ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИСЛАНДСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ
ИНВЕСТИЦИЯМИ
Тухтарова Е.Х.
ведущий экономист, Институт экономики УрО РАН (Россия), 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, tyevgeniya@yandex.ru
УДК 336.02(491.1)
ББК 65.9(4Исл)
Цель. Анализ факторов и предпосылок создания надежного и эффективного механизма «сбережения -инвестиции» на примере экономики Исландии. Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 34 «Прогноз потенциала инновационной индустриализации России» проекта Института экономики № 12-П-7-1001 «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов».
Методы. В статье в целях системного подхода к рассматриваемому объекту используются метод сравнительного анализа и эконометрический метод.
Научная новизна и результаты. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в условиях возрастания кризисных явлений создание устойчивого механизма «сбережения - инвестиции» возможно лишь при реализации эффективной социальной политики в сочетании с укреплением финансовой системой.
Ключевые слова: доходы населения, сбережения, инвестиции, социальная политика, банковско - финансовая система.
ICELAND ECONOMIC MODEL OF ATTRACTING AND MANAGING INTERNAL INVESTMENTS
Tukhtarova E.H.
Leading expert, Institute of economy UrO RAN (Russia), 29 Moskovskaya, Ekaterinburg, Russia,
620014, tyevgeniya@yandex.ru
Purpose. Analysis of factors and prerequisites for the development of reliable and effective mechanism "savings - investments" exemplified by economy of Iceland. The research is accomplished with support of the program of fundamental research of the Presidium RAN №34 "The forecast of the potential of innovative industrialization of Russia" of the Institute of economy project № 12-P-7-1001 "New instruments and forecasting methods of innovative-technological development of regions".
Methods. In the article the author uses a comparative analysis method and econometrical method for purposes of a systematic approach to the considered object.
Scientific novelty and results. Results of the conducted research allow to to make a conclusion that in conditions of crisis events increase development of steady mechanism "savings - investments" is possible while realizing effective social policy in combination with strengthening a financial system.
Key words: population income, savings, investments, social policy, banking-financial system.
4
§ В условиях нарастания кризисных явлений,
^ задачи модернизации ставят перед национальной ^ экономикой проблему нахождения огромных инве-^ стиционных ресурсов для её решения. Как известно © инвестиционным источником могут выступать два
объекта экономики - это внешние инвесторы и внутренние население страны, в том числе, и за счет до-мохозяйств [1, с. 4-19].
На протяжении многих лет российское государство в области капиталовложений концентрировало
Тухтарова Е.Х.
свое внимание преимущественно в поиске зарубежных инвесторов и попытках привлечь иностранный капитал в национальную экономику. В то же время государство уделяло недостаточное внимание к имеющемуся финансовому потенциалу, которым обладает население [2, с. 65-67].
Вместе с тем, все большее число экономистов сходятся во мнении, что необходимые ресурсы для экономического развития страны, сбережения населения представляют собой некий фонд аккумулированных финансовых ресурсов, который при определённых условиях может быть трансформирован в инвестиции [3, с. 119-122].
В настоящий момент по данным Росстата, сбережения населения формируют порядка 25-28 % всех инвестиционных ресурсов российской экономики [4, с. 21-30]. Таким образом, четверть сбережений сосредоточено в руках у населения. В этом случае население страны необходимо рассматривать как одного из «основных потенциальных инвесторов», повышение финансовой активности которого позволит преодолеть не только нехватку финансовых средств, но и снизить зависимость страны от внешних источников финансирования.
Однако для привлечения денежных ресурсов у населения и в последующем дальнейшая их трансформация в инвестиции предполагает наличие определенных условий и, прежде всего, это устойчивая и надежная финансовая система в сочетании с эффективной социальной политикой. В настоящее время сложившаяся финансовая система в российской экономике далека от идеальной [5]. А существующую социальную политику определить, как эффективную весьма сложно.
В этом случае изучение мирового опыта и поиск успешной экономической модели, которая сочетала бы в себе эффективную социальную политику и устойчи-
вую финансовую систему представляется важной.
Как известно для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, необходимым условием является наличие устойчивой и развитой банков-ско - финансовой системы, как основного института, который способен аккумулировать инвестиции и придавать главный импульс для развития национальной экономики.
Не менее важным условием для привлечения инвестиций является показатель внутренних сбережений в экономике. Связь сбережений и инвестиций является одним из определяющих показателей доверия населения к проведению макроэкономической политики в стране. Как видно из рисунка 1 наилучшая связь из анализируемых 30 стран как развитых, так и развивающихся, в 2012г. зафиксирован для Исландии. Высокий уровень сбережений в экономике позволил создать хорошие предпосылки для формирования капитала в экономике.
Положительное влияние связки «сбережения - инвестиции» обеспечивается за счет эффективной социальной политики в экономике [6]. Одним из показателей социального благополучия в стране является индикатор внутренних доходов населения, который в свою очередь обеспечивает связь между доходом и сбережениями. В 2012 году наилучшая отдача от дохода наблюдалась у таких стран как Эстония (большая часть доходов, которых обеспечивается за счет перечислений от трудовой миграции) и Филиппин.
В Англии и Исландии при относительно низких темпах доходов наблюдается самый высокий уровень сбережений в Европе, что можно объяснить высоким уровнем доверия среди населения не только к государственным институтам, но и банковскому сектору в этих странах. Таким образом, наиболее успешной экономической моделью среди анализируемых стран
Источник: данные Всемирного банка Рис.1. Уровень внутренних инвестиций и сбережений для различных стран в 2012 г., в %
Тухтарова Е.Х.
следует выделить Исландию.
Для России характерна обратная ситуация этим странам, при высоких темпах дохода наблюдается относительно невысокий темп прироста сбережений, что свидетельствует, о неэффективной социальной политике и низком уровне доверия к банковским институтам в целом по стране.
Сравнивая проведение социальной политики в Исландии и России необходимо отметить, что обе страны расходуют огромные части бюджета на её проведение. Так, в разгар мирового кризиса (2009 г.) Исландия расходовала около 1/5 части бюджета на проведение социальной политики, 8,6% на образование, 6,2% на здравоохранение и 13% на поддержание промышленности и сельского хозяйства [7]. Тогда как в России за этот же период расходы на социальную сферу составляли более 50% [8], то есть в два раза больше чем в Исландии.
Исландия вплоть до конца 80-х годов была слабо развитой страной, которая испытывала ряд макроэкономических проблем. Успешное развитие страны началось лишь с начала 90-х годов, развитие рыночной экономики России также началось с этого периода. Однако если Исландии удалось за небольшой промежуток времени стать развитой страной, то у российской экономики пока наблюдаются скромные результаты. В таком случае возникает вопрос: В чем заключается успех Исландской модели экономического развития?
Экономический тип развития Исландии следует характеризовать как смешанный, где удачно сочетается командно - административная система со скандинавским типом всеобщего благополучия страны. Такой успех заключается в сбалансированном сочетании рыночных механизмов и государственного присутствия в экономике страны [Песина, 2013]. Это успешное соче-
е; 8,0
а ' 3 0,0 -2,0 -4,0 -6,0 -8,0 -10,0
-8
тание позволило стране выйти из мирового кризиса и в 2012 году на докризисный уровень своего развития [9]. Одним из важных условий было создание благоприятного инвестиционного климата в стране, который был нарушен в условиях мирового кризиса.
Необходимо отметить, что развитие финансового сектора в стране совпало с расцветом национальной экономики. За относительно небольшой временной промежуток банковский сектор Исландии стала одним из центров финансовой системы в Европе, а её банки признавались одними из самых устойчивых [10].
Необходимо отметить, путь развития всей системы в целом проходил сложную поэтапную либерализацию, где одним из основных факторов была приватизация банков. Окончательно либерализация банковского сектора завершилась в 2003 г. [11]. Именно с момента начала реформ произошел значительный рост инвестиционной активности в экономике, который длился до начала мирового кризиса. Либерализация банковского сектора позволила значительно улучшить инвестиционный климат в стране и уже в конце 90-х годов, это создало хорошие предпосылки для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Вместе с тем, высокий уровень зарубежных активов способствовали уязвимости национальной экономики Исландии перед вызовами глобализации. Однако, несмотря на уязвимость сложившейся банковско - финансовой системы в Исландии её опыт становления достаточно интересен для мировой экономики и, прежде всего с точки зрения привлечения сбережений населения.
Несмотря на либерализацию банковской системы, значение роли государства не снизилось, а наоборот только повысилось. Государство координировало
Источник: данные Всемирного банка Рис.2. Связь внутренних доходов и сбережений для различных стран в 2012 г., в %.
Тухтарова Е.Х.
политику Центрального банка Исландии (ЦБИ) через Министерство экономики и Попечительного совета. Одной из основных задач ЦБИ было продвижение эффективной и безопасной финансовой системы. В целях обеспечения безопасности финансовой системы ЦБИ эффективно сотрудничало с Управлением по финансовому надзору Исландии. Для регулирования иностранных инвестиций государство способствовало развитию отношений с международными финансовыми институтами. Таким образом, скоординированный государством баланс отношений ме^ду главными и международными институтами позволил стране не только безболезненно либерализовать банковско - финансовый сектор, но и повысить качество государственных институтов и сделать её одной из самых успешных моделей в мире.
Одновременно с успешным развитием банковской системы происходил заметный рост доходов в стране. Причем этот рост происходил циклически, об этом свидетельствует накопленная динамика доходов населения Исландии (рис.3). Первый цикл длился 20 лет, и пришелся на период с 1970 по 1989 гг.. Необходимо отметить, что этот период характеризовался тем. что сбережения в Исландии росли опережающими темпами, нежели доходы или потребление.
Такая же модель сберегательного поведения была присуще и населению России в 90-е годы, несмотря на галопирующую инфляцию и снижение доходов, норма сбережений в экономике была довольно высокой в 25-26% [Институт экономики РАН, 1999]. Такая высокая норма сбережений в период спада производства на фоне галопирующей инфляции, объяснялась отсутствием стабильности в экономике, что побуждало население делать накопления на «черные дни». Однако эти сбережения вращались вне банковского сек-
тора, и являлись в большей степени психологической защитой населения.
Это же явление наблюдалось и в экономике Исландии вплоть до начала 80-х годов прошлого столетия. Такая негативная тенденция была преломлена лишь в 1984 г. этого удалось достичь путем проведения эффективной социальной политики. До этого момента в стране наблюдалась высокая дифференциация по доходам, которая усиливалась высоким уровнем инфляции [12]. В целом за 20 лет (с 1970г. по 1989 г.) доходы населения росли медленными темпами и выросли приблизительно в два раза.
Наибольший рост доходов населения совпал с развитием финансового сектора экономики страны, который в целом длился 15 лет, и пришелся на период с 1994 по 2008 гг. В целом за этот период доходы населения в стране выросли почти в 2,5 раза. Таким образом, за меньший отрезок времени стране удалось не только развить финансовый сектор в экономике, но и улучшить доходы населения больше, чем в период его неразвитости. Этого удалось достичь, в том числе и за счет эффективной социальной политики, которая была направлена на повышение доверия к государственным и международным институтам страны [13].
Важно отметить, что до начала реформ экономика Исландии испытывала ряд неблагоприятных макроэкономических явлений: обесценение национальной валюты усиливало инфляционный фонд, высокий уровень инфляции приводил к снижению доходов населения, что в свою очередь сказывалось на неустойчивой динамике сбережений и инвестиций.
Так, на протяжении 15 лет (1970 - 1984 гг.) значительная девальвация исландской кроны создавало условия для галопирующей инфляции, а чувствительность ИПЦ к обесценению национальной валю-
Источник: данные Всемирного банка Рис.3. Накопленные валовые доходы, расходы и сбережения за 1970 - 2012 гг.
Тухтарова Е.Х.
ты составляло 63%'. Столь тесная связь объясняется высокой долей импорта продовольственных и нефтепродуктов для того периода времени. Как видно из динамики этих двух показателей в дальнейшем эта чувствительность была снижена. К примеру, обесценение исландской кроны, произошедшее в период острой фазы глобального кризиса в 2009 г. составило 40%, тогда как инфляция выросла до уровня 12%.
Вместе с тем на фоне отрицательных явлений в экономике на протяжении последних 40 лет у населения страны наблюдается высокая норма сбережений. Так, по данным Всемирного банка в среднем за 40 лет этот показатель варьировался от 12% до 17%, что является одним из самых высоких показателей в Европе [13].
Однако, несмотря на наличие высокой нормы сбережений, государственным институтам страны вплоть до начала 90-х годов не удавалось привлекать сбережения населения и впоследствии трансформировать их в инвестиции, что является следствием проведения неэффективной социальной и экономической политик. Об этом свидетельствует отрицательная траектория динамики инвестиций, которая снижалась вплоть до середины 90-х годов (рис.4).
Смена траектории в динамике инвестиций произошла в конце десятилетия прошлого столетия. Положительная траектория в динамике инвестиций длилась до начала мирового кризиса, и совпала с расцветом финансовой системы в Исландии. Это позволяет сделать вывод о том, что трансформация сбережений в инве-
1 коэффициент эластичности, полученный на
основе анализа однофакторной регрессии взаимосвязи ИПЦ и обменного курса для интервала 1970 - 1984 гг. данные Всемирного банка
стиции заработала только с укреплением банковско -финансовой системы в стране. Иначе говоря, высокая норма сбережений начитает работать на экономику страны лишь тогда, когда повышается качество финансовых институтов в экономике, которое приводит к доверию населения по проведению макроэкономической политики. В противном случае высокий уровень сбережений является индикатором отсутствия уверенности в завтрашнем днем.
Важно отметить, что несмотря значительный приток иностранных инвестиций с конца 90- годов в страну, их динамика выглядит не стабильной, и варьируется в широком диапазоне, тогда как внутренние инвестиции более стабильны, и в меньшей степени подвержены отрицательному влиянию внешних факторов. Особенно это хорошо ощущается в периоды кризисов.
Это позволяет сделать вывод о том, что развитие национальной экономики более стабильно и успешно в случае аккумулирования внутренних инвестиций в стране, нежели за счет притока иностранного капитала. Иначе говоря, устойчивое и успешное развитие национальной экономике возможно лишь в случае укрепление финансовой системы, которая нацелена на аккумулирование инвестиций за счет внутренних резервов страны. А этого возможно достичь тогда, когда в экономике существует баланс в проведении социальной и макроэкономической политик, одним из важных условий которого является доверие населения к государственным институтам.
Таким образом, в экономике возрастает степень важности привлечения инвестиций за счет внутренних сбережений в стране. Об этом же свидетельствует и эконометрический анализ распределения дохода на
Источник: данные Всемирного банка Рис.4. ПИИ и траектория динамики инвестиций в % к ВВП за 1975 - 2012 гг.
Тухтарова Е.Х.
потребление и сбережения для экономики Исландии. Так, функция абсолютного дохода для Исландии показала, что на протяжении более чем 40 лет в экономике сложилась следующая пропорция в стране: 80% приходится на потребление и 20% на сбережение (уравнение 1). Как уже было отмечено выше норма сбережения у населения составляет 12 - 17%, тогда как в целом по экономике в среднем за анализируемый период это норма составляет 20%. Иначе говоря, большая часть внутренних сбережений в экономике формируется за счет сбережений населения.
Доход = - 0,00 + 0,80 * потребление + 0,2 * сбережения (1)
Я2 = 0.995; Ба = 1,92
Опыт развития финансовой системы Исландии интересен и в период мирового кризиса. Наряду с поддержанием скандинавского типа национальной экономики, правительство Исландии проводило необходимую реструктуризацию финансовой системы в стране из - за поразившего её мирового кризиса. В частности вся система была поделена на "старые" и "новые" банки. Старые банки обязали разрешить проблему с международными обязательствами, которые были накоплены до кризиса, а новые банки должны были обслуживать исключительно внутренние операции [14].
Такое решение было принято после проведения референдума, основной целью которого было выяснить настроение населения относительно возмещения по иностранным вкладам, на котором исландцы проголосовали против осуществления компенсационных выплат [9].
Пример Исландии показывает, как можно достичь успешного развития экономики через укрепление связи сбережения - инвестиции, важным условием которого является эффективная социальная политика, которая приводит к повышению уровня доверия населения, что является гарантом повышения качества государственных институтов.
Заключение
Проведенный анализ Исландской экономической модели наглядно продемонстрировал, что успех национальной экономики зависит, и более надежен за счет стимуляции внутренних сбережений, накопленных у населения.
Для привлечения внутренних сбережений в национальную экономику необходимо несколько условий: развитая и надежная финансовая система в стране, снижение диспропорций в доходах у населения и макроэкономическая стабильность в стране.
Как показал анализ, наличие высокой нормы сбережений среди населения, не является гарантом для их успешного привлечения в экономику с целью
последующей их трансформации в инвестиции. Сбережения начинают работать на экономику только тогда, когда создаются предпосылки для создания эффективного финансового инструмента. А этого можно достичь через проведение взаимоувязанной социальной и макроэкономической политик.
Социальная политика должна быть направлена на снижение диспропорций в доходах населения цель, которой не только выравнивание доходов, но и повышение благосостояния в целом. Это создаст хорошие условия для привлечения сбережений на развитие национальной экономики.
Проведение такой политики будет способствовать развитию финансовых услуг в стране, что в свою очередь будет способствовать укреплению связи «сбережения - инвестиции», как основного гаранта экономического развития.
Нахождение баланса между политиками, будет обеспечивать доверие среди населения к проведению государственного курса по экономическому развитию в стране. Это естественным образом будет способствовать повышению качеству государственных органов, и приводить в действие механизм «сбережения - инвестиции» в более быстром режиме.
Таким образом, именно успешная социальная политика является основным залогом успешности экономической модели, которая позволяет реализовывать самые смелые государственные проекты, направленные на улучшение ситуации в стране.
Литература:
1. Григорьев Л., Иващенко А. Мировые дисбалансы сбережений и инвестиций // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 4-19.
2. Продолятченко П. А. Трансформация сбережений населения в инвестиции // Деньги и кредит. 2007. № 2. С. 65-67.
3. Белехова Г. В. Индикаторы сберегательной активности населения (на примере Вологодской области) // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II международная научная конференция. СПб.: Реноме, 2013. С. 119-122.
4. Ефимова Р., Аббас Н. Ю. Инвестиционный потенциал населения России: Основные аспекты статистического изучения // Вопросы статистики. 2011. № 1. С. 21-30.
5. Аналитический доклад Финансового университета при правительстве Российской Федерации «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010 - 2015 гг.) URL: http:// bankir.ru/tehnologii/s/analiticheskii-doklad-srednes-rochnii-prognoz-razvitiya-finansovoi-sistemi-rossii-2010-2015-gg-6076002/#ixzz30A4NpCk7 (дата об-
Тухтарова Е.Х.
ращения 21.03. 2014)
6. Итуэлла Дж., Милгейта М., Нююиена П. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Нююиена П. М.: ИНФРА-М, 2004. 931 с.
7. Отчет статистических органов Дании / Nordic Statistical Yearbook, Nordisk statistics 2011: под редакцией Клауса Мюнх Хаангеса. К.: 2011.
8. Быкова О.А., Горшкова В.И. Объективные основы российской социальной политики // Материалы VI международной студенческой электронной научной конференции. URL: http://www.scienceforum. ru/2014/722/5134 (дата обращения 12.05.2014)
9. Песина Е. А. Особенности государственно-правового регулирования банковской деятельности в период мирового экономического кризиса в Исландии // Коллективная монография по материалам научно - практической конференции с дистанционным обучением. URL: http://sibac.info/index. php/2009-07-01-10-21-16/1914-2012-04-14-20-0531 (дата обращения 04.04.2014)
10. Отчет OECD Factbook 2013 // Economic, Environmental and Social Statistics. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2013_fact-book-2013-en (дата обращения 12.05.2014)
11. Отчет МВФ// Iceland and the IMF // Iceland: Selected Issues // Официальный сайт МВФ. URL: http:// www. imf. org/external/country/I SL/index. htm?pn=9 (дата обращения 04.04.2014)
12. Методика оценки финансового потенциала населения и возможности использования накоплений в инвестиционных целях // Информационно-аналитические материалы. М.: ЦБРФ НИИ, 1996. Вып. 10.
13. На основе данных Всемирного банка. URL: http:// databank.worldbank.org/data/home.aspx (дата обращения 04.04.2014)
14. Официальный сайт Банка Исландии. URL: www. sedlabanki.is (дата обращения 12.05.2014)
References:
1. Grigoryev L., Ivashchenko A. World disbalances of savings and investments // Voprosy ekonomiki. 2011. № 6. P. 4-19.
2. Prodolyatchenko P.A. Transformation of people's savings into investments // Dengi i kredit. 2007. № 2. P. 65-67.
3. Belekhova G.V. Indicators of saving activity of population (exemplified by Vologda region) //
Problemy I perspektivy ekonomiki I upravleniya: materialy II mezhdunarodnoy nauchnoi konferentsiyi. StPetersburg: Renome, 2013. P. 119-122.
4. Efimova R., Abbas N.Yu. Investing potential of the population of Russia: Major aspects of statistical study // Voprosy statistiki. 2011. № 1. C. 21-30.
5. Analytical report of the Financial University affiliated to the Government of the RF "Medium-term forecast of the Russian financial system development (2010 - 2015 rr.) URL: http://bankir.ru/tehnologii/s/ analiticheskii-doklad-srednesrochnii-prognoz-razvitiya-finansovoi-sistemi-rossii-2010-2015-gg-6076002/#ixzz30A4NpCk7 (date of reference 21.03. 2014)
6. Eatwell J., Milgate M., Newman P.Economic theory: study book for universities / edited by Eatwell J., Milgate M., Newman P. M.: INFRA-M, 2004. 931 p.
7. Report of Danish Statistical bodies / Nordic Statistical Yearbook, Nordisk statistics 2011: Edited by Klaus Munch Haagensen, . K: 2011.
8. Bykova O.A., Gorshkova VI. Objective basics of the Russian social policy // Materials of VI international students' electronic scientific conference. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/722/5134 (date of reference 12.05.2014)
9. Pesina E.A. Peculiarities of state-legal regulation of banking activity in the period of the world economic crisis in Iceland // Multi-authored monograph on the materials of the research and practice conference with distant learning. URL: http://sibac.info/index. php/2009-07-01-10-21-16/1914-2012-04-14-20-0531 (date of reference 04.04.2014)
10. Report OECD Factbook 2013 // Economic, Environmental and Social Statistics. URL: http://www. oecd-ilibrary.org/economics/oecd-factbook-2013_ factbook-2013-en (date of reference 12.05.2014)
11. Report IMF // Iceland and the IMF // Iceland: Selected Issues // Official site IMF. URL: http://www.imf. org/external/country/ISL/index.htm?pn=9 (date of reference 04.04.2014)
12. Evaluation methods of financial potential of population and possibilities of savings utilization for investments // Informatsionno-analiticheskiye materialy. M.: TsBRF NII, 1996. Vip. 10.
13. On the basis of the World Bank data. URL: http:// databank.worldbank.org/data/home.aspx (date of reference 04.04.2014)
14. Official site of the Bank of Iceland. URL: www. sedlabanki.is (date of reference 12.05.2014)