А. Н. Кадцына*
ИСПАНО-МАРОККАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. ПЕРЕХИЛЬСКИй КОНФЛИКТ
Статья посвящена конфликту между Испанией и Марокко из-за острова Перехиль, который произошел в 2002 г. Рассматривается сложный комплекс противоречий, существующих между странами, устанавливаются причины вооруженного столкновения с участием демократической европейской страны.
Ключевые слова: испано-марокканские отношения, перехильский конфликт, территориальные споры, средиземноморская нефть
Испания, как и большинство других европейских государств, владела колониями в Северной Африке. Под ее юрисдикцией находилась значительная часть Марокко, называвшегося в то время Северное (или Испанское) Марокко, кроме того, испанская власть распространялась на два анклава: Сеуту и Мелилью — и группу островов у побережья Марокко. В 1958 г. Марокко стало независимым государством, а 1960 г. был провозглашен годом Африки в честь принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам1: страны Африки получили суверенитет, и под их управление передали когда-то принадлежавшие им территории. В результате были созданы суверенные государства, новые границы которых отличались и от границ бывших колоний (в Марокко сферы влияния были разделены между Испанией и Францией)2, и от границ государств доколониальной эпохи. Таким образом, в Марокко до сих пор существуют спорные территории, борьба за которые может перерасти в вооруженный конфликт с Испанией.
Марокко выдвигает требования о присоединении городов Сеута и Мелилья, которые являются анклавами Испании и находятся под ее суверенитетом, аргументируя свои притязания тем, что данные территории входили в состав протектората, поэтому в соответствии с нормами международного права должны быть переданы под суверенитет Марокко как бывшие колониальные владения. Такую же позицию Марокко занимает в отношении островов, находящихся вблизи марокканского побережья. Министр иностранных дел и содружества Марокко Мохамед Бенаиссе на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) заявил, что «тот факт, что Испания по-прежнему оккупирует два марокканских города Сеута и Мелилья, а также острова, расположенные вблизи побережья Марокко недалеко от этих городов, является чистым анархизмом и идет вразрез с ценностями и принципами, за которое ратует международное сообщество»3. Ссылаясь на политику ООН, направленную на «искоренение колониализма»4, Марокко требует «окончательного урегулирования вопроса о территориальной целостности Марокко»5 и передачи «оккупированных городов... а также соседних островов»6 под суверенитет Королевства Марокко.
Испания в свою очередь отрицает статус этих островов как колониальных владений7. Министр иностранных дел Королевства Испании на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул, что «города Сеута и Мелилья и прилегающие к ним острова являются неотъемлемой частью территории Испании, их граждане представлены в испанском парламенте в таком же качестве и на тех же условиях, как и все их соотечествен-ники»8. Равенство прав жителей Испании и анклавов свидетельствует о реализации людьми, проживающими в городах Сеута и Мелилья, права на самоуправление9. Более
* Кадцына Анна Николаевна — магистрант факультета международных отношений Уральского государственного университета им. А. М. Горького (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
того, равенство прав населения не позволяет считать Сеуту и Мелилью колониальными владениями, они также не входят в список территорий, находящихся в данное время под протекторатом, составленный ООН10.
Территориальные претензии Марокко распространяются и на Канарские острова. «В 1990-х гг. в правящих кругах Марокко стали формироваться притязания на испанские Канарские острова (которые, хотя и расположены у побережья Марокко, тем не менее в состав этого королевства никогда не входили)»11. Предполагается, что эти территории войдут в состав так называемого Великого Марокко — государства, которое должно включить Сеуту, Мелилью, Канарские острова, территорию Западной Сахары, территорию Мавритании, провинции Алжира Мали, Тиндоуф и Бешар и другие территории до реки Сенегал, когда-либо управляемые Марокко12. Эта идея ирредентизма была выдвинута Националистической партией освобождения «Истилал» в 40-е гг. ХХ в. и легла в основу внешнеполитической доктрины марокканского государства.
В 1995 г. из-за нарушения правил рыбной ловли марокканскими моряками отношения вокруг спорных территорий обострились. Марокканские власти рассчитывали, что визит в 2000 г. нового правителя Мохамеда IV в Испанию для обсуждения проблем рыбной ловли, наркотрафика и нелегальной эмиграции улучшит испано-марокканские отношения13. К сожалению, этого не произошло: в апреле 2001 г. после долгих переговоров Марокко не смогло продлить договор о рыболовстве с Европейским Союзом, в частности потому, что настаивало на сокращении количества европейских рыболовецких судов, в первую очередь испанских, которые имеют право ловить рыбу в марокканских водах, а за истощение рыбаками из Европы марокканских ресурсов Рабат требовал компенсацию в 21 млрд песет (около 125 млн евро). С точки зрения европейцев, эта цифра была явно завышена. Однако именно жесткая позиция Испании стала одной из главных причин отказа в предоставлении Марокко льгот на промысел в Средиземном море (за последние несколько лет рыбные запасы в марокканских водах сильно истощились)14.
Одна из причин конфликтов — исследования северо-американской фирмы Conoco. Получив лицензию от марокканского правительства на проведение разведки, фирма заявила, что возможно существуют месторождения нефти в акватории, которая разделяет север Африки и юг Испании15. Чуть позже были проведены расчеты. Вероятность найти углеводороды в районе Западной Сахары и в акватории между Испанией и Марокко составила 25 %16. Некоторые авторы выделяют этот фактор как одну из основных причин конфронтации17.
Еще один камень преткновения в диалоге между Мадридом и Рабатом — сложная ситуация на территории Западной Сахары, бывшего протектората Испании18. Марокко силой захватило данную территорию, Испания в свою очередь поддерживает национально-освободительное движение — Фронт ПОЛИСАРИО19. Кроме того, в ООН Испания защищает идею о проведении референдума на территории Западной Сахары по вопросу о ее независимости. При этом испанские представители настаивают, что право принять участие в референдуме имеют все «коренные» жители Западной Сахары (в том числе находящиеся в эмиграции). В связи с этим в 2001 г. отношения между Испанией и Марокко значительно ухудшились, на непродолжительное время был отозван посол Марокко в Мадриде20.
Территориальные требования Марокко к Испании, которые определяют одно из основных направлений внешнеполитической деятельности, жесткая позиция испанского правительства по вопросу независимости Западной Сахары, экономические споры привели к значительному ухудшению отношений между странами.
Результатом нарастания напряженности стало небольшое вооруженное столкновение на «козьем острове»21 Перехиль летом 2002 г. Остров является одной из спорных территорий между Испанией и Марокко, в Марокко его называют Лейла. Остров рас-
2/2011
положен недалеко от побережья Марокко и официально относится к муниципальным владениям испанского города-анклава Сеута22. От африканского континента его отделяет небольшой пролив, не более 200 метров в ширину. Перехиль имеет форму треугольника, скалистый ландшафт и не сможет вместить более 200 человек23.
Установить, кому исторически принадлежит данная территория, достаточно сложно. Остров был открыт португальцами и с 1415 г. вместе с территорией Сеуты находился под властью Португалии. В 1581 г. Испания и Португалия заключили унию, по которой управление обоими государствами осуществлялось Испанией24. С 1640 г., когда уния Португалии и Испании была разорвана, Сеута и прилегающие острова, в том числе Перехиль, перешли под контроль Королевства Испании. В 1668 г. этим территориям был официально присвоен статус суверенных владений Испании, что было подтверждено испано-португальским договором. В 1836 г. Марокко выдвинуло свои притязания на этот остров и попыталось оккупировать его. Военные кризисы повторились в 1859, 1887, 1893, 1909-1912, 1921 гг. В 1987 г. король Марокко Хасан II впервые предложил мирно урегулировать проблему спорных территорий между Марокко и Испанией в рамках Форума «Будущее Сеуты и Мелильи»25. В 1991 г. в Рабате Испания и Марокко подписали Договор о дружбе, доброй воле и сотрудничестве. Однако статус острова Перехиль в нем не оговаривался.
11 июля 2002 г. несколько марокканских жандармов высадились на спорном острове, разбили там две палатки и подняли два национальных флага. «Поначалу многие шутили, что „захват" острова — это просто подарок подданных королю Мохаммеду VI, к свадьбе которого как раз готовилось все Марокко»26. Позже официальные представители Марокко заявили, что данная акция была направлена на борьбу с терроризмом, торговлей наркотиками и нелегальной иммиграцией. На острове планировалось построить военную базу для противодействия контрабанде в этом районе, а также для уменьшения потока нелегальных иммигрантов в Европейский Союз, в том числе в Испанию, из африканских стран27. Безусловно, марокканские власти заявили, что данное решение было принято прежде всего для защиты национальных интересов самой Испании, которая больше других стран страдает от нелегальной иммиграции и контрабанды: «Только за прошлый (2001) год на территорию Испании нелегально проникли более 30 тысяч марокканцев — в основном через Канарские острова, британскую колонию Гибралтар и испанские анклавы в Северной Африке»28. Проходившие 11 июля мимо острова пограничные корабли Испании потребовали, чтобы марокканцы покинули Перехиль, но получили отказ.
12 июля на пресс-конференции правительство Испании пояснило происходящее: Марокко захватило остров Перехиль, к тому же были замечены суда марокканского патруля у островов Чафаринас, в частности у берегов острова Исла дель Рей29. На юге Испании были мобилизованы войска для защиты суверенитета страны. В то же время предпринимались меры для дипломатического разрешения конфликта. В ответ на вторжение Испания вручила послу Королевства Марокко в Мадриде вербальную ноту с требованием разъяснить сложившуюся ситуацию30.
В связи с кризисом снова встал вопрос о принадлежности острова Перехиль. Заместитель председателя правительства Испании Мариано Рахой уклонился от ответа на вопрос репортеров о том, кому принадлежит остров. Он лишь заявил, что «статус данного острова был одобрен как властями Марокко, так и правительством Испании»31 и вторжение марокканских военных, без сомнения, нарушило статус-кво острова Пере-хиль. Далее члены правительства отметили, что и Марокко, и Испания отказались от размещения на острове каких бы то ни было военных контингентов, это решение было принято в интересах обоих королевств и соблюдалось до 11 июля 2002 г.32 В середине 1970-х гг. с острова Перехиль были окончательно выведены все испанские военные33. Остров был заброшен и не использовался ни одной из сторон. Вторжение марокканских военных нарушило соглашение, соблюдавшееся более 40 лет.
Начались переговоры испанского и марокканского правительств с целью мирного урегулирования возникшего кризиса. К переговорам присоединились страны Европейского Союза и НАТО, они считали, что Марокко необходимо восстановить статус-кво. Романо Проди, председатель Комиссии Европейского Союза, призвал Рабат найти решение кризиса как можно скорее34. Соединенные Штаты Америки активно выступали в качестве медиатора. Ричард Баучер, официальный представитель Госдепартамента, заявил, что США «находятся в тесном контакте с обеими сторонами и пытаются убедить их найти дипломатическое решение этому вопросу»35, в частности госсекретарь США Колин Пауэлл проводил переговоры по телефону с главами внешнеполитических ведомств Испании и Марокко.
15 июля премьер-министр Марокко Абдеррахман Юсуфи выступил с заявлением, что остров Перехиль не находится и никогда не находился под суверенитетом Королевства Испании. Поскольку в договоре о разделе сфер влияния в Марокко между Францией и Испанией 1912 г. принадлежность острова Перехиль не обозначена (данная территория не упоминается), то Марокко сохраняло свои суверенные права на остров. Пере-хиль расположен в территориальных водах Марокко, статус острова не закреплен ни в одном из официальных документов, подписанных Испанией и Марокко, по нормам международного права данная территория является государственной территорией Королевства Марокко. В связи с этим пребывание на острове военных соответствует всем нормам международного права, этот факт не нарушает никаких двусторонних договоров, заключенных между Испанией и Марокко. Более того, премьер-министр заявил, что на острове Перехиль «отныне постоянно будет находиться наблюдательный пост королевских вооруженных сил Марокко, призванный эффективнее бороться с незаконной иммиграцией и переправкой наркотиков в Испанию»36.
16 июля марокканское правительство эвакуировало жандармов с острова, их сменила дюжина кадетов военно-морских сил Марокко. В ответ на это Испания отозвала Чрезвычайного и Полномочного Посла Испании в Королевстве Марокко. В половине пятого утра 17 июля посол Испании в Марокко Фернандо Ариас Салгадо покинул Рабат. По заявлению правительства Испании, его отъезд «не был связан со сложившейся ситуацией»37.
В 6 час. 15 мин. 17 июля 28 испанских солдат отряда специального назначения, вооруженные штурмовыми винтовками G-36, высадились на остров, в 6 час. 17 мин. без единого выстрела было захвачено семь марокканских солдат38. Высадка ударной группы была осуществлена четырьмя многофункциональными транспортными вертолетами типа «Super Puma» под прикрытием трех вертолетов типа «Bulkow». Также к участию в операции могли приступить истребители F-18 и «Мираж». Новейший транспортно-десантный корабль испанских ВМС «Кастилья» находился в Кадисском заливе и был готов к участию в военной операции39. Кроме того, задействовали два фрегата «Наварра» и «Нумансиа», два корвета «Инфанта Елена» и «Касадора», подводную лодку «Трамонтана»40. Находившиеся на острове марокканские военные были отправлены в Сеуту, а затем переданы марокканскому правительству41. «Предварительно их накормили, напоили и даже предложили услуги испанских военных врачей — травматолога и стоматолога»42.
Военная операция Ромео-Сиерра («Recuperar Soberanía» — «Восстановление суверенитета») была успешно выполнена. К семи часам утра крупнейшие аэропорты в Ме-лильи и Хересе были закрыты. Треть военнослужащих Иностранного легиона Сеуты третьего графа Альбы (75 человек43) заняли остров Перехиль. Силы гражданской гвардии сосредоточились на границах анклавов Мелильи и Сеуты44. В то же время вдоль берегов острова патрулировали испанские эсминцы. На военную операцию Испания потратила около 1 млн евро45.
Новостной портал «Эль Мундо» («El Mundo») провел два опроса. 12 июля 2002 г. был задан вопрос: должна ли Испания применить силу для восстановления статуса
2/2011
острова Перехиль в случае, если Марокко не согласится добровольно покинуть его? В опросе приняло участие 69 863 человека, «да» ответили 66 % (45 996), «нет» — 34 % (23 867)46. Второй вопрос был задан 17 июля 2002 г.: должна ли Испания провести военную операцию для восстановления статуса острова Перехиль? В опросе приняло участие 52 159 человек, «да» ответили 90 % (46 814), «нет» — 10 % (5345)47. Таким образом, население Испании полностью поддержало правительство Аснара в решении кризиса военными методами.
О проведении военной операции по освобождению острова Испания информировала Совет Безопасности ООН. Также поддерживалась связь со странами Европейского Союза, которые выразили солидарность с Испанией, было введено в курс дела и военное командование сил НАТО48.
Страны Европейского Союза безоговорочно поддержали Испанию в этом конфликте, признав ее суверенные права на оккупированный остров. Госсекретарь США Колин Пауэлл в значительной степени способствовал проведению диалога между Испанией и Марокко, призвав обе страны вывести вооруженные силы с острова и вернуться к тому статусу, который остров имел до 11 июля 2002 г.49 Правительство Марокко получило дипломатическую поддержку стран-членов Организации исламской конференции50. В совместном заявлении они выразили сожаление по поводу того, что события на острове и вокруг него приняли такой оборот, и отвергли метод, к которому прибегли испанские власти. Однако право марокканского государства на остров не подтвердили, отметив, что «подлинное решение проблемы предполагает переговорный путь с учетом географических и исторических характеристик этой территории»51.
17 июля испанские власти подготовили официальную декларацию, обозначив в ней три принципа, которых будет придерживаться Испания в переговорном процессе с Марокко.
1. Испания стремится восстановить статус-кво острова в рамках международного права.
2. Испания требует гарантий сохранения данного статуса острова Перехиль со стороны марокканских властей.
3. Испания действует в рамках международных норм и принципов и надеется на сохранение дружеских, добрососедских отношений с Марокко52.
Испанские власти подчеркнули, что «если Марокко гарантирует не занимать остров, то достаточно будет, если соответствующее обязательство возьмет на себя король Мо-хаммед V1»53, и отметили, что «для урегулирования конфликта нужны не международные посредники, а здравый смысл и политическая воля».
В результате переговоров между испанским и марокканским правительством 22 июля был заключен мирный договор, по которому восстанавливался статус-кво острова Перехиль. Войска Испании были выведены. На мирной конференции главы внешнеполитических ведомств Испании Ана де Паласио и Марокко Мохаммед Бенайса договорились о проведении ряда встреч. В сентябре в Мадриде состоялась одна из них, цель которой заключалась в поиске путей улучшения отношений между двумя странами54.
Хотя перехильский кризис не имел значительных международных последствий, его роль в разрешении территориального спора между Испанией и Марокко очень важна. Следует отметить, что испанский генеральный штаб всерьез рассматривал в качестве потенциального противника Испании только Марокко55. Аналитики оценивают этот конфликт как пробу сил Марокко в борьбе за территории, на которые эта страна хочет распространить свой суверенитет56. Вместе с тем Испания как член НАТО также провела военную операцию, которую можно рассматривать как пробу сил войск НАТО после событий в Косово и Афганистане57. Конфликт показал разобщенность арабского мира,
что стало одной из причин последующей войны в Афганистане. Однако поддержка стран Европейского Союза и США гарантирует стабильность ситуации и недопущение полномасштабных военных действий в этом регионе.
1 Организация Объединенных Наций и вопросы деколонизации // URL: http://www.un.org/ru/peace/ decolonization/facts.shtml.
2 Нестерова Т. П. Внешняя политика Испании. ХХ век. Екатеринбург, 2005. С. 14.
3 Выступление Марокко на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/russian/documen/gadocs/56sess/moroc.pdf. С. 24.
4 Второе международное десятилетие по искоренению колониализма // URL: http://www.un.org/ru/ events/ref/decolonization.shtml.
5 Выступление Марокко на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (общие прения) // URL: http://www.un.org/russian/documen/gadocs/57sess/moroc.pdf. С. 13.
6 Там же.
7 Баландина Ю. Ю. Политические статусы испанских городов Сеуты и Мелильи // URL: http://www.hu-manities.edu.ru/db/msg/45730.
8 Выступление Испании на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (общие прения). С. 41—42.
9 Баландина Ю. Ю. Указ. соч.
10 Организация Объединенных Наций и вопросы деколонизации.
11 Нестерова Т. П. Указ. соч. С. 138.
12 Vaquero Oroquieta F. J. Isla Perejil: ¿incidente aislado o expresión de un conflicto permanente? // Abril n.66 // URL: http://www.arbil.org/(66)pere.htm.
13 Cronología // Ministerio de Defensa. Inst. Hidrográfico de la Marina. Military Balance 200-2001 CSIS; URL: http://external.cache.el-mundo.net/elmundo/2002/graficos/jul/s2/islote3.swf.
14 Висенс Е. Реконкиста Перехиля // URL: http://supernew.ej.ru/028/life/05spain/index.html.
15 Las verdaderas razones para la ocupaayn del islote Perejil // Mundo Islámico. 2002. 30 sept.; URL: http:// www.webislam.com/?idt=1006.
16 Iñigo Moré. Petróleo: ¿el próximo conflicto hispanomarroquí? // Real Instituto Elcano; URL: http://www.rea-linstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano/contenido?WCM_GL0BAL_C0NTEXT=/elcano/Elcano_es/Zonas_es/ARI%20 49-2002.
17 Fierro J. D. Los intereses colonialistas de Madrid y Rabat: sangre por petróleo // Mundo Islámico. 2003. 6 мarzo; URL: http://www.webislam.com/?idn=767.
18 Висенс Е. Указ. соч.
19 Conferencia de prensa del vicepresidente primero y portavoz del Gobierno después de la reunión del Consejo de Ministros // Gobierno de España; URL: http://www.la-moncloa.es/consejodeministros/ruedas/_2010/ cmrp20101119.htm.
20 Нестерова Т. П. Указ. соч. С. 138.
21 Висенс Е. Указ. соч.
22 Баландина Ю. Ю. Указ. соч.
23 La crisis del islote Perejil // Ministerio de Defensa. Inst. Hidrográfico de la Marina. Military Balance 2002001 CSIS; URL: http://www.aguaron.net/perejil.
24 Perejil, el islote deseado // Maruecos. El hermano infiel; URL: http://www.elmundo.es/especiales/2002/07/ internacional/marruecos/deseado.html.
25 Cronología.
26 Висенс Е. Указ. соч.
27 Perejil/Leila Island // ArabMediaWatch; URL: http://www.arabmediawatch.com/amw/CountryBack-grounds/Morocco/PerejilLeilaIsland/tabid/229/Default.aspx.
28 Висенс Е. Указ. соч.
29 Rueda de Prensa 12.07.2002 // Gobierno de España; URL: http://www.la-moncloa.es/consejodeministros/ ruedas/_2002/r1207020.htm.
30 Ibid.
31 Ibid.
32 Ibid.
33 Perejil, el islote deseado.
34 La recuperaran de la Isla Perejil // Ministerio de Defensa. Inst. Hidrográfico de la Marina. Military Balance 200-2001 CSIS; URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2002/graficos/jul/s3/perejil.html.
35 Испания готова вывести свои войска с острова Перехиль // РИА «Новости». 2002. 18 июля; URL: http:// www.rian.ru/society/20020718/193551.html.
36 Кобо Х. Марокко не будет применять силу в ходе возникшего из-за острова Перехиль конфликта с Испанией // Там же. 15 июля; URL: http://www.rian.ru/politics/20020715/191550.html.
37 La recuperaran de la Isla Perejil.
38 I bid.
39 I bid.
40 Висенс Е. Указ. соч.
41 La crisis del islote Perejil.
42 Висенс Е. Указ. соч.
43 España se mantiene en la Isla Perejil // Ministerio de Defensa. Inst. Hidrográfico de la Marina. Military Balance 200-2001 CSIS; URL: http://www.elmundo.es/elmundo/2002/graficos/jul/s3/perejil/mantenimiento. html.
44 Висенс Е. Указ. соч.
45 Perejil/Leila Island.
46 ¿Debe España utilizar la fuerza para recuperar la Isla Perejil si Marruecos no la abandona voluntariamente? // El Mundo; URL: http://www.elmundo.es/debate/2002/07/269/prevotaciones269.html.
47 ¿Está de acuerdo con que España haya recuperado Isla Perejil con la intervención del Ejército? // El Mundo; URL: http://www.elmundo.es/debate/2002/07/272/prevotaciones272.html.
48 El Ejército español recupera el islote Perejil // El Mundo; URL: http://www.elmundo.es/elmun-do/2002/07/17/espana/1026887276.html.
49 Carta de Powell a los ministros de exteriores de España y Marruecos // El Mundo; URL: http://www.elmun-do.es/elmundo/2002/07/22/espana/1027372865.html.
50 Morocco-Spain relations: the conflict on the island of Perejil/Leila // URL: http://www.diplomaticent.com/ uk/act/act60.htmi.
51 Испания готова вывести свои войска с острова Перехиль.
52 Rueda de Prensa 19.07.2002 // Gobierno de España; URL: http://www.la-moncloa.es/consejodeministros/ ruedas/_2002/r1907020.htm.
53 Испания готова вывести свои войска с острова Перехиль.
54 Rueda de Prensa 26.07.2002 // Gobierno de España; URL: http://www.la-moncloa.es/consejodeministros/ ruedas/_2002/r2607020.htm.
55 Нестерова Т. П. Указ. соч. С. 137.
56 Vaquero Oroquieta F. J. Op. cit.
57 Elías J. Operación Perejil // LA NACION; URL: http://www.lanacion.com.ar/nota.asp?nota_id=415471&ori gen=acumulado&acumulado_id.
IX
О Ц, О IS
ц, о с
ш S I ш
с!
ш m о m
I-
о
а
<
с!
>
О
о