденции инфанта дона Г абриэля. Необходимо отметить, что первые подобные эксперименты в мире были проведены во Франции 17 августа 1783 года Монгольфье на Марсовом Поле в Париже и 19 сентября в Версале.

Результатом всего этого труда стало назначение стипендии в 12 000 реалов в год для углубления исследований в Париже; он должен был выехать из Мадрида в марте 1784 года как почетный член Академии Сан-Фернандо.

Бетанкур пробыл в Париже до августа 1791 года; он расширял свои познания в гидравлике и механике, а также наблюдал, руководил и направлял группу стипендиатов, которые присоединялись к группе стипендиатов по гидравлике, мостам и дорогам.

Среди трудов, которые проводила эта группа ученых, была «реализация планов любых машин, которые могут быть полезны и выгодны для гидравлических работ, строительство их подробных макетов, которые сочтут наиболее полезными и выгодными». Эти макеты и планы составили впоследствии основу Королевского кабинета машин, первым директором которого стал Бетанкур, а хранителем - Бартоломе Суреда.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

63

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

В годы пребывания в Париже, в лаборатории Эколь-де-Пон и Шоссе, кроме продолжения исследований, во время визитов испанских послов графа де Аранда и графа де Фернан Нуньеса возникает идея, которую выдвинул, без сомнения, Бетанкур, - предложить министру, графу де Флори-дабланка, создание «корпорации инженеров мостов и мощеных дорог», также именуемой «инженеров-гидравликов» или «инженеров дорог и каналов».

Во время своего пребывания в Париже он совершил трехнедельную поездку в Лондон, намереваясь изучить паровую машину Уатта, хотя общество, эксплуатировавшее ее, не позволяло этого. По возвращении в Париж на основе немногих полученных сведений он спроектировал несколько усовершенствований, о которых написал в «Записках о паровой машине с двойным эффектом» и представил их в Школе Пон-и-Шоссе и Королевской Академии наук. Отзыв, данный Академией 24 октября 1790 года, полностью благоприятен, и он просит Академию издать его записки.

Основываясь на предыдущих Записках и экспериментах, произведенных с 1787 по 1790 год, он написал «Записки об экспансивной силе водяного пара», которые были прочитаны в Академии наук с очень благоприятным отзывом Монжа, Борда и Бриссона.

Среди множества изобретений, в которых принял участие Бетанкур в это время, - планирование фабрики изделий из черепахового панциря и шелкокрасильной фабрики.

Ввиду опасной ситуации во Франции в 1791 году он поручил всем стипендиатам подготовить макеты, документы, планы и т. д. для отправки в Испанию.

По прибытии в Испанию ему пришлось заняться размещением макетов в Королевском машинном кабинете, который был организован в Буэн Ретиро и в будущем станет первым помещением Школы инженеров генеральной дорожной инспекции, а впоследствии - Инженеров дорог и каналов.

Перед отъездом из Парижа Бетанкур и Пеньальвер отправили графу де Флоридабланка письмо, в котором описали то, что станет Техническим корпусом инженеров дорог и гидравлических работ, со схемой, которая затем, в 1799 году, была одобрена.

Между 1792 и 1799 годами, когда создается Генеральная инспекция дорог и каналов, Бетанкур ездит в Париж и Лондон, проводит электрический телеграф между Королевским дворцом в Мадриде и королевской резиденцией в Аранхуэсе, передав сообщение от короля Карла IV королеве Марии Луизе.

Во время пребывания в Англии он решил оставить усовершенствование электрического телеграфа и занялся разработкой оптического телеграфа, который отвез во Францию в 1797 году и который был изучен комиссией от Академии в составе Лапласа, Лагранжа, Борда, Прони, Куломба и

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

64

Материалы Международной научно-практической конференции

Шарля, написавших благоприятный отчет, принятый Академией и опубликованный в Заметках Национального иститута; два прототипа телеграфа Бетанкура в настоящее время находятся в Национальном хранилище искусств и ремесел в Париже.

DESCRO'CTON'

Dli LAS МЛQUINAS

I>E MAS GENERAL LTUJ1MD QL& It At ,

EL REAL GAHINKTE DE 'ELLA.^

i

iBTAlLE-CIIXJ eh. rl rueH'E&maZ)

нкогл de fortiiiiii nc a. w. •-

Л-OR VOX Lvkhx 19A JtA.VALVJiJL

L* лХгчка.0 iv.

I.* T'dttjr ivFPifiJfmr. 1,’ L'iftb сигм гшт«г>

^Vl г

DE Ь-аоллг svreviQB*

МЛ1Ж1В EiJ4 LA JWHKKWTA KfcAl, luio IvLuJ mini , IttU^t lu {• 4-

ДА) к

Каталог Королевского машинного кабинета, составленный Пеньальвером

В декабре 1798 года испанское правительство решило провести оптическую телеграфную линию между Мадридом и Кадисом; было предварительно выделено 1 500 000 реалов. В августе 1800 года линия уже работала, в ней было задействовано 70 телеграфных аппаратов, а постройка оказалась столь экономной, что для нее потребовалось всего 968 000 реалов.

Страницы из Каталога машин Пеньальвера

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

65

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

6 Г осударственное строительство

Ниже мы приведем краткое описание основных действий, произведенных в годы правления Карла III и Карла IV.

Королевским Декретом от 10 июня 1761 года было приказано начать дорожные работы в Андалусии, Каталонии, Галисии и Валенсии. На производство этих работ выделялось 250 000 реалов ежемесячно.

В январе 1769 года был оглашен королевский указ об установке каменных столбов через каждые пол-лиги для ориентировки в дороге.

1 ноября 1772 были изданы распоряжения о поддержании дорог в порядке.

Назначение графа де Флоридабланка на должность суперинтенданта дорог предполагало заметное продвижение в дорожном строительстве. В его «Мемуарах» о 1780-1789 годах приводятся следующие данные: «...было построено 195 лиг 8000 вар, были отремонтированы другие 200 лиг, было построено 322 новых моста, отремонтировано 45 и построено 1049 мостиков». Эти дороги уже были шириной 9 и 18 метров, по размеру известняковых плит, дороги могли соревноваться с лучшими дорогами Европы. В эти работы было вложено 90 миллионов реалов, хотя налог на соль принес только 27.

Были построены королевские загородные резиденции в Аранхуэсе и Ла Г ранхе Хуаном Вильянуэвой, а также здание Академии и Астрономической обсерватории.

Все эта работа поручена «Генеральному суперинтендантству почты, перегонов, дорог, постоялых дворов и каналов этих королевств и почты и перегонов Индий», а начиная с 1795 года к этому прибавились функции «Главного суперинтенданта бесхозного, свободного и не завещанного имущества», а также руководство Королевской типографией.

12 июня 1799 создается Генеральная инспекция дорог и каналов как технический орган в руководстве государственных работ. Это название просуществовало до 26 июля 1803 года, когда генеральный инспектор Бетанкур добился, чтобы, поскольку Школа уже была составлена, их переименовали в инженеров дорог и каналов.

31 декабря 1801 генеральный инспектор представил состояние шести главных дорог, из которых были отремонтированы 388 лиг, 640 мостов и 4384 мостика, которые, если мы примем в расчет поперечные дороги и дороги королевских мест, составляют к концу века приблизительно 2500 километров вновь построенных или существенно обновленных дорог.

В отношении гидравлических работ нужно выделить три основные.

Императорский канал в Арагоне

Императорский канал в Арагоне был построен из-за необходимости снабжения водой города Сарагосы и поливки ее земель во время засухи, поскольку в 1339 была предпринята безуспешная из-за отсутствия отметок

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

66

Материалы Международной научно-практической конференции

высоты попытка провести оросительный канал от реки Эбро для полива земель Альмозары.

22 июня 1829 Карл V взял на себя производство так называемого оросительного канала Эбро, в последующем канала Гальур, а с этой даты -Королевский оросительный канал.

В следующее десятилетие была построена плотина оросительного канала, шлюзные ворота, названные Королевский шлюз, и участок канала до равнины Писенке, который начал использоваться для полива.

Разлив Эбро разрушил плотину, и оросительный канал стал бесполезным. Несмотря на необходимость и много раз проведенные исследования, в действительности не производилось никаких серьезных работ до тех пор, пока 28 октября 1760 Карл III не прибыл в Сарагосу и не убедился, что вода в этой местности необходима.

Итогом исследований, которые граф де Аранда поручил Хуану Августину Бадину, 28 февраля 1768 года стало одобренное запиской короля Карла III начало строительства Императорского канала, который должен был использоваться как для полива, так и для судоходства.

После нескольких крахов строительного предприятия надзор был поручен Рамону Пигнателли и Монкайо, канонику из Сарагосы. Как результат визита и доклада Бетанкура были возобновлены работы в 1776 году, и 14 октября 1784 года в Сарагосу начала поступать вода, а в 1786 году с большими почестями был открыт знаменитый «Источник Неверящих».

19 августа 1790 был положен последний камень, и началась выплата долгов с прибыли от плотины, которая оказалась меньшей, чем ожидалось.

Основные данные

Протяженность 110 км.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водоносность 30 м /с.

Две плотины: Плотина Пигнателли и Плотина Карла V.

Шлюзы Касабланка и Вальдегурриана.

Многочисленные мосты: Формигалес, Рибагоррада, Буньнэль, Кортес

и др.

Кастильский канал

В прежние века предпринимались попытки строительства (петиция Вальядолидских Кортесов Карлу V в 1548), но несмотря на интерес, экономическое положение делало строительство невозможным. В 1751 исследованием занялись капитан Антонио де Ульоа и французский инженер Карлос Ле Мор с идеей использования канала как транспортной артерии.

Канал делится на три участка: Северный рукав от Алар дель Рей до Калаорры, Южный рукав от Эль Серрона до Вальядолида и Полевой рукав от Калаорры до реки Секильо.

Январь-февраль 2008

Proceedings of Petersburg Transport University

67

Августин Бетанкур - 250 лет со дня рождения

Работы начались на Полевом рукаве 11 июня 1753 года и были прерваны в 1799 году, когда большая часть работ была уже закончена; они были завершены окончательно с 1831 по 1835 год, когда были построены 30 незавершенных километров Южного Рукава, и с 1842 по 1849 год, когда были закончены недостающие 33 км Полевого рукава.

Появление железной дороги сделало возможным обсуждение доклада Экономического общества, предоставленного Ховельяносом в 1783 году.

Основные данные

Протяженность 207 км, в том числе:

Северный рукав 74 км;

Южный рукав 54 км;

Полевой рукав 79 км.

Средняя водоносность 2,9 м /с.

Внутренние гавани: Алар дель Рей, Па-ленсия, Вальядолид и Медина де Риосеко.

Шлюзы: 47.

Мосты, акведуки, оросительные сооружения, мельницы и др.

Канал Гуадаррамы

В 1785 году король Карл III поручил реализацию проекта канала, который должен был снабжать реку Мансанарес водой реки Гвадаррамы, сделав первую судоходной, т. е. тем утопическим водным путем, который связал бы Мадрид с Севильей.

Финансирование было возложено на недавно созданный Национальный банк Сан Карлос, проект разработали Карлос и Мануэль Лемор (1782), работы начались в 1787, они включали в себя плотину Гаско в Торрелодо-несе и канал до Лас Росас.

Со смертью Карла III в конце 1788 года работы были парализованы; от предполагаемой плотины высотой 93 метра было к тому времени построено 57 метров.

В августе 1799 разлив реки вызвал затопление водой подземной части плотины и проект остался незавершенным; в настоящее время от него остались одни руины, ни один из 37 предполагавшихся акведуков на первых 25 километрах не был построен.

Шлюз Осорно. Кастильский канал

ISSN 1815-588X. Известия ПГУПС

Январь-февраль 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.