ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ США (1960—2000-е гг.)*
Лариса Николаевна ГАРУСОВА, доктор исторических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Александра Павловна ПИГИНЕШЕВА,
ассистент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Современные полиэтничные общества и многонациональные государства в условиях развертывания процессов глобализации и регионализации особенно заинтересованы в сохранении своей целостности и стабильности. Соединенные Штаты Америки, как и Россия (их ближайший сосед по АТР), не являются исключением. За счет гибкости и адаптивности своей политической системы американское общество в ходе исторического развития смогло весьма эффективно использовать этническое разнообразие на общее благо. Изучение политического опыта США в таком контексте имеет важное практическое значение как для России, так и для других многонациональных государств.
Этнический фактор во многом определил ход политической истории США, поскольку само становление и развитие американского государства происходило под влиянием иммигрантов-переселенцев, представлявших различные национальные и расовые группы. Роль этнического фактора в американской политике стала особенно заметной в 60-е гг. XX в. — в период подъема борьбы за гражданские права национальных меньшинств и роста их этнического самосознания, завершившихся официальным признанием наличия культурного плюрализма в американском обществе.
С 1960-х гг. происходит качественное и количественное изменение этнического состава переселенцев в США, в том числе и за счет иммигрантов из стран Латинской Америки —«латинос». Если в 1960 г. испаноязычное население США составляло 6,9 млн.чел. (3,9% от всего населения), то в 1970 г. оно увеличилось до 9,1 млн. чел., а к 1990 г. — до
22,4 млн. и стало самой быстрорастущей этнической группой США. По данным последней переписи (2000 г.), испаноязычное население составляет 35,2 млн.чел. (12,5%)1. В 2006 г. число выходцев из Латинской
* В данном исследовании термины «испаноязычные», «латиноамериканцы» и «латинос» употребляются как синонимы. Термин «латинос»— для обозначения выходцев из Латинской Америки, проживающих в США. В более строгом смысле под термином «испаноязычный» подразумевают не только выходцев из Латинской Америки, но также с Иберийского полуострова. Однако, поскольку выходцы из Южной и Центральной Америки доминируют в структуре испаноязычного населения США, термины «испаноязычный» и «латинос» используются в американских официальных документах и научных исследованиях как синонимы.
Америки превысило 44 млн.чел., или 14,8% населения США. Таким образом, латинос стали самым многочисленным этническим меньшинством в стране, обогнав афро-американцев, численность которых в 2006 г. составила 37,1 млн.чел., или 12,4% американского населения2. Непрекра-щающиеся иммиграционные потоки из стран Южной Америки, а также высокая рождаемость среди латинос позволяют прогнозировать повышение их удельного веса в составе американского общества. Такой динамичный количественный рост испаноязычного населения в США, казалось бы, должен прямо пропорционально влиять на его политическую активность и общественную значимость. Однако основная характеристика политического поведения латинос — их относительно низкая по сравнению с другими этническими группами вовлеченность в политический процесс, что объясняется рядом причин исторического, социально-политического и демографического характера.
До середины 1960-х гг. латинос представляли собой одно из самых разобщенных этнических меньшинств США. Даже депортации (в 1931 и 1954 гг.) не вызвали их организованного недовольства. Если в начале XX в. в латиноамериканской среде и существовали общественно-политические организации, то они отражали интересы преимущественно национальной элиты—тех, кто уже достиг определенного успеха, кто ставил своей целью добиться максимальной инкорпорации в американское общество, полностью принимая его условия3. Движение афро-американцев за гражданские права в 1960-е гг. вдохновило на борьбу многих мек-сикано-американцев, которые длительное время были отвергнуты американским обществом. Мексикано-американцы одними из первых латинос активно выступили против всех форм дискриминации, социального неравенства, культурных стереотипов, а также за право сохранения собственной культурной самобытности. Их социально-политический протест получил название движения чиканос*.
Оно было направлено на решение политических, социальных, экономических, культурных проблем, с которыми долгие годы сталкивались мексикано-американцы. Политические цели включали в себя увеличение числа чиканос в органах государственной власти, поощрение их более активного участия в политической жизни общества, лоббирование промексикано-американских законов. Во время чиканистско-го движения появился ряд общественно-политических и профсоюзных организаций, отстаивавших права обычных латинос: «Объединенный профсоюз сельскохозяйственных рабочих», «Партия объединенного народа», «Крестовый поход за справедливость», «Мексикано-американская политическая ассоциация», «Женщины за Расу», а С. Чавес, Р. Гонсалес, Л. Тихерина стали примером для подражания многих поли-
* До начала. XX в. термин «чикано» употреблялся в отношении мексикано-амери-канцев. Широкое распространение он получил в начале XX в. на юге США и считался унизительным, поскольку использовался землевладельцами по отношению к наемным мексиканским рабочим. Новое значение термин принимает в 60-е гг. XX в., когда быть «чикано» означало проявлять политическую активность, участвовать в протестном движении, бороться против дискриминации, стремиться к освобождению от навязанных стереотипов.
тически активных мексикано-американцев, которые смогли мобилизовать разобщенную мексиканскую диаспору.
Движение чиканос оказалось кратковременным явлением в жизни США, однако под его влиянием был принят ряд важных для латиноамериканского сообщества законов: о гражданских правах (1964 г.), избирательных правах (1965 и 1975 гг.), изучении этнической истории и культурного наследия (1972 г.), испанском языке и двуязычном образовании (1968 и 1974 гг.), которые определили статус латиноамериканского меньшинства, обеспечили его политические, социальные и культурные права4.
Значительному увеличению веса латинос в политической жизни страны способствовало распространение на испаноязычное население США в 1975 г. положений Федерального закона об избирательных правах от 1965 г. Этот законодательный акт поставил вне закона другие ранее практиковавшиеся меры, которые препятствовали регистрации представителей этнических меньшинств для участия в голосовании. Например, закон предусматривал регистрацию избирателей на федеральном уровне. Раньше она происходила только на уровне штата или на местном уровне, что значительно ущемляло права меньшинств. Часто чиновники отказывали представителям этнических групп в регистрации, если на территории штата или округа проживало менее 50% электората того или иного этнического сообщества5.
В результате борьбы испаноязычного населения за свои права и изменения государственной политики число латинос, занимавших выборные должности в органах власти, значительно увеличилось. В 1973 г. в шести штатах с наибольшим латиноамериканским населением латинос на выборных должностях составляли 1280 чел. В 2003 г. этот показатель увеличился на 228% и достиг 4130 тыс. чел. В 2007 г. общее число избранных должностных лиц латиноамериканского происхождения составило 5129 чел. Из них 26 латинос занимали посты в федеральных органах власти, 238 чел. работали в легислатурах штатов, 512 чел. являлись должностными лицами в округах, 1640 чел. работали в муниципалитетах, 685 чел. — в судебных и правоохранительных структурах, 1847 чел. —в отделах среднего образования6.
На протяжении последних тридцати лет количество представителей латиноамериканских диаспор в Конгрессе США также увеличилось. Например, в Конгрессе 91-го созыва (1969—1971 гг.) всего один представитель латинос заседал в Сенате и 5 в Палате Представителей7. В 1990 г. представительство латинос в Конгрессе возросло до 11 чел., а в 1999 г.— до 19 чел. В 2006 г. (Конгресс 109-го созыва) в Палате Представителей заседало 25 выходцев из Латинской Америки, а в Сенате только 2 представителя латинос. До 2004 г. в истории США было три сенатора латиноамериканского происхождения —О. Ларасоло (Конгресс 70-го созыва, 1928—1930), Д. Чавес (1935—1961 гг.), Дж.М. Монтойа (1964—1977 гг.)8. В 1974 г. Рауль Кастро стал первым губернатором-латинос в Аризоне. В 1987 г. Роберт Мартинес был избран губернатором Флориды. В настоящее время Билл Ричардсон, избранный губернатором Нью-Мексико в 2002 г., является единственным губенатором латинос в США9.
Несмотря на позитивные изменения в политическом статусе испаноязычных американцев, они по-прежнему недостаточно представлены в государственных структурах, особенно по сравнению с другими этническими группами. Например, в 2000 г. латиноамериканское население США численностью почти в 32,5 млн. чел. было представлено на выборных государственных должностях количеством 5019 чел. (0,015%). В то же время у афро-американцев этот показатель составлял 9001 чел. (0,027%) при численности афро-американского населения 33,5 млн.чел.10
В 2006 г. в Палате Представителей Конгресса 109-го созыва (435 мест) 71 место замещали представители не белого населения: 41 место принадлежало афро-американцам (9,4%), 25—испаноязычным (5,7%), 4—выходцам из Азии и одно—индейцам. Общее число латинос, замещавших посты в Конгрессе 110-го созыва, — 29 чел. (5,4%), из них 26 заседает в Палате Представителей, 3—в Сенате11. Учитывая, что латинос составляют около 15% населения США, их пропорциональное представительство в Конгрессе должно составлять 65 чел. в Палате Представителей и 15 чел.—в Сенате.
В январе 2006 г., когда численность латинос достигла 44 млн. чел., белых 221,3 млн., афро-американцев 37,1 млн., азиатов 13,1 млн., их представительство на законодательных собраниях штатов (легислатурах) выглядело следующим образом: 6491 должность занимали белые, 530 афро-американцы, 229—латинос, 85— азиаты. Таким образом, латинос будучи самым многочисленным этническим меньшинством в США замещали всего 3,2% должностей в легислатурах штатов, в то время как афро-американцы — 7,2%, белые — 88%12. Аналогичная ситуация складывается в отношении представительства латинос в местных органах власти.
Диспропорция в представительстве испаноязычного населения в государственных органах власти связана прежде всего с относительно низкой степенью участия латинос в выборах. Закон об избирательных правах от 1965 г. устранил многочисленные дискриминационные барьеры для участия в выборах этнических меньшинств, однако в случае с латинос он не привел автоматически к увеличению электората и повышению его политической активности. Низкая политическая активность латинос во многом объясняется тем, что на протяжении многих лет испаноязычное население представляло собой разобщенную, слабо интегрированную в американское общество этническую группу, в которой отсутствовали социальные связи и общие интересы. Кроме того, в настоящее время существует ряд других ограничений, препятствующих расширению электоральной активности латинос: возрастной фактор, низкий социальный статус и уровень образования испаноязычного населения, а также наличие среди них значительной части ненатурализованных граждан. Так, в 2004 г. в президентских выборах право принять участие имели 39% испаноязычного населения США (приняли участие только 18%). Для белого населения эти цифры составляют 78%и51%и афро-американцев —65% и 39%13. Более чем 1/3 (34%) испаноязычного населения США—молодые люди, не достигшие 18 лет и соответственно не имеющие права голоса. (Для белого населения этот показатель равен 24%). Большинство латинос пребывает в возрастном диапазоне 25—44 лет с последующим резким
снижением численности лиц пожилого возраста. Для белого населения США, наоборот, характерен пролонгированный возраст трудовой активности (45—64 года), что составляет 19—20% от его численности14.
Традиционно пик избирательной активности в США наблюдается среди людей 40—50 лет. Они определяют как реальное социально-экономическое положение этнической группы, так и задают условия для развития следующего поколения. Сегодня только 6 млн. (18, 5%) латинос достигли возраста 45 лет (что почти в два раза меньше доли испаноязычных детей и молодежи). Однако к 2010 г. число латиноамериканцев зрелого возраста увеличится до 11 млн., а к 2030 г. — до 20,7 млн. чел.15, что позволяет прогнозировать постепенное усиление политического значения и влияния латиноамериканского электората. Важнейшим фактором политической активности электората является уровень его образования. Для латиноамериканской диаспоры в США характерен в целом недостаточно высокий уровень образования. В 2004 г. доля латинос, получивших диплом средней школы, составила 58,4% (у белых этот показатель составляет 85,8%), а закончивших колледж 12,1% (28,2% у белых)16.
Одним из главных препятствий для участия в политической жизни латиноамериканцев в США является нелегальный или временный статус многих из них. Около 1/3 испаноязычного населения лишена права участвовать в выборах, поскольку не является гражданами США. Если демографические ограничения затрагивают все этнические группы, то данная характеристика особенно актуальна для латинос. Численность взрослых ненатурализованных латинос выросла с 1,9 млн. чел. в 1976 г. до
8,4 млн. в 2000 г.17 Потенциально это весомая часть латиноамериканского электората, поэтому государственная поддержка их натурализации, безусловно, ускорит этот процесс. В результате поощрения натурализации в 1995—2001 гг. около 2,4 млн. представителей испаноязычного населения стали гражданами США18. Если предположить, что все они вольются в электорат, то число латиноамериканских избирателей увеличится на 50% и усилится их политическое влияние. Последнее объясняется тем, что недавно натурализованные граждане компактно проживают в нескольких штатах, и это усилит их воздействие на исход выборов. В пользу их электоральной активности свидетельствует и тот факт, что многие решили стать американскими гражданами по политическим причинам — в ответ на попытки государства ограничить права иммигрантов. Количество натурализованных латинос продолжает расти, однако темпы роста невысоки. Так, по данным статистики, в сентябре 2007 г. 55% взрослого испаноязычного населения составляли лица, родившиеся за границей, и только 28% были натурализованными гражданами19. Недавно натурализованные граждане латиноамериканского происхождения, как правило, не приспособлены к американской политической системе, не знают ее основных механизмов, традиций, принципов, электоральных особенностей. Исследования показывают, что натурализованные граждане реже регистрируются и участвуют в выборах, чем латинос, рожденные в США. По мнению специалистов, при самых оптимистичных прогнозах только 40% натурализованных граждан станут постоянными избирателями20.
Таким образом, численность этнической группы отнюдь не всегда становится решающим фактором политического влияния в обществе. В большей степени последнее зависит от ее политического опыта, организованности и активности. Взросление латиноамериканского населения, улучшение его социального статуса и уровня образования, а также наращивание политического опыта будет способствовать не только увеличению доли латиноамериканского электората на 10—15% каждые четыре года21, но и усилению его политического веса в американском обществе. Уже сегодня латиноамериканский электорат становится важным ресурсом в современной политической жизни США. В связи с этим Демократическая и Республиканская партии разрабатывают латино-ориентированные стратегии. Так, например, в своей последней предвыборной кампании (2004 г.) Дж. Буш-младший уделил значительное внимание агитации латиноамериканского электората, а также включил в свою предвыборную программу предложения по реформированию социальной сферы, актуальные для латинос. В итоге Дж. Буш получил поддержку 44% латиноамериканского электората, что особенно заметно по сравнению с выборами 2000 г., когда Республиканская партия имела 35% голосов латинос. При этом испано-язычное население традиционно является электоратом Демократической партии США. Особенно Буш укрепил свои позиции среди мексикано-американцев, победив в штате Нью-Мексико22. Президентская кампания 2008 г. в очередной раз заставляет кандидатов от Республиканской и Демократической партий учитывать интересы латинос и бороться за их голоса.
За последние 50 лет политический статус испано-язычного населения США претерпел значительные изменения. Закон об избирательных правах, а также другие меры государства по расширению демократии пополнили ряды американского электората за счет испаноязычного населения. Одновременно латинос получили реальную возможность усиления своего политического влияния через избрание на государственные должности разного уровня — от федерального до местного. К сожалению, сохраняющиеся социально-демографические барьеры всё еще препятствуют пропорциональному представительству латинос в органах власти. В целом испаноязычное население постепенно становится важнейшим фактором современной политической жизни США, за влияние над которым борется американская политическая элита.
1 Rubén G. Rumbaut. The making of a people // Hispanics and the Future of America / Ed. by M. Tienda, F. Mitchell. National Academic Press, 2006. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://books. nap.edu/openbook.php?record_id= 11539&page=472.
2 2006 American Community Survey Data Profile Highlight [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://factfinder.census.gov/servlet/ACSSAFF-Facts?_event=&geo_id=01000US&_geoContext=01000US&_street=&_coun-ty=&_cityTown=&_state=&_zip=&_lang=en&_sse=on&ActiveGeoDiv=&_ useEV=&pctxt=fph&pgsl=010&_submenuId=factsheet_1&ds_name=null&_ci_ nbr=null&qr_name=null®=null%3Anull&_keyword=&_industry=
3 Латиноамериканские диаспоры в США / отв. ред. Б. И. Коваль; Институт Латинской Америки. М.: Наука, 2003. С. 137.
4 Там же. С. 144.
5 Анисимов Л.Н. Закон о гражданских правах 1964 г. и положение негров в США [Электронный ресурс] / Правоведение. 1966. №2. Режим доступа: http://law.edu. ru/doc/document.asp?docID= 1130867
6 Pei-te Lien, Dianne M. Pinderhughes, Carol Hardy-Fanta, Christine M. Sierra. The Voting Rights Act and the election of non-white officials [Электронный ресурс] / PS: Political Science and Politics, July 2007. Режим доступа: http://www.apsanet.org/imgtest/ PSJuly07LienPinderhughesEtal.pdf
7 John P Schmal. Latino Congressional Representation (1960—2005). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hispanicvista.com/HVC/Columnist/ jschmal/080805jpschmal.htm.
8 A profile of latino elected officials in the United States and there progress since 1996. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.naleo.org/downloads/NALEO-FactSheet07.pdf.
9 Там же.
10 Election.Hispanic Public Elected Officials by Office, 1985 to 2004, and State, 2004 [Электронный ресурс] / Statistical Abstract of the United States. 2006 edition. Режим доступа: http: //www census.gov/prod/2005pubs/06statab/geo.pdf.
11 A profile of latino elected officials in the United States and there progress since 1996. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.naleo.org/downloads/NALEO-FactSheet07.pdf.
12 Pei-te Lien, Dianne M. Pinderhughes, Carol Hardy-Fanta, Christine M. Sierra. The Voting Rights Act and the election of non-white officials [Электронный ресурс] / PS: Political Science and Politics, July 2007. Режим доступа: http://www.apsanet.org/imgtest/ PSJuly07LienPinderhughesEtal.pdf
13 Suro R. Hispanics and the 2004 Election. Population, Electorate and Voters [Электронный ресурс] / Roberto Suro, Richard Fry, Jefrey Pasel. Report, June 27, 2005. Режим доступа: http://pewhispanic.org/reports/report.php?ReportID=48.
14 Латиноамериканские диаспоры в США / отв. ред. Б. И. Коваль; Институт Латинской Америки. М.: Наука, 2003. С. 239.
15 Latinos: remarking America / Ed. by Marcelo M. Suarez-Orozco and Mariela M. Paez.-University of California Press, Ltd, 2002. P 400.
16 Education. Educational Attainment by Race and Hispanic Origin [Электронный ресурс] / Statistical Abstract of the United States. 2006 edition. Режим доступа: http:// wwwcensus.gov/prod/2005pubs/06statab/educ.pdf.
17 The Latino Electorate: An Analysis of the 2006 Election [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pewhispanic.org/files/factsheets/34.pdf.
18 Louis DeSipio. Latino civic and political participation // Hispanics and the Future of America / Ed. by M. Tienda, F. Mitchell. National Academic Press, 2006. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://books.nap.edu/openbook.php?record_ id=11539&page=447
19 Paul Taylor, Richard Fry. Hispanics and the 2008 Election: A Swing Vote? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pewhispanic.org/files/reports/83.pdf.
20 The 2004 National Survey of Latinos: Politic and Civic Participation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pewhispanic.org/files/reports/33.1.pdf.
21 Там же.
22 Bush wins second term. Election 2004 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// wwwwashingtonpost.com/wp-dyn/politics/elections/2004.
SUMMARY: The article focuses on the role of Hispanics on US political life during last five decades. The sign of the progress of “Latino politics” is partly the rising number of Latino elected officials. The increasing Latino representation in US politics was connected with the applying of the Voting Rights Act to Latinos that led to the beginning of national identity and expectations for the “Latino politics”. Latino electorate was increasing after each passing elections, although Latino community wasn’t able to transfer embody the growth of their population into corresponding electoral participation. In this respect, American politicians nowadays pay a lot of attention to Latinos as their votes have become too important.