Научная статья на тему 'Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом'

Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4542
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ШАРИАТ / ФИКХ / DAR AL-ISLAM / DAR AL-HARB

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рарогова Камила

Целью этой статьи стал обзор правил и принципов, регулирующих международное право и международные отношения с учетом исламского права и исламской правовой системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC LAW, ISLAMIC STATES AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE TRADITIONAL INTERNATIONAL LAW

The purpose of this article is the review of the rules and the principles governing international law and the international relations taking into account the Islamic right and Islamic legal system in general

Текст научной работы на тему «Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом»

7. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

7.1. ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

Рарогова Камила, доктор права, инженер экономики. Должность: начальник юридического отдела. Место работы: Прага, Чехия

kamila.rarogova@eriell.com

Аннотация: Целью этой статьи стал обзор правил и принципов, регулирующих международное право и международные отношения с учетом исламского права и исламской правовой системы в целом.

Ключевые слова: исламское международное право; исламская правовая система; шариат; фикх; dar al-islam, dar al-harb

ISLAMIC LAW, ISLAMIC STATES AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE

TRADITIONAL INTERNATIONAL LAW

Rarogova Kamila, Doctor of Laws, M.Sc. Master of science. Head of legal department Place of employment: Prague, Czech republic

kamila.rarogova@eriell.com

Abstract: The purpose of this article is the review of the rules and the principles governing international law and the international relations taking into account the Islamic right and Islamic legal system in general

Keywords: Islamic international law; Islamic legal system; Sharia; fiqh; dar al-islam, dar al-harb

Исламские государства, несомненно, являются полноправными членами международного сообщества, где их влияние в области международных отношений и политики на сегодняшний день существенно и продолжает расти. Значение исламского права признается и Международным судом ООН в Гааге (далее -МС)1, согласно статье 9 Устава МС, которая декларирует: «В каждом выборе избиратели должны иметь в виду не только то, что каждое из избираемых лиц должно быть компетентно, но и то, что в избираемом корпусе как целом должны быть представлены основные формы цивилизации и, главное, правовые системы мира»2.

Одно из пятнадцати судейских мест, таким образом, занято «мусульманским» судьей3. МС при принятии решений несколько раз обращался к исламскому праву. В качестве примера можно привести взгляд судьи Аммоуна в деле о границах континентального шельфа между Германией и Данией, а также между Германией и Нидерландами 1969 года, когда судья Аммоун особо отметил, что МС обязан (в частности, согласно статье 9 Устава МС) принимать во внимание как европейские правовые традиции, так и правовые традиции азиатские, африканские, а также исламские правовые принципы и т.д. Аналогично выразил свое мнение судья Вирамантри при решении спора между Словакией и Венгрией в деле системы водоснабжения Габчиково-Нагимарос.

Таким образом, вопрос об отношении права ислам-

1 ARZT, D. E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 210

2 Организация Объединенных наций, Статут Международного суда. Апрель 1946, статья 9.

3 В настоящее время это место занято марокканским судьей Мо-

хамедом Бенноунаемом

ских стран и международного права остается по-прежнему актуальным.

1 Характеристика исламского права и концепция исламского правового государства

Мы не будем говорить об исламском праве подробно, так как для понимания отношения исламского права и других правовых систем, включая международное право, достаточно краткой характеристики исламского права и исламской правовой системы.

1.1 Исламская правовая система, шариат, фикх и исламское право

Исламская правовая система является самой молодой правовой системой и характеризуется относительно близкой связью с исламом как религией. Исламское право традиционно называется шариат. Речь идет о праве, данном Богом, не принятом парламентом или иным компетентным законодательным органом4.

Следует отметить, что географическое расширение исламского права не тождественно географии исламских стран5. Это следует из самого понимания «права» - то, что континентальная и англо- американская правовые системы понимают как «право определенного государства», исламское право понимает как «право лиц определенного вероисповедания». Таким образом, существуют народы, которые приняли ислам как (государственную) религию, но не как «право». В то же время верно и то, что исламское право в полной мере относится ко всем мусульманам независимо от того, где они живут. Тем не менее, в полной мере исламское право можно применять только на территории исламских государств, которые при-

4 BEZOUSKOVA, L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozna praca. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.6

5 KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 807179-028-1, s. 247

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

няли исламское право. При этом следует учитывать, что «исламское право в настоящее время в полной мере не применяется ни в одном из исламских государств»6.

Хотя шариат необязательно должен быть отождествлен с правом исламских государств, как правило, он составляет его значительную неотъемлемую часть и признается кодифицированным. Доказательством этого служат многочисленные статьи конституций исламских государств, ссылающиеся на шариат и его принципы как на источник законодательства7.

Шариат, однако, не только решает собственно правовые вопросы: он представляет собой «универсальную систему обязательных правил поведения мусульманина»8, своего рода «кодекс божественного порядка человечества, неизменный моральный закон»9. Как показывает, например, проф. Кнапп10, нашему представлению о праве лучше отвечает иное исламское понятие, обозначаемый термином фикх. Фикх представляет собой систему правил поведения человека, разработанную авторитетными исламскими учеными (так называемыми улемами)11. В этом случае речь идет о деле человека в отличие от шариата, который является делом Божим. Но шариат и фикх тесно связаны. Шариат как дело Божие - дело совершенное, а значит, и неизменное, фикх же предполагает интерпретацию права, в том числе и правил шариата как создания (нового) права в прямом смысле этого слова.

1.2 Источники исламского права

Для исламского права не существует исчерпывающего перечня источников. Число зафиксированных источников и мера их обязательности существенно разнится согласно отдельным ученым и юридическим школам.

Традиционно источники исламского права распределяются на первичные (главные) и вторичные (второстепенные). Как первичные источники определяются Коран, Сунна (т.е. высказывания и обычаи времен пророка Мухаммеда или его последователей, которых он сам назвал или минимально утвердил), кияс (т.е. решения, принятые на основе аналогии) и иджма (т.е. совпадающее мнение ученых). К вторичным источникам относятся истихсан (т.е. «отклонение от правила прецедента в пользу иного правила»12, если при определенных условиях это представляется целесообразным или необходимым), истислах (т.е. «решение на основании общего интереса»13) и урф (т.е. обычай, традиция).

Ни в одном из случаев, однако, речь не идет о кодификации права, как это понимается в континентальной и в англо-саксонской культуре. Например, сам Коран

является скорее священным текстом общего характера, чем собственно правовым документом. Так, из общего числа 6236 стихов14 около 80 посвящены вопросам правового характера, остальные посвящены вопросам религиозным, политическим, социальным и т.д.15. Проблематика международного права решается в 25 стихах.

1.3 Концепция исламского государства

Исламское государство воспринимается иначе,

нежели мы привыкли в западной культуре16, и обычно характеризуется относительно тесной связью религии и государства (минимально в сравнении с евро-американской цивилизацией). Безусловно, следует отметить и тот факт, что для исходной исламской правовой и политической теории понятие «государство» de facto неизвестно, так как оно не было необходимым. Ситуация изменилась в XIX веке, когда было акцептировано территориальное ограничение суверенитета государства.

Хотя основная концепция исламского государства значительно отличается от евро-американского понимания государства, нельзя не заметить влияния именно евро-американской культуры на конституционное право исламских стран. Большинство современных исламских стран приняли конституции, и в этих случаях в определенной степени мы можем говорить и о разделении властей17. Еще раз отметим, что вопреки этому влияние ислама как религии на исламскую правовую систему остается реальным и очень значительным.

1.4 Положение исламского права в современных исламских странах

Исламское право претерпело, как и любая иная правовая система, длительное развитие - от зачатков законодательства у пророка Мухаммеда и периода колонизации со значительным влиянием правовой культуры принимающих земель18, эпохи реформаторских тенденций до нашего времени.

В настоящее время исламское право «сталкивается с новыми правовыми проблемами»19, возникающими в современном и быстро развивающемся (международном) пространстве, и вынуждено на них реагировать. Исламское право и сегодня оказывает сильное влияние на вопросы религиозные, в области семейного, наследственного права и в вопросах обязательств. Влияние иных, в основном западных правовых систем, проявляется в публичном праве, конкретно - в конституционном праве, уголовном и административном. Однако не стоит забывать и о том факте, что шариат в исламских странах считается «главным источником

6 BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

7 BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

8 KNAPP, V. Teorie prava. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 807179-028-1, s. 247

9 BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.5 (s odkazom na Kourilova, I., Mendel, M. Cesta k prameni. Fatwy islamskych ucencü k otazkam vsedniho dne, Praha: Orientalni ustav Akademie ved Ceske republiky, 2003, s. 21)

10 KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. 247 s. ISBN 80-7179-028-1, s. 102

11 В принципе речь идет об исламском варианте правоведения.

12 BEZOUSKOVÄ,L.. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.12

13Там же

14 Число зафиксированных стихов, однако, различается в зависимости от издания, определяется различным делением текста на стихи (сравните ВЕГОиёкСМА^.. РоуеК islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska ипК/еггТЭа, Fakulta р^пюка, s.18-19)

15 ВЕГСиЭКОТА^. РоуеЭЪ islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska ич^гг^, Fakulta р^пюка, s.18-19

16 Идеальным считается очень простое изложение относимое к временам пророка Мухаммеда. В гастоящее время существуют различия между идеальным пониманием государства среди суннитов и среди шиитов.

17 ВЕГСиЭКОТА^. Pojеtí islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska univеrzita, Fakulta р^пюФП, s.61

18 Речь идет прежде всего о влиянии британского и французского права

19 BEZOUSKOVА,L.Pojеtí islamskëho statu. Р!геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska univеrzita, Fakulta р^пюФП, s.59

20

или одним из источников законодательства» .

О сложности проблематики отношений шариата и современного светского права свидетельствует и то, что сами эксперты и ученые не единодушны в решении этого вопроса. Существует целый ряд теорий об отношении шариата и светского права. С точки зрения человека, находящегося под влиянием евро-американской культуры наиболее вероятным и разумным представляет вариант, когда «шариат регулирует только некоторые области права исламского общества (семейные, наследственные и под.), в других же областях могут издаваться новые законы, которые, однако, не должны изменять правила, закрепленные шариатом»21.

Несмотря на вышеуказанные факты (скорее с учетом выше упомянутых фактов), можно констатировать, что целый ряд арабских (или исламских) государств на практике управляются «достаточно современно и стараются найти пути, как удовлетворить требование не противоречить традициям и исламскому праву и в то же время найти современное решение проблемы»22. При этом каждое государство, несомненно, претерпевало в определенной мере свое историко-политическое развитие, что сегодня отражается не только в разнообразии конституционных порядков, но и в сфере применения шариата. В то время как, например, Сирия провозгласила шариат главным источником своего законодательства, такие государства, как Алжир, Египет, Марокко или Тунис, применяют шариат только в вопросах личного статуса человека23,24.

Те же факты приводят к выводу, что при оценке отношения внутригосударственного и международного права в исламской правовой культуре, мы обязательно должны учитывать как традиционное исламское право, так и современное право исламских государств.

2. Концепция международного права в исламском праве и в праве исламских стран

Исходя из всего вышесказанного об исламском праве, неудивительно, что вопрос об отношениях внутригосударственного и международного права в исламском праве также не решается так, как мы привыкли в евро-американской культуре, в частности в континентальной и англо-американской правовой культуре. Можно утверждать, что понимание исламского международного права значительно отличается от традиционного международного публичного права, особенно в некоторых аспектах.

2.1 Характеристика исламского международного права

Исламское международное право (сийар) - это система правовых норм исламского права (шариата), которые имеют международный правовой характер и регулируют (формально) отношения между мусульманами и немусульманами. Подобно множеству других институтов исламского права сийар уходит корнями глубоко в историю, когда исламское право было вынуждено гибко реагировать на изменения социальных

20 BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.60

21 BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.85

22 taktiez

23 Речь идет о праве семейном, праве наследования и праве религиозном

24 сравните ARZT, Donna E. The Application of International Human

Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol.

12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377,

s. 204

и политических условий того времени. В данном конкретном случае фоном возникновения исламского международного права была экспансивная политика мусульманских правителей и ею обусловленная необходимость корректировки как военного права, так и права заключать (мирные) договоры.

2.1.1 «Территория ислама» (dar al-isam), «территория войны» (dar al-harb) и священная война

Основным принципом исламского международного права является биполярное разделение мира на «территорию ислама» (dar al-islam) и «территорию войны» (dar al-harb) в теории ислама. Dar al-islam - это та часть мира, где действует исламская политическая власть и где применяется исламское право шариат. Dar al-harb представляет собой территорию политеистов, иноверцев, христиан и иудеев и т.д., т.е. фактически весь остальной мир.

Именно с этой теорией разделения мира на две части часто связано иное понятие - джихад (jidad), иначе называемый «священная война». Термин джихад означает обязанность мусульман расширять и защищать учение ислама в мире. Однако о самом характере джихада ученые и эксперты до сих пор ведут споры. Нет единого мнения и в том, обязателен при этом военный конфликт (как в случае, когда исламское государство выступает в роли агрессора, так и в случае нападения на него) или достаточно политической, религиозной и психологической пропаганды25.

Поэтому джихад был и, по-своему, остается перманентным состоянием и обязанностью. Однако реальность со временем показала, что это состояние практически долгосрочно неустойчиво, и с XVI века мы можем встретиться с другим термином - dar al-sulh, или «территория перемирия»26. Свои правомочия заключать мирные договоры мусульманские правители выводили из действий самого Мухаммеда, который, в частности, заключил договор с мекканцами, откладывающий войну на 10 лет. С другой стороны, договор был заключен только на 10 лет, потому что договоры в понимании исламского права de facto не могут быть (с учетом исключений) заключены бессрочно или на срок более 10 лет.

2.1.2 Принцип pacta sunt servanda

Принцип pacta sunt servanda, несомненно, один из основных принципов современного международного права. Не менее важен этот принцип и для шариата. Принцип обязательности договоров и их добросовестного исполнения является фундаментальным и для исламского международного права и остается основополагающим для утверждения, что существует определенная базовая международная норма, которая обязательна как для мусульман, так и для «неверных»27. Формально этот принцип закреплен непосредственно в Коране, например в стихах 9:428 a 16:912 .

25 сравните ARZT, Donna E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 211

26 сравните ARZT, Donna E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 211

27 сравните ARZT, Donna E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 212

28 « Исключением являются те идолопоклонники, с которыми вы заключили договор, которые вам не причиняли никакого вреда и

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

2.2 Применение исламского международного права в практике современных исламских государств

2.2.1 Обзор проблематики

Теория биполярного (или скорее «трехполярного») разделения мира (и с этим связанное требование джихада), несомненно, трудно сопрягаема с основным принципом современного международного права - с требованием мирного сосуществования и сотрудничества равноправных государств30. Еще одной проблемой является ограниченный срок действия международных договоров в рамках исламского международного права.

Кроме того, исламским правом достаточно долго не решался вопрос об отношениях национального (внутригосударственного) и международного права, сийар же, воспринимаемый как «право завоевателя», не позволяет исламским государствам принимать на себя международные договорные обязательства в роли побежденного или даже на равных31. Таким образом, единственным авторитетным правом в исходной теории является исламское право. С другой стороны, можно говорить, что (исламское) международное право в традиционном понимании исламских ученых является частью исламской правовой системы и непосредственно применимо как часть национальной правовой системы, а следовательно, носит монистический характер32.

Однако исламская теория была вынуждена принять как историческую реальность dar al-sulh (территорию перемирия) и территориально ограниченный государственный суверенитет, и сегодняшние мусульманские страны, если они хотят быть полноправными членами международного сообщества, вынуждены проводить определенные реформы, когда речь идет об отношениях и противоречиях их национального права и права международного. Таким образом, хотя в целом ортодоксальные мусульманские ученые по-прежнему настаивают на строгом соблюдении учений dar al-islam a dar al-harb, сегодня мы можем найти множество вид-

33

ных мусульманских специалистов , которые считают категорию dar al-harb преодоленной. По мнению мусульманских юристов-реформаторов, международное пространство со времен возникновения теории dar al-harb претерпело существенные изменения. Развитие международного права и возникновение международ-

никому против вас не помогали. Соблюдайте тогда в полной мере заключенный с ними договор до окончания срока его действия, потому что Бог любит тех, кто богобоязнен» (Sv ty Koran (online). Vers 9:4.Islamska nadacia v Prahe. Islamska nadacia v Brne. (cit. 2014-02-16). См.: http://www.islamweb.cz/koran/.)

29 «Соблюдайте искренне договор Божий, если вы его уже заключили, и не нарушайте клятвы, которую вы уже приняли, и Бог стал гарантом - потому что Бог знает, что делаете» (Sv ty Koran (online). Vers 16:91.Islamska nadacia v Prahe. Islamska nadacia v Brne. (cit. 2014-02-16). См.: http://www.islamweb.cz/koran/.)

30 ARZT, D. E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 214

31 ARZT, D. E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 214

32 FADEL, M. International Law, regional developments: Islam Max Planck Encyclopedia of Public International Law (online). R. Wolfrum (ed.). Oxford University Press, 2008. (cit. 2014-12-16). Online edition. Cm. : http://www.law.utoronto.ca/documents/Fadel/Max_ Planck:Final.pdf.(www.mpepil.com).s. 2.

33 Наример, Махмуд Шалтут - бывший ректор университета ал-

Азхар в Каире

ных организаций (как, например, ООН) стало гарантией независимости государств и права народов на самоопределение34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате таких изменений сторонники ислама могут исповедовать свою веру во всем мире без каких-либо значительных ограничений, а ведение войны со стороны исламской страны может носить только оборонительный характер. Иными словами, государства, предлагающие мусульманам свободу вероисповедания, не могут быть признаны «территорией dar al-harb».

Реальность также демонстрирует, что исламские государства на международном (международном правовом) уровне соблюдают нормы международного права и признают международные организации и институты независимо от того, насколько они соответствуют исламскому профилю35. Почти все исламские страны присоединились также к наиболее важным международным договорам. Определенное недовольство здесь наблюдается только в случаях с договорами, касающимися прав человека.

2.2.2 Конкретные пути решения вопроса об отношениях национального законодательства, международного права и исламского права в правовой системе Ирана

Следует заметить, что Иран (Иранская исламская республика) непосредственно в своей конституции декларирует соблюдение исламского права, его правил и принципов.

Иран является также государством, подписавшим многие международные договоры. Статус международных договоров в национальной правовой системе регулирует, например, статья 9 иранского гражданского кодекса, согласно которой заключенные Ираном договоры, соответствующие положениям конституции страны, имеют силу парламентского закона и могут применяться в практике иранских судов36. В случае противоречий условий международного договора и норм внутригосударственного законодательства действует правило lex posterior derogat legi priori.37

Однако требование соответствия международных договоров конституции гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Как было отмечено выше, Иран в своей конституции обращается к шариату и в иранской конституции напрямую закреплено требование соответствия национальных правовых актов законам шариата38. Положения международных договоров, таким образом, de facto должны соответствовать не только иранской конституции, но и шариату. В случае

34 MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. См.:

http://www.mpil.de/shared/data/pdf/pdfmpunyb/10_mostag.pdf.s.9.

35 BERGER, M. Islamic views on international law. Culture and International Law. P. Meerts (ed.). Haag:Hague Academic Coalition, 2008. См.: http://www.clingendael.nl/publications/2008/20080000

cdsp_chapter_berger.pdf.s. 113

36 MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. См.: http://www.mpil.de/shared/data/pdf /pdfmpunyb/10_mostag.pdf.s.386.

37 MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. См.: http://www.mpil.de/shared/data/pdf/pdfmpunyb/ 10_mostag.pdf.s.387.

38 Сравните статью 4 и статью 72 иранской конституции

противоречий условий международного договора и шариата, приоритет остается за шариатом.

Что касается обычного международного права, иранская правовая система не содержит ни одного общего положения, которое бы определило для международных соглашений значимость внутригосударственных норм. Для того чтобы международные соглашения были релевантны для иранской правовой системы, прежде всего должно быть обеспечено их соответствие шариату, и только потом они будут трансформированы в иранскую правовую систему.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в иранской правовой системе приоритетным оказывается шариат, в том числе и на уровне международного права.

3. Оценка проблематики отношения исламского права, права исламских государств и традиционного международного права

Напомним, что в настоящее время следует принимать во внимание факт отличия исламского права и права исламских государств. Несмотря на то, что между этими понятиями существуют тесные связи, единственным современным государством, где под правом понимается шариат, является, вероятно, Саудовская Аравия.

Тем не менее, все исламские государства, которые в своих конституциях (или иных правовых актах) обращаются к шариату и при этом обязуются соблюдать обязательства, вытекающие из международных договоров, рано или поздно должны будут решить проблему столкновения правил шариата и норм международного права. С точки зрения исламского государства в случае противоречий шариата и международного права однозначный приоритет остается за шариатом: исламское государство не может принимать на себя никаких обязательств, противоречащих шариату. С точки зрения международного права, национальное право (исламское же право de facto является его частью) не имеет на международные правовые обязательства государства никакого влияния. Государство, наоборот, должно привести национальное право в соответствие с правом международным, а значит, в соответствие с обязательствами, которые для государства вытекают из норм международного права. Кроме незаключения международных договоров или невступления в них (что сегодня в международном сообществе менее реально), единственным способом избежать потенциального противоречия норм шариата и норм международного права остается принятие различных дополнений и оговорок к договорам.39.

4. KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 80-7179-028-1, s. 247

5. BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

6. BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

7. KNAPP, V. Teorie prava. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 80-7179-028-1, s. 247

8. BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zäpadoceskä univerzita, Fakulta pravnicka, s.5 (s odkazom na Kourilova, I., Mendel, M. Cesta k prameni. Fatwy islamskych ucencu k otazkam vsedniho dne, Praha: Orientalni ustav Akademie ved Ceske republiky, 2003, s. 21)

10. KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. 247 s. ISBN 80-7179-028-1, s. 102

11. ARZT, D. E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. Cm.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 214

11. FADEL, M. International Law, regional developments: Islam Max Planck Encyclopedia of Public International Law (online). R. Wolfrum (ed.). Oxford University Press, 2008. (cit. 2014-12-16). Online edition. Cm.: http://www.law.utoronto.ca/documents/Fadel/Max_ Planck:Final.pdf.(www.mpepil.com).s. 2.

12. MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. Cm.: http://www.mpil.de/shared/data/pdf/pdfmpunyb/10_mostag.pd f.s.9.

13. BERGER, M. Islamic views on international law. Culture and International Law. P. Meerts (ed.). Haag:Hague Academic Coalition, 2008. Cm.: http://www.clingendael.nl/publications/2008/20080000 _cdsp_chapter_berger.pdf.s. 113

14. MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. Cm.: http://www.mpil.de/shared/data/pdf /pdfmpunyb/10_mostag.pdf.s.386.

Список литературы:

1. ARZT, D. E. The Application of International Human Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol. 12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377, s. 210

2. Организация Объединенных наций, Статут Международного суда. Апрель 1946, статья 9.

3. BEZOUSKOVÄ, L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozna praca. Zäpadoceskä univerzita, Fakulta pravnicka, s.6

39 MOSCHTAGHI,R. The Relation between International Law, Islamic Law and Constitutional Law of the Islamic Republic of Iran - A Multilayer system of Conflict. Max Planck Yearbook of United nations law. 2009, Vol. 13. Cm.:

http://www.mpil.de/shared/data/pdf/pdfmpunyb/10_mostag.pdf.s.420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.