Научная статья на тему 'ИСПАНИЯ: НА СТАРТЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ - 2023'

ИСПАНИЯ: НА СТАРТЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ - 2023 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
364
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / МЕСТНЫЕ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС С ЗАПАДОМ / ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попов Иван Владимирович

В статье анализируются внутриполитические и экономические итоги 2022 г. в Испании накануне старта кампании по выборам в парламент, а также в местные и автономные органы власти. Стабилизация социально-экономической ситуации стала возможной благодаря беспрецедентной финансовой помощи от Евросоюза и активной политике социального интервенционизма левоцентристского правительства Испании. Несмотря на относительную внутриполитическую стабильность на фоне негативных процессов в ведущих странах ЕС, нет гарантии сохранения позитивной динамики в экономике и социальной сфере из-за чрезмерной зависимости страны от экономической конъюнктуры Евросоюза. Ситуация усугубляется сохранением общего кризиса политической системы Испании, сложившейся в результате компромиссов периода постфранкистского демократического транзита. На фоне сложной и противоречивой ситуации с раскладом внутриполитических сил ведущие испанские партии фактически пришли к консенсусу в области внешней политики на базе безусловной лояльности общей линии Запада. Такая их позиция вступает в противоречие с представлениями о национальных интересах Испании значительной части электората как левого, так и правого толка. Автор приходит к выводу, что по итогам выборной кампании 2023 г. в Испании ни одной политической партии не удастся сформировать устойчивого парламентского большинства. Таким образом, представляется реальным нарастание внутриполитической нестабильности, что может открыть дорогу новым силам, способным переориентировать внешнюю политику страны в соответствии с настроениями значительной части испанских избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPAIN: AT THE START OF THE ELECTION CAMPAIGN - 2023

The article analyzes the domestic political and economic results of 2022 in Spain on the eve of the start of the campaign for elections to local and autonomous authorities, as well as to the national parliament of the country. The stabilization of the socio-economic situation became possible in the context of unprecedented financial assistance from the European Union, as well as thanks to the active policy of social interventionism of the center-left government of Spain. Despite the relative internal political stability against the background of negative processes in the leading EU countries, there is no guarantee of maintaining positive dynamics in the economy and social sphere due to the country’s excessive dependence on the economic conjuncture of the European Union. The situation is aggravated by the persistence of the general crisis of the Spanish political system, which has developed because of the compromises of the post-Franco democratic transit period. Against the background of a complex and contradictory situation with the alignment of domestic political forces, the leading Spanish parties have actually come to a consensus in the field of foreign policy based on unconditional loyalty to the common line of the West. This position of the country’s leading parties contradicts the ideas about the national interests of Spain, formed by a significant part of the electorate, both left and right wing. Taking into account the real domestic political and economic situation, as well as due to the weak influence of the foreign policy factor on the Spanish electorate, the author concludes that following the results of the 2023 election campaign in Spain, no political party in the country will be able to form a stable parliamentary majority. Thus, the situation of increasing domestic political instability seems to be real, which could open the way to national politics for new forces capable of reorienting the country’s foreign policy in accordance with the sentiments of a significant part of Spanish voters.

Текст научной работы на тему «ИСПАНИЯ: НА СТАРТЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ - 2023»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

УДК 323, 327 EDN: SZWAVG

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120236877

ИСПАНИЯ: НА СТАРТЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ - 2023

Иван Владимирович Попов

МГИМО МИД России; ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0263-4042

Ссылка для цитирования: Попов И.В. Испания: на старте предвыборной кампании - 2023 // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 68-77. DOI: 10.15211/vestnikieran120236877

Аннотация. В статье анализируются внутриполитические и экономические итоги 2022 г. в Испании накануне старта кампании по выборам в парламент, а также в местные и автономные органы власти. Стабилизация социально-экономической ситуации стала возможной благодаря беспрецедентной финансовой помощи от Евросоюза и активной политике социального интервенционизма левоцентристского правительства Испании. Несмотря на относительную внутриполитическую стабильность на фоне негативных процессов в ведущих странах ЕС, нет гарантии сохранения позитивной динамики в экономике и социальной сфере из-за чрезмерной зависимости страны от экономической конъюнктуры Евросоюза. Ситуация усугубляется сохранением общего кризиса политической системы Испании, сложившейся в результате компромиссов периода постфранкистского демократического транзита. На фоне сложной и противоречивой ситуации с раскладом внутриполитических сил ведущие испанские партии фактически пришли к консенсусу в области внешней политики на базе безусловной лояльности общей линии Запада. Такая их позиция вступает в противоречие с представлениями о национальных интересах Испании значительной части электората как левого, так и правого толка. Автор приходит к выводу, что по итогам выборной кампании 2023 г. в Испании ни одной политической партии не удастся сформировать устойчивого парламентского большинства. Таким образом, представляется реальным нарастание внутриполитической нестабильности, что может открыть дорогу новым силам, способным переориентировать внешнюю политику страны в соответствии с настроениями значительной части испанских избирателей.

Ключевые слова: Испания, экономическая стабилизация, местные и парламентские выборы, политическая нестабильность, Европейский союз, внешнеполитический консенсус с Западом, перспективы появления новых политических сил, национальные интересы.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2023.

SPAIN: AT THE START OF THE ELECTION CAMPAIGN - 2023

© Попов И.В. - к.и.н., доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России; с.н.с., рук. Центра иберийских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН.

Ivan V. Popov

MGIMO University, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0263-4042

For citing: Popov, I.V. (2023). Spain: at the start of the election campaign - 2023. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 31(7): 68-77. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120236877

Abstract. The article analyzes the domestic political and economic results of 2022 in Spain on the eve of the start of the campaign for elections to local and autonomous authorities, as well as to the national parliament of the country. The stabilization of the socio-economic situation became possible in the context of unprecedented financial assistance from the European Union, as well as thanks to the active policy of social interventionism of the center-left government of Spain. Despite the relative internal political stability against the background of negative processes in the leading EU countries, there is no guarantee of maintaining positive dynamics in the economy and social sphere due to the country's excessive dependence on the economic conjuncture of the European Union. The situation is aggravated by the persistence of the general crisis of the Spanish political system, which has developed because of the compromises of the post-Franco democratic transit period. Against the background of a complex and contradictory situation with the alignment of domestic political forces, the leading Spanish parties have actually come to a consensus in the field of foreign policy based on unconditional loyalty to the common line of the West. This position of the country's leading parties contradicts the ideas about the national interests of Spain, formed by a significant part of the electorate, both left and right wing. Taking into account the real domestic political and economic situation, as well as due to the weak influence of the foreign policy factor on the Spanish electorate, the author concludes that following the results of the 2023 election campaign in Spain, no political party in the country will be able to form a stable parliamentary majority. Thus, the situation of increasing domestic political instability seems to be real, which could open the way to national politics for new forces capable of reorienting the country's foreign policy in accordance with the sentiments of a significant part of Spanish voters.

Key words: Spain, economic stabilization, local and parliamentary elections, political instability, European Union, foreign policy consensus with the West, prospects for the emergence of new political forces, national interests.

Article received: 15.02.2023.

В Испании 2022 г. характеризуют три основных фактора. Ушедший год стал первым после выхода из пандемии коронавируса, что определило основные направления развития ситуации в экономике и общественной жизни страны. В политике наступил этап непосредственной подготовки к очередным выборам: в Генеральные кортесы - парламент страны (должны состояться не позднее декабря 2023 г.), в парламенты 12 из 17 автономных сообществ и во все муниципалитеты (в мае). Наконец, в области внешней политики доминировала тема специальной военной операции России на Украине. Необходимо отметить, что этот фактор в течение всего года оказывал серьёзное влияние на экономическую ситуацию в Испании и в меньшей степени на расклад сил на внутриполитической сцене.

Экономика страны на выходе из пандемии

Для национальной экономики год стал важным этапом выхода из кризиса, в который страну ввергла пандемия 2020-2021 гг. Экономические её последствия для Испании оказались одними из самых тяжёлых среди всех стран Европейского союза. В 2020 г. падение ВВП страны составило 10,8%, частное потребление сократилось на 12,4%. Безработица выросла в годовом исчислении на 5,2%, потеряно в абсолютных цифрах 962 тыс. рабочих мест. Снижение производства было зафиксировано во всех отраслях, кроме сельского хозяйства. В целом, по оценке испанских специалистов, падение испанской экономики в 2020 г. было худшим со времён начала Гражданской войны в стране 1936-1939 гг. (Medinilla 2021). Российские эксперты подробно проанализировали ситуацию, сложившуюся в испанской экономике в результате пандемии и правительственных мер по борьбе с ней, и в целом их выводы совпадают с мнением испанских экономистов (Давыдов 2022).

Такие последствия были предопределены не только структурными проблемами национальной экономики, но и очень жёсткими мерами по борьбе с пандемией левоцентристского правительства Педро Санчеса (возглавляемая им левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия сформировала по итогам выборов в 2019 г. коалиционное правительство с левым политическим объединением «Вместе сможем» (Unidas Podemos). Локаут на национальном уровне привёл к закрытию множества предприятий в сфере потребления и услуг. Резко сократились доходы от важнейшей для Испании туристической отрасли: с 71,167 млрд евро в 2019 г. до 16,202 млрд в 2020 (-77,8%) и до 29,204 млрд евро в 2021 г. (-58,9%) (Impacto del Coronavirus ... 2022).

Некоторое улучшение экономической ситуации, зафиксированное в 2021 г., оказалось значительно слабее, чем у партнёров Испании по Евросоюзу (Аникеева 2022). Таким образом, для правительства П. Санчеса было особенно важно обеспечить в 2022 г., особенно в преддверии выборного 2023 г., устойчиво положительную тенденцию в восстановлении национальной экономики. Итоги 2022 г. свидетельствуют о том, что правительству удалось существенно ослабить негативные тенденции в социально-экономическом развитии страны. Рост ВВП в 2022 г. составил 5,5%, инфляция в годовом измерении снизилась с более чем 10% в середине прошлого года до 8,4% на начало 2023 г. (Panorama económico.. .2023) Предварительные оценки Банка Испании (официальные данные станут известны в начале II квартала 2023 г.) указывают на положительную динамику снижения уровня безработицы с 14,8% трудоспособного населения в 2021 г. до 12,4% в ушедшем году. Соотношение госдолга к ВВП сократился со 118,3% в 2021 до 113,3% в 2022 г. Положительная динамика была зафиксирована в экспорте и импорте: экспорт вырос на 3,1% к 2021 г. - до 17,5%, рост импорта снизился с 13,9% в 2021 г. до 8,2% в 2022 г. (Boletín económico trimestral .3/2022).

Помощь ЕС и активность государства

Относительные успехи экономической политики правительства стали возможны в значительной степени благодаря эффективному использованию Испанией беспрецедентно больших средств, предоставляемых Евросоюзом странам-членам в рамках реализации программы «Следующее поколение ЕС» (Next Generation EU, NGEU). Она также известна как «Инструмент восстановления Европейского союза» (European Union Recovery Instrument, EURI), одобренный Еврокомиссией 21 июля 2020 г. и введённый в действие 14 декабря 2020 г. Программа предусматривает кредитование и финансовую помощь странам - участницам Союза на сумму 750 млрд евро в течение 2021-2026 гг. Испания добилась того, что стала вторым после Италии участником программы по объёму предоставляемой помощи. Всего на преодоление

последствий пандемии страна получит 72 млрд евро в виде трансферов и 68 млрд - в виде кредитов (Real Instituto Elcano... 2021).

Наряду с эффективным использованием средств ЕС (Испания считается в Брюсселе образцом в том, что касается соблюдения требований Еврокомиссии к участникам программы) правительство П. Санчеса активно идёт на развитие программ компенсации населению негативных последствий кризиса из государственного бюджета.

На пресс-конференции по итогам заседания Кабинета 27 декабря 2022 г. П. Санчес напомнил, что с начала пандемии меры социальной поддержки населения страны обошлись государству в 45 млрд евро. В 2023 г. значительная их часть будет сохранена, а также расширена под предлогом, что характерно, борьбы с последствием «российской агрессии» против Украины, якобы оказавшей негативное влияние на европейскую экономику.

Для нейтрализации последствий роста цен на сельскохозяйственную продукцию премьер объявил о решении снять НДС со всех продуктов повседневного спроса. С 10 до 5% снижается НДС на оливковое и растительное масло, а также на макаронные изделия. Все домохозяйства с совокупным годовым доходом ниже 27 тыс. евро дополнительно получат по 200 евро безвозмездной помощи; 660 млн евро выделяется на прямую помощь аграриям в порядке компенсации роста цен на удобрения и топливо (El Gobierno aprueba nuevas. 2022).

В целом можно констатировать, что экономические итоги 2022 г. выглядят вполне удовлетворительными для правительства левоцентристской коалиции. Существенный рост ВВП, снижение безработицы и инфляции вместе с активной политикой поддержки среднего класса и наёмных работников позволили Испании избежать в ушедшем году значительных социальных протестов, характерных для остальных ведущих стран Европы. При этом меры левоцентристского правительства страны по преодолению кризисных явлений в экономике строго ориентируются на методические указания международных финансовых институтов. Для Кабинета П. Санчеса в таком контексте особенно важно, что его действия в 2022 г. нашли полную поддержку миссии технических экспертов Международного валютного фонда, которая обычно направляется в страну - участницу Фонда на предмет оценки возможностей кредитовать её из фондов МВФ. Предварительный отчёт этой миссии, опубликованный 23 ноября 2022 г., признал экономическую политику обоснованной, а перспективы социально-экономического развития Испании в 2023 г. весьма обнадёживающими (España: Declaración del personal. 2022).

Вместе с тем будущее экономики в 2023 г. не выглядит столь же оптимистично, поскольку уровень зависимости Испании от общей экономической ситуации в Евросоюзе лишь увеличивается, а там перспективы экономического спада обретают вполне реальные очертания. Независимые испанские эксперты обращают особое внимание на сохранение потенциала роста инфляции, определяющееся активным использованием со стороны правительства бюджетных и заёмных ресурсов, чтобы снизить негативные последствия пандемии для наиболее уязвимых слоёв населения. Тревогу у экономистов вызывают и сохраняющиеся угрозы углубления общеевропейского энергетического кризиса и последующей экономической стагнации (Benedito 2022).

Политическая нестабильность как константа испанской демократии

Если социальные протесты в Испании заметно ослабли в прошедшем году как следствие активных мер правительства по компенсации последствий экономического кризиса наиболее уязвимым слоям общества, то накал межпартийной политической борьбы оставался высоким. Важным стимулом для этого было неумолимое приближение всеобщих выборов (в кортесы, в парламенты 12 из 17 автономных сообществ и в муниципальные органы власти) в

2023 г.

Политическая конъюнктура 2022 г. усугублялась продолжением общего кризиса политической системы, сформировавшейся в результате демократического транзита в 1970-1980-е гг. Первым открытым проявлением этого кризиса стали массовые уличные протесты испанцев против социально-экономической политики государства, начавшиеся 15 мая 2011 г. и продолжавшиеся многие месяцы. Они получили в современной испанской историографии название: «Движение 15М» или «Возмущённые» (Indignados) (Pérez 2021). По мере улучшения экономической конъюнктуры в последующие годы уровень социального протеста существенно снизился, но в политической сфере недовольство сохранилось и охватило широкие слои населения страны.

Важнейшей составляющей политического кризиса стала дискредитация сложившейся системы политических партий в глазах общественного мнения страны, вызванная многочисленными случаями коррупции властей предержащих. Не важно, шла ли речь о Народной партии (НП) или об Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), сменявших друг друга у кормила власти на протяжении всего постфранкистского периода, начиная с 1982 г. В результате в 2010-е гг. началась реальная борьба за передел фактически двухпартийной системы: на общенациональной арене в центре, на левом и правом её флангах появились новые амбициозные образования. В частности, именно из «Движения 15М» сформируется к 2014 г. ныне ведущая политическая сила левее социалистов - объединение «Вместе сможем».

К кризису партийной системы постфранкистской Испании в это же время добавился конфликт интересов между политическим центром и региональными элитами некоторых автономных сообществ, спровоцированный несовершенством модели государства автономий, выбранной в период транзита в качестве компромисса между сторонниками унитарной и федеративной формы государственного устройства. В результате вторая половина 2010-х - начало 2020-х гг. проходят под знаком противостояния большей или меньшей степени интенсивности между региональными элитами богатейшего региона страны Каталонии и политическим центром в Мадриде. Этот конфликт, ставящий под реальную угрозу национальную целостность Испании, оказывает серьёзное влияние на радикализацию, с одной стороны, националистических настроений не только в Каталонии, но и в Стране Басков, а с другой - провоцирует рост не менее радикальных унитаристских настроений в Мадриде и части автономий, сформированных не по национальному признаку.

На протяжении 2022 г. тема каталонского сепаратизма была несколько приглушена. Отчасти в результате внутренних разногласий между политическими силами автономии, выступающими за независимость, но также из-за активной общенациональной и внешнеполитической повестки, характерной для прошедшего календарного года. Вместе с тем очевидно, что на общеиспанском уровне нет консенсуса среди политических сил относительно путей решения конфликта между Мадридом и Барселоной. Радикальные сторонники единства испанского государства на правом фланге внутриполитического спектра прорабатывают серьёзную правовую аргументацию, чтобы не допустить любые попытки компромисса с каталонскими сепаратистами (Alvarez de Mon Soto 2022), что гарантирует бескомпромиссную предвыборную борьбу на общенациональном уровне в 2023 г.

Наконец, серьёзно пошатнулся в середине второго десятилетия XXI в. престиж института испанской монархии, вызванный ставшими достоянием общественности коррупционными скандалами, связанными с именем короля Хуана Карлоса I и некоторых других членов монаршей семьи. В результате король, сыгравший едва ли не ключевую роль в мирной демократизации авторитарного франкистского режима, был вынужден отречься от престола в пользу сво-

его сына Филиппа VI и фактически бежать из страны из-за угрозы судебного преследования.

В результате ограничений, вызванных антиковидными мерами, острота кризисных политических процессов снизилась. Однако очевидно, что базовые факторы, питающие их, не исчезли и неизбежное в год выборов усиление конкуренции различных политических сил в борьбе за власть на всех уровнях государственного управления может способствовать активизации любого из названных выше проявлений этого, по сути, системного кризиса внутриполитического устройства страны.

Условная двухпартийность или реальная многопартийность?

С точки зрения расстановки политических сил в 2022 г. показательными стали выборы в автономные органы законодательной власти в Кастилии-и-Леоне, состоявшиеся 13 февраля, и в самом населённом регионе страны - Андалусии, прошедшие 19 июня прошлого года. Обе кампании поучительны для понимания перспектив основных общенациональных партий в предстоящей в 2023 г. борьбе между ними за контроль над испанскими кортесами.

Оба региона традиционно являются ареной противостояния социалистов и народников. При этом Андалусия характеризуется преимущественно просоциалистическими настроениями, а Кастилия-и-Леон отдаёт предпочтение Народной партии. Важно также, что в обоих регионах, в отличие от других автономий страны, практически нет местных политических формирований, не связанных с общенациональными партиями, которые могли бы претендовать на участие в формировании местных органов власти. Таким образом, в последние три избирательных цикла правительства в обоих регионах формировались или НП, или ИСРП. Те, кто не имел абсолютного большинства, либо вступали в коалицию с кем-то из общенациональных партий второго порядка, либо образовывали правительство меньшинства за счёт того, что второразрядный партнёр воздерживался при голосовании кандидата от ведущей партии. Выборы 2022 г. в обоих автономных сообществах подтвердили указанную выше закономерность.

На выборах в Кастилии-и-Леоне 13 февраля 2022 г. победила Народная партия, получившая 31 из 81 места в местных кортесах (29 на выборах 2019 г.). Вторыми стали социалисты с 28 местами. Для формирования правительства народникам понадобилось пойти на коалицию со ставшей третьей силой в автономном парламенте крайне правой партией «Голос» (Vox), получившей 13 мест. ИСРП не могла рассчитывать на формирование коалиции, поскольку их партнёры по центральному испанскому правительству из «Вместе сможем» получили лишь одно место. Провалилась и центристская партия «Граждане» (Ciudadanos), входившая в правящую коалицию с НП после выборов 2019 г. (Resultados elecciones autonómicas. 2022).

Выборы в Андалусии впервые за всю современную историю региона принесли победу с абсолютным большинством Народной партии. Правоцентристы более чем вдвое превзошли свой результат на выборах 2018 г. (26 мест) и получили 58 из 109 мандатов в автономном парламенте. ИСРП (30), потеряв три места по сравнению с 2018 г., стала второй партией парламента. Как и в Кастилии-и-Леоне, катастрофически проиграли центристы из «Граждан», вообще лишившиеся представительства (против 21 в 2018 г.). Крайне правая «Голос» немного улучшила свой показатель 2018 г.: 14 мест против 12. Провалились и левые силы, группирующиеся в зоне влияния «Вместе сможем». Если в 2018 г. «Мы можем » (Podemos) под региональной вывеской «За Андалусию» завоевала 17 мест, то, расколовшись на две группы в 2022 г., левые в сумме получили лишь 7: 5 - «За Андалусию» и 2 - новое формирование «Вперёд, Андалусия» (Elecciones Andalucía. 2022).

Итоги избирательных кампаний в Кастилии-и-Леоне и Андалусии позволяют сформировать в первом приближении представление о возможном ходе выборных баталий 2023 г.,

прежде всего на общенациональном уровне.

Очевидно, что, несмотря на сохраняющийся кризис доверия испанских избирателей к действующей системе политических партий, ИСРП и НП остаются для большинства подданных Королевства предпочтительными опциями при голосовании. Несмотря на противоречивые результаты опросов в последние месяцы ни одна из этих партий тем не менее не имеет решающего преимущества над другой в общенациональном масштабе. Тем более трудно предположить, что за оставшееся до выборов время одна из них окажется способной обеспечить себе победу с абсолютным большинством.

В этом контексте особое значение приобретает расстановка сил среди общенациональных партий и объединений второго плана как потенциальных участников гипотетических коалиций для образования многопартийного правительства. Из трёх формирований второго плана только крайне правая «Голос» по итогам прошедшего года удержала и даже слегка укрепила свои позиции как потенциальная третья общенациональная сила.

Слабо структурированное левое объединение «Вместе сможем», входящее с ИСРП в правящую коалицию, переживает сложный период, связанный со сменой лидеров и уходом различных групп в самостоятельное плавание. Серьёзные потери, которые понесли левые в Андалусии, где их позиции среди электората были традиционно сильны, - тревожный симптом и для «Вместе сможем», и для всех других политических формирований левого толка. Ситуация усугубляется отсутствием у движения харизматичного лидера, а также естественным снижением его популярности в результате работы в правительстве страны, что влечёт за собой неизбежные компромиссы, противоречащие декларируемым принципам.

Критическая ситуация сложилась с центристской партией «Граждане». Набрав политический вес в общенациональном масштабе после 2014 г., она в течение 5-6 лет реально претендовала на позиции третьей общенациональной силы, способной стать арбитром в борьбе между двумя «политическими тяжеловесами» и даже потеснить их с политического Олимпа. Однако в 2019-2020 гг. тенденция роста резко сменилась на противоположную. Итоги 2022 г. показывают, что, как и в начале демократического транзита, когда на его первом этапе центристы исполняли ключевую роль, игра «в долгую» им не под силу. Вполне допустим вариант, что 2023 г. станет последним в истории этого центристского формирования (Умрихин 2022).

Эволюция внутриполитической ситуации в Испании в 2022 г. имеет несколько парадоксальный характер. Хотя общественное мнение по-прежнему считает самой большой проблемой страны систему её политических партий, избиратель продолжает голосовать преимущественно за одну из двух ведущих партий. Фактически двухпартийная система, сложившаяся после 1983 г. с уходом с политической сцены Союза демократического центра (СДЦ, находившегося у власти в 1977-1982 гг., на первом этапе демократических реформ), вновь возвращается в политическую жизнь Испании.

При этом нет перспектив на формирование в ближайшее время альтернативной политической силы, несмотря на имеющийся в испанском обществе запрос на это. «Голос» вряд ли сможет вырасти в такую силу, учитывая её радикально консервативные позиции, которые свойственны весьма ограниченному сегменту избирателей. Политический центр активно осваивается справа НП, слева ИСРП. Дезорганизация и отсутствие внятной политической программы, способной привлечь значительную часть левого электората, на этом фланге в прошедшем году только усугубились.

Безусловная внешнеполитическая лояльность западному курсу

В области внешней политики главной характеристикой 2022 г. стала активная антирос-

сийская линия испанского правительства в полном соответствии с курсом Вашингтона и Брюсселя. Мадрид инициативно присоединился ко всем антироссийским действиям коллективного Запада, принял участие в военной помощи Украине и фактически заблокировал любые возможности диалога с Россией в обозримом будущем. Позиция Испании, как, впрочем, и многих других европейских стран, ранее конструктивно взаимодействовавших с Россией, исходя из своих национальных интересов, стала неприятным сюрпризом с точки зрения перспектив европейского направления российской внешней политики. Вместе с тем анализ эволюции политики Мадрида в отношении НАТО и в целом структур коллективного Запада на протяжении всего периода испанской интеграции в них приводит к выводу о закономерности такого поворота (Яковлева 2022). Эта новая реальность вынуждает отложить до лучших времён возможность возобновления двусторонних отношений, которые могут теперь строиться на принципиально иных основах по сравнению с провозглашённым обеими странами в 2009 г. «стратегическим партнёрством».

Полное и активное встраивание левоцентристского правительства Испании в конфрон-тационный антироссийский курс свидетельствует, что в современных условиях жёсткой борьбы между сторонниками многополярного мира и адептами глобального доминирования Запада страны среднего уровня, как Испания, не имеют возможности для манёвра в своей внешней политике.

Приходится констатировать, что антироссийский разворот испанского правительства опирался фактически на полное согласие между двумя ведущими партиями страны - ИСРП и НП. Ни одна другая политическая сила, представленная в кортесах, не поставила под сомнение такую политику Кабинета П. Санчеса. Партнёр ИСРП по коалиции «Вместе сможем», традиционно выступавший против НАТО и за формирование внешней политики Испании на основе национальных интересов, пытался вначале вести линию на дистанцирование страны от украинского кризиса, против военной помощи Киеву. Однако эти робкие попытки были пресечены в корне старшим партнёром по коалиции, который недвусмысленно дал понять, что вопросы внешней политики - зона ответственности именно ИСРП. Правая «Голос», выступающая против либерального глобализма и ранее выражавшая заинтересованность в развитии контактов с Россией как одним из центров противостояния ему, в нынешних условиях предпочитает исключить из своего политического дискурса внешнеполитическую тематику. Остальные политические силы общенационального и регионального уровня либо солидаризируются с линией на активную конфронтацию с Россией, выбранной действующим правительством страны, либо просто уходят от публичного обсуждения внешнеполитической проблематики.

Анализируя позицию Мадрида в условиях новой реальности международных отношений, следует отметить, что украинский кризис лежит вне зоны жизненно важных интересов Испании в области стратегической и экономической безопасности. Отсюда относительная лёгкость при принятии общих для ЕС и НАТО антироссийских решений по сравнению с другими европейскими странами, которые в результате теряют существенно больше.

В среднесрочной перспективе не приходится рассчитывать на то, что нынешние политические деятели Испании будут представлять интерес для России в процессе поиска новых основ общеевропейского сотрудничества. Вместе с тем развитие сложных внутриполитических процессов вполне может привести к появлению в будущем новых политиков и политических формирований, которые смогут вернуться на путь защиты национальных интересов. В такой ситуации вновь станут актуальными объективные предпосылки для конструктивного двустороннего диалога между Россией и Испанией. Но в среднесрочной перспективе четвёр-

тая по значимости в ЕС страна будет занимать по всем основным вопросам развития Евросоюза позицию полной лояльности курсу, определяемому Еврокомиссией и в целом брюссельской евробюрократией.

* * *

В результате активного применения правительством П. Санчеса инструментов государственного регулирования ему удалось стабилизировать положение в национальной экономике и запустить процесс её восстановления. Меры социальной поддержки уязвимых слоёв населения, наёмных работников, малого и среднего бизнеса позволили обеспечить социальную стабильность в стране, что контрастирует с ситуацией в ведущих странах Евросоюза. Вместе с тем сильная зависимость Испании от общей экономической конъюнктуры в Евросоюзе и её уязвимость перед возвратным эффектом западных санкций против России делают допустимым негативное развитие ситуации в энергетике, сельском хозяйстве и на потребительском рынке в сегменте продуктов питания.

Внутриполитические итоги года не дают возможности с достаточной долей вероятности предсказать победителя на предстоящих парламентских выборах. Вместе с тем очевидно, что за победу будут, как и ранее, бороться только ИСРП и НП. При этом, скорее всего, ни одна из них не сможет получить абсолютного большинства в кортесах. С той же степенью уверенности можно говорить о том, что ни одна из общенациональных партий второго плана не добьётся на выборах такого результата, который сделал бы её незаменимым партнёром для победительницы. Соответственно, высока вероятность того, что в итоге возникнет слабое правительство относительного парламентского большинства.

Независимо от того, какая партия сформирует новый Кабинет, в области внешней политики сохранится линия на строгое соблюдение блоковой дисциплины, особенно в том, что касается антироссийской политики. Хотя стоит отметить, что общественное мнение в стране в целом остаётся равнодушным к вопросам противостояния Запада и России.

Список литературы / References

Álvarez de Mon Soto, M. (2022). El separatismo catalán se crece con la complicidad del Gobierno. Spain: Confilegal.com. 19.12.2022. Available at: https://confilegal.com/20221219-el-separatismo-catalan-se-crece-con-la-complicidad-del-gobierno/ (accessed 23.01.2023).

Benedito, I. (2022). Un otoño en llamas ante el riesgo de recesión o la amenaza energética rusa: 6 desafíos económicos por resolver en los próximos meses. Spain: Businessinsider.es. 05.09.2022. Available at: https://www.businessinsider.es/retos-economicos-amenazas-espana-2022-1117919 (accessed 16.01.2023).

Boletin economico trimestral 3/2022. Banco Central de España. 3 trimestre. 2022. Available at: https://www.bde.es/f/webbde/SES/Secciones/Publicaciones/InformesBoletinesRevistas/BoletinEcon omico/22/T3/Fich/be2203.pdf (accessed 15.01.2023).

Elecciones Andalucía 2022-06-19: resultados y participación. Spain: El Confidencial.es. 20.06.2022. Available at: https://www.elconfidencial.com/espana/andalucia/2022-06-19/elecciones-andalucia-2022-resultados-escrutinio-ganador-ultima-hora_3444441/ (accessed 18.01.2023).

España: Declaración del personal técnico del Fondo Monetario Internacional (FMI) al término de la misión del Artículo IV correspondiente a 2022. Fondo monetario internacional. 23.11.2022. Available at: https://www.imf.org/es/News/Articles/2022/11/22/mcs112322-spain-staff-concluding-statement-of-the-2022-article-iv-mission (accessed 16.01.2023).

El Gobierno aprueba nuevas medidas para paliar la inflación y proteger a los colectivos más Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

vulnerables. Resumen de prensa, Consejo de Ministros de España. La Moncloa. 27.12.2022. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/resumenes/Paginas/2022/271222-rp-cministros-cumpliendo.aspx (accessed 18.01.2023).

Impacto del coronavirus en el turismo en España - Datos estadísticos. Statista Research Department. 23.08.2022. Available at: https://es.statista.com/estadisticas/673456/ingresos-anuales-por-turismo-extranjero-espana/ (accessed 14.01.2023).

Las cifras para España del Plan de Recuperación Europeo, Análisis. Real Instituto Elcano. 24.02.2021. Available at: https://www.realinstitutoelcano.org/analisis/las-cifras-para-espana-del-plan-de-recuperacion-europeo/ (accessed 17.01.2023).

Medinilla, M. (2021). El PIB se contrajo un 10,8% en 2020, la mayor caída registrada desde la Guerra Civil. Economista.es. 26.03.2021. Available at: https://www.eleconomista.es/economia/noti cias/11126451/03/21/El-PIB-registro-un-descenso-historico-del-108-en-2020-y-mejora-en-dos-decimas-la-prevision-.html (accessed 14.01.2023).

Panorama económico - Enero 2023. Confederación Española de Organizaciones Empresariales. Enero 2023. Available at: https://www.ceoe.es/es/publicaciones/economia/panorama-economico-enero-2023/ (accessed 13.02.2023).

Pérez, D. (2021). 15M: origen, significado y qué fue el movimiento de los indignados del 15 de mayo. Diario As. 14.05.2021. Available at:

https://as.com/diarioas/2021/05/14/actualidad/1620989259_994666.html (accessed 19.01.2023).

Resultados elecciones autonómicas de Castilla y León. ABC. 14.02.2022. Available at: https://www.abc.es/elecciones/autonomicas/resultados/castilla-y-leon/ (accessed 18.01.2023).

Аникеева, Н.Е. (2022). Испания: основные итоги 2022 года. Mgimo.ru. 31.12.2022. [Anikeeva, N.E. (2022). Spain: the main results of 2022. Mgimo.ru. 31.12.2022. (in Russian).] Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/ispaniya-2022/ (accessed 14.01.2023).

Давыдов, В.М. (отв. ред.) (2022). Испания: трудный выбор в условиях неопределенности. М.: ИЛА. [Davydov V.M. (ed.) (2022). Spain: tough choices amid uncertainty. Moscow: Institute of Latin America. (in Russian).] DOI: 10.37656/978-5-6047185-0-6

Умрихин, А. (2022). Да будет старт: Испания начала готовиться к выборам 2023 года. Regnum.ru. 01.09.2022. [Umrikhin, A. (2022). Let there be a start: Spain has started preparing for the 2023 elections. Regnum.ru. 01.09.2022. (in Russian).] Available at: https://regnum.ru/news/polit/3684400.html (accessed 23.01.2023).

Яковлева, Н.М. (2022). На что испанцам НАТО? Interaffairs.ru. 25.11.2022. [Yakovleva, N.M. (2022). What do the Spaniards need NATO for? Interaffairs.ru 25.11.2022. (in Russian).] Available at: https://interaffairs.ru/news/show/37979 (accessed 21.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.