ISO 14000: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В. И. САВКИН,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор ВНИИ социального развития села Орловский государственный аграрный университет
Система экологического менеджмента - часть общей системы управления, включающая планирование деятельности, четкое распределение ответственности, практические аспекты производства, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки результатов в реализации и постоянной модернизации экологической политики, целей и задач. Интеграция значимых направлений деятельности системы экологического менеджмента в общую систему может отразиться на повышении эффективности предприятия в целом, а также на уточнении распределения обязанностей и позиций. Это процесс ее развития, направленный на достижение лучших показателей во всех эколого-экономических аспектах деятельности предприятия.
Ключевые слова: экологический менеджмент, предприятие, интеграция, эффективность, управление, стандарты, принцип, планирование.
Термин «Система экологического менеджмента» (СЭМ) впервые был предложен в Великобритании в 1992 г. Принципы, заложенные в нем, были позднее расширены в серии стандартов ISO 14000, рекомендованной всему миру (рис. 1). Главным документом стандарта считается ISO 14001 («Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента»), который устанавливает требования, позволяющие любому предприятию определить экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. В стандарте приведены основные термины и определения, изложены рекомендации по обоснованию экологической политики, планированию целей и задач. В соответствии с этим любое предприятие может создать такую систему, развивать ее функции и
обеспечивать подтверждение соответствия ее требованиям стандартов.
Система управления организации может включать различные системы менеджмента (качества, финансовой деятельности или экологического менеджмента и др.) [3]. Система экологического менеджмента — часть общей системы управления, включающая планирование деятельности, четкое распределение ответственности, практические аспекты производства, атакже процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки результатов в реализации и постоянной модернизации экологической политики, целей и задач. Это дает предприятию возможность систематизировать и связать процессы достижения и последовательного улучшения, однако это должно определяться самой организацией и зависеть от экономических и иных обстоятельств.
Интеграция значимых направлений деятельности системы экологического менеджмента в общую систему может отразиться на повышении эффективности предприятия в целом, а также на уточнении распределения обязанностей и позиций. Это процесс ее развития, направленный на достижение лучших показателей во всех эколого-эконо-мических аспектах деятельности предприятия.
При всей гибкости и относительности существующих стандартов в области экологического менеджмента они содержат требование — учитывать принцип последовательного улучшения (рис. 2). Все современные системы менеджмента, в том числе и экологического менеджмента, основываются на цикле Деминга. Он представляет собой цикл периодического планирования, осу- 39
-
О №
tr -
-
О
^
о г*
m
ЭС 1. Системы экологического менеджмента * ISO 14001 ф ISO 14004 ISO I ISO ^ 14012 ^ 14015|
ЭС 2. Экологическое аудирование ISO . 14010 ISO 19011 ISO ^ 14011 ф ISO 14021
ЭС 3. Экологическая маркировка * IS° 14020 ф ISO 14024 ф ISO 14025
ЭС 4. Оценка экологических показателей * IS° 14031 ф ISO 14032
ЭС 5. Оценка жизненного цикла * IS° 14040 ф ISO 14041 ф ISO 14042 ф ISO 14043 ф ISO 14047 ф ISO 14048
ЭС 6. Терминология и определения * IS° 14050 ■0- ISO 14049
'№0 2. Лесное хозяйство * IS° 14051
WG 3. Проектирование для ОС * IS° 14062 Рис. 1. Система стандартов ISO 14000
WG 4 Обмен экологической информацией * IS° 14063
Проведение проверок и корректирующее действие
Рис. 2. Модель СЭМ согласно ISO 14000 ществления, оценки и пересмотра деятельности. Основополагающий его принцип заключается в том, что планирование первично и, если нет серьезных оснований к изменению, то все должно быть выполнено. Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы1.
Управление предприятием на основе экологической стратегии касается в полной мере стратегии и конкурентоспособности компаний. Декларирова-
ние успешного внедрения этого подхода может быть использовано предприятиями для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у них надлежащей всей системы управления.
Система экологического менеджмента — инструмент не только внутренний, но и внешний, который помогает выяснить все отношения, обсудить проблемы и возможности природоохранной деятельности предприятий с заинтересованными сторонами, имеет более высокую значимость, чем система менеджмента качества. Остановимся подробнее на наиболее значимых составляющих СЭМ, которые имеют важное значение для устойчивого развития агропромышленного комплекса страны.
Одним из основных понятий СЭМ является экологическая политика предприятия. Политика предприятия — формулировка целей предприятия и выбор средств для их реализации2.
Экологическая политика — совокупность принципов (рис. 3) и обязательств предприятия как основа для разработки собственных экологических целей и задач. Она должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Важно, чтобы экологическая политика была доступна всем заинтересованным сторонам. Она должна быть направлена, прежде всего, на сокращение нагрузки на природную среду, обеспечение нормального воспроизводства систем и сохранение биоразнообразия.
Экологическая политика должна рассматриваться как двигатель процесса развития, модернизации и улучшения системы управления в организации, которая нацелена на совершенствование в том числе и экологических показателей ее деятельности. Поэтому она должна отражать приверженность руководства обязательствам в отношении законодательных, нормативных, технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения.
Политика — основа для установления целей и задач предприятия. Она должна быть ясной и понятной, чтобы ее умели изучить как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; она подлежит переоценке, с тем, чтобы отражала изменяющиеся условия в новых реалиях. Оценку и изменение политики, целей, задач необходимо осуществлять руководителям соответствующего
1ISO/FDIS 14001:2004.
! URL: htpp://www.glossary.ru.
Основные принципы экологической политики
Последовательное улучшение аспектов деятельности
Сокращение негативного воздействия
Соблюдение законодательства, экологических норм и правил
Достижение экоэффективности
Рис. 3. Принципы экологической политики СЭМ
Условия реализации принципов ЭМ
..............—— " „ ' ————__
Открытость экологической политики, целей и задач Соответствие достигнутых результатов поставленным целям и задачам Последовательное улучшение экологических аспектов
Рис. 4. Реализация принципов СЭМ
уровня. Следует иметь в виду, что содержание экологических политик разных компаний практически мало отличается, но каждая из них должна соответствовать характеру деятельности конкретной организации.
Утвердившаяся в последнее время концепция устойчивого развития предполагает сочетание экологической, экономической и социальной политики. По большому счету, речь идет о единой модели развития общества и производства, соответствующей реалиям мировой экономики.
Экологическая политика все активнее реализуется в стратегии стран и крупных компаний. Она охватывает меры, направленные на рациональное использование как природных ресурсов, так и их охрану и восстановление. Эта политика проводится как на уровне государства, так и на уровне организаций, берущих на себя обязательства по соблюдению этих норм в своем развитии (рис. 4).
Одним из ключевых понятий в СЭМ является заинтересованная сторона. Это лицо или группа лиц, интересующихся экологическими аспектами деятельности предприятия, производимой им продукцией или же предлагаемыми услугами. Интерес к данному аспекту деятельности организации может проявить любое юридическое лицо или отдельный человек. В этой связи все больше используют и другие средства для распространения экологической политики (отдельные буклеты, проспекты, отчеты и т.д.). Компании выпускают ежегодную экологическую отчетность, рассылают ее в информационные агентства и библиотеки, проводят экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В этих публикациях представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, изложены новшества, позволившие снизить воздействие производства на окружающую среду, в том числе и через снижение потребления ресурсов.
Каждая организация обязана установить механизм распознавания экологических аспектов и выполнять ее в отношении всех видов деятельности, продукции и услуг, по которым она может осуществлять контроль и на которые может оказывать влияние. Это необходимо, чтобы определить наиболее значимые аспекты деятельности, виды продукции, которые могут значительно воздействовать на окружающую среду. Организация обязана обеспечить учет всех значимых экологических аспектов при постановке экологических целей. Эта информация должна постоянно обновляться. Следует отметить, что подходы предварительной экологической экспертизы и установления весомых экологических аспектов предприняты на сегодня уже многими российскими предприятиями.
Предварительная экологическая оценкадеятель-ности предприятия — один из основных этапов в освоении экологического менеджмента. В ходе этого процесса можно также установить аспекты, влияющие на состояние здоровья населения, и осуществлять оценку рисков предприятия. Многие аспекты деятельности могут отрицательно сказываться на состоянии окружающей среды, здоровья персонала и населения. Это имеет и финансовую сторону, которая не зависит от платежей за загрязнение окружающей среды. Проще говоря — устранение потерь не требует значительных вложений, но может приносит прибыль.
Организация должна определить экологические аспекты своей деятельности, в том числе не только процесс производства, но и сырье, материалы, энергию, продукцию и т.п. Следует учитывать не только нормальное функционирование предприятия, но также и вероятные нештатные и аварийные ситуации. Хорошие возможности дает проведение анкетирования, в котором отражаются вопросы, касающиеся не только экономической устойчивости, но и аспектов экологической деятельности, состояния общего управления, ресурсов и возможностей. Весомые экологические аспекты предприятия составляют наиболее приоритетные направления функционирования его системы экологического менеджмента.
Для реализации принятых на себя обязательств разрабатывается план организационной деятельности, основные задачи которого сформулированы в документе «Экологический паспорт природопользо-вателя» и приложении к данному документу — «План
- 41
Мероприятие Дни Период
1 декада 2 декада 3 декада 4 декада
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и 12
I Предварительная стадия 60
II Разработка СЭМ 80
III Внедрение СЭМ 70
IV Аудит 30
V Сертификация ~
Рис. 5. График Гантта освоения СЭМ (для предприятий с численностью работников около 200 чел.)
природоохранных мероприятий». Оба эти документа рассматриваются как основа для разработки экологической программы. План-график освоения СЭМ на малых предприятиях представлен на рис. 5.
На начальном этапе проводятся работы по оценке исходной ситуации с последующей разработкой рекомендаций, политики и экологической программы.
Важной составной частью СЭМ является аудит. Аудит экологического менеджмента — это периодическая и объективная его оценка с определенными целями, которые различаются в зависимости от программы. Аудит может быть внешним и внутренним.
Процедура сертификации СЭМ — это заключительный процесс установления соответствия тому или иному критерию. На наш взгляд, этот этап сам по себе не может быть целью и достигаться всеми средствами. Только экономическая заинтересованность в последовательном улучшении цикла производства — главная и заветная цель освоения СЭМ. И тому есть документальные подтверждения, основанные на исследованиях различных учреждений.
Опубликованное исследование Всемирного Банка (World Bank) показало, что 82 % американских корпораций и 76 % европейских официально декларируют, что охрана окружающей среды является одним из их приоритетов. Поэтому многие из них публикуют годовые отчеты о достижениях в этой сфере3.
Служба Gallup4 выяснила, какие действия предпочитают предпринимать люди, чтобы сохранить окружающую среду: 18% опрошенных заявили, что они покупают экологичные товары; 13 — покупают меньше по размерам или более экономичные товары; 10 — реже используют машину; 9 — стараются не мусорить и тщательно убирать; 5 — стараются выбирать в органы власти «зеленых» политиков; 4% — стараются уменьшить эмиссию вредных газов.
3 URL:http://www.worldbank.org.
4 URL: http://www.gallup-international.com.
Так, проект «PRISMA» — одна из наиболее известных стандартных систем экологического менеджмента, — показал, что можно сократить основные потоки производственных отходов на 30—80 % за счет внедрения относительно простых управленческих мер по предотвращению загрязнений, экономя при этом на платежах за загрязнение окружающей природной среды [1]. Практический опыт применения экологического менеджмента показывает, что он позволяет интегрировать экологический фактор в деятельность предприятий, а экономический интерес предприятий, внедряющих системы экологического менеджмента, связан, прежде всего, с возможностью сокращения риска экономической и административной ответственности за нанесенный экологический ущерб, экономии дорогих материалов и энергии, приобретения благоприятного имиджа «чистого» предприятияупотребителей [4].
Проведенные нами исследования показали, что среди причин, побуждающих осваивать СЭМ, представители предприятий агропромышленного комплекса (АПК) называют следующие: уменьшение количества случаев нарушений природоохранного законодательства, снижение штрафов, улучшение отношений с контролирующими органами, экономия ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности предприятия, снижение воздействия на окружающую среду. Причем вектор причин, побуждающих осваивать такой подход в производстве, направлен в большей степени на снижение административного давления. Соответствующие опросы были проведены и среди сельских жителей. В этом случае вектор приоритета был направлен на снижение воздействия на окружающую среду и устойчивое развитие территории, на которой они проживают (рис. 6). И здесь важное значение придается стабильному развитию производства как основе устойчивого развития территорий.
Экологический менеджмент предполагает, что будет принята определенная взаимосвязь как между отдельными этапами, так и с окружающей средой. Если сопоставить это с этапами организации производственной деятельности предприятий АПК, то можно установить следующую последовательность организации производства (рис. 7). Важную роль здесь играет необходимость постоянного контроля, оценки и корректировки, поскольку это обуслов-
заявивших о своем намерении внедрять систему экологического менеджмента. Об этом говорит тот факт, что если с 1998 по 2001 гг. было выдано 12 сертификатов, то уже в 2002 г. работы по подготовке к сертификации вели в общей сложности 14 предприятий и 4
Снижение штрафов
Прочее
Снижение воздействия на окружающую среду
Уменьшение количества случаев нарушений природоохранного законодательства
35
Устойчивое развитие территории
Улучшение отношений с контролирующими органами
Повышение инвестиционной привлекательности предприятия
" Руководители и специалисты предприятий
Экономия ресурсов
" Местные жители
Рис. б. Распределение основных причин, побуждающих осваивать СЭМ, %
Рис. 7. Модель СЭМ для цикла производственной деятельности в АПК (на основе цикла Деминга)
лено спецификой АПК и высокой зависимостью производства от погодных и иных условий, в особенности на стадии производства сырья для последующей переработки.
С принятием в 1998 г. в России национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 многие российские компании активизировались в этом направлении [2]5. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа предприятий, внедряющих или
* URL: http://www. 14000.ru
заявили о своем намерении внедрять СЭМ. Таким образом, в конце 2002 г. насчитывалось в общей сложности более 30 расположенных в России компаний, проявляющих интерес к этой проблеме. Повышение активности российских предприятий в области экологического менеджмента связано с общей ситуацией в мире, где также с момента появления стандарта ISO 14001 отмечается тенденция к увеличению числа выданных сертификатов. По отдельным оценкам, к концу 2005 г. число сертификатов соответствия ISO 14001 по всему миру превысило 40 000.
Значение СЭМ для предприятий состоит в приобретении возможности оценить производство со стороны и выработать подходы к его модернизации с целью повышения экономической устойчивости и безопасности (см. таблицу).
Прогнозируемая разовая экономия средств в результате освоения СЭМ в кратко- и среднесрочном периодах достигается за счет сокращения производственных и эксплуатационных затрат (ресурсов), переработки отходов (включая экономию средств на их утилизацию), сокращения брака, снижения природоохранных платежей.
Основа экономической эффективности и устойчивости лежит в получении дополнительных средств в результате экономии ресурсов и платы за выбросы, что позволит повысить экономическую устойчивость предприятия и улучшить экологическую обстановку. Достижение экономического эффекта в дальнейшем позволяет распространить методику без внешних финансовых вливаний, что гарантирует устойчивость предприятия. Разработка СЭМ должна рассматриваться руководством любого предприятия не как разовая, а как постоянная деятельность, постепенно развивающаяся, корректируемая и дополняемая каждый год.
К мерам предупредительного характера можно отнести экореструктуризацию и экологическую модернизацию производства. Экологическая реструктуризация предусматривает перестройку
- 43
Основные ожидаемые организационно-экономические эффекты от освоения СЭМ
Эффекты Результаты Запаздывание*
Развитие системы стратегического и тактического управления • Повышение устойчивости и гибкости; • повышение управляемости с,д
Благоприятный имидж и хорошие отношения с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами и общественностью • Взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество; • рост рыночной капитализации; • увеличение инвестиционной привлекательности С,д
Повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, снижение рисков • Снижение расходов по обслуживанию кредитов и страховок; • получение инвестиционных предложений С,д
Сокращение производственных, эксплуатационных и иных затрат • Снижение себестоимости продукции; • увеличение прибыли к, с
Дополнительные источники дохода за счет переработки отходов • Увеличение прибыли; • снижение издержек к, с
! К — краткосрочное, С — среднесрочное, Д — долгосрочное.
структуры производства в результате снижения «грязного» производства. Экореструктуризация находит свое отражение в виде снижения расходов сырья и материалов на единицу ВВП.
Экологическая модернизация связана с изменением технологической базы производства, что характеризуется сокращением расхода энергии, воды и других ресурсов на единицу производимой продукции. Это напрямую влияет на себестоимость единицы продукции, величину чистого дохода и, конечно, рентабельности производства.
Государство, безусловно, заинтересовано в экологизации любого производства, в том числе и сельскохозяйственного. В этой связи в России предпринимаются различные шаги, которые направлены именно на формирование устойчивой, экологически ориентированной экономики. В наши дни государство добровольно делегирует часть своих прав организациям, которые стремятся освоить рациональное экологически направленное управление [5].
Структуру поддержки развития экологического менеджмента можно представить следующим образом (рис. 8). Она будет представлена 5 уровнями (федеральный, региональный, местный, уровень субъектов хозяйствования и международный).
Федеральный уровень поддержки представлен в основном целевыми программами, которые фор-
44 -
мируются для решения крупных проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:
• выполнение международных обязательств по охране окружающей среды;
• охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории РФ;
• оздоровление обстановки в определенных системах;
• реабилитация зон чрезвычайной ситуации;
• научно-исследовательские программы.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Федеральный уровень
Федеральные целевые программы, международные договоры и программы
Региональный уровень
Региональные экологические программы, мониторинг, внедрение более чистых технологий и продуктов
Местный уровень
Местные программы и мероприятия, планирование развития и решение проблем района
Уровень субъектов хозяйствования
Осуществление мероприятий на предприятии, сокращение потребления ресурсов, снижение образования отходов производства и выбросов
о
и
н
и
и
т
= Работа специа-
а лизированных
н
о международ-
и
^ ных организа-
=
и И ций и про-
о а грамм, таких
^
как:
3 ЮНЕСКО
=
ч о ЮНЕП
а « ЕЭК
№ ФАО
£ ВОИС
и
£
Рис. 8. Структура поддержки развития СЭМ
Затраты на федеральные целевые программы включают стоимость разработки и реализации программы, а также вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия и вклад в сопряженные сферы. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств, заемных средств и т. д.
Региональный уровень формируется на уровне субъектов РФ (республик, краев, областей). Основной его особенностью является взаимодействие государственных и региональных интересов. Основными задачами регионального уровня являются: улучшение экологической и социально-экологической обстановки, мониторинг среды; внедрение более чистых технологий и продуктов и т. д.
Региональный уровень можно рассматривать как способ перераспределения компетенции между федеральными и региональными органами власти в области производства и социальной сферы. Финансирование осуществляется на основе привлечения средств производственных предприятий, местных, региональных, федеральных средств, а также внебюджетных средств.
Местный уровень — это уровень районов и поселений. Он может быть представлен перспективным планированием развития района или сельского поселения, ориентированным на достижение какой-либо конкретной цели (решение экологической проблемы местного уровня).
Уровень субъекта хозяйствования представляет осуществление мероприятий на предприятии, разработку комплекса документов планирования, ориентированных на достижение конечной цели (решение конкретной экологической проблемы). Наиболее типичными проблемами здесь являются: сокращение потребления ресурсов, снижение образования отходов производства и выбросов в окружающую среду вредных веществ и т. д.
Международный уровень — сотрудничество с международными структурами, осуществляемое в соответствии с принципами и нормами международного права и договорами Российской Федерации в этой области. Россия осуществляет такое сотрудничество, поскольку наша страна является составной частью глобальной экологической системы, и устранение таких проблем, как борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращение изменения климата, весьма важно.
В качестве примеров такого сотрудничества можно привести участие РФ в работе:
• Объединения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
• Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП);
• Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК);
• Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО);
• Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Неразвитое эколого-экономическое и социальное сознание, не испытывающее потребности изменяться, обусловливает нерациональное технологическое мышление по сложившимся стереотипам. Особенности формирования механизма СЭМ как основы устойчивости системы АПК, регулирующего эколого-экономические отношения, заключаются в следующем. Во-первых, эколого-экономическая культура включает в себя потребности (предпочтения), которые оказывают на окружающую среду значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, этот процесс определяется инновационностью взаимосвязи экологического сознания и экономического мышления.
Современные представления указывают, что основу концепции экологического менеджмента составляют организация, методология и управление аспектами в эколого-экономико-социальной системе «человек—природа». Только такой подход в организации экологического менеджмента, на наш взгляд, может быть успешным, поскольку здесь учитывается комплексный механизм взаимозависимостей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бронштейн А. М., Литвин В. А., Русин И. И. Экологизация экономики: методы регионального управления. — М.: Наука. 2000. С. 34.
2. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. — М.: ИПК Издательство стандартов. 1998.
3. Гусева Т. В. Система экологического управления промышленными источниками воздействия на охраняемые природные комплексы. // Химическая технология. 2000. № 10. С. 30-39.
4. Гусева Т.В., Дайман С.Ю., Виниченко В.Н. Опыт и перспективы развития систем экологического менеджмента в России. // Стандарты и качество. 2002. № 1. С. 18-21.
5. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 № 230 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». — М.: Российская газета, 9 февраля 1994 г.
- 45